"В гости к зимушке зиме"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Мухаматдинова Зиляра Фанузовна

Занятие по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_zimushke_zime.docx55.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Радуга» ГО г. Агидель РБ

               Открытое занятие по развитию речи

в подготовительной группе «В гости к Зимушке-зиме»

                                                                     

                                                                 

                                                                   

                                                                       

                                                                        Провела: Мухаматдинова  З.Ф.

                                                                                       

                                                          2020г

                  Цель:  – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь  и развивать связную речь детей, учить подбирать родственные (однокоренные) слова. Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять навык связного рассказывания с помощью мнемотаблицы.

Развивающие:

1. Развитие образного мышления.

2. Развитие памяти, слухового внимания, зрительного восприятия.

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе через художественное слово (стихотворение, пословицы).

2. Воспитывать навыки сотрудничества у детей, умение слушать собеседника

Словарь: обогащать словарь ребёнка по теме «Зима».

Предварительная работа: Целевые прогулки, ежедневные наблюдения, рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечений, Чтение произведений о зиме; просмотр презентаций. Составление описательных и сюжетных рассказов по мнемотаблице, заучивание стихотворений о зиме при помощи схем, знакомство с народными приметами и пословицами, разгадывание загадок о зимних явлениях.

Оборудование:, мнемотаблица, , снежинки. сундучок с заданиями ,письмо

1. Организационный момент, начало занятия.

Цель: организовать внимание детей, эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Методы и приёмы: сюрпризный момент, словесный метод.

    Организационный момент
Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Поздоровайтесь с гостями,

Улыбнитесь всем вокруг.

Поделитесь с гостями своим хорошим настроением. Теперь сядьте все красиво и покажите и мне, и гостям, что вы готовы к занятию.

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня. 

  Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у нее была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?
(ответ-
зима)

 Я тоже так думаю!
 Ребята, а что это за красивый сундучок у нас на подоконнике? Он раньше был у нас в группе? (ответ детей) Кто же мог его у нас оставить? (предположения детей).  А тут  лежит еще письмо! Воспитатель читает вслух: «Здравствуйте ребята. Я заглядывала к вам в окно, и вы мне очень понравились! Услышав, что вы собрались на занятие, я захотела, чтобы вы посвятили его мне. Если вы согласитесь, то я для вас приготовила интересные задания. Удачи и до свидания, я обязательно приду к вам в гости. С уважением Зима».

    Ну как ребята, вы согласны посвятить наше занятие  Зиме?  (да). Так  и  назовем  наше  занятие по  развитию  речи «В гости  к Зимушке -  зиме».  

    Тогда  начинаем,  желаю вам быть внимательными, умными, и находчивыми. Напоминаю  вам. Что  свои  мысли  вы  должны выражать  полным  ответом.

   Ребята, а  чтобы    красиво  говорить. Что  мы  проводим  в  начале  занятия  по  развитию  речи?

Дети: чистоговорку

Наша  чистоговорка  будет  о  зиме.

МА-МА–МА-наступила вновь зима

РА – РА – РА – снежная гора

ИЛИ–ИЛИ–ИЛИ - бабу снежную лепили

ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик

РИ – РИ – РИ  - прилетели снегири

КИ–КИ–КИ-поиграем мы в снежки

РЫ–РЫ–РЫ - катаемся с горы

ТА – ТА – ТА – зимою красота

     Пришла к нам долгожданная зима, и подарила нам свой подарок - сундучок –вот он!

Чик, чук, чак, чок –открывайся, сундучок! 

Давайте вместе! (воспитатель заглядывает в сундучок).

   Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, заданий, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

 Ребята, скажите  пожалуйста, какое сейчас время года? 

Докажите мне и гостям, что на улице зима. (дети отвечают на вопрос какое сейчас время года, перечисляют зимние признаки и зимние забавы)
-Какие зимние месяцы вы знаете? 

-Как они называются?

-А какие пословицы о зимних месяцах вы знаете?

1.Декабрь год кончает, зиму начинает.
2.Декабрь — месяц лютый, спрашивает, как обутый.
3.Январь — году начало, зиме — середина.
4.Месяц январь — зимы государь.

5.У февраля два друга — метель и вьюга..
6.В феврале,в феврале много снега на дворе!

Молодцы !
    Природа зимой замирает, но жизнь в природе не останавливается. Снег пушистым покрывалом защищает землю от мороза. Очень красивое стихотворение о зиме написал И. Суриков «Зима»

Иван Суриков «Зима»

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

 

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело.

 

Тёмный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно...

 

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы —

И зима настала.

(стих о зиме рассказывает ребенок)

    Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы ее приметы?
Хотите поиграть? Я «слеплю» снежок из снега и буду вам его бросать, а вы ловите и отвечайте. Из наших слов мы будем строить большую горку. Оказывается горку можно строить не только из снега, но и из слов.

  Дидактическая игра с снежком «Назови как можно больше красивых слов».

Погода зимой  какая? – снежная, холодная, морозная.

Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.

Небо зимой  какое? – пасмурное, серое, голубое.

День зимой  какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.

Ветер зимой какой? – сильный, холодный, колючий.

Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.

Солнце зимой  какое? низкое, неяркое.

 Молодцы, какая высокая горка получилась! А теперь ответьте мне.

Игра «Наоборот»

Летом и зимой дни жаркие. Правильно?

Летом и зимой небо светлое. Правильно?

Летом и зимой дни длинные. Правильно?

Весной и летом Лёд на реке тонкий. Правильно?

Снег и лед мягкие. Правильно?

Молодцы, , распутали все слова, хорошо описали зиму,!

Воспитатель: Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, давайте мы с вами  погреемся.  

Пальчиковая игра

Руки в кулачки сожмем

И немножко подождем.

На ладошки мы подуем,

Все снежинки мы с них сдуем.

Каждый пальчик мы возьмем,

Сильно на него нажмем.

Мы ладошки растираем

И лицо обогреваем.

Растираем лобик тоже,

Теплым стать ему поможем.

Щечки надуваются.

Губки улыбаются.

(заглядываю в сундучок)

Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб!

А здесь еще что-то лежит (
достаю конверт с заданием)

Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова.


Игра «доскажи словечко» :

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………………………………………снег!

С неба всё скользят пушинки - серебристые………………………….снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается…………………………………….снежок!

Вот веселье для ребят все сильнее   ……………………………снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в…………………………………….снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился………………………………………….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка…………………………………….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой……………………………………снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………………снег!
Какие слова вы добавляли? (
снег, снежинки, снежок, снеговик…)
На какое слово они все похожи? (
на слово «снег»)

Физминутка.  «Снежок»

1,2,3,4 Мы с тобой снежок слепили -  («лепить», меняя положение ладоней)

Круглый, крепкий, очень гладкий (гладить одной ладошкой другую)              

Но совсем-совсем несладкий (грозить пальцем)                                                          

Раз — подбросим, (подбросить воображаемый снежок вверх)                                                      

Два — поймаем, (присесть, поймать воображаемый снежок)                                        

Три — уроним (встать, роняя воображаемый снежок)                                                              

И… сломаем  (топать)

-Кто снег кушал?  А можно снег кушать? (ответы детей) 

     В сундучок Зима положила нам еще очень красивую снежинку, но снежинка не простая она с заданием.

   «Снежок - загадка» отгадывание загадок: (среди картинок дети находят отгадки и прикрепляют на доску)

Хоть сама - и снег и лёд,

А уходит - слезы льет. (Зима)

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (Рукавички)

Что за нелепый человек

Пробрался к нам

В двадцатый век?

Морковкой нос,

В руке метла,

Боится солнца

И тепла? (Снеговик)

Их треплют, катают,

А зиму таскают. (Валенки)

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,

В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим. (Лыжи.)

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые ... (Снежинки)

Белый дед, белее нет.

Старый, горбатый,

Лежит возле хаты.

Лежит всю зиму

- Никто не поднимет.

Весна придет

- Он сам уйдет. (Сугроб)

Кручу, урчу,

Знать никого не хочу. (Метель)

И вот последнее задание зимы. Нужно составить рассказ о зиме Мы много говорили о зиме, теперь мы составим рассказ о зиме. А для этого мы используем мнемотаблицу.

https://pandia.ru/text/78/055/images/image001_148.jpg

Работа с мнемотаблицей «Зима» 

Рассказ воспитателя «Гостья зима» 

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем: - Кто пришел к нам в гости? - Какое время года было до этого? - Чем зима накрыла землю? - Какие подарки принесла зима? - Для чего людям нужны эти подарки? - Что такое зимние забавы?

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы были активными и внимательными. О каком времени года мы  говорили?Ребята, какие задания Зимы  вам понравились? А какое задание было самым сложным для вас? А самым лёгким?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»

Конспект прогулки в 1 младшей группе «В гости к Зимушке – зиме»...

" В гости к Зимушке-Зиме"

конспенкт музыкального занятия...

Конспект интегрированной деятельности для детей подготовительной группы на тему: " В гостях у Зимушки-зимы"

закреплять знания детей о временах года, о зимующих птицах; учить детей  моделировать, узнавать животных по  следам; развивать эмпатию, умение выражать свое отношение к явлениям в природе; р...

Музыкальное экологическое развлечение для детей первой младшей группы «В гости к Зимушке-Зиме»

Развлечение обеспечивает каждому ребёнку отдых и эмоциональное благополучие, помогает усилить проявление эмоциональной отзывчивости при встрече с обитателями зимнего леса и Зимушкой-Зимой....

Спортивный праздник "В гостях у Зимушки - зимы"

Сценарий спортивного праздника для старшего дошкольного возраста. Дети отправляются в гости к Зиме на северный полюс. По пути они преодолевают различные трудности (эстафеты) знакомятся с животными се...

Физкультурно - тематическое развлечение в средней группе "В гости к Зимушке-Зиме"

Цель: Развлечь детей, доставить радость, закрепить навыки и умения полученные на занятиях физической культуры, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать правильную оса...

"В ГОСТИ К ЗИМУШКЕ-ЗИМЕ"

Занятие по развитию речи для старшей  логопедической группы....