Методическая разработка - Конспект НОД по ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков «З - Ж».
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

 Конспект помогает познакомить с правильной артикуляцией звуков «З» и «Ж»; совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков «З – Ж»; совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза; учит сравнивать, различать и правильно произносить звуки изолированно, в слогах и словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zkr.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 32 Колпинского района Санкт-Петербурга

Конспект

образовательной деятельности по речевому развитию

в старшей группе

«Дифференциация звуков «З - Ж».

Подготовила:

воспитатель

Соловьева Е. Н.

2019 год

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное  развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Учить детей различать согласные звуки «З» и «Ж» изолированно, в слогах и словах.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить с правильной артикуляцией звуков «З» и «Ж»;

- совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков «З – Ж»;

-  совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;

- сравнение, различение и правильное произношение звуков.

Развивающие:

- развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание и память детей;

- формирование навыков словоизменения;

- развитие словесно – логического мышления.

Воспитательные:

 - воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

 - формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

  - формировать навыки самоконтроля.

Методы и приёмы: словесный, игровой, наглядный.

Материалы и оборудование:  

  • мультимедийное оборудование с выводом на экран иллюстраций к сказке «Муха-Цокотуха»;
  • слайды к дидактической игре «Четвёртый лишний»;
  • маска-шапочка совы для подвижной игры «Комары и жуки».

Используемые технологии: личностно-ориентированная, игровая, ИКТ.

Ход:

На экран выводятся иллюстрации праздника по сказке «Муха-Цокотуха».

В.: - Ребята, посмотрите на какое необычное веселье мы с вами попали. Узнаёте чьё это день рождение?

Д.: - Мухи-Цокотухи.

В.: - Правильно. И у неё в гостях много разных насекомых. Слышите, один про себя рассказывает:

Я на веточке сижу,

Букву «Ж» всё твержу,

Знаю твёрдо букву эту,

Я жужжу весной и летом.

Кто же это?

Д.: - Жук!

В.: - Правильно – жук. С какого звука начинается слово ЖУК? Какую песенку он поёт?

Д.: - Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж

Артикуляция звука «Ж»: 

В.: - Ребята, давайте вы расскажите, что делают ваши губы, зубы, язык, когда произносят звук «Ж»? Как проходит воздушная струя при произнесении этого звука?

Д.: - Воздух не проходит свободно, встречает преграду – зубы, язык. Губы выдвинуты вперёд и округлены  

(возможные варианты ответов детей).

 В.: - Правильно вы говорите, ребята: кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Звук «Ж» звонкий потому, что в горлышке как будто работает моторчик, когда мы его произносим. И этот звук согласный, звонкий и всегда твёрдый.

В.: - Давайте мы с вами проговорим упражнение:

ЖА-ЖО-ЖУ-ЖИ, ЖДА-ЖДО-ЖДУ- ЖДИ и т.д.

В.: - А хотите сами побыть жучками?

Игровое упражнение:

(Дети изображают жуков, сидят в своих домиках (на стульях) и говорят):

«Я жук, я жук,

  Я тут живу,

  Жужжу, жужжу»

(По сигналу воспитателя: «жуки» полетели на поляну. Там они летают, греются на солнышке и жужжат «ж-ж-ж…». По сигналу: «дождь», «жуки летят в домики - на стульчики).

В.: - Ребята, а я услышала ещё какой-то звук, похожий на писк. Какое же насекомое на этом празднике так пищит, угадайте?

Летит, пищит.

Ножки длинные тащит

Случай не упустит,

Сядет и укусит.

Д.: - Комар!

В.: - Правильно, комарик! Давайте пропоём его песенку.

Д.: - З-З-З-З-З-З

Артикуляция звука «З»:

В.: - Ребята, расскажите, а что сейчас происходит с вашими зубками и губками.

Д.: - Зубы сближены. Губы немного растянуты.

В.: - Вы правы, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Звук «3» - согласный, звонкий, твёрдый.

В.: - Сейчас я буду называть то звук «З», то звук «Ж», а вы должны выполнять следующие движения:  

 - на звук «З» лёгкое отмахивающее движение (прогоняем комара);

- на звук «Ж» нужно слегка подвигать кистями рук вверх – вниз (летит жук).

Воспитатель протяжно произносит звуки, дети выполняют задание.

В.: - Теперь следующее задание: я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук «З» или «Ж» слышится в слове. (Отвечая, ребёнок должен указать, какой звук он слышит и где звук находится – в начале или середине слова.)

