Итоговое занятие в старшей группе "Свойства бумаги"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Уточнить представление детей о бумаге, формировать основыизнаний о ее свойствах. Обобщить знания детей о значении бумаги в повседневной жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги, посредством опытов и экспериментов с бумагой.  Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.

Задачи:

 

Образовательные

 Актуализировать знания детей о свойствах и видах бумаги. Сформулировать у детей потребность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе эксперимента. Расширять знания детей о бумаге через обследование предмета.

Развивающие

 Развивать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, умение выражать мысли, используя все части речи. Продолжать совершенствовать координацию движений, мелкую моторику рук.   Развивать связную речь, словесно-логическое мышление, продолжать развивать умение  последовательно излагать свои мысли.

Воспитательные

 Воспитывать интерес к свойствам окружающих нас предметов, любознательность, бережное отношение к окружающему.

Демонстрационный материал

  Бумага, картон, вода, масло растительное, полоски бумаги, использование ИКТ (мнемотаблицы).

Раздаточный материал

 Бумага, картон,  салфетки,  газета, тазики с водой, ватные палочки.

Методические приемы

 Игры, эксперименты, продуктивная деятельность детей, беседа-диалог, анализ, подведение итогов.

                                 Ход занятия

Воспитатель: -  Ребята, давайте пожелаем всем доброе утро.

Придумано кем-то и просто и мудро

При встрече здороваться доброе утро,

Доброе утро и солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длиться до вечера

Ребята, посмотрите, какая красивая коробка! Там что-то спрятано. Отгадывать вы будете сегодня необычным образом, с помощью картинок-подсказок.

 - А теперь попробуйте отгадать о чем мы будем говорить сегодня.

 (на доске коробка,  картинки под которыми скрыто слово бумага)

В: Правильно это бумага. А сейчас Алина и Диана хотят нам рассказать о бумаге.

Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. Одни народы писали на глиняных  плитах, другие – на дощечках.

- Очень давно, люди писали на березовой коре, которая называлась береста. Далее люди стали писать на листе из тонкой кожи животных, который назывался пергамент. А позже люди придумали бумагу.

Воспитатель: Всё верно, Бумагу ребята,  изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс. Вот послушайте стихотворение:

  • Лесорубы дерево срубили,
  • На станке на части разделили,
  • Чурбачки на щепки порубили,
  • И в растворе долго их варили.
  • А потом всю жидкость отжимают,
  • Валиком утюжат, сушат, гладят.
  • Так выходит чистый лист бумаги
  • Для журнала, книги и тетради.
  • Обсуждение стихотворения

 

Воспитатель: - Кто скажет, какими изделиями из бумаги мы пользуемся с вами в жизни?

Ответы детей: - Книги, раскраски, альбомы, салфетки и др.

Воспитатель: - Вот видите, как много предметов из бумаги нас окружает.  

 -А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Дидактическая игра «Бывает – не бывает»

- Я называю предмет, а вы хлопаете в ладоши, в зависимости от того, изготавливают ли этот предмет из бумаги.

Бумажная книга              Бумажный стул

Бумажный кораблик      Бумажное полотенце

Бумажная обувь             Бумажное пальто

Бумажная газета         Бумажная тетрадь

альбом, салфетка, деньги.

Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Восп-ль: Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

Как вы думаете бумага бывает разная? Может вы сами знаете какие виды бумаг есть? (газета, салфетка, туалетная бумага, картон, цв.бумага, гофрированная , бархатная, подарочная, бумага для афиши т.д.)

А прочная ли бумага? Мы проверим. А проверим мы это в нашей лаборатории. Но прежде чем туда отправимся давайте сделаем пальчиковую гимнастику

5.Пальчиковая гимнастика.

Мы бумагу режем, режем,

Мы бумагу рвем, рвем,

Мы бумагу клеим, клеим,

Мы бумагу мнем, мнем.

Ну вот пришли в нашу лабораторию. Вспомним правила которые мы соблюдаем в нашей лаборатории:

  1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя
  2. Пробовать на вкус , брать в рот в лаборатории запрещено
  3. Бережно обращаться с оборудованием
  4. Соблюдать тишину не мешать работать другим

Восп-ль:- Ой, ребята, посмотрите, на доске появилась схема. Как вы думаете что может обозначать эта схема?

Восп-ль: Этот  значок нам показывает, что для следующего опыта нам понадобится вода.

-Опустите в воду сначала салфетку, затем альбомный листок бумаги. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее?(Ответы детей)

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее и распалась, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Дети: бумага боится воды, бумага материал непрочный.

№2,   схема «растительное масло».

Опыт №2, "Бумага впитывает масло"

Восп-ль: Намочите ватную палочку в масле и оставьте ею след на бумаге. Что произошло?

-Дети: бумага впитывает масло.    

 - Какой сделаем вывод?

Вывод: масло пропитывает бумагу.

Физкультминутка

Я платочек постираю,

В кулачках его потру,

А потом прополоскаю,

Крепко-крепко отожму.

Я встряхну платочек ловко,

Чтобы высох быстро –

Прищеплю его к веревке.

№3, схема «нота».   Опыт №3 "Бумага издает звук" 

Восп-ль:-Возьмем тонкий лист бумаги и выполним движения- стирка белья, а теперь картон . Бумага шуршит, скрипит, звук разный.

Вывод при смятии, трении- бумага издает звук.

№4, схема с сюрпризом (творческий этап).

Вот осталась последнее задание, мы с вами сделаем красивую собаку.   Предлагаю превратить листы бумаги в поделку (оригами).

Отношение детей к деятельности.

Восп-ль : -Ребята, что вы нового узнали о бумаге? Что вам больше всего понравилась выполнять? Выводы исследований - опираясь на схемы. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая

1. Бумага намокает.

2. Бумага впитывает масло.

3. При смятии бумага издает звук.

4. Летает.

5. Из бумаги можно делать поделки.

Восп-ль: Ребята у нас скоро праздник Новый год? И мы знаем что из бумаги можно сделать много различных украшений. Какие? (Ответы) Вот на следующем занятии это и сделаем.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие в старшей группе по развитию речи "Маша идет в щколу"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида приоритетным осуществлением интеллектуально...

Конспект итогового занятия в старшей группе

Итоговое занятие в старшей группеЗадачи·        Закрепить время года, весенние месяцы, название перелетных птиц.·        Сов...

Занятие по математическому развитию «В гости к Бабе-Яге» контрольно-итоговое занятие в старшей группе.

Цель:Ø Закрепить названия геометрических фигур – многогранников (ромб, трапеция, пятиугольник и т.д.);Ø Развивать у детей настойчивость в достижении цели, умение сосредотачиваться, логическое мышление...

Конспект     итогового занятия по конструированию из бумаги с детьми старшего возраста           «Наша речка спасена»

Программные задачи:   Обучающие: учить выделять знакомые способы конструирования и переносить их в новые условия, существенно изменяя. Учить детей основным правилам поведения человека в...

Итоговое занятие в старшей группе детского сада. Тема занятия: «Приключения Капитошки и его друзей»

Программное содержание:Цель: Выявление полученных знаний, представлений, умений, которые дети получили в течение учебного года.Задачи: Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать...

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:

Конспект итогового занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в форме игры "Умники и умницы". Цель занятия:Образовательные задачи:1. закрепить знания детей о наше...