Конспект ООД по речевому развитию "В гостях у сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Зольникова Ольга Владимировна

Закрепление лексических тем посредством  русских народных сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_v_gostya_u_skazki.docx53.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной  деятельности  по  речевому  развитию  в  группе  комбинированной  направленности

Тема: «В гостях  у  сказки».

Возрастная  группа:  средняя  (4-5 лет).

Интеграция областей:  Речевое  развитие, художественно-эстетическое, познавательное,  социально-коммуникативное,  физическое.  

Цель: Закрепление лексических тем посредством  русских народных сказок.

Задачи по  образовательным  областям:

  1. Развивать речь, логическое мышление, умение понимать смысл загадки, находить отгадку;  расширять словарный запас. (Речевое развитие).
  2. Развивать у детей интерес к театрализованной игре. Формировать  навыки  актерского  искусства. (Художественно-эстетическое развитие).
  3. Закреплять количественный счет в пределах 5, знания геометрических фигур и их цвета. Закрепление знаний домашних и диких животных,  их  жилища. (Познавательное развитие).
  4. Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь, умение работать сообща. (Социально-коммуникативное развитие).
  5. Активизировать двигательную активность (Физическое развитие).

Методы и приёмы:

Практические:  выполнение задания дидактических игр: «Подбери колеса», «Собери паззлы»,  «Найди тень»,  «Угадай сказку», «Чья тень»; пальчиковой игры «Сказки», выполнение  упражнений  физкультминутки «Колобок»,  инсценирование сказки «Колобок».

Наглядные:  Рассматривание  «Чудо книжки», иллюстраций из сказок;

Словесные: проговаривание слов  речевой интерактивной  игры  «Здравствуй,  дружок». Загадывание загадок, вопросы, беседы, одобрение, поощрение, пересказ.

Предварительная работа: Чтение русских  народных  сказок, беседы по содержанию, пересказ, рассматривание иллюстраций к сказкам, показ настольного театра по русским народным сказкам, просмотр мультфильмов, составление конспекта, подготовка и изготовление  атрибутов.

Материал и оборудование: Авторское пособие «Чудо книжка», конверт с письмом,  геометрические фигуры  из фетра, бутафорская  монетка, шкатулка, макет «Ферма», корзинка, настольный театр «Колобок», музыкальное сопровождение.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Интерактивная игра «Здравствуй, дружок», Пальчиковая гимнастика «Сказки», Физическая минутка «Колобок»

Игровая

д/и «Подбери колеса», игра «Собери паззлы», д/и «Найди тень», игра «Угадай сказку», «Чья тень!»

Познавательно-исследовательская

Решение проблемных ситуаций: на чем можно отправиться в «сказочную страну»? «как починить колеса у кареты-тыквы?»

Коммуникативная

Беседа, словесные игры, вопросы, отгадывание загадок.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Инсценирование сказки «Колобок». Рассказывание, слушание, обсуждение.  

Логика образовательной деятельности

№ части

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Вводная

Воспитатель активизирует внимание детей. Приветствует детей. Проводит интерактивную игру «Здравствуй, дружок». (Приложение)

Воспитанники  повторяют интерактивную игру, сопровождают стихотворение жестами и движениями.

Сформированы дружеские отношения и положительный настрой на деятельность.

Основная

Воспитатель обращает внимание детей на необычный предмет. Предлагает узнать, что в коробке. Демонстрирует «Чудо-книжку».

Читает письмо, в котором колобок просит помочь детей заполнить странички книжки.

(Приложение)

Воспитатель предлагает отправиться на поиски сказок. Загадывает загадку, на каком транспорте они отправятся в путь. Хвалит детей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у тыквы нет колес. Предлагает решить проблемную ситуацию. Подобрать из геометрических фигур нужное количество колес, одинакового цвета, подходящих по форме.

Воспитатель предлагает встать вкруг, произнести волшебные слова, чтобы тыква-карета поехала.

Воспитатель демонстрирует вторую страничку книжки с изображение Лисы-Алисы и сундука. Достает монетку, читает надпись на монетке. (Приложение)

Сообщает, что Лиса заколдовала монетку и чтобы вернуть волшебную силу монетки, нужно выполнить задание.  Передает монетку воспитанникам. Просит по одному назвать и найти иллюстрации сказок, в которых главные герои дикие животные. Разместить иллюстрации на страничке книжки. Хвалит детей за выполнение задания.

Воспитатель катит монетку к столу, на котором стоит шкатулка с загадками-паззлами.

Сообщает, что в загадках спрятались названия сказок, в  которых встречаются дома-жилища животных. Просит воспитанников отгадать загадки, собрать домики из паззлов и выложить их на странице книжки.

