НОД по развитию речи "Составление рассказа по картине "Дочки - матери"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Паршина Татьяна Валерьевна

Цель - создание условий для составления рассказа по фрагментам картины по плану.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dochki_-_materi.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Улыбка» города Лесосибирска

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи  «Составление рассказа по картине «Дочки – матери» в старшей группе».

Паршина Татьяна Валерьевна

воспитатель

старшей группы

МБДОУ Детский сад № 7

«Улыбка»

Лесосибирск, 2020г.


Тема: Составление рассказа по картине "Дочки - матери"

Цель - создание условий для составления  рассказа по отдельным фрагментам картины по заданному плану.

Задачи:

Образовательные - обеспечить целостное  восприятие  картины; продолжить обучение детей составлению плана рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины; побуждать детей составлять описательный рассказ по картине, продолжать учить находить слова с заданным звуком.

Развивающие – способствовать развитию навыков речевого общения, связной речи, активизировать словарный запас детей, зрительного восприятия и внимания, памяти и мышления.

Воспитательные - продолжить формирование у детей умение слушать друг друга, не перебивая, навыков сотрудничества, взаимодействия, желание принимать участие в сюжетно-ролевой игре.

Детская цель – рассказать Маше, как играют дети в детском саду.

Методические приемы:

словесные - беседа, вопрос, объяснение;

наглядные - картина  О.Р. Гофман «Дочки - матери», игрушки, названия которых начинаются на звук [с], [м], [к].

практические - действия с д/и;

игровые - дидактические игры, сюрпризный момент, физминутки.

Оборудование- картинки со звуками [с], [м], [к]; предметные картинки с изображениями игрушек, разрезные картинки, картина О.Р. Гофман "Дочки - матери"

Предварительная работа:  беседы о семье, рассматривание семейных альбомов, рисование на тему «Моя семья», сюжетно – ролевые игры «Дочки - матери», «Семья», разучивание упражнения «Любимые игрушки», работа над звуковой культурой речи, закрепление звуков «с», «м», «к», определение их местоположения в словах, нахождение предметов на заданные звуки.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

Целый день мы будем вместе...

Целый день мы будем вместе,

Заниматься и играть,

Кушать, спать, петь песни, прыгать,

И, конечно же, гулять!

Рада видеть всех, друзья!

Крикнем весело: "Ура!"

Основная часть

Постановка проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, вы смотрели мультфильм "Маша и медведь?"

Ответы детей.

Воспитатель: Так вот, сегодня утром мне на телефон пришло сообщение от Маши из этого мультфильма. Маша пишет, что хочет ходить в наш детский сад, но не знает, чем дети в садике занимаются. Поможем Маше?

Ответы детей.

Воспитатель: А как мы можем ей помочь?

Ответы детей.

Воспитатель: А я запишу на телефон и передам ей все, что вы расскажете.

Артикуляционная гимнастика

Для начала сделаем гимнастику для нашего рта и язычка.

Проговаривание чистоговорок со звуками [с] [м] [к]

Воспитатель: Чем мы занимаемся в детском саду?

Ответы детей.

Воспитатель: А со звуками играем?

Ответы детей.

Воспитатель: Хотите сейчас поиграть со звуками? Тогда повторяйте за мной:
Са-са-са - полосатая оса.
Су-су-су - не поймать в саду осу.
Сы-сы-сы - есть ли у осы усы?

ка — ка — ка — наша ноша не легка;    
ко — ко — ко — убежали далеко;    
ку — ку — ку — покупаем мы муку.

Ма-ма-ма – вот пришла зима.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме!

Воспитатель: Какие звуки вы услышали в начале всех чистоговорок?

Ответы детей.

Дидактическая игра  «Собери игрушки»

Воспитатель: А чем еще мы занимаемся в детском саду?

Ответы детей.

Воспитатель: Что вы делаете, после того, как поиграли игрушками?

Ответы детей.

Воспитатель: Хотите еще поиграть? Вам нужно собрать игрушки  в специальные коробочки: в одну  - игрушки, названия которых начинаются со звука «с» (слон, сова, собака); во вторую – игрушки со звуком «м» (медведь, мяч, машина, мотоцикл), в третью - названия которых начинаются со звуком «к» (кукла, кубики, коляска, конструктор).

Воспитатель: Вы отлично справились с заданием.

Воспитатель: А картины мы с вами рассматриваем?

Ответы детей.

Воспитатель: Маша отправила вам картину, хотите ее рассмотреть?

Ответы детей.

Беседа по картине

Воспитатель: Кого вы видите на картине?

Ответы детей.

Воспитатель:  Что делают дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, в какие игры они играют?

Ответы детей.

Воспитатель:  Посмотрите на детей, которых художник нарисовал в левой части картины.

Расскажите о том, как они одеты, что они делают.

Ответы детей.

Воспитатель:  Как вы думаете, кого изображают эти дети?

Ответы детей.

Воспитатель: Обратите внимание на девочку в розовой кофточке и голубой юбке.

Расскажите о том, что она делает, где находится. Как вы это поняли?

Ответы детей.

Воспитатель: На заднем плане картины мы видим еще одну девочку. Где она находится? Почему вы так думаете?

Как она одета? Чем она занимается?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете, как называется эта картина?

Детям нравится играть в «Дочки-матери»?

Ответы детей.

