Образовательная деятельность. Тема: "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бондаренко Татьяна Владимировна

Область: "Речевое развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

 Образовательная деятельность. Старший дошкольный возраст.

 Область «Речевое развитие»

Тема: «Насекомые»

Цель: Закрепление и обобщение представлений у детей о многообразии  мира насекомых.

Задачи:  

Образовательные:

- Закрепить и обобщить представления о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни.

Развивающие:

- Развивать длительный плавный речевой выдох, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез, уточнять и активизировать словарь по теме «Насекомые»,

- Развивать связную устную речь через составление сложносочиненных предложений по картине, диалогическую речь, зрительное внимание, мышление, артикуляционную и общую моторику, координацию речи с движением.  

Воспитательные:

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: магнитная доска, модуль с висящими на нем бумажными бабочками, демонстрационные картинки «Насекомые», мяч, предметные картинки с изображением бабочек, жуков, осы.

Предварительная работа: Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К.Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Сороконожка»

Ход:

  1. Организационный момент. Упражнение «Разноцветные бабочки»

Дети находят в игровом уголке модуль, на котором закреплены бумажные бабочки. Воспитатель предлагает детям встать вокруг и рассмотреть.

В: Весна в разгаре. Распускаются листики на деревьях. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Дети: Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

В: Правильно.  Дети поочередно выполняют упражнение.

  1. Упражнение «Повтори за мной»

Воспитатель предлагает детям пройти на стульчики, сделать два-три упражнения из артикуляционной гимнастики, по цепочке повторить за ним слоги: ри, ре, рё, рю, ря, а затем слова с этими слогами.

  1. Упражнение «Найди место»

Воспитатель показывает детям картинки с изображенными на них насекомыми.

В: Посмотрите на картинку, кого вы видите?

Дети. Жука.

Ж: Определите первый звук в слове.

Дети. Жук. Первый звук [ж].

          Стрекоза. Слово начинается со звука [с].

          Муравей. Первый звук [м].

          Гусеница. Слово начинается со звука [г].    

  1. Игра с мячом «Назови ласково»

Воспитатель предлагает  детям встать около своих стульчиков и берет в руки мяч.

Воспитатель: Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Назови ласково»

Комар-комарик.

Гусеница-…

Таракан-…

Жук-…

Пчела-…

Муха-…

Клоп-…

  1. Игра с мячом «Закончи предложение»

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру.

Воспитатель:  Поиграем в  игру с мячом «Закончи предложение. Майский жук большой, а божья коровка…

1-й ребенок…маленькая.

Воспитатель: У майского жука крылья короткие, а у стрекозы…

2-й ребенок… длинные

Воспитатель: У жука усы толстые, а у бабочки…

3-й ребенок…тонкие

Воспитатель: У шмеля спинка широкая, а у водомерки…

4-й ребенок…узкая.

  1. Отгадывание загадок о насекомых.

Воспитатель предлагает детям загадать друг другу загадки, которые они выучили дома.

1-й ребенок:

                      Этот увалень мохнатый

                      Сладкоежка полосатый

                      Опускает хоботок

                      В распустившийся цветок

Дети: Шмеля

Воспитатель достает картину шмеля.

Воспитатель: Какие части тела есть у шмеля?

Дети: Голова, хоботок, глаза, брюшко, крылышки, лапки).

2-й ребенок:

                       Злюка тощая такая

                       Надо мной весь день летает

                       И ужалит ненароком

                       Если я измажусь соком

Кто это?

Дети. Это оса.

Воспитатель: А мою загадку отгадаете?

                         Домовитая хозяйка

                         Полетает над лужайкой

                         Похлопочет над цветком

                         Он поделится медком

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какую пользу, приносит пчела?

Дети: пчелы дают мед, воск (используется в изготовлении лекарств) 

3-й ребенок:

                        По листочку проползает

                        Всюду дырки оставляет

                        Вот прожорливая штучка

                        И свернулась закорючкой

Дети. Это гусеница.

4-й ребенок:

                       Звон везде в ушах стоит

                       Надо мною кто звенит?

                       Прилетел он со двора

                       Длинный нос у …

Дети. Комара.

Воспитатель:   Какое насекомое я загадала?

                           Шевелились у цветка

                           Все четыре лепестка

                           Я сорвать его хотел

                           Он вспорхнул и улетел

Дети: Бабочка

Воспитатель: Правильно. Давайте подберем красивые слова. Бабочка какая?          

  1. Физминутка «Сороконожка»

Шла сороконожка

(дети идут ритмичным шагом, чуть пружиня)

По сухой дорожке

Вдруг, закапал дождик: Кап-кап-кап!

(дети останавливаются и приседают)

-Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

(дети идут, высоко подняв колени, будто шагают через лужи)

Грязи в дом не принесу

(дети останавливаются, трясут одной ногой)

Каждой лапкой потрясу

(трясут другой ногой)

И потопаю потом

(дети топают ногами)

-Ой, какой от лапок гром!

10. Рассматривание картины «Насекомые в саду» и беседа по ней.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики, стоящие полукругом перед мольбертом, и ставит на мольберт картину.

Воспитатель: Кого вы видите на картине?

Дети: На картине мы видим девочку.

Воспитатель: Что делает девочка?

Дети: Девочка держит на ладошке божью коровку.

Воспитатель: Как вы думаете, девочка нашла жучка – в огороде или в саду?

Дети: В саду, потому что цветут цветы и фруктовые деревья.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что сделала девочка с божьей коровкой?

Дети: Предлагают свои варианты ответов.

Воспитатель: А с какими словами она отпустила жучка в небо?

Дети: Божья Коровка лети на небо, там твои детки кушают конфетки.

Воспитатель: Ребята,послушайте мой рассказ.

В: Был летний, теплый, ясный день. Девочка Оля гуляла по саду и смотрела на цветы. На одном из них, она увидела божью коровку. Посадила её себе на ладошку. Полюбовалась на нее и решила отпустить в небо, потому что живую природу нужно беречь.

В: Ребята, кто хочет составить рассказ по картине? (Дети составляют рассказ.)  

Рефлексия.

      С какими насекомыми мы сегодня встречались? Что нового узнали? Что вам понравилось?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по теме: «Насекомые» подготовительной к школе группе. Образовательная область: Художественное творчество

В данном конспекте представлен материал открытого занятия для детей, где происходит знакомство с миром насекомых, их разнообразии и роли на планете Земля. Дети знакомятся со значением и разнообразием ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с воспитанниками старшей группы компенсирующей направленности «А» по образовательной области «Коммуникация» на тему: "Насекомые""

Тема: «Насекомые».Направление: познавательно-речевоеЦель образовательной деятельности: познакомить и закрепить знания детей о насекомых.Интеграция и задачи образовательных областей:Коррекционно-образо...

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Тема: «Насекомые».

Цель - закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые»....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: «Насекомые. Цветы на лугу»

П/с: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе, которые происходят весной, развивать логическое мышление, навыки творческого рассказывания.Уточнить и расширить знания детей о насекомых (в...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (тема Насекомые)

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на день)...

Познавательная деятельность Тема: «Насекомые весной»

Тема: «Насекомые весной»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельностиЗадачи:обеспечить условия для выражения детьми своего мнения, сам...