Воспитатель катит монетку к столу, на котором макет «фермы». Приглашает детей сесть за стол. Сообщает, что детям нужно выполнить задание: найти тень домашнего животного, назвать из какой он сказки. Путём наложения разместить животное  соответствующая тени на страничке книжки.

Воспитатель хвалит детей и предлагает немного отдохнуть и выполнить физкультминутку «Колобок» (Приложение)

Воспитатель говорит, что детей ждет следующее задание. Катит монетку. Обращает внимание на корзинку, которая встречается по дороге. Просит пройти за столы. Предлагает детям поиграть в пальчиковую игру «Сказки» (Приложение).

Воспитатель предлагает вспомнить всех сказочных героев из пальчиковой гимнастики. Найти в корзинке картинки с изображением необычных сказочных героев. Разместить их на своё место в книжке.

Воспитатель сообщает, что детям нужно заполнить последнюю страничку в книге, и для этого нужно обыграть сказку «Колобок» с помощью настольного тетра и разместить всех героев на последней страничке.

Воспитатель сообщает, что странички из книги полностью заполнены. Упаковывает книгу в посылку и отправляет ее на авиапочту.

Предлагает детям вернуться в группу. Произносит волшебные слова.

Дети обращают внимание на коробку. Внимательно слушают содержание письма.

Дети с удовольствием соглашаются.

Дети внимательно слушают и отгадывают загадку.

Дети соглашаются. Подбирают нужное количество кругов, размещают их на тыкве.

Дети повторяют волшебные слова. Двигаются по кругу под музыку.

Воспитанники рассматривают страничку.

Внимательно слушают задание.

Проходят к рабочей зоне. По одному называют сказки, подбирают иллюстрации и размещают их на странице книги.

Дети находят шкатулку, рассматривают ее.

Отгадывают загадки, собирают паззлы и выкладывают их на странице книги.

Дети рассаживаются за стол.

Находят иллюстрацию домашнего животного, называют в какой сказке встречали это животное. Путём наложения располагают иллюстрации на тень в книжке.

Выполняют физические упражнения, проговаривая слова.

Воспитанники рассаживаются за столы. Хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:

Воспитанники называют необычного персонажа, находят его изображение, помещают на страничку в книжке.

Воспитанники соглашаются.

Выдвигают свои кандидатуры на роль в сказке. Выбирают плоскостную фигуру своего героя. Обыгрывают сказку. Помещают фигуру своего героя на страничке.

Воспитанники гордятся собой. Помогают упаковать книгу в посылку.

Дети повторяют волшебные слова. Двигаются по кругу под музыку.

Активизирован доброжелательный настрой  на  предстоящую деятельность, желание помочь Колобку.

Повышена мотивация к совместной деятельности.

Сформировано умение понимать смысл загадки находить отгадку.

Закреплен материал, количественный счет в пределах 5, знания геометрических фигур и их цвета.

Активирована память. Развивается эмоциональная отзывчивость.

Умеют внимательно слушать, отвечать полными предложениями.

Закрепляют в памяти знакомые сказки, узнают их по фрагментам, иллюстрациям.

Закреплены знания детей о сказочных героях и их  жилищах

Развита диалогическая речь, логическое мышление,

Закреплены знания детей о домашних.

Восстановлена работоспособность детей. Снято напряжение с мышц.

Развивается  мелкая  моторика рук и пальцев

Поднимается настроение и закреплен  позитивный настрой на занятия.

Сформированы знания  детей  о  необычных, сказочных героях. Развито логическое мышление.

Развивается связная речь, обогащается словарный запас.  

Развит интерес к театрализованной игре.

Воспитанно доброжелательное отношение к героям сказок, желание им помочь, умение работать сообща.

Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с детьми.

Сыграны характерные роли каждым ребенком

Оценочно-рефлекс.

Воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями. Просит вспомнить что они делали на занятии. Дает оценку их деятельности, благодарит за работу.

Дети отвечают на вопросы полным ответом, говорят о своем настроении. Называют, что понравилось больше всего во время деятельности.

Перечислены все знакомые сказки, закреплены их названия и содержание.

Приложение

Приветственная разминка «Здравствуй дружок»

Здравствуй, солнышко – дружок,     (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок    (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки     (показываем губки)

Здравствуйте, зубки     (показываем зубки)

Губками «почмокали»  («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали»  («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли   (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали      (машем ладошками)

А теперь все вместе – «Здравствуйте!» - сказали   (хором здороваемся)

(Звук  птичьи  трели, полета, треск падающего предмета)

Текст письма: «Здравствуйте ребята! Я Колобок-румяный бок из страны сказок, у меня случилась беда. Была у меня книжка с моими любимыми сказками, но все сказки рассыпались и страницы моей книжки остались пустыми, помогите мне, пожалуйста, вернуть  сказки на странички. Спасибо».

