Конспект занятия по познавательно речевому развитию во второй младшей группе «Прогулка в зимний лес»
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Диева Елена Геннадьевна

Конспект занятия по познавательно речевому развитию во второй младшей группе «Прогулка в зимний лес»

Цель: Упражнять детей в составлении коротких описательных рассказов.

Задачи:

Образовательные:
— Пополнять знания детей о жизни зверей в зимний период: изменение внешнего вида, образа жизни, местообитание, пища.
— Активизировать правильное произношение звуков«с» «к», учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе.
— Упражнять в названии детенышей животных в единственном и множественном числе, с помощью суффикса — (лисенок, лисята), (бельчонок, бельчата), медвежата (медвежонок).
— Формировать умение, согласовывать существительное с прилагательными в роде, числе, падеже.
— Учить составлять описательные предложения из 2-3 слов по картинке.
Развивающие:
—Развивать логическое мышление через понимание смысла загадок и их разгадывание, вопросы воспитателя.
— Развивать эстетические чувства через высказывания детей о том, как они представляют зимний лес.
Воспитательные:
— Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.
— Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.
— Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным.

Методы и приемы:

Наглядные: использование компьютерной презентации «Дикие животные».
Словесные: художественное слово – загадки, вопросы к детям, артикуляционная гимнастика, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе
«В гости к нам пришли игрушки»

Интегрируемые образовательные области:

- Познание

- Коммуникация

- Социализация

- Музыка

- Художественная литература

Программные задачи:

Образовательные - расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать правильное произношение звука «Б». Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие - развивать умение использовать в беседе накопленные знания. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику рук.

Воспитательные – воспитывать бережное отношение к игрушкам, отзывчивость, умение слушать друг друга.

Предварительная работа:

Чтение и разучивание стиховбеседа (моя любимая игрушка). Разгадывание загадок. Сюжетно-ролевые игры « Магазин игрушек, детский сад».

Оборудование:

Игрушки (куклы, машинки, мячи, конструктор, мягкие игрушки, музыкальные игрушки, солдатики, матрешка, паровоз и т. п.); корзина с привязанными к ее ручке воздушными шарами; карточки «Что лишнее»; раздаточные маленькие матрешки, разноцветные листы картона с наклеенными на них желтыми и синими кругами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: К кому вы ходите в гости? А нравится вам, когда гости приходят к вам? Почему? Кто приходил к вам в гости? Но гостей надо уметь встречать. Вы слышите, звонок зазвонил, может быть к нам пришли гости (дети идут встречать гостей). Сегодня к нам в гости прибыли игрушки из соседней группы. Встречайте их. (Вносится большая корзина с игрушками и с прикрепленными к ручке корзины воздушными шарами). Воспитатель: Ребята, как нужно приветствовать гостей?

Дети: Здравствуйте, мы вам очень рады, проходите, пожалуйста!

Дидактическое упражнение «Давай познакомимся».

Воспитатель: Ребята, давайте знакомиться. Нужно назвать свое имя и сказать, какими игрушками вы больше всего любите играть. Например: «Меня зовут Зоя Александровна. Я очень люблю играть с мячом и конструктором». А теперь вы представьтесь нашим гостям.  

Дети называют себя и свои любимые игрушки.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас встали все в круг.

Приветствие: Здравствуй, друг. (Установление эмоционального контакта.)

Подойди ко мне, дружок.

Соберемся все в кружок.

Мы за руки все возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг!

Дидактическое упражнение «Назови игрушку».

Воспитатель: Ребята, сейчас вы возьмите себе по одной игрушке. Только обязательно назовите, какую игрушку вы взяли. «Я взяла мягкую рыбку». Дети называют свои игрушки.

Воспитатель показывает картинки с изображением предметов.

Ребята, на этой картинке изображены предметы. Сосчитайте, сколько их. Четыре. Но один из них лишний. Какой? Почему? Все предметы – это игрушки, а один – не игрушка (предмет посуды, мебели, инструмент, продукт питания, растение и т. п.) Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Воспитатель: Вы знаете, что игрушки бывают и большие, и маленькие. Давайте поиграем. Каждый из вас расскажет о своей игрушке: «Большая – рыба, а маленькая – рыбка».

