Образовательная деятельность. Тема: "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная деятельность. Старший дошкольный возраст.
Область «Речевое развитие»
Тема: «Насекомые»
Цель: Закрепление и обобщение представлений у детей о многообразии мира насекомых.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и обобщить представления о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни.
Развивающие:
- Развивать длительный плавный речевой выдох, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, уточнять и активизировать словарь по теме «Насекомые»,
- Развивать связную устную речь через составление сложносочиненных предложений по картине, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: магнитная доска, модуль с висящими на нем бумажными бабочками, демонстрационные картинки «Насекомые», мяч, предметные картинки с изображением бабочек, жуков, осы.
Предварительная работа: Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К.Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Сороконожка»
Ход:
- Организационный момент. Упражнение «Разноцветные бабочки»
Дети находят в игровом уголке модуль, на котором закреплены бумажные бабочки. Воспитатель предлагает детям встать вокруг и рассмотреть.
В: Весна в разгаре. Распускаются листики на деревьях. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети: Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.
В: Правильно. Дети поочередно выполняют упражнение.
- Упражнение «Повтори за мной»
Воспитатель предлагает детям пройти на стульчики, сделать два-три упражнения из артикуляционной гимнастики, по цепочке повторить за ним слоги: ри, ре, рё, рю, ря, а затем слова с этими слогами.
- Упражнение «Найди место»
Воспитатель показывает детям картинки с изображенными на них насекомыми.
В: Посмотрите на картинку, кого вы видите?
Дети. Жука.
Ж: Определите первый звук в слове.
Дети. Жук. Первый звук [ж].
Стрекоза. Слово начинается со звука [с].
Муравей. Первый звук [м].
Гусеница. Слово начинается со звука [г].
- Игра с мячом «Назови ласково»
Воспитатель предлагает детям встать около своих стульчиков и берет в руки мяч.
Воспитатель: Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Назови ласково»
Комар-комарик.
Гусеница-…
Таракан-…
Жук-…
Пчела-…
Муха-…
Клоп-…
- Игра с мячом «Закончи предложение»
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.
Воспитатель: Поиграем в игру с мячом «Закончи предложение. Майский жук большой, а божья коровка…
1-й ребенок…маленькая.
Воспитатель: У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…
2-й ребенок… длинные
Воспитатель: У жука усы толстые, а у бабочки…
3-й ребенок…тонкие
Воспитатель: У шмеля спинка широкая, а у водомерки…
4-й ребенок…узкая.
- Отгадывание загадок о насекомых.
Воспитатель предлагает детям загадать друг другу загадки, которые они выучили дома.
1-й ребенок:
Этот увалень мохнатый
Сладкоежка полосатый
Опускает хоботок
В распустившийся цветок
Дети: Шмеля
Воспитатель достает картину шмеля.
Воспитатель: Какие части тела есть у шмеля?
Дети: Голова, хоботок, глаза, брюшко, крылышки, лапки).
2-й ребенок:
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком
Если я измажусь соком
Кто это?
Дети. Это оса.
Воспитатель: А мою загадку отгадаете?
Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
Он поделится медком
Воспитатель: Ребята, а вы знаете какую пользу, приносит пчела?
Дети: пчелы дают мед, воск (используется в изготовлении лекарств)
3-й ребенок:
По листочку проползает
Всюду дырки оставляет
Вот прожорливая штучка
И свернулась закорючкой
Дети. Это гусеница.
4-й ребенок:
Звон везде в ушах стоит
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора
Длинный нос у …
Дети. Комара.
Воспитатель: Какое насекомое я загадала?
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел
Дети: Бабочка
Воспитатель: Правильно. Давайте подберем красивые слова. Бабочка какая?
- Физминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, чуть пружиня)
По сухой дорожке
Вдруг, закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают)
-Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко подняв колени, будто шагают через лужи)
Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой)
Каждой лапкой потрясу
(трясут другой ногой)
И потопаю потом
(дети топают ногами)
-Ой, какой от лапок гром!
10. Рассматривание картины «Насекомые в саду» и беседа по ней.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, и ставит на мольберт картину.
Воспитатель: Кого вы видите на картине?
Дети: На картине мы видим девочку.
Воспитатель: Что делает девочка?
Дети: Девочка держит на ладошке божью коровку.
Воспитатель: Как вы думаете, девочка нашла жучка – в огороде или в саду?
Дети: В саду, потому что цветут цветы и фруктовые деревья.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что сделала девочка с божьей коровкой?
Дети: Предлагают свои варианты ответов.
Воспитатель: А с какими словами она отпустила жучка в небо?
Дети: Божья Коровка лети на небо, там твои детки кушают конфетки.
Воспитатель: Ребята,послушайте мой рассказ.
В: Был летний, теплый, ясный день. Девочка Оля гуляла по саду и смотрела на цветы. На одном из них, она увидела божью коровку. Посадила её себе на ладошку. Полюбовалась на нее и решила отпустить в небо, потому что живую природу нужно беречь.
В: Ребята, кто хочет составить рассказ по картине? (Дети составляют рассказ.)
Рефлексия.
С какими насекомыми мы сегодня встречались? Что нового узнали? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Насекомые» подготовительной к школе группе. Образовательная область: Художественное творчество
В данном конспекте представлен материал открытого занятия для детей, где происходит знакомство с миром насекомых, их разнообразии и роли на планете Земля. Дети знакомятся со значением и разнообразием ...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""
Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...
Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».
Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Насекомые. Цветы на лугу»
П/с: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, которые происходят весной, развивать логическое мышление, навыки творческого рассказывания.Уточнить и расширить знания детей о насекомых (в...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (тема Насекомые)
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)...
Познавательная деятельность Тема: «Насекомые весной»
Тема: «Насекомые весной»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельностиЗадачи:обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, сам...