Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «У природы нет плохой погоды…»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Белевская Екатерина Александровна

Обучающие задачи: понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека,  развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности, закреплять представления детей о природных явлениях, обогащать и активизировать словарь детей по теме «погода», учить отгадывать загадки, обогащать словарный запас, уметь изображать задуманное.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе

«У природы нет плохой погоды…»

Обучающие задачи: понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека,  развивать активность и любознательность детей в процессе познавательной деятельности, закреплять представления детей о природных явлениях, обогащать и активизировать словарь детей по теме «погода», учить отгадывать загадки, обогащать словарный запас, уметь изображать задуманное.

Развивающие задачи: развивать умения оценивать природные явления и находить в любом хорошее и плохое, развивать познавательный интерес к природе, совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь, развивать творческие способности, развивать память, закрепление знаний о геометрических фигурах, развивать умение их рисовать.

Воспитательные задачи: воспитывать аккуратность, воспитывать чувство дружбы, прививать и воспитывать любовь к природе. Умение передавать эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях и в рисунке.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Художественно – эстетическое

развитие», «Познавательное развитие», «Эмоциональное».

Оборудование:  – фланелеграф, картинки с изображением различных явлений природы (дождя ,солнца ,снега, грома и т.д), календарь погоды, альбомы принадлежности для рисования, шапочки маски-Тучи, Солнца, Дождя ,Снега, Сосульки.

Ход занятия:  Педагог предлагает детям вспомнить какими словами мы говорим о солнышке (ясное, лучистое, горячее, яркое). Отмечаем ответы тех детей, кто больше смог придумать определений. Затем дети вместе с педагогом вспоминают, какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце (синее, голубое, чистое, прозрачное, солнечное); о небе, на котором  нет солнышка (хмурое, пасмурное, грустное, серое).

Далее педагог читает сказку

- Дети, послушайте сказку:  “Жили-были два братца - ветра: старший брат – Северный ветер, другой – Южный. Как же они не похожи друг на друга! Как подует Северный ветер – сразу становится холодно и морозно” Какими словами ещё можно сказать про этот ветер? (Ледяной, морозный, колючий)

А второй брат – Южный ветер – был совсем другим. Каким был южный ветер? (Тёплый, ласковый, нежный).

Педагог: А теперь  дети, посмотрите на эти картинки на фланелеграфе, все они рассказывают о солнечном дне, о вдруг появившихся тучах, дожде. Зачем нам солнце? Какое оно?

Обращаясь почти к каждому ребёнку, говорит:

-Если ты подумаешь?, то рассказ придумаешь о солнце, о дожде, о детях играющих, о том, как и почему появляются тучи, куда и почему прячется солнце. И как спастись от дождя всем зверюшкам, насекомым, детям. Сравните солнышко и нас, мы тоже такие же добрые, ласковые, тёплые, как солнышко, по отношению друг к другу? К маме, к папе, бабушке? А пока вы придумываете рассказ, послушайте стихи про солнце и утро. Может, они подскажут вам начало рассказа.

Солнце светит с позаранку, Всей земле улыбку шлёт.

Мы выходим на полянку, Ручеёк в лесу поёт.

Тёплый ветер гладит кожу, Лес шумит густой листвой.

Дуб нам хочет поклонится, Клён кивает головой.

Птицы весело щебечут, Только их не разглядеть,

Рады птицы нашей встрече, Рады вместе с нами петь.

                     Чтение стихотворения  М.Щеловановой  «Утро»

-Какое сегодня утро?

 – Сегодня плохое утро, Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь.

-Почему же плохое утро?

 Сегодня хорошее утро, Сегодня весёлое утро, и тучи уходят прочь.

-Сегодня не будет солнца, Сегодня не будет солнца, Сегодня будет хмурый, Серый, Пасмурный день.

-Почему же не будет солнца? Наверное, будет солнце, Обязательно будет солнце, И прохладная синяя тень.

Можно дать такие вопросы и задания:

 -  О чём говорится в этом стихотворении?

 - Какими словами автор говорит о пасмурном утре? (Хмурое утро, Дождливое утро)

- Какими словами автор говорит, о солнечном утре? (Весёлое утро, Тучи уходят прочь)

Текст этого стихотворения легко запоминается. Можно назвать двух детей, один из которых будет спрашивать, другой – отвечать.

