НОД по речевому развитию "Обучение детей составлению текста сказочного содержания"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Шайнурова Алсу Владимировна

В занятии показана методика составления текстов сказочного содержания по методу "Каталога" ("Чудесный мешочек").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_skazka_teh.karta_sr.gr_.docx24.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

в образовательной области «Речевое развитие»

в средней группе

Тема: Обучение детей составлению текста сказочного содержания

«Маленькие сказочники»

Составила: воспитатель Шайнурова А.В.

г. Югорск, 2015

Цель Обучение детей составлению текста сказочного содержания. 

Задачи:

  1. Образовательные

- Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; 

- Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении; 

- Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги, слова-антонимы.

  1. Развивающие

          - Расширять и активизировать словарный запас детей;

          - Учить детей использовать для  воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

  1. Воспитательные

- Воспитывать умение следить за развитием действия, сопереживать героям произведения;

- Воспитывать умение доброжелательно общаться друг с другом;

- Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться.

Материалы и оборудование: демонстрационный материал: морфодорожка, карточки и значки-признаки к ней; «чудесный мешочек» с 4 игрушками.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организационный этап (6 мин)

Создание атмосферы психологической безопасности

Организация направленного внимания. Напоминать детям о необходимости здороваться, прощаться. Совершенствовать диалогическую речь. Учить детей использовать для  воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жесты); использовать в речи слова-антонимы. Воспитывать умение доброжелательно общаться друг с другом.

Психогимнастика,     сообщение информации. Беседа. Дидактические игры «Мои друзья», «Скажи наоборот». Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Воспитатель с детьми проходит в группу

- Ребята, посмотрите как много у нас гостей. Давайте их поприветствуем и пожелаем здоровья…

- Вставайте, пожалуйста, в круг, чтобы мы хорошо видели друг друга.  Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Правда? А в сказках живет много разных героев. Я предлагаю вам поиграть в игру «Мои друзья». Я – лягушка-квакушка, а мои друзья – сказочные герои…

- Как много у меня друзей! Но вы наверно знаете, что у всех героев сказок бывает разный характер.

- Поиграть в игру «Скажи наоборот» нам поможет мячик

(воспитатель бросает мяч и называет черты характера сказочных героев).

- Здравствуйте.

Встают в круг.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Называют героя, подходят к воспитателю, изображая его действия, повадки.

Дети по очереди ловят мяч и называют слова-антонимы:

Злой – добрый,

Смелый – трусливый,

Грустный – веселый,

Умный – глупый,

Болтливый – молчаливый,

Шумный – спокойный…

Актуализация

(1 мин)

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений.

Беседа, игровые приемы.

- Ребята, я знаю, что вы часто превращаетесь в настоящих сказочников? А кто такие сказочники?

Присаживайтесь.

- Я сегодня принесла «волшебный мешочек», который поможет нам придумать свою сказку (показывает мешочек).

Участвуют в диалоге

- Да, они сочиняют сказки…

Садятся на ковер.

Расширение

имеющихся

представлений, навыков

(6 мин)

Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Расширять и активизировать словарный запас детей.

Воспитывать умение следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Приемы активизации

самостоятельного мышления

детей.   Фантазирование.

Моделирование. Решение проблемной ситуации.

Обсуждение.

Воспитатель обращает внимание детей на морфодорожку.

- Жил-был… ребята, как мы обозначим эти слова в окошечке?

- А кто жил-был, нам подскажет «чудесный мешочек». Помоги мне, Егор.

- Кто это? Какой он по цвету?

Идет составление сказки еще с тремя объектами по следующему алгоритму:

-С кем он дружил? Как они играли?

-Пришел злой... Кто? Что он делал?

-Кто помог друзьям спастись?

-Что случилось со злым героем?

- Ребята, как можно закончить нашу сказку?

Дети сидят на ковре перед мольбертом.

Дети предлагают нарисовать домик.

Ребенок достает игрушку из «чудесного мешочка», показывает всем.

Дети помогают выделить признак объекта.

Дети вытягивают игрушку, называют ее, выделяя признаки и действия.

Дети предлагают варианты: Вот и сказочке конец…

Стали они жить-поживать…

Динамическая

пауза (1 мин)

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости.

Учить детей использовать для  воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).

Физкультминутка «Превратимся в героев сказки».

Педагог предлагает изобразить повадки и действия героев сказки.

Участвуют в игре,  выполняют различные действия.

Практическая

работа (5 мин)

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении. Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Формировать элементарные навыки  самоконтроля.

Передача детьми текста составленной сказки.

- Ребята, у нас получилась замечательная сказка. Про кого она? Какое название можно дать нашей сказке? Вы можете подойти к мольберту и рассмотреть схему новой сказки.

- Я предлагаю вам подойти к гостям и рассказать им сказку, что бы гости ее хорошо запомнили и смогли рассказать своим ребяткам у себя в садике.

Дети отвечают на вопросы, предлагают свои варианты названий. Рассматривают составленную схему.

Дети подходят к гостям, рассказывают сказку и дают ей название.

Заключительный этап. Рефлексия, 1 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки.

Обсуждение.

- Ребята, что мы сегодня с вами делали? А вам понравилось быть сказочниками? Тогда я предлагаю рассказать нашу новую сказку дома мамам и папам… Попрощайтесь с гостями.

Дети отвечают на вопросы, прощаются с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по обучению детей старшей группе составлению текстов сказочного содержания с использованием приёмов технологии ОТСМ – ТРИЗ.

Тема совместной деятельности:Составление текста сказочного содержания.Совместная деятельность осуществляет интеграцию образовательных областей: Речевое развитие и Социально - коммуникативное развитие....

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему"Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания"

Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств, средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к истории, к изменению окружающего, его творческому, соз...

Методическая разработка на тему: «Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей 6-7 лет с ТНР на основе технологии составления текстов сказочного содержания».

В данной разработке описывается  опыт работы учителя-логопеда с детьми подготовительной к школе группы на занятиях по обучению дошкольников элементам грамоты с применением технологии ТРИЗ автора ...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...

Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ

Обучение детей составлению текстов сказочного содержания с помощью ТРИЗ...

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»

Индивидуальный план работы по самообразованию.Тема: «Формирование навыков творческой речевой деятельности посредством обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания»...