Конспект НОД по развитию связной речи на тему:"Старичок -годовичок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Колпакова Оксана Юрьевна

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с использованием деталей конструктора ТИКО очень интересное, увлекательное и полезное занятие .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_starichok_godovichok.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию связной речи на тему:

"Старичок -годовичок"

Программное содержание:

Систематизировать и обобщить знания детей о временах года, сезонных изменениях в природе (растительном и животном мире), упражнять детей в образовании приставочных глаголов, подборе антонимов, родственных слов, активизировать словарь по данной теме, развивать фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память, мышление.

Интеграция областей: коммуникация, познание, чтение художественной литературы.

Оборудование: фигура из конструктора ТИКО “Старичок-годовичок”, детали конструктора с картинками по теме: “Времена года”.

Ход занятия

Организационный момент:

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!
         Здравствуй утро!

Здравствуй день!

Нам здороваться не лень! - И я приветствую вас и наших гостей!

Настроение упало,

Дело валится из рук,

но еще не все пропало,

если есть надежный друг!

Логопед: У нас необычный гость - Старичок-годовичок (фигурку Старичка годовичка  помещаю на доске).

“Хоровод - круглый год”

Есть на свете старичок
Наш дружок-годовичок.
Знает он про все на свете
И рассказывает детям.
К зиме, холоду привык,
С ним играет снеговик.
Любит он весну - красну,
Рад и звонкому скворцу!
Ну, а лето-чудо цвета!
Жарким солнышком согрето.
Вот и осень золотая
Дарит щедры урожаи!
Наш веселый хоровод
Называем - круглый год!

Старичок-годовичок помогает вам отправиться в путешествие по временам года. Назовите, пожалуйста, какие времена года вы знаете.

(Ответы детей)

Логопед:

- Молодцы! Да, мы знаем четыре времени года: зима, весна, лето, осень, которые как по кругу идут друг за другом. Слушайте внимательно загадку, назовите-ка отгадку.

Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки одеваю,
Белю поля, дома,
А зовут меня… (Зима)

Совершенно верно, зима. (Выставляю на доске картинку “Зима”)

Старичок-годовичок хочет послушать, что вы знаете о зиме. Давайте расскажем. Назовите нам, пожалуйста, зимние месяцы.

(Ответы детей)

Пальчиковая игра «Декабрь, январь, февраль»

Логопед:

- Молодцы, ребята!

Декабрь, январь, февраль - зима,
На лужах льдинок бахрома.
В снегу дороги и дома,
И день окутывает тьма.

Старичок годовичок приготовил для вас задания. заглядывает в сундучок: «А вот и первое задание».

Задание № 1. Сейчас мы поиграем в игру «Превращения зимы». Я буду называть предметы, а вы скажете, во что превратит этот предмет волшебница-зима. Например, молоко. Чем может стать молоко от холодных, морозных зимних превращений? (Мороженым.)

Дождь она превратит в… (снег). Вода станет чем? (Льдом.) Озеро станет… (катком).

Логопед: В чем главное отличие зимы? Чем покрыта земля? Со снегом можно играть в разные игры. Давайте поиграем со словом снег!

Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю …. (Cнег) (прикрепляет картинку)

С неба вниз летят пушинки -
Серебристые… (Cнежинки)

На проселки, на лужок
Тихо падает… (Cнежок)

Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (Cнежки)

Словно в белый пуховик
Нарядился … (Cнеговик)

Рядом - снежная фигурочка -
Это девочка - …. (Снегурочка)

На снегу-то, посмотри,
С красной грудкой… (Cнегири)

Вот веселье для ребят -
Все сильнее … (Cнегопад)

- Назовите слова, которые вы договаривали.

Слова: снежинки, снежок, снегопад, снеговик, снегурочка, снегири - это родственные слова, семья слов.

 - Молодцы, какие! Много слов запомнили! Все эти слова образованы от слова - СНЕГ.

Физминутка

Эй, ребята, не зевайте и зарядку начинайте!