Здесь следует обратить на интонацию, которой дети говорят о хмуром утре и солнечном утре. Предложить детям задание: как можно по-другому сказать о хмуром утре? (Серое, Невесёлое, Скучное) А как можно по-другому сказать о солнечном утре? (Весёлое, Радостное, Голубое, Счастливое)

Далее педагог вызывает детей (по желанию) рассказать, что они придумали. Все слушают и отмечают наиболее интересные и весёлые рассказы.

Педагог: Дети, а теперь попробуем изобразить в виде знаков на бумаге ваши рассказы. Мы с вами должны на листочках, которые у вас есть, изобразить схемой каждый свой рассказ. Что после чего случается?

Будем обозначать солнце в виде круга, тучу – овалом,  дождь – треугольником, цветы спрятавшиеся от дождя – маленьким квадратиком, цветы раскрывающиеся на солнце – большим квадратом, а детей человечками.

 – Нарисуй схему своего рассказа. – Проверь себя. Прочти свой рассказ. – Посмотрите, какие цепочки получились у соседей по столу, у ребят в группе, какие персонажи пропущены? Найдите самые интересные и смешные рисунки. Попробуйте рассказать историю по рисункам соседа.

Динамическая пауза  «Солнечные зайчики»

Дети ловят зайчика на стене. Педагог направляет зеркальце ниже, выше, дети стараются поймать зайчика. Педагог при этом читает стихотворение:

Солнечные зайчики играют на стене, Поманю их пальчиком, пусть бегут ко мне. Ну лови, лови скорей! Вот, Вот, Вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Набегавшись, дети рассаживаются на свои места, а педагог предлагает новую игру.

Педагог: Дети, а сейчас давайте вспомним с вами приговорки, загадки и стихи о солнышке. (Дети читают стихи, поговорки, загадки)

Солнышко-ведрышко, выйди из-за облачко

Сядь на пенек, погуляй весь денек.

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого

Не спеша огонь тот ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце,

Ну конечно это… (Солнце)

Педагог: Ребята, а можно говорить о людях словами, которые мы использовали для определения солнышка? О каких людях можно так сказать?

Далее педагог вместе с детьми вспоминают, какая, кроме солнечной бывает погода (дождь, снег, гром, ветер, и т.д.), а затем предлагает отгадать загадки, доставая из конверта карточки с изображением отгадки).

Без рук, без ног,                                Без досок, без топоров

А ворота отворяет. (Ветер)              Через речку мост готов.

                                                            Мост как синее стекло            

                                                            Сколько, весело, светло. (Лед)

                                                               

Живет – лежит,                              

Умрет – побежит. (Снег)                                                

Пушистая вата                                   Лежал, лежал

Плывет куда-то,                                 Да в речку побежал.

Чем вата ниже,                                                               (Снег)

Тем дождик ближе.  (Облака)

Кто играет проводами, поднимает пыль клубами?

Кто к земле деревья клонит? Кто волну речную гонит?

                                                                                        (Ветер)

Я нужен зеленым лугам, я нужен полям и лесам,

Я нужен цветам и кустам. И если я вдруг опоздаю –

Все вянет кругом, засыхая. Ждут люди меня с нетерпением

И смотрят на небо с волнением. Но стоит меня им заслышать –

Попрячутся сразу под крышу. Кто я?                           (Дождь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды"

Учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года; рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под влиянием природных явлений....

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе "У природы нет плохой погоды".

           Цель: учить видеть и понимать изменение, которые происходят в природе в разные времена года;рассказывать о своем эмоциональном состоянии, возникшем под ...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...

Групповой проект в средней группе "У природы нет плохой погоды" 2021-2022гг

Групповой проект в средней группе "У природы нет плохой погоды" 2021-2022гг...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеИнтеграция с образовательной областью «Познавательное развитие»Тема: «Путешествие в заколдованный лес»Цель: способствовать раз...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе «Что такое хорошо и что такое плохо»

В представленном занятии раскрывается воспитательная работа,направленная на расширение знаний детей о хороших и плохих поступках через художественное слово,драматизацию .С помощью проблемных игровых с...