Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи Мастер-класс«Волшебный портал»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Глитняк Ирина Николаевна

Обучение детей старшего дошкольного возраста грамоте и развитие речи с помощью дидактических игр и упражнений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_portal.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 41 комбинированного вида.

Конспект

организованной образовательной деятельности

в старшей группе по развитию речи

Мастер-класс«Волшебный портал»

Выполнила воспитатель

Глитняк И.Н.

Г.о.г Шахунья

2020г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область:

  • Речевое развитие
  • Познавательное развитие;
  • Физическое развитие.

Цель: Обучение детей старшего возраста грамоте и развитие речи с помощью дидактических игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с элементами фольклора при заучивании за клички «Солнышко покажись».
  • Учить классифицировать предметы по общему признаку.
  • Учить осуществлять подбор слов эпитетов к слову «солнце».
  • Упражнять в дифференциации звуков  [ж], [з], учить различать на слух, выделять голосом.
  • Упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа родительного падежа.
  • Закрепить умение отгадывать загадки, учить делить слова на слоги.

Развивающие:

  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, речевую активность.
  • Обогащать словарный запас детей.
  • Формировать творческое мышление, умение найти выход из затруднительной ситуации.

Воспитательные:

  • Воспитывать эстетическое восприятие, умение работать в коллективе, желание помочь в сложной ситуации.

Материалы, инструменты, оборудование:

  • Презентация, проектор.
  • Обруч.
  • Лучики солнца.
  • Маска лучика.
  • Аудиозапись голоса волшебника.

 Словарная работа:

  • Обогащение словаря детей словами «лучезарное», «портал».

Методические приемы:

  • Наглядные  (рассматривание, упражнение)
  • Словесные (беседа, художественное слово, вопросы, упражнение)
  • Игровые  (игровая ситуация, игровая роль)
  • Использование  ИКТ

    

Части ООД

Дидактическое обеспечение и теоретическое обоснование

Ход ООД

Деятельность педагога

Деятельность детей. Форма организации детей

Время

1.Вводная часть.

Художественное слово используется для создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.

Загадка используется для привлечения внимания детей.

Создание сюрпризного момента и проблемной игровой ситуации используется для привлечения внимания детей и активизации мышления.

Ребята, посмотрите какое чудесное утро, сколько гостей к вам пришло.          

Придумано кем-то просто и мудро

     При встрече здороваться: – Доброе утро!

     Доброе утро! Солнцу и птицам!

     Доброе утро! Улыбчивым лицам.

     И каждый становится добрым, доверчивым...

     Пусть доброе утро длится до вечера.

Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и подарим им наши улыбки.  А теперь посмотрите все на меня и давайте подарим друг другу улыбку.

Отгадайте-ка загадку:

     

Среди неба голубого

     Яркий блеск огня большого

     Не спеша огонь тот ходит

     Землю-матушку обходит.

     Светит весело в оконце

      Догадались это …!

    

Правильно ребята! Солнце! 

    А я его лучик. Случилась беда, послало солнышко свои лучи землю согреть, а злой волшебник, схватил лучики и разбросал их по всему свету. Разлучил он меня с моими братьями и сестрами. Поэтому солнышко светит, но не греет.

      Воспитатель: Ребята, как же быть? Что может произойти, если лучи не найдутся?

      Да,  и весна может не прийти.

     Вы хотите помочь солнцу?  

     

     И пришел я к вам за помощью. Помогите мне, пожалуйста, их найти. Тогда отправляемся с вами в необычное путешествие за солнечными лучами.  

Дети встают в круг, и воспитатель читает им стихотворение.

Дети здороваются и улыбаются гостям, «дарят» друг другу улыбки.

Дети отгадывают загадку.

Дети говорят свои предположения.

  1мин

4мин

2.Основная часть.

Словарная работа-ввод в активный словарь детей нового слова.

Игровая ситуация – для поддержания внимания детей и в

упражнении  в дифференциации звуков [ж], [з]

Игровой прием используется для поддержания интереса детей.

Физическая пауза для предупреждения и снятия утомления детей.

Д/и «один -много»- образование существительных множественного числа родительного падежа.

План-схема помогает детям последовательно по плану рассказывать о фрукте.

Игровой прием для поддержания интереса и внимания.

