Рекомендации логопеда воспитателю для индивидуальной работы.
учебно-методическое пособие по развитию речи

Новак Татьяна Михайловна

Материал адресован воспитателям средней ,старшей и подготовительной группе.Поможет правильно построить индивидуальную коррекционную работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Средняя  группа

I. Расширять словарный запас по лексическим темам:  «Профессии.  Продавец»,  «Зима»,  «Зимние  забавы»,  «Зимующие  птицы»

  1. Закреплять  в  активной  речи  названия  зимующих  птиц,  частей  их  тела  и  отличительные  признаки;  зимние  явления  природы,  зимние  забавы  и  развлечения.  Побуждать  детей  использовать  обобщающие  понятия:  дидактическое  упражнение  «Расскажи»  (по картинкам).                                                            Что  это?  Почему? – Это  зима,  потому,  что….                                                                                         Кто  это?  Почему? – Это  птица,  потому,  что  у   нее  есть…

  1. Развивать  умение  подбирать  прилагательные  к  заданным  существительным:  дидактическое  упражнение:  «Какой?  Какая?  Какое?».                                                                                                    Снег,  какой? – холодный,  скрипучий,  сырой,  белый,  грязный,  липкий,  рыхлый.                                                                             Снеговик,  какой? – красивый,  забавный,  смешной,  большой,  снежный.                                                                                                   Воробей,  какой? – маленький,  шустрый,  пестрый,  голодный,  пугливый.

  1. Развивать  умение  подбирать  глаголы  к  заданным  существительным:  дидактическое  упражнение  «Что  делает?»                                                                                    Дети  - играют,  бегают,  катаются,  лепят,  строят,  бросают,  чистят  снег.                                                                                                                 Ворона – каркает,  летает,  клюет,  прыгает,  сидит,  чистит перья.                                           Продавец – продает,  взвешивает,  заворачивает,  показывает.                                                                      Снег  - кружится,  метет,  летит,  сверкает,  блестит,  лежит,  тает,  липнет.

  1. Учить  подбирать  слова  противоположным  значением: дидактическое  упражнение  «Скажи  наоборот» (закончить  предложение).                                                                                          Летом  дни  жаркие,  а  зимой - …                                                                                             Летом   день  длинный,  а  зимой - …                                                                                                  Весной  лед  на  реке  тонкий,  а  зимой - …

II. Развивать навыки словообразования.

  1. Учить  образовывать  уменьшительно – ласкательную  форму  слова:  дидактическое  упражнение  «Назови  ласково».                                                                         Снег – снежок,  снежочек.                                                                                                                  Ком – комок,  комочек.
  2. Учить  образовывать  прилагательные  от  существительных:  дидактическое  упражнение  «Разные  магазины».                                                                                                     Магазин,  в  котором  продается  хлеб … (хлебный).                                                                            Магазин,  в  котором  продается  молоко …  (молочный).

III. Совершенствовать грамматический строй речи детей.

  1. Упражнять  детей  в  правильном  употреблении   существительных  множественного  числа,  именительного  падежа:  дидактическое  упражнение  «Один – много»  (по  картинкам).                                                                                                              Снеговик – снеговики,  сосулька – сосульки,  покупка – покупки.

  1. Упражнять  в  правильном  употреблении  простых  предлогов:  у, на,  в,  из.  Дидактическое  упражнения:  «Кто  в  чем?»,  «Кто  на  чем?»,  «Что  у  кого?»    (по  картинкам).                                                                                                                                                      Мальчик  в  шубе.  Девочка  в  пальто.                                                                                        Синица  на  дереве.  Дятел  в  дупле.                                                                                             Лопата  у  мальчика.  Лыжи  у  девочки.

IV. Развивать связную речь детей.

  1. Учить  пользовать  распространенными  предложениями:  дидактическое  упражнение  «Составь  предложение»   (по  вопросам,  простым  сюжетным  картинкам,  сериям  картин).

  1. Учить  составлять  короткие  рассказы  о  зиме,  зимних  развлечениях,  зимующих  птицах  по  схемам,  картинным  планам.

  1. Учить  пересказывать  короткие  тексты  по  темам.

  1. Заучивать  стихи  по  темам.

V. Развивать фонематическое восприятие.

  1. Развивать  чувство  ритма,  рифмы,  учить  подбирать  нужное  слово  в  конец  стихотворной  строки:  дидактическое  упражнение  «Закончи  стихотворение»  (предлагаются  любые  простые  стихи  по  темам).

  1. Учить  выделять  первый  гласный  звук  в  словах.                                                               Оля,  осы,  Аня,  уши,  окна…

VI. С  помощью  упражнений  артикуляционной  гимнастики (комплекс  №1)  продолжать  подготовку  артикуляционного  аппарата  к  овладению  правильным  произношением  звуков.

VII. Совершенствовать мелкую моторику рук с помощью пальчиковой гимнастики

Старшая  группа.

I. Расширять словарный запас по лексическим темам: «Новый год», «Зима. Зимующие птицы», «Север. Тундра».

  1. Учить подбирать существительные к заданным прилагательным: дидактическое упражнение «Угадай предмет по его признакам».

              Белый, пушистый, скрипучий, липкий, искристый,                   холодный…(снег).

              Трескучий, сильный, слабый, январский… (мороз).

              Большая, серая, проворная, голодная…(ворона).

              Северный, белый, красивый, рогатый…(олень).

              Красивый, забавный, смешной, большой, снежный…(снеговик).

