Конспект занятия на тему: "Домашние птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и воспитателя на тему: "Домашние птицы" в старшей группе компенсирующей направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom.ptitsy.docx105.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

Конспект интегрированного занятия

в старшей группе компенсирующей направленности

на тему: «На птичьем дворе»

Подготовили: учитель-логопед,

       Кострюкова И.А.,

                                                                                               воспитатель,

                                                                                                 Лобарёва Н.И.

г. Саранск 2019

Тема: На птичьем дворе


Цель: закрепить знания детей о домашних птицах, полученные детьми на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, речевому развитию, окружающему миру.  

Задачи.
Коррекционно-образовательные:

  • систематизировать усвоенные детьми знания по лексической теме: «Домашние птицы»;
  • учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа;
  • закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  • учить составлять предложения различной структуры;
  • уточнить и активизировать словарный запас;  
  • учить составлять описательный рассказ с опорой на схему.
    Коррекционно-развивающие: 
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • развивать мелкую и общую моторику.
    Коррекционно-воспитательные: 
  • формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
  • воспитывать бережное отношение к домашним птицам.

Образовательные области:

речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Методы и приемы:

  1. Игровая мотивация.
  2. Вопросы к детям.
  3. Чтение стихотворений (загадок)
  4. Рассматривание предметных картинок, слайдов.
  5. Дидактические игры и упражнения.
  6. Динамическая пауза.
  7. Индивидуальная помощь.
  8. Составление рассказа-описания.
  9. Стимулирование детей.

Технические средства обучения: магнитная доска, магнитола, телевизор, мольберт.

Материалы и оборудование: картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, шапочки-маски с изображением детёнышей домашних птиц, предметные картинки с изображением домашних птиц: курицы, гусыни, утки, индюшки; картинка с изображением петуха, 4 обруча;

слайды: «Птичий двор», схема для составления описательного рассказа о домашних птицах «Расскажи-ка».

Предварительная работа: просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактические игры: «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц), «Узнай, чей голос?».; рисование в свободной деятельности «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание аудиозаписи с голосами домашних птиц.

Ход занятия

I. Организационный момент.  

Игра «Доскажи словечко»:

– Я буду читать стихи, а вы добавляйте в рифму слово, обозначающее название домашней птицы.

В деревеньке возле дома

Ходит вдоль по улице.

О цыплятах вся в заботе.

Мама-клуша…курица.

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Кукареку!» - поет …петух.

Шеей длинной круть да круть,

Словно хочет ущипнуть.

Но его я не боюсь.

Это добрый, умный …гусь.

Ходит вразвалочку

Вперевалочку.

А нырнёт на минутку –

Станет ловкой …утка.

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

По земле ногами - стук,
А зовут его
….индюк.

II. Постановка цели занятия.

– Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами будем говорить? (Мы будем говорить о домашних птицах).  

III. Беседа по теме.

– Давайте сегодня вместе отправимся на птичий двор. Кто здесь живет? Отвечайте полным предложением. (На птичьем дворе живут домашние птицы. На птичьем дворе живут гуси и т. д.).

– Как называется дом, где живут птицы? (Дом называется птичник).

– Почему этих птиц называют «домашними»? (Потому что они живут рядом с человеком, и человек о них заботится.)

– А как человек ухаживает за домашними птицами? (Человек строит для них жилище, кормит, чистит их жилище.

– Чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, зерном, пшеном.)

– Какую пользу приносят птицы человеку? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья.)

IV. Пальчиковая гимнастика «Утята»

– А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)

Первый, второй – шли утята.
Третий, четвертый – за водой.
А за ними шагал пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый запищал:– Пи-пи-пи!
– Не пищи, не пищи. Поскорей своих ищи!

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

 V. Дидактическая игра «Назови ласково»

Мамы часто вас называют ласково. Переверните картинки на столе и назовите домашних птиц и их птенцов ласково.
Курица – курочка, петух – петушок, гусёнок
 гусёночек и т.д.

VI. Дидактическая игра «Один – много - никого»

 Называйте сначала одну птицу. Кто это? (Петух.) Пришли ещё такие же птицы. Кто это? (Петухи.) Ой, что случилось? Пришла ночь, и все птицы спрятались в домик. Теперь нет кого? (Петухов)
По аналогии - со всеми домашними птицами и их детёнышами.

VIII. Динамическая пауза.

Игра-импровизация «Найди портрет своей мамы»

- Давайте наденем маски и превратимся в птенцов домашних птиц.