Д/и «Назови какое солнышко»

Словарная работа- ввод в активный словарь детей нового слова.

Солнышко оставило мне задания-подсказки и волшебный портал для нашего перемещения.

Что такое портал?

Портал - это проход в другое измерение.

В путь, друзья!

1часть – «Зоопарк»

Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.

( Слайд «Зоопарк»)

 Ребята, мы очутились с вами в зоопарке. Посмотрите, здесь тоже злой волшебник нахулиганил, всех зверей из клеток выпустил и дорогу назад они не найдут. Давайте поможем зверям домой попасть.

(Слайд «Животные», в названии которых есть звук [ж] )

Посмотрите, на этой полянке живут животные, в названии которых есть звук  [ж]. Для них поет песенку жук. Давайте споем эту песенку вместе [ж-ж-ж].

Что вы слышите в этом слове? Скажите?

Вытяните все правую руку, подставьте ладошку. Представьте, что ваша ладошка будет листочком, на него из лесу прилетит жук. Он летит издалека, и его сначала еле слышно, затем все громче, громче, прилетел жук, сел на листочек и отдыхает, перестал жужжать.

  Мальчики выбирают тех животных, в названии которых есть звук «ж» - песенка жука. А девочки проверят.    

(Слайд «Животные», в названии которых есть звук [з])

 А на этой полянке живут животные в названии которых есть звук  [з]. Для них поет песенку комарик.  Давайте споем эту песенку вместе.  Что вы слышите в этом слове? Скажите?

Вытяните все левую руку, подставьте ладошку. Представьте, что ваша ладошка будет листочком, на него прилетит комарик. Он летит издалека, и его сначала еле слышно,  затем все громче, прилетел комарик, сел на листочек, отдыхает, перестал звенеть.

Девочки выбирают животных, в названии которых есть звук [з], а мальчики проверяют.

Молодцы ребята. Первый луч мы нашли, идем дальше.

2 часть «Лес»

      Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.  

(Слайд «Лес»)

Ребята мы попали с вами в лес. Прислушайтесь….кажется, я слышу  чей то голос.

(Аудиозапись голоса волшебника)

Голос: «Добрались все-таки до леса, ну ничего лучика вам не видать! Попробуйте сначала загадку отгадать».

Есть в лесу гриб, гриб не простой

     Он ядовитый с красной головой

     С белыми пятнами ты посмотри

     Названье его на три слога дели.

Сколько слогов в слове «мухомор»?

Голос волшебника: «Вторая загадка».

    

В лесу есть маленький зверек

     В его названии один слог

     Может свернуться он в клубок.

Сколько слогов в слове «ёж»?

Голос волшебника: «Третья загадка»

    

Найдете то, что ищете вы, если поразмыслите

     Лежит оно пред вами - ищи его глазами.

А вот и второй лучик! Продолжим ребята путь!

3 часть «Страна»

Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.     

Ребята, мы с вами оказались в открытом море на корабле.(Слайд «Море и корабль»)

Море очень широко

Море очень глубоко.

Рыбки там живут, друзья

А вот воду пить - нельзя.

(Воспитатель смотрит в подзорную трубу и громко говорит «Земля»)

(Слайд «Остров»)

А теперь плывём к острову, там нас ждёт приключение.

     Попали мы на остров, где не бывает ничего по одному. Здесь задание такое, оно не сложное, простое.

Нужно назвать слово в форме множественного числа родительного падежа.

Одна роза - много …

     Один гриб – много…

     Одна корова – много…

     Одна ромашка – много…

А вот и третий лучик!

Продолжим ребята путь!

4 часть «Фруктовый сад» (Слайд – фруктовый сад)

Через портал вы проходите, дорогу к лучику найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.   

 Попали мы с вами в чудесный сад, где растут много фруктовых деревьев. Какие фрукты растут в этом саду?

Расскажите о фруктах, которые растут в саду по плану-схеме (Мнемотаблица):

  • Какого цвета фрукт?
  • Какой формы фрукт?
  • Какой фрукт на вкус?
  • Что можно приготовить из этого фрукта?

А вот и лучик!  

 

 5 часть «Солнышко».

    

Через портал вы проходите, дорогу к солнышку найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.   

 

(Слайд «Тучка») 

Ребята мы с вами очутились в гостях у солнышка, но его не видно.  Давайте его позовем. Повторяйте за мной:

 

     Солнышко покажись!