Воспитатель:  Вы очень хорошо отвечали на мои вопросы, а теперь отдохнем.

Динамическая пауза «Любимые игрушки»

-Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть (дети шагают на месте).

Кукла – куколка, бай – бай,

Поскорее засыпай (укачивание куклы).

Скачет мячик как живой,

Красный, желтый, голубой (прыжки на месте).

В Ваньку – Встаньку поиграем:

Приседаем, приседаем! (приседание).

Воспитатель - А теперь возвращаемся на свои места.

Обучение последовательному изложению своих мыслей по реализации творческого задания.

Воспитатель: Попробуем составить рассказ по картине (педагог обращает внимание детей на картину) по плану. Начнем рассказ с того, кого художник изобразил на картине? Что они делают? Как называется картина?

Ответы детей.

Воспитатель:  Верно. О ком вы будете рассказывать потом?

Ответы детей.

Воспитатель: Не забудьте сказать, как они одеты, в какую игру играют. О ком будете рассказывать потом?

Ответы детей.

Воспитатель:  Хорошо, а затем?

Ответы детей.

Воспитатель: Чем вы закончите рассказ?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы с вами составили план рассказа по картине.

Сейчас вы одну минуту подумайте, а потом будете составлять рассказ по этому плану. Кого моя волшебная палочка выберет, тот и начнет рассказ.

Составление рассказа по картине. Игра «Рассказ по кругу»

Далее педагог приглашает к картине 4-х детей, которые будут составлять рассказ по отдельным фрагментам картины, которые они собрали за столами:

1. Художник нарисовал на картине детей. Они играют в «Дочки-матери».

Слева мы видим мальчика в галстуке, шляпе и очках. Мальчик – это папа. Он пришел с работы и разговаривает по мобильному телефону. Девочка – это мама. Она посадила в коляску куклу – своего сына, взяла мехового щенка и вышла встречать папу.

2. Справа мы видим девочку в голубой юбке и розовой кофточке. Она сидит в кукольной кухне. Там стоит красивая зеленая мебель, есть посуда для кукол. Девочка посадила куклу – свою дочку за стол и наливает ей чай в красивую чашку.

3. На заднем плане мы видим девочке в розовой юбке и голубой кофте. Девочка сидит в кукольной комнате около плетеной кроватки. Она укачивает куклу, свою маленькую дочку, и поет ей колыбельную песенку. Детям нравится играть в «Дочки-матери». У них есть красивые игрушки: куклы, коляска, мебель, посуда. Они придумали интересную игру.

Воспитатель:  Молодцы, ребята, очень хороший рассказ составили. А теперь палочка волшебная выберет того, кто расскажет весь рассказ целиком.

Чей рассказ вам понравился больше? Почему? Что помогло вам рассказывать?

Рефлексия

Воспитатель:  Чем мы сейчас занимались?

Ответы детей.

Воспитатель:  Кто изображен на картине и что они делают?

Ответы детей.

Я с таким наслаждением слушала ваши рассказы, мне очень понравилось!

(дети оценивают рассказы друг друга)

Воспитатель обращает внимание детей на игровой уголок, говорит, что игрушки заждались своих друзей и предлагает поиграть самостоятельно.

Самоанализ

Целью моего занятия является создание условий для составления  рассказа по отдельным фрагментам картины по заданному плану.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. обеспечить целостное  восприятие  картины; продолжить обучение детей составлению плана рассказа и рассказа по отдельным фрагментам картины. Для этого я использовала словесный метод - беседа по содержанию картины; наглядный метод - наличие самой картины. 

2. побуждать детей составлять описательный рассказ по картине. Для этого я создала проблемную ситуацию для повышения мотивации детей через сюрпризный момент, метод волшебной палочки.

3.способствовать развитию навыков речевого общения, связной речи. Для этого я использовала беседу по картине, задавала детям проблемные вопросы, способствовала ответу полными предложениями.

4. продолжить формирование у детей умение слушать друг друга, не перебивая: для этого я спрашивала у детей, чей рассказ им понравился больше и почему;

5. Для развития фонематического слуха предложила детям проговаривание чистоговорок, дидактическую игру "Собери игрушки", цель которой найти игрушки на заданные звуки;

Я считаю, что занятие получилось, детская цель достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».

Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в средней группе для детей с задержкой психического развития. Составление рассказа по картине "Огород".

Данное занятие разработано для детей среднего возраста с ЗПР. В основу занятия вошел метод наглядного моделирования. В приложении представлена сама картина "Огород", также схемы предложений к данной к...

Методическая разработка по обучению детей c ОНР, III уровнем речевого развития составлению рассказа по серии сюжетных картин с использованием природного материала

Конспект 2 подгрупповых логопедических занятий по обучению составлению рассказа по серии сюжетных картин В. Сутеева «Три Котёнка» для детей старшего дошкольного возраста с ОНР, III уровнем речевого ра...

Конспект ООД по развитию речи для детей 5 – 6 лет. Образовательная область: Речевое развитие. Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».

Пересказ текста с использованием опорных сигналов (презентации с иллюстрациями к тексту) и схемы....

НОД с детьми средней группы по познавательному развитию речевое развитие Составление рассказов по картине « На полянке» по ФГОС

Познавательное развитие Речевое развитие Тема: Составление рассказов по картине « На полянке»                          ...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...