"В гости к зимушке зиме"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Радуга» ГО г. Агидель РБ
Открытое занятие по развитию речи
в подготовительной группе «В гости к Зимушке-зиме»
Провела: Мухаматдинова З.Ф.
2020г
Цель: – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь и развивать связную речь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Задачи:
Образовательные:
1.Закреплять навык связного рассказывания с помощью мнемотаблицы.
Развивающие:
1. Развитие образного мышления.
2. Развитие памяти, слухового внимания, зрительного восприятия.
Воспитательные:
1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через художественное слово (стихотворение, пословицы).
2. Воспитывать навыки сотрудничества у детей, умение слушать собеседника
Словарь: обогащать словарь ребёнка по теме «Зима».
Предварительная работа: Целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений, Чтение произведений о зиме; просмотр презентаций. Составление описательных и сюжетных рассказов по мнемотаблице, заучивание стихотворений о зиме при помощи схем, знакомство с народными приметами и пословицами, разгадывание загадок о зимних явлениях.
Оборудование:, мнемотаблица, , снежинки. сундучок с заданиями ,письмо
1. Организационный момент, начало занятия.
Цель: организовать внимание детей, эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, словесный метод.
Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг.
Поделитесь с гостями своим хорошим настроением. Теперь сядьте все красиво и покажите и мне, и гостям, что вы готовы к занятию.
Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у нее была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
(ответ-зима)
Я тоже так думаю! Ребята, а что это за красивый сундучок у нас на подоконнике? Он раньше был у нас в группе? (ответ детей) Кто же мог его у нас оставить? (предположения детей). А тут лежит еще письмо! Воспитатель читает вслух: «Здравствуйте ребята. Я заглядывала к вам в окно, и вы мне очень понравились! Услышав, что вы собрались на занятие, я захотела, чтобы вы посвятили его мне. Если вы согласитесь, то я для вас приготовила интересные задания. Удачи и до свидания, я обязательно приду к вам в гости. С уважением Зима».
Ну как ребята, вы согласны посвятить наше занятие Зиме? (да). Так и назовем наше занятие по развитию речи «В гости к Зимушке - зиме».
Тогда начинаем, желаю вам быть внимательными, умными, и находчивыми. Напоминаю вам. Что свои мысли вы должны выражать полным ответом.
Ребята, а чтобы красиво говорить. Что мы проводим в начале занятия по развитию речи?
Дети: чистоговорку
Наша чистоговорка будет о зиме.
МА-МА–МА-наступила вновь зима
РА – РА – РА – снежная гора
ИЛИ–ИЛИ–ИЛИ - бабу снежную лепили
ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик
РИ – РИ – РИ - прилетели снегири
КИ–КИ–КИ-поиграем мы в снежки
РЫ–РЫ–РЫ - катаемся с горы
ТА – ТА – ТА – зимою красота
Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок –вот он!
Чик, чук, чак, чок –открывайся, сундучок!
Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).
Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, заданий, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?
Докажите мне и гостям, что на улице зима. (дети отвечают на вопрос какое сейчас время года, перечисляют зимние признаки и зимние забавы)
-Какие зимние месяцы вы знаете?
-Как они называются?
-А какие пословицы о зимних месяцах вы знаете?
1.Декабрь год кончает, зиму начинает.
2.Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
3.Январь — году начало, зиме — середина.
4.Месяц январь — зимы государь.
5.У февраля два друга — метель и вьюга..
6.В феврале,в феврале много снега на дворе!
Молодцы !
Природа зимой замирает, но жизнь в природе не останавливается. Снег пушистым покрывалом защищает землю от мороза. Очень красивое стихотворение о зиме написал И. Суриков «Зима»
Иван Суриков «Зима»
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно...
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
(стих о зиме рассказывает ребенок)
Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Хотите поиграть? Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте. Из наших слов мы будем строить большую горку. Оказывается горку можно строить не только из снега, но и из слов.