Большая кукла – маленькая куколка.

Большой мяч – маленький мячик.

Большая машина – маленькая машинка.

Большой заяц – маленький зайка.

Большой барабан – маленький барабанчик. Дидактическое упражнение «Большой - маленький»

Воспитатель: Ребята, что-то мы засиделись. Давайте поиграем, ручки-ножки потренируем.

Ребята, посмотрите на эти игрушки (5-6 штук) и постарайтесь запомнить. А теперь закройте глазки. (Воспитатель убирает одну игрушку). Откройте глазки, посмотрите и скажите, какой игрушки не хватает. (Проводится, а затем игрушка не убирается, а переставляется. Дети отвечают на вопрос: «Что изменилось»).

Дидактическое упражнение «Один - много»

Воспитатель: Хорошо, когда игрушек много: всем хватает, можно выбрать. Давайте поиграем в игру. Из одной игрушки словами будем делать много. Например: «Одна рыбка – много рыбок». (Дети называют единственное и множественное число своей игрушки).

Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием.

Дидактическая игра «Поставь матрешку в нужное место».    

Воспитатель: Ребята, положите перед собой листы картона и возьмите в руки маленькую матрешку. (Пока дети готовятся к работе, воспитатель спрашивает у них, какого цвета их лист картона). Дети отвечают. А теперь слушайте внимательно и выполняйте задание.

Матрешка встала между двумя кругами.

Матрешка встала около желтого круга.

Матрешка спустилась вниз.

Матрешка встала посередине листа.

Матрешка пошла вверх.

Воспитатель: Ребята, в нашей корзине я вижу игрушки. Да не простые, а музыкальные.

Какие вы мне скажите. Слушайте внимательно.

Ой, звенит она, звенит

Всех игрою веселит,

А всего-то три струны

Ей для музыки нужны.

Что такое? Отгадай ка!

Это наша …(Балалайка).

Воспитатель:

Очень весело поет, если дуется в нее

Ду-ду-ду, да-да-да. Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка, а что же это? (Дудочка).

Воспитатель: Все инструменты отгадали. У кого из вас есть какие музыкальные  инструменты. Дети перечисляют.                      

Бум-бум, тра-та-та!

Барабан гремит с утра.      

Приготовьте указательные пальчики – «барабанные палочки», сейчас будем барабанить ими по столу и говорить:

«Бам-бам-бам».

«Бим-бим-бим».

«Бум-бум-бум».

«Бем-бем-бем».

Дидактическое упражнение «Барабан».

Рефлексия

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Сейчас вы можете поиграть с игрушками. Эти игрушки дали нам ребята из соседней группы, и они будут огорчены, если мы вернем им какие-то игрушки поломанными. Расскажите, пожалуйста, как нужно играть, чтобы игрушки не сломались и еще долго радовали ребят.

Дети: Не бросать их на пол, на них могут наступить. Не кидаться игрушками. После игры класть на место.

Литература:

  1. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в младшей группе детского сада» ТЦ Учитель. Воронеж 2009.
  2. Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» Москва, Просвещение 1996.
  3. Н. П. Аникеева «Воспитание игрой» Москва, Просвещение 1987.

Конспект занятия по познавательно речевому развитию во второй младшей группе «Прогулка в зимний лес»

Цель: Упражнять детей в составлении коротких описательных рассказов.

Задачи:

Образовательные:
— Пополнять знания детей о жизни зверей в зимний период: изменение внешнего вида, образа жизни, местообитание, пища.
— Активизировать правильное произношение звуков«с» «к», учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе.
— Упражнять в названии детенышей животных в единственном и множественном числе, с помощью суффикса — (лисенок, лисята), (бельчонок, бельчата), медвежата (медвежонок).
— Формировать умение, согласовывать существительное с прилагательными в роде, числе, падеже.
— Учить составлять описательные предложения из 2-3 слов по картинке.
Развивающие:
—Развивать логическое мышление через понимание смысла загадок и их разгадывание, вопросы воспитателя.
— Развивать эстетические чувства через высказывания детей о том, как они представляют зимний лес.
Воспитательные:
— Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.
— Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.
— Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным.