- Как только заиграет музыка гуляйте по птичьему двору, а когда музыка закончится – подойдите к портрету своей мамы. (Аудиозапись «На птичьем дворе»).

(Дети двигаются, имитируют движение птенцов домашних птиц. По окончанию музыки подходят к картинке, на которой изображена их «мама». Педагог уточняет правильно ли они нашли картинку.)

- Кто ты? (Я цыпленок. Я утенок. Я гусенок. Я индюшонок.)

- Кто твоя мама? (Моя мама курица. Моя мама утка. Моя мама гусыня. Моя мама индюшка.)

- Молодцы, все нашли своих мам.

IX. Составление описательного рассказа о петухе.

D:\СТАРЫЙ ДИСК\Мама\Документы, мама\документация 2015-16\раскажи-ка о дом птицах.jpg

 

- Давайте расскажем о петухе. Перед вами схема, на ней несколько картинок. Посмотрите на первую картинку и ответьте: кто это? (Это петух.) Петух — это какая птица? (Петух – это домашняя птица.)

- Какого он цвета? (Он разноцветный.)

- Какие части тела есть у петуха? (У петуха есть туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы.) Что у него на лапах? (У него на лапах когти и шпоры.) А что на голове? (На голове - гребешок, бородка, клюв, глаза.)

- Чем покрыто его тело?  (Его тело покрыто перьями и пухом.)

- Как он голос падает? (Он кукарекает: «Ку – ка – ре - ку!»)

- Что петух любит клевать? (Петух любит клевать зерно.)

- Как передвигается петух? Что он умеет делать, а что не умеет? (Он умеет ходить, бегать, взлетать на забор, перелетать через забор. Он не умеет летать.)

- Где живет петух? (Петух живет в курятнике.)

-  Как называются его птенцы? (Его птенцы называются цыплята.)

- Что дает человеку? (Человеку дает перья, пух, мясо.).

- Составим рассказ о петухе с помощью схемы, рассказывая по картинкам по- порядку.

Петух – это домашняя птица. Он разноцветный. У петуха есть туловище, шея, голова, крылья, хвост, лапы. У него на лапах когти и шпоры. На голове - гребешок, бородка, клюв, глаза. Его тело покрыто перьями и пухом. Он кукарекает: «Ку – ка – ре - ку!» Петух любит клевать зерно. Он умеет ходить, бегать, взлетать на забор, перелетать через забор. Он не умеет летать. Петух живет в курятнике. Его птенцы называются цыплята. Человеку дает перья, пух, мясо.

- Молодцы, у вас получился интересный рассказ о петухе.

IX. Подведение итога занятия и оценка деятельности детей.

- Где мы сегодня мы были? (На птичьем дворе.)

- В какие игры играли? О ком составили рассказ?

Тема: Домашние птицы
Цель: закрепить знания детей о домашних птицах.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа; закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; учить составлять сложносочиненные бессоюзные предложения; учить составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух, развивать внимание, память, мышление; развивать мелкую и общую моторику
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности; воспитывать бережное отношение к домашним птицам.
Оборудование:
магнитная доска, магнитофон, картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, шапочки с изображением детёнышей домашних птиц
 

Предварительная работа:
Просмотр слайдов с изображением домашних птиц и их детенышей; беседы о домашних птицах, их внешнем виде; дидактическая игра «Кто, чей?» (на закрепление названий детенышей домашних птиц); рисование с воспитателями «Курочка и цыпленок», «Гуси, гуси…»; разучивание стихотворения «У наседки, наконец…»; прослушивание кассеты с голосами домашних птиц»; дидактическая игра «Узнай, чей голос?».

Тема: Домашние птицы
Цель:  закрепить знания детей о домашних птицах.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
учить детей образовывать множественное число существительных родительного падежа закреплять образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие:
уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами (на, под), учить детей составлять предложения с данными предлогами;
развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; воспитывать бережное отношение к домашним птицам.
Оборудование:
Магнитная доска, схемы пространственных предлогов «на», «под», картинки с изображением домашних птиц и их детенышей, магнитофон, записью голосов домашних птиц.
Ход занятия:

I Организационный момент: дидактическое упражнение «Кто как подает голос?»
Логопед: -Я буду читать стихи, а вы мне помогайте – изображайте голоса домашних птиц.

Наши утки с утра – кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда – га – га – га!

Наши куры в окно – ко – ко – ко!

Петух поутру нам поет – кукареку!

Индюк болобочет – бл-бл-бл-бл-лопочет.

