проект по логоритике
проект по развитию речи (младшая группа)

Трухтанова Юлия Александровна

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_logoritmike.docx22.71 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект по логоритмике для детей 3-4 лет

                                             Воспитатель:

 Трухтанова Юлия Александровна

                               Тема проекта :

 «Система занятий по логоритмической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Актуальность.

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.

Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

Логопедическая ритмика – это методика обучения и воспитания лиц с различными с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Виды упражнений логопедической ритмики:

  • ходьба, прыжки;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  • упражнения, активизирующие внимание и память;
  • счетные упражнения;
  • упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
  • речевые подвижные и пальчиковые игры.

Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

  • созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
  • преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.

Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.

Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

Цель проекта: коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логоритмической ритмики

.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
  2. Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.
  3. Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
  4. Преодолеть речевой негативизм.
  5. Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.
  6. Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
  7. Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Целевая группа:

дети дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Участниками проекта являются:

  • воспитатели;
  • родители.

Тип проекта – долгосрочный.

                                                (сентябрь-май)

Этапы реализации.

Проект будет реализован в три этапа.

I.Подготовительный:

  • определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  • изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
  • создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
  • составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

II. Основной.

1. Содержание деятельности воспитателя:

  • проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
  • закрепление изученного материала