Методы и приемы:

Наглядные: использование компьютерной презентации «Дикие животные».
Словесные: художественное слово – загадки, вопросы к детям, артикуляционная гимнастика, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя.

Практические: имитационные движения.
Игровые: сюрпризный момент – письмо от Старушки Лесовушки, проблемные ситуации: как попасть в гости,«Один – много», детская игра «Зайка беленький сидит …».

Самостоятельная деятельность:
Придумывание интересных историй про зверей, рисование этих животных при помощи трафарета.
Словарная работа:
Активный словарь: звери, белка, заяц, лиса, медведь, снег, зима, холод, маленький, большой, пушистый, серый, рыжая, красивый, бельчонок, лисенок, медвежонок.
Пассивный словарь: дупло, нора, берлога, логово.
Индивидуально – дифференцированный подход:
— Дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень).

Ход занятия:

Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое интересное письмо принесли нам в группу.
Интересно, что в нем?
Сообщение темы занятия:
«Дорогие ребята, хочу пригласить вас на прогулку в зимний лес. Жду встречи. Скоро приду. Старушка-Лесовушка.»
Ребята, а вы бы хотели побывать в гостях у Старушки Лесовушки? А не боитесь в лес-то идти? В лесу мы увидим диких животных, вспомним о том, как они приготовились к зиме, как будут зимовать. Мы будем стараться отвечать полными предложениями, вспомнить то, о чём говорили на прошлых занятиях.

Основная часть :

(Стук в дверь)

Воспитатель: Кто это к нам идет? Выхожу, быстро завязываю платок.
Лесовушка: Здравствуйте, ребята. Знаете кто я? Я- старушка Лесовушка. Живу в лесу, охраняю лесных жителей от всяких неприятностей, слежу за тем, чтобы деревья не болели, чтобы хорошо росли. А вы моё письмо получили? Согласны идти со мной в лес на прогулку. А кто мне ответит какое сейчас время года. Тогда давайте вместе вспомним какие вещи надо одеть на зимнюю прогулку. Почему вы решили одеть эти тёплые вещи?
Лесовушка: Правильно, п.ч. на улице холодно, морозно. Теперь мы можем отправиться в лес. А на чем мы поедим?
Дети: На лыжах.
Лесовичок: Надеваем лыжи, поехали.
Зимний лес тихий, все зверушки попрятались от холода. Деревья тоже заснули до весны.
Присаживайтесь на полянке, на пенёчках. Вот мы и в лесу.
(слайды 1,2,3,)
Что лежит на ветках, на земле? Какой снег?
Лес в снежных сугробах, везде пушистый снег, искристый снег, дуют холодные ветра.
Пора и с лесными жителями встретиться.
Чтобы узнать с каким животным мы встретимся,вы должны отгадать загадку.

Рыжая, с пушистым хвостом,
живёт в лесу под кустом. (Лисица)

(слайд 4)

А вот и лисичка-сестричка. Какая лиса? Кто ответит? Какая шерсть у лисы? Как называется жилище лисы? (слайд 5) А зимой она где живёт? Почему? А почему лисе не холодно на снегу?Чем питается лиса? (слайд 6,7)
А вот лисья семья.
(слайд 8)
Кого вы видите на полянке?
Вам не кажется, что в лесу начинается ветер? Лес то у нас волшебный и, я думаю, что мы сможем ветер успокоить.

Физминутка …

Ветер дует нам в лицо….

Пока мы успокаивали ветер к нам ещё один гость пожаловал.
День и ночь по лесу рыщет,
День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит … молчком,
Уши серые — торчком.
(слайд 9)

Угадали кто это? Волк. Это дикое или домашнее животное? Какой волк? (слайд 10)
Где он живёт зимой? Почему это животное не замерзает на снегу? (слайд 11 )
Волку легко живётся зимой? Почему?
А вот вся волчья семья в сборе.
(слайд 12)
Как называется жилище волчьей семьи? ЛОГОВО.

Кого вы видите? Кто самый большой в семье? Кто поменьше? А кто самый маленький?

