Конспект НОД по речевому развитию "Кто дружит с елью?" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: Дать детям знания о роли животных в экосистеме леса (посредством игр на внимание).
Задачи: Способствовать развитию двигательной, зрительной, слуховой, тактильной памяти; мышления. Развивать умения ориентироваться на листе бумаги, вспоминать слово по картинке, сочетать речь с движением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_kto_druzhit_s_elju.docx | 25.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи с элементами мнемотехники для детей старшей группы: «Кто дружит с елью?»
Цель: Дать детям знания о роли животных в экосистеме леса (посредством игр на внимание).
Задачи: Способствовать развитию двигательной, зрительной, слуховой, тактильной памяти; мышления. Развивать умения ориентироваться на листе бумаги, вспоминать слово по картинке, сочетать речь с движением.
Материал и оборудование:
Коллаж «Кто дружит с елью?»;
Предметные картинки: шапка, валенки, куртка, лыжи, рукавицы, молоток, кисть, сыр, клещи, морковка, шишка, ёлка;
Картинка «Чего больше?»;
Логическая цепочка с загадкой;
Аудиозаписи, экран.
Ход занятия:
Приветствие гостей: Вот и наступил новый день, и мы с вами снова встретились в нашем детском саду. Какое у вас настроение? (хорошее, веселое, отличное, прекрасное, радостное и т.д.)
А сейчас давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга за руку, называя имя друга ( воспитатель: Руслана – даёт ей руку, дальше ребёнок называет рядом стоящего и подает ему руку, завершает воспитатель). Воспитатель вместе с детьми говорит: «Вместе мы – лучшие друзья!»
Упражнение на дыхание «Снежинки»
Воспитатель: Ребята, к вам а ладошку упала снежинка. Давайте подуем на неё, чтобы не растаяла (дуют). И на другую ладошку тоже прилетела снежинка. Мы ими полюбовались, красивые какие! Дуем сильно, а то растают. Снежинки успели мне шепнуть, что приглашают нас в зимний лес на прогулку. Идём? (да) Давайте встанем в круг и будем складывать в рюкзак то, что нужно для прогулки. (дети подходят и встают вокруг стола, на котором лежат картинки).
Игровое упражнение «Положи в мешок»
Воспитатель предлагает одному из детей назвать нужный предмет. Ребёнок называет предмет и кладет в рюкзак. Затем следующий, пока не закончатся карточки. Последний ребенок называет всю цепочку сначала.
Воспитатель: Очень хорошо, всё нужное взяли, особенно лыжи. В лесу без них никак нельзя. Как вы думаете почему? (ответы детей) Верно! А на лыжах не провалишься. Теперь мы с вами встали на лыжи и идем в лес!
Импровизационное упражнение «Идём на лыжах в лес». (музыкальное сопровождение «Кабы не было зимы»)
Вот мы и в лесу. Кругом такая красота, особенно хороши ёлочки (на экране) – просто сказочные! Давайте поставим наши лыжи в снег (имитация движений), а сами присядем и отдохнем, послушаем звуки леса (звучит аудиозапись).
Упражнение на слуховое внимание «Что услышали в лесу?»
Воспитатель: Какие звуки вы услышали? (Дети: снег хрустит; ветер воет, шумит; ветка хрустнула; кто-то что-то грызёт) Кто это? (белка грызет орехи). Правильно, белка лакомится орешками (на экране коллаж).
Упражнение на зрительную память «Кто дружит с елью?»
Дети рассматривают картинки. Воспитатель: Смотрите-ка, вот белочка забралась повыше. Ей нравится ёлочка? А почему? (Дети: потому что ёлочка зимой пушистая. У белки гнездо на ёлке. Там её никто не найдёт. Ещё она может семена из шишек доставать и грызть.) Воспитатель: Поэтому белочка дружит с елью! Посмотрите, кто еще дружит с елью? (Дети: Мышка – у нее норка под ёлкой. Заяц прячется от лисы под ёлочкой, там он живет.) Воспитатель: Все верно сказали. А что это за птицы, почему они тоже дружат с елью? (Дети: Дятел лечит дерево от вредных насекомых. Клёст живет на елке, потому что он зимой выводит птенцов, чтобы им было тепло среди густых иголок. У клеста клюв похож на два крючка. Этими крючками клесту удобно доставать семена из шишек.) Воспитатель: Правильно, ёлочка защищает клестов, на ней они могут свить гнездо. Поэтому клеста ещё называют еловик.
Давайте немного отдохнем (дети встают возле стульев).
Игра «Клёст».
Еловик – весёлый клёст,
Еловик – короткий хвост,
Еловик – не любит скал,
Ёлку он облюбовал! (Степанов)
Воспитатель: Кто ещё нам расскажет про клеста?
Дети: Клест помогает елочке и другим обитателям леса. Он шишку только наполовину выгрызает. А потом ее бросает на землю. Бежит мышка, подбирает шишку и оставшиеся семена съедает. Спасибо клёст! Спасибо ёлочка! (все дети)
Скачет белочка – ой, шишка!
Хвать – и на ёлку – семена грызть.
Спасибо клёст! Спасибо ёлочка! (все дети)
Да и дятел рад этим шишкам зимой тоже семена поклюёт.
Воспитатель: И ёлка рада, ведь из выпавших семян вырастут новые деревца. (Дети: Спасибо тебе, клёст! Спасибо, ёлочка!)
Воспитатель: Вот и получается, что все благодарны, все дружат друг с другом и, конечно, с ёлочкой! Что ещё, кроме животных изображено на картине? (Дети: Дом и шишки)
Воспитатель: Ну, с шишками понятно. Ими животные и птицы питаются. Но почему домик на картинке? (Дети: Из ели дом строят)
Воспитатель: А где живут мышка и заяц? (Дети: Под ёлкой, они там прячутся от зверей)
Воспитатель: Белка и клёст где живут? (на ёлке) Так что же такое ёлка для всех? (Дети: Ёлка для всех зверей и птиц дом)
Воспитатель: Правильно, ёлка – дом для тех, кому он нужен. Сейчас внимательно посмотрите на картинку. Постарайтесь запомнить, кто где сидит. Я считаю до 10, затем картинка исчезнет, вы должны на память рассказать, кто где находится. (дети запоминают расположение предметов) Пожалуйста, скажите, кто сидит справа от ёлочки? Слева под ёлочкой? Сколько шишек на ёлке? Молодцы, всё запомнили. А ёлочка благодарно машет вам макушкой, приглашает поиграть.
Физ. минутка «Ветер тихо ель качает» (под музыку)
Ветер тихо ель качает,
Влево – вправо наклоняет.
Снег тихонечко летит,
К ели заинька бежит.
Белка прыгает по веткам,
Дятел звонко ствол долбит.
Клёст зимой птенцов выводит,
В тёплой норке мышка спит.
(Дети садятся на стулья)
Воспитатель: Я нашла под ёлочкой картинки, к каждой есть слово.
Игровое упражнение на ассоциации «Картинка + слово»
Показываю первую картинку МОЛОТОК. Спрашиваю: какое слово подходит к картинке? (на экране коллаж) (К1): МОЛОТОК + ДЯТЕЛ, ЁЛА + ДОМИК, КИСТОЧКА + БЕЛКА, СЫР + МЫШКА, КЛЕЩИ + КЛЁСТ, ШИШКА + ЕДА, МОРКОВКА + ЗАЯЦ. (дети объясняют свой выбор)
Игровое упражнение «Чего больше?» (К2)
Воспитатель показывает на экране картинку. Детям даётся 5 секунд. Задание: сосчитать и запомнить сколько каких картинок изображено. Затем изображение исчезает, дети отвечают сколько и каких предметов больше, меньше. (если быстро справятся, можно рассмотреть ещё одну картинку)
Упражнение – загадка «Логическая цепочка» (К3)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам ещё одну загадку, да не простую, а зашифрованную. «Зелёная, колючая, есть домик для мышки, а для белочки шишки». Как вы думаете, про что эта загадка? (ответы детей) Конечно, это ёлочка! Для многих животных ёлка – дом родной и еда. А мы, люди, за что любим ёлочку? (Дети: елка приходит зимой на Новый год, она пушистая, душистая, её весело наряжать, зажигают огоньки на ней)
Воспитатель: Правильно! А давайте мы с вами украсим нашу ёлочку, пусть звери порадуются её наряду. (Дети из бумаги вырезают и наклеивают игрушки и украшают ёлку. В знак благодарности ёлочка угощает детей «волшебными шишками»).
Воспитатель: Дети, вам понравилось в лесу? Замечательно! Давайте встанем на лыжи и отправимся в детский сад. (Дети прощаются с гостями и уходят в группу)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные
Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...
Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной к школе группе
Цель: коррекция нарушений в речи и двигательной сфере детей; практика переживания субъективно-ценностного отношения к своему здоровью. Задачи:1. Познавате...
Конспект интегрированного физкультурно – речевого занятия в подготовительной к школе группе
Цели: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их; знакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; приоб...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...
Конспект НОД по речевому развитию «Солнышко и дождик» в группе раннего возраста. (Конспект разработан с учетом авторской программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.)
Конспект НОД по речевому развитию «Солнышко и дождик» в группе раннего возраста. (Конспект разработан с учетом авторской программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы.)...
Конспект НОД по речевому развитию. «Обучение грамоте» в подготовительной группе «Звук и буква [ш]» образовательная область:речевое развитие
Занятие для подготовительной группы по речевому развитию. Буква Ш...
Конспекта организации музыкальной деятельности "Мы дружим с музыкой" старшая группа
Цель: участие в организации музыкального занятия, праздника/развлечения, досуга для детей дошкольного возраста. Интеграция с другими видами деятельности: физическая, коммуникативная...