Загадка:  Толстая барыня,

Барыня-боярыня.

В платье одета

Жёлтого цвета

На макушке колпачок,

Колпачок — на бочок.

Надулась на грядке —

Отгадайте, ребятки.  (Тыква)

Волшебные слова: «Раз, два,  три – ты карета нас вези!».   Звучит музыка – кареты со словами: Наша тыква в поле мчится,

Что же с нами приключится?

Открываем шире глазки,

Попадаем с вами в сказку.

Загадки о жилищах зверей.

1.Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов.  (Теремок)  

2. Плачет бедный зайка

Сказку угадай-ка,

Выгнала его лиса

Вот такие чудеса! (Заюшкина избушка)  

3. Прямо в болото упала стрела!

В этом болоте царевна жила…

Как звали царевну, скажи мне на ушко!

Я знаю ответишь … .(Царевна-лягушка) 

4. А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведём.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но пришла беда нежданно

Этот дом сгорел дотла!    (Кошкин дом)

Игра «Угадай тень» (5 страница)

Крошечка-Ховрошечка (корова), Три поросенка (поросенок), Волк и семеро козлят (козлята); Петушок и бобовое зернышко (петух), Курочка-ряба (курица); Кот и лиса (кошка); Морозко (собака).

Физминутка «Колобок»

Колобок, колобок, тёплый и румяный. (наклоны вправо, влево)

Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)

То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)

То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)

то с бельчонком подружился. (приседание)

Покатился по дорожке, (бег по группе)

и попал ко мне в ладошки. (дети подбегают к воспитателю)

Катят монетку  дальше. На пути встречается корзинка.  

Воспитатель: Ребята предлагаю Вам поиграть в пальчиковую игру и выполнить следующее задание.

Пальчиковая игра «Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок,

Колобок румяный бок.

Есть Снегурочка краса,

Три медведя, волк, лиса.

Не забудем Сивку – бурку

Нашу вещую каурку.

Про Жар – птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем.

Знаем волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Показ настольного театра «Колобок».

Воспитатель: Жили -были старик со старухой.

Вот и говорит старик старухе:

Ребёнок: Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.

Воспитатель: Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, п полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:

Ребёнок: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Ребёнок:  Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

По сусеку метен,

На сметане мешон

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, подавно уйду!

И покатился по дороге — только Заяц его и видел!

Воспитатель: Катится Колобок, навстречу ему Волк:

Ребёнок:  — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Ребёнок:  — Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волк, подавно уйду!

Воспитатель: И покатился по дороге — только Волк его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Медведь:

Ребёнок: — Колобок, Колобок, я тебя съем!

Ребёнок: — Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, подавно уйду!

Воспитатель: И опять покатился — только Медведь его и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Лиса:

Ребёнок: — Колобок, Колобок, куда катишься?

Ребёнок: — Качусь по дорожке.

Ребёнок: — Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Воспитатель: Колобок и запел:

Я Колобок, Колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лисы, нехитро уйти!

Воспитатель: А Лиса говорит:

Ребёнок: — Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.

Воспитатель Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.

А Лиса опять ему:

Ребёнок: — Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.

Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте похлопаем нашим артистам

Вопросы рефлексии:  Кому мы сегодня помогали?

- Какую помощь мы с вами оказали сегодня Колобку? («Собрали сказки»)

- Кто нам устраивал препятствия? (Лиса)

- А что было в шкатулке, ребята? (Загадки)

- Какие необычные герои нам попались?

- А что труднее всего вам было выполнить?

- Девочки и мальчики,  умницы и умнички.

Пусть герои сказок дарят вам тепло

Пусть добро навеки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятиия старшей речевой группы "Гость из жарких стран"

Конспект подгруппового занятия в старшей речевой группе....

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «речевое развитие» «Гостья из сказки»

Занятие по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

«План – конспект непосредственно образовательной деятельности «В гости к сказке» по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста

«План – конспект непосредственно образовательной деятельности«В гости к сказке» по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Гостья из сказки»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Гостья из сказки»...

Конспект образовательной деятельности Тема: «В гости к сказке» образовательная область « Речевое развитие» группа младшая

Аннотация к занятию: «В гости к сказке».Данное занятие проводится с группой детей  младшего дошкольного возраста. Проводя данное занятие знакомлю детей  со сказкой «Заюшкин...

Конспект логоритмического занятия ТЕМА: В гостях у сказки. По мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Цель: Закреплять умения и навыки детей координировать речь с движениями под музыку.Задачи:-развивать все компоненты устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и прос...