(слайд14) следы зайца
Посмотрите, ребята, а здесь кто-то пробежал, да это же следы зайца. Он, наверное, от кого-то прячется. Смотрите, а вот и он.

(слайд 15)
Он весь дрожит.
Ребята, как вы думаете, почему дрожит зайка?
Дети: Он замерз, ему холодно, страшно, боится и т.д.
Лесовичок: Ребята, а зачем зайка сменил серую шубку на белую?
Дети: В белой шубке он сливается со снегом, его не заметит лиса или волк.
Лесовушка: А скажите где заяц живёт в лесу? Чем он питается?
(слайд 16)
Смотрите, а вот заячья семья.
(слайд 17)
Кто здесь на полянке?
А как вы думаете, кто может жить в лесу с зайцем по соседству? Кто зайца не съест в лесу?
Правильно –белка.
(слайд 18)
Какая белка?
Какой хвост у белочки?
Где живёт белка? Как называется жилище белки? А чем она питается? (слайд 19,20)
А зимой грибов, орешек нет. Белка подвижная или спокойная?

Кто сидит на ветке? (слайд 21)

А какие общие враги у зайца и у белки в лесу?
А давайте подальше прогоним лису и волка.
Са-са-са-са—не страшна нам лиса!!!
Су-су –су-су-су —не боимся мы лису!!
Са-са-са-са-дальше уходи, лиса
Ок-ок-ок-ок—нам на страшен серый волк!!!
Ка-ка-ка-ка—не боимся мы волка!!
Ок-ок-ок-ок—уходи подальше, волк!
Ребята, а кого из диких животных мы не увидели в лесу? Почему?
Вот она берлога медведя. (слайд 22,23,24)
А это кто свернулся клубком? Ёжик.
(слайд 25,26)

Что то я замёрзла сидим-то в лесу, на морозе. Смотрите к нам зайка пожаловал. Он тоже дрожит весь. Давайте с ним погреемся.

Зайка беленький сидит, дети приседают, руки над
И ушами шевелит. головой, как ушки у зайца,
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. встают, хлопают в ладоши
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. дети прыгают на двух ногах
Кто- то зайку напугал
Зайка прыг и спрятался. Приседают, закрывают ладонями лицо.

Мы пока гуляли по лесу, я успела сфотографировать диких животных, а пока грелись мои фотографии кто-то спутал диких и домашних животных. Я вам дам эти фотографии, а вы их разделите и скажите где дикое животное, а где домашнее..
(собрать разрезные картинки)

Пора возвращаться в детский сад. Одевайте лыжи и в путь!! Вот мы и в д.с.. сейчас я превращусь в воспитателя.
Где вы были? Что видели в лесу? С кем встречались? Ч то вы узнали про диких животных?
Вам понравилось? Сейчас вы в группе отдохнете, а вечером, после сна, придумаете про зверей интересные истории и попробуете нарисовать их и отправите в конверте в лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательно- речевому развитию в первой младшей группе. "На прогулку к солнышку"

На занятии формируется познавательная активность детей, дети учатся отвечать на вопросы взрослого.Здесь закрепляются цвета :красный, жёлтый, зелёный; расширяется диапазон использования пальчиковых фор...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе "Зайка-попрыгайка"

Занятие разработано с целью упражнять в подборе прилагательных к существительным, формировать представление о внешнем виде животного (зайца), особенностях его питания, воспитывать чувство коллективизм...

Материал из опыта работы - конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»

Занятие по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Конспект итогового занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе " Домашние животные и их детеныши"

Конспект итогового занятия по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе "Домашние животные и их детеныши" поможет воспитателям сделать занятиу увлекательным, интересным для детей....

Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе «Прогулка в зимний лес»

На данном занятии воспитанники второй младшей группы в игровой форме научатся нетрадиционной технике рисования, а также уточнят и обобщат свои знания о времени года зиме...

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «А. Барто «Путешествие в страну игрушек»

Цели: воспитывать интерес и любовь к стихам, совершенствовать выразительность речи....

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе «А. Барто «Путешествие в страну игрушек»

Цели: воспитывать интерес и любовь к стихам, совершенствовать выразительность речи....