     Красное снарядись!

     Поскорей, не робей

     Нас, ребят, отогрей!

(На слайде появляется «грустное» солнышко из-за тучки).

Ребята, посмотрите, солнышко какое у нас? 

Давайте назовем ему ласковые, волшебные, добрые слова, чтобы солнышко улыбнулось.

А еще его можно назвать «лучезарное». Это значит сверкающее солнце, полное света и блеска.

(Слайд «Улыбающееся солнце»)

А теперь давайте прикрепим нашему солнцу недостающие лучики.

Солнышко улыбнулось и благодарит вас, говорит «спасибо». За то, вы нашли все лучики.

     Теперь весна обязательно придет.

    

 Через портал вы проходите, дорогу к детскому саду вы найдите. Волшебный портал помоги, нам дорогу укажи.     

«Эй, дружок становись скорей в кружок!»

Дети говорят предположительные ответы.

Дети проходят через обруч.

Дети вместе с воспитателем «поют песенку жука».

Ответ детей.

Дети сначала тихо и протяжно произносят звук [ж], затем постепенно прибавляют громкость и замолкают.

Мальчики выбирают животных, в названии которых есть звук [ж].

Дети  произносят звук [з].

Ответ детей.

Дети сначала тихо и протяжно произносят звук [з], затем постепенно прибавляют громкость и замолкают.

Дети проходят через обруч.

Дети внимательно прислушиваются.

Дети говорят ответ на загадку.

Дети  делят слово на слоги.

Дети отгадывают загадку.

Ответ детей.

Дети находят еще один лучик солнца.

Дети проходят через обруч и встают в круг.

Дети широко разводят руки в сторону

Приседают, коснувшись руками пола

Выполняют движение «Рыбка».

Разводят руки в сторону, приподняв плечи.

Дети имитируют плавательные движения.

Дети называют слова в форме множественного числа родительного падежа.

Дети находят лучик солнца.

Дети проходят через обруч.

Ответы детей.

Дети составляют несколько рассказов о фруктах.

Дети проходят через обруч.

Дети называют прилагательные к слову «солнце».

Дети прикрепляют к солнцу лучики.

Дети проходят через обруч и встают в круг.

 3 мин

 3 мин

  2 мин

  1 мин

2 мин

  5 мин

  3 мин

3.Заключи-тельная часть

Беседа проводится с целью подведения итогов занятия.

Что понравилось в нашем путешествии? Что было сложно выполнить?

Протяните руку вперед и соедините их в центре круга. Закройте глаза, тихо постойте и почувствуйте себя теплыми солнечными лучиками. А теперь солнышком. Никогда не забывайте, что каждый может стать добрым волшебником. И ни на минуту, а на всю жизнь, если дела ваши будут веселыми солнечными. Я желаю вам стать такими волшебниками.

 

На этом наше путешествие закончилось.

Ответы детей.

Дети протягивают руки в цент круга и соединяют ладошки.

 1 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по реализации образовательной области «Речевое развитие» Тема: «В гостях у сказки».

Занятие - игра по сказкам с сюрпризным моментом "Чудо - дерево с конфетами" с последующими драматизацием сказки "Колобок" на новый лад...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию элементарных математических представлений «Проказница Шапокляк»

Цель: закрепление знаний, умений и навыков у детей, полученных на занятиях по ФЭМП.Задачи:  Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10; сравнивать деревья по высоте, упражнят...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи « Составление рассказа по картине «Ежи» Старший воспитатель: Эльдарова Б.М.

Программное содержание;- Формировать умение рассматривать картину и рассуждать над ее содержанием, озаглавить картину.- Учить составлять рассказ по картине, придерживаясь плана- Закреплять умение при ...

Конспект Организованной образовательной деятельности в старшей группе, образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие» Тема: «Моя дружная семья»

Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие Возрастная гр...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи (составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»

Конспекторганизованнойобразовательной деятельностив старшей группе  по развитию речи(составление рассказа по серии сюжетных картин) Тема: «Лыжник»          ...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи на тему: «Я и мама»

Тема: «Я и мама» Цель:  Расширять и конкретизировать знания  детей о профессиях людей. Задачи:Образовательные: - Закреплять в речи существительные с обо...