Тема: "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zimuyushchie_ptitsy_sostavlenie_rasskaza_po_ssk.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД                                                                        по обучению детей рассказыванию по серии сюжетных картинок.

Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картинок.

Задачи:

- расширение, уточнение и активизация предметного, глагольного словаря и словаря признаков;

- обучение детей составлению предложений, по опорным словам;

- упражнение детей в преобразовании деформированных фраз;

- развитие словесно-логического мышления и произвольного внимания;

- распространение предложений с помощью наводящих, подсказывающих вопросов педагога и самостоятельно;

Ход НОД:

  1. Вводная часть (оргмомент):

Интеллектуальная разминка.

Детям предлагается вспомнить и назвать зимующих птиц, а затем внимательно прослушать стихотворения-загадки:

В серой шубке перовой

И в морозы он – герой!

Чик-чирик!

За зёрнышком прыг!

(воробей)

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

(Кормушка)

Педагог уточняет, почему дети так решили. Просит ещё раз прослушать загадки, запомнить и назвать слова, которыми по-другому называют кормушку и воробья.

  1. Вводная часть (мотивационный момент)

Педагог: сегодня на занятии вы узнаете интересную историю, нарисованную на четырёх картинах. А потом вы сможете сами эту историю рассказать.

  1. Основная часть:
  1. Составление предложений по опорным словам.

*(Перед детьми на экране перепутанные картинки).

- Зима, дети, идти, гулять, парк. – Зимой дети поли гулять в парк.

- Ребята, увидеть, птичка, снег. – Ребята увидели на снегу птичку.

- Девочка, взять, воробышек, ладошки. – Девочка взяла воробышка в ладошки.

- Ребята, забрать, воробышек, дом. – Ребята забрали воробышка домой.

- Воробышек, согреться, клевать, семечки. – Воробышек согрелся и клевал семечки.

- Дети, повесить, кормушка, парк. – Дети повесили кормушку в парке.

- Ребята, выпустить, воробышек, воля. – Ребята выпустили воробышка на волю.

- Дети, подкармливать, птиц. – Дети подкармливали птиц.

*(Дети выстраивают картины по порядку).

  1. Физкультминутка.

Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы, 
Чем бы прокормиться.

Мы кормушку смастерим

И насыплем корма им.

  1. «Исправь ошибку» - шуточное упражнение (преобразование предложенных педагогом фраз).

- Летом Маша и Витя гуляли в парке.

- Птичка увидела ребят на снегу.

- Воробышек взял девочку в ладошки.

- Воробышек забрал ребят домой.

- Семечки согрелись и клевали воробышка.

- Витя сделал птиц для кормушки.

- Дети повесили дерево в парке на кормушку.

- Воробышек выпустил Машу и Витю на волю.

- Птицы приносили корм и кормили ребят.

  1. Игра с мячом (подбор к существительному признаков, действий, синонимов).

Птицы (какие?) – весёлые, шустрые, пёстрые, маленькие, бойкие, забавные, пушистые и т.д.;

Снег (какой?) – белый, пушистый, холодный, лёгкий, колючий и т.д.;

Зима (какая?) – морозная, суровая, холодная, снежная и т.д.;

Птицы (что делают?) – летают, клюют, вьют, высиживают, поют, ловят и т.д.;

«Скажи иначе»

Морозный день – холодный, зимний.

Дети увидели – заметили, нашли.

Дети быстро шли – бежали, торопились, спешили.

  1. Собери картинку.

Все дети делятся на 4 команды. Каждой выдаётся конверт с разрезной картинкой (одна из 4-х сюжетных картинок). Предлагается собрать картину на время.

  1. Игра «Запомни и назови»

Педагог предлагает детям посмотреть на картины и запомнить, как можно больше предметов, изображённых на них. Затем закрывает картины белым листом бумаги. Дети припоминают и называют предметы, относящиеся к 1, 2, 3, 4 картинам. Игра проводится в виде соревнования.

  1. Игра «Добавь слово» (распространение предложений с передачей мячика)

Педагог предлагает детям запомнить короткое предложение. Кто-то из детей должен повторить его и составить новое предложение, добавив в исходное любое подходящее слово. Если ребёнок справился с заданием, он передаёт мячик следующему и т.д.

При затруднениях педагог помогает наводящим (подсказывающим) вопросом или вопросительным местоимением.

- Дети гуляли. (Гуляли где?) Дети гуляли в парке. (Когда?) Дети гуляли в парке зимой. (Какой зимой?) Дети гуляли в парке морозной зимой. (А ещё какой зимой?) Дети гуляли в парке морозной и снежной зимой.

- Воробышек лежал. Воробышек лежал на снегу. Воробышек лежал на пушистом снегу. Воробышек замёрз и лежал на пушистом снегу.

- Дети взяли. Дети взяли воробышка. Дети взяли воробышка домой. Дети отогрели и взяли воробышка домой. Дети отогрели и взяли воробышка к себе домой.

8) Составление рассказа по сюжетным картинкам с опорой на схему.

  1. Рефлексия (итог НОД):

Педагог задаёт детям различные вопросы:

Чем занимались на занятии? Чему научились? Какие новые слова запомнили? Как в рассказе дети отнеслись к воробышку? Как должны люди относиться к птицам и животным, природе?        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповое занятие по лексической теме "Зима. Зимующие птицы"

Занятие № 3, первая неделя декабря, для детей старшей группы, диагноз ОНР. Цель: Активизация словаря по теме "Зима. Зимующие птицы",...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема: "Зима. Зимующие птицы"

Открытое мероприятие конкурса педагогического мастерства "Лучший воспитатель Калининского района" 1 тур...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ с 14.01.2014г.по 20.01.2014г. 1 младшая группа и группа 2-го раннего возраста. Тема: « Зима. Зимующие птицы ».

Квлендарное планирование. Воспитываем  у детей любовь и бережное отношение к птицам ;желание помогать им ,подкармливать зимой; расширять знания о птицах, ...

Тема:"Зима, зимующие птицы"

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе...

конспект занятия по теме «Зима. Зимующие птицы»

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР по лексической теме «Зима. Зимующие птицы»...