- Старичок-годовичок делает зарядку. (Поднимаем руки вперед, вверх, в стороны, вниз)

Очень нравится ему делать по порядку. (Рывки руками перед грудью, затем разводим руки в стороны)

- Весело шагать, раз, два, раз, два. (Ходьба на месте)

Туловище наклонять, раз, два, раз, два. (Наклоны туловища влево, вперед, вправо, назад)

Приседать и вставать, раз и два, раз и два. (Приседания, руки вперед)

Прыгать и скакать, раз и два, раз и два. (Прыжки на месте на двух ногах)

Носом - вдох, а выдох - ртом, дышим глубже, а потом - марш на месте не спеша, как погода хороша!

Задание № 2. Игра “Пословицы о зиме” (подбери пару деталей из конструктора ТИКО)

Без мороза ----------- вода не замёрзнет

Где снег,--------------- там и след

Синица к избе ------------- зима на двор

Январь год начинает,------------ а декабрь кончает

Зима - не лето,------------- в шубу одета

Зима морозная -------------- лето жаркое

- Как доволен Старичок-годовичок! Вы и с этим заданием справились успешно! Молодцы!

Игра «Путаница»

Воспитатель говорит детям, что в рассказе слова перепутались, и предлагает им сказать правильно. Можно спросить детей дополнительно: «Почему?» То есть попросить объяснить перестановку слов.

Осенью часто идёт снег, а зимой - дождь.

Весной река покрывается льдом, а зимой лёд тает.

Летом заяц белый, а зимой серый.

Летом ёжик спит, а зимой бегает по лесу.

Летом медведь спит в берлоге, а зимой ест малину.

Задание 3 выбрать картинки на вопросы: кто? Что? По времени года зима

Зима ветер метель снег снежки, снеговик дети елка медведь деревья день ночь узоры

Игра «Что делать? Что делают?»

ХОД ИГРЫ.

Дети рассматривают иллюстрации с изображением зимних пейзажей. Педагог предлагает назвать «кто? что?» может выполнять названное действие. За правильно подобранное слово, ребенок получает фант. По количеству фантов определяется победитель.

Например: наступает какое время года (что?) ...; замерзает (что?) ...; свистит, дует (что?) ...; бушует (что?) ...; кружит (что?) ...; сверкает (что?) ...; лежит (что?) ...; лепят (что?) ...; катаются (кто?) ...; падает (что?) ...

Просим детей подобрать как можно больше слов, которые отвечают на вопрос «Какой? Какая? Какие?». За правильно подобранное слово ребенок получает фант. По количеству фантов определяем победителя.

Например: солнце (какое?) ...; небо (какое?) ...; снег (какой?) ...; погода (какая?) ...; воздух (какой?) ...; ветер (какой?) ...; день (какой?) ...; каток (какой?) ...; узоры (какие?) ...

Например: снег (что делает?) ...; снежинки (что делают?) ...; мороз (что делает?) ...; птицы (что делают?) ...; люди (делают?) ...; дети (делают?) ...; ветер (что делает?) ...

Составление детьми рассказов на тему «Зима» с использованием деталей конструктора ТИКО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию связной речи на тему: «Зима»

Конспект НОД по развитию связной речи на тему: «Зима»                                    старшая группаЦель:...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Рассматривание и сравнение двух пейзажных картин «Лес в снегу» Л.И. Бродской и «Зимний пейзаж» И.Э. Грабарь

Конспект поможет в проведении занятия по развитию связной речи при рассматривании и сроавнении пейзажных картин по теме "Зима"...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)

Конспект занятия по развитию связной речи на тему  «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики» (для детей 5-6 лет)...

конспект занятия по развитию связной речи на тему цветы

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Цветы» Цель: развитие общих речевых навыков. Задачи: Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к цветам, природе. Р...

Конспект занятия по развитию связной речи по теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» ».

Конспект занятия по развитию связной  речи по  теме: Составление рассказа по картине «В зимнем парке» »....

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Здоровейка"

Цели: коррекционно-образовательная: — обучать детей составлению пересказа текста с помощью сюжетных картинок; коррекционно-развивающие: —закреплять правильное употребление в речи имен существи...

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Кто как готовится к зиме"

Цели: коррекционно-образовательная: — обучать детей выразительно пересказывать текст с помощью опорных сигналов; коррекционно-развивающие: —закреплять у детей умение правильно употреблять ...