 ЖИРАФ, ЗВЕРЁК, ЗИМА, ЖАДИНА, ПИРОЖОК, ГРОЗА, ЗОНТ, ЛЫЖНИК, ЗВЕЗДА, ЖЁЛТЫЙ, ЗЕМЛЯ, ЧУЖОЙ и т.д.

В.: - Следующая игра, в которую мы поиграем, называется «Повтори за мной не ошибись». Я буду произносить чистоговорки, а вы повторять за мной:

Чистоговорки:

ЗА – ЗА – ЗА – приближается гроза

ЖА – ЖА – ЖА – есть иголки у ежа

ЖА – ЖА – ЗА – вот идёт коза

ЗА – ЗА – ЖА – мы видели ежа

ЖУ – ЗУ – ЗУ – мы ведём козу

ЗУ – ЖУ – ЖУ – на лужок хожу

ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ –новые тазы

ЖИ – ЖИ – ЖИ – у меня ножи

Дети произносят чистоговорки тихо, громко, шепотом, руководствуясь указанием воспитателя.

В.: - И ещё в одну игру я хочу с вами поиграть. Она называется «Подскажи словечко». Я буду начинать строчку, а вы её заканчивать:

- Лежебока рыжий кот, отлежал себе…(живот).

- Вяжет мама длинный шарф, потому что сын…(жираф).

- Двор в снегу, белы дома, ночью к нам пришла…(зима).

- И бежит Айболит к бегемотикам и хлопает их по…(животикам).

- Солнце светит очень ярко, бегемоту стало…(жарко).

- А рядом бегемотики схватились за…(животики).

- Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Мчится, что есть духу, хвост короче уха. Живо угадай-ка, кто же это?...(зайка).

В.: - В следующей игре «Измени слово»,  я буду называть слова, а вы будете так их изменять, чтобы появлялся звук «Ж»:

Сапог – сапожок; луг - …; утюг - …;шаг - …; флаг - …;снег - …; долг - …

В.: - А хотите поиграть в «Комариков и жуков». Чтобы поиграть в игру нам необходимо разделиться на две команды. Кто хочет быть в команде «Жуков» придумывает слова, начинающиеся со звука «Ж». А кто хочет быть в команде «Комариков» придумывает слова, начинающиеся со звука «З». Один же из вас изобразит Сову.

Проводится подвижная игра «Комары и жуки»:

Воспитатель говорит: «Комары летят, комары гудят».

Дети – комары вылетают и гудят: «з–з-з».

Воспитатель говорит: «Жуки летят, жуки жужжат».

Дети – жуки вылетают и жужжат: «ж-ж-ж».

Сова говорит: «Я - Сова, большая голова, на суку сижу, во все стороны гляжу, жуков, комаров ловлю! Лечу!»

На слово «лечу» ребёнок – сова делает взмах руками, как крыльями, и ловит детей. Пойманный становится «совой».

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед экраном.

В.: - Сейчас для вас, ребята ещё одна игра «Четвёртый лишний». Вы будете называть, что-же на экране окажется лишним  (на слайдах, на исчезание):

- Журавль, ёжик, джинсы, берёза. 

- Пиджак, зонт, зубы, ваза.

- Жаба, жук, жираф, корзина.

В.: - Мне очень понравилось, как вы сегодня работали и в заключении я вам в подарок хочу прочитать весёлое стихотворение поэтессы Ренаты Мухи:

«Бывают в мире чудеса»

Ужжа ужжалила оса,

Ужжалила его в жживот,

Ужжу ужжасно больно,

Вот!

А доктор Ёжж сказал Ужжу:

«Я ничего не нахожжу;

Но всё жже, думается мне,

Лежжать вам лучше на спине,

Пока жживот не зажживёт,

Вот!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»

Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада....

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»

Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...

Методическая разработка - конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Осень"

Помогает закрепить знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях,  формировать представления о перелётных и зимующих птицах с помощью озвученной анимированной презентации....

Конспект по развитию речи в старшей группе "Дифференциация звуков з и ж"

Учить различать на слух звуки з и жнаходить слова с задавнными звуками и выделять их из фраз....

Методическая разработка "Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. "

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Дикие животные». Звук [з]. Коррекционно-образовательные задачи: -закреплять представления у детей ...

Конспект занятия по ЗКР в старшей группе "Дифференциация звуков С-З".

Конспект занятия по ЗКР в старшей группе "Дифференциация звуков С-З".....

Конспект по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [Ц] и [Ч]»

Цель: учить детей дифференцировать звуки ц и ч.Задачи:• Определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец).• Закрепить умение составлять предложение.• Упра...