- Какой весёлый концерт получился! Что делал петух? (кукарекал) 

Что делали куры? (кудахтали). Что делали утки? (крякали). Что делали гуси? (гоготали.) 

2. Постановка цели занятия

- Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?  (О домашних птицах.)

3. Беседа по теме:

Логопед: - Назовите всех домашних птиц по картинкам. Почему этих птиц называют домашними? (Потому что они живу рядом с человеком).
- Домашние птицы не могут сами позаботиться о себе: найти себе дом, корм. Кто заботится о домашних птицах? Как человек ухаживает за домашними птицами? (
Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище).

А чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, насекомыми, червяками)

- Какую пользу приносят птицы человеку? (Домашние птицы дают нам яйца, мясо, пух, перья.) Скажите, что есть у всех домашних птиц? (Туловище, голова, лапы, крылья, хвост). Чем покрыто их тело? (Их тело покрыто перьями).

4. Пальчиковая гимнастика «Утята»

 - А теперь давайте вместе с утятами отправимся на речку за водой. (дети вместе с логопедом выполняют пальчиковую гимнастику)

Первый, второй – шли утята.    
Третий, четвертый – за водой.
А за ними плелся пятый,
Позади бежал шестой,
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый запищал: - Пи-пи-пи!
- Не пищи, не пищи. Поскорей своих ищи!

(Поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов "пи-пи-пи" ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

5. Игра «Назови ласково»

Логопед: - Вас мамы часто называют ласково. Назовите домашних птиц ласково.
Курица – курочка, петух – петушок и т.д.

6. Динамическая пауза

Наши уточки с утра «Кря-кря!» (Дети идут по кругу вперевалочку)
Наши гуси у пруда «Га-га!» (Дети идут по кругу руки назад, вытянув шеи).
Наши курочки в окно «Ко-ко!» (Дети останавливаются, бьют руками по бокам).
А как Петя –петушок
Рано-рано поутру
Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!» (Дети машут крыльями).

7. Игра «Домашние птицы и их птенцы»

Логопед: - Давайте вспомним детёнышей домашних птиц. Кто детеныш у курицы? (У курицы детеныш цыпленок).
— А если у курицы много птенцов, как надо сказать?
Логопед переворачивает картинку:- Ой, что случилось? (с картинки исчезли цыплята) - Теперь нет кого?…. (Цыплят).
По аналогии  с каждой домашней птицей (утка, гусыня, индейка)

8. Составление предложений с предлогами «на», «под»

- Скажите, кто на картинке, и где находится. (Это цыплёнок Он стоит на ящике и т.д.)

9. Итог.

Логопед:- Дети, вспомните, о чем мы сегодня говорили?

Что делали на занятии?

Используемая литература:
Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в 
старшей группе детского сада.

Ход занятия:

I. Организационный момент.  

Игра «Доскажи словечко»:

Съест зерна, попьёт водицы.

Хлебных крошек поклюёт,

А потом снесёт яичко –

Нам на завтрак принесёт.

В деревеньке возле дома

Ходит вдоль по улице.

О цыплятах вся в заботе.

Мама-клуша….курица.

Звонко время отмечает.

Утром солнышко встречает.

Вот последний луч потух.

Кукареку!» - поет ....петух.

По лужку он важно ходит,

Из воды сухим выходит.

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Шеей длинной круть да круть,

Словно хочет ущипнуть.

Но его я не боюсь.

Это добрый, умный ….гусь.

Пестрая крякуша

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку-

Вперевалочку.

Нырнёт на минутку

И вынырнет ….утка.

Тело перьями покрыто.

Борода висит сердито.

Хвост почти как у павлина,

Когти остры, ноги длинны.

По земле ногами - стук,
А зовут его -….
индюк.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Домашние животные и их детеныши".

Конспект занятия для детей раннего возраста. Образовательная облать "Познавательное развитие детей раннего возраста"....

Конспект занятия на тему "Домашние птицы"

конспект логопедического занятия по теме "Домашние птицы"...

конспект занятия на тему "Домашние птицы" в средней группе

расширить представления о домашних птицах и их детенышах (названия, особенности внешнего вида, способы передвижения, издаваемые звуки);·         обогащен...

Конспект занятия по теме "Домашние птицы"

Конспект занятия по формированию лексико - грамматических категорий  "Домашние птицы"...

Конспект занятий на тему Домашние птицы

Конспект занятий на тему Домашние птицы и Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет. ...

конспект занятия на тему: "домашние птицы"

конспект предназначен для детей с нарушением слуха дошкольного возраста...