Дидактическая игра с снежком «Назови как можно больше красивых слов».
Погода зимой какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо зимой какое? – пасмурное, серое, голубое.
День зимой какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер зимой какой? – сильный, холодный, колючий.
Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.
Солнце зимой какое? низкое, неяркое.
Молодцы, какая высокая горка получилась! А теперь ответьте мне.
Игра «Наоборот»
Летом и зимой дни жаркие. Правильно?
Летом и зимой небо светлое. Правильно?
Летом и зимой дни длинные. Правильно?
Весной и летом Лёд на реке тонкий. Правильно?
Снег и лед мягкие. Правильно?
Молодцы, , распутали все слова, хорошо описали зиму,!
Воспитатель: Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте мы с вами погреемся.
Пальчиковая игра
Руки в кулачки сожмем
И немножко подождем.
На ладошки мы подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Мы ладошки растираем
И лицо обогреваем.
Растираем лобик тоже,
Теплым стать ему поможем.
Щечки надуваются.
Губки улыбаются.
(заглядываю в сундучок)
Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб!
А здесь еще что-то лежит (достаю конверт с заданием)
Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.
Игра «доскажи словечко» :
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается…………………………………….снежок!
Вот веселье для ребят все сильнее ……………………………снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в…………………………………….снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
Физминутка. «Снежок»
1,2,3,4 Мы с тобой снежок слепили - («лепить», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (гладить одной ладошкой другую)
Но совсем-совсем несладкий (грозить пальцем)
Раз — подбросим, (подбросить воображаемый снежок вверх)
Два — поймаем, (присесть, поймать воображаемый снежок)
Три — уроним (встать, роняя воображаемый снежок)
И… сломаем (топать)
-Кто снег кушал? А можно снег кушать? (ответы детей)
В сундучок Зима положила нам еще очень красивую снежинку, но снежинка не простая она с заданием.
«Снежок - загадка» отгадывание загадок: (среди картинок дети находят отгадки и прикрепляют на доску)
Хоть сама - и снег и лёд,
А уходит - слезы льет. (Зима)
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла? (Снеговик)
Их треплют, катают,
А зиму таскают. (Валенки)
Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ... (Снежинки)
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет. (Сугроб)
Кручу, урчу,
Знать никого не хочу. (Метель)
И вот последнее задание зимы. Нужно составить рассказ о зиме Мы много говорили о зиме, теперь мы составим рассказ о зиме. А для этого мы используем мнемотаблицу.
Работа с мнемотаблицей «Зима»
Рассказ воспитателя «Гостья зима»
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?
Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы были активными и внимательными. О каком времени года мы говорили?Ребята, какие задания Зимы вам понравились? А какое задание было самым сложным для вас? А самым лёгким?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»
Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»...
Конспект интегрированной деятельности для детей подготовительной группы на тему: " В гостях у Зимушки-зимы"
закреплять знания детей о временах года, о зимующих птицах; учить детей моделировать, узнавать животных по следам; развивать эмпатию, умение выражать свое отношение к явлениям в природе; р...
Музыкальное экологическое развлечение для детей первой младшей группы «В гости к Зимушке-Зиме»
Развлечение обеспечивает каждому ребёнку отдых и эмоциональное благополучие, помогает усилить проявление эмоциональной отзывчивости при встрече с обитателями зимнего леса и Зимушкой-Зимой....
Спортивный праздник "В гостях у Зимушки - зимы"
Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста. Дети отправляются в гости к Зиме на северный полюс. По пути они преодолевают различные трудности (эстафеты) знакомятся с животными се...
Физкультурно - тематическое развлечение в средней группе "В гости к Зимушке-Зиме"
Цель: Развлечь детей, доставить радость, закрепить навыки и умения полученные на занятиях физической культуры, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать правильную оса...
"В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ"
Занятие по развитию речи для старшей логопедической группы....