              Маленький, шустрый, пестрый, голодный, пугливый…(воробей).

  1. Учить подбирать существительные к заданным глаголам: дидактическое упражнение «Отгадай предмет по его действиям».

            Кружится,  падает, тает,  вьется,  сверкает,  искрится…(снежинка).

            Трещит,  ломается, тает,  плывет,  намерзает….(лед).

            Летает,  прыгает,  клюет,  сидит,  тенькает…(синичка).

            Охотится,  плавает, ныряет,  ловит (рыбу),  ходит,  отдыхает…(медведь).

           Играют,  бегают,  катаются,  лепят,  строят,  бросают,  чистят (снег)…(дети).

           Каркает,  летает,  клюет,  прыгает,  сидит,  чистит (перья)…(ворона).

II. Совершенствовать навыки словообразования детей.

1.Учить  образовывать  уменьшительно – ласкательную  форму  существительных:    дидактическое  упражнение «Скажи  ласково».                                                                                             Снегирь – снегирек,  воробей – воробышек,  сова – совушка,  снег – снежок,  зима – зимушка,  ветер – ветерок.

2.Учить  детей  образовывать  относительные  прилагательные: дидактическое  упражнение  «Скажи,  какие?»                                                                                                             Птица – птичья,  ветер – ветреный,  зима – зимний,  снег – снежный,  мороз – морозный,  мех – меховая,  шерсть – шерстяные.

                           

III. Совершенствовать грамматический строй речи.

1. Учить  употреблять  существительные  во  множественном  числе,  родительном  падеже:    дидактическое упражнение   «Один – много». 

    Одна  птица – много птиц,   один  воробей – много  воробьев,  одна  синица – много  синиц,  одна  снежинка – много  снежинок,  один снеговик – много  снеговиков,  одна  метель – много  метелей.

2. Упражнять  в  правильном  употреблении  притяжательных  местоимений:  дидактическое  упражнение  «Чья,  чей,  чьи,  чье?».

     Подобрать  как  можно  больше  слов  к  слову.

    Моя – синица,  ворона, галка,  сова,  сорока.  

    Мой – снегирь,  воробей,  снеговик,  медведь,  тюлень,  олень,  морж.

    Мои – птицы,  снежинки,  снежки,  постройки,  игры.

  1. Закреплять  употребление  предлогов  в, на,  из,  с:  дидактическое  упражнение «Составь  предложение».                                                Составлять  предложения,  используя  изучаемую  лексику  и  предлоги.                                                                                                                Дети  во  дворе  слепили  снеговика.                                                                                                         Воробьи  прилетели  на  кормушку.                                                                                                 Саша  упал  в  сугроб.

  1. Учить  согласовывать  существительные  с  числительными:  дидактическое упражнение   «Давай  посчитаем».                        Предлагается  посчитать  любые  предметы  от 1 до  10.                                                                                                                                              1 синица  2 синицы   …    5 синиц  …  10 синиц.                                                                      1 снегирь  2 снегиря  …  5снегирей  …  10 снегирей.

IV. Совершенствовать   связную речь.

  1. Составлять  описательные  рассказы  (по любой  теме).

  1. Учить  составлять  сравнительные  рассказы:  «Сравним  снегиря  и  синицу», «сравним  осень  и  зиму», «сравним  белого  медведя  и  бурого».

  1. Заучивать  стихи  по  темам.

  1. Составлять  сложные  предложения,  используя  сочинительную  связь:  дидактическое  упражнение «Закончи  предложение».                                                                                 На  улице  потеплело, и …  (мы  пошли  гулять).                                                                       Наступила  ночь  и  на  небе … (появилась  луна).

V. Совершенствовать навыки звукового анализа.

  1. Выделять  первый  твердый  согласный  звук  в  любых  словах.

  1. Выделять  гласные  звуки   а, о, у  и  согласные  звуки м,  с,  х,  р,  ш  в  словах; определять  место  звука  в  слове.

  1. Придумывать  слова  на  заданный  звук.

VI. Совершенствовать  слоговую структуру  речи:  проговаривать  слова  сложной  слоговой  структуры,  предложения  и  скороговорки  с  этими  словами.

VII. Совершенствовать мелкую моторику рук:  раскраски, обводки, штриховки, пальчиковая гимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Организация индивидуальной работы с детьми с нарушениями звукопроизношения"

Наиболее частыми нарушениями речи у детей дошкольного возраста являются различные недостатки звукопроизношения, расстройства плавности речи и задержки общего речевого развития....

Памятка для воспитателей "Этапы индивидуальной работы с детьми2

индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьиров...

Консультация для воспитателей "Организация индивидуальной работы в группе с детьми с ОВЗ"

В консультации предлагается методика работы с детьми с расстройством аутистического спектра, особенности этих детей, приемы работы с ними....

Методические рекомендации для воспитателей "Развитие индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-речевую и театральную деятельность

Данные методические рекомендации имеют целью познакомить воспитателей с работой по развитию индивидуальных творческих способностей детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) через художественно-...

Рекомендации логопеда воспитателям «Развитие речи через игру во время прогулки».

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ...

Рекомендации логопеда воспитателям «Развитие речи через игру во время прогулки».

Прогулка - одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого профессионализма. В процессе ежедневного проведения на прогулке подвижных игр и ...

Рекомендации логопеда воспитателю по выполнению индивидуальных заданий.

Как помочь своему воспитаннику красиво говорить?  Только выполняя рекомендации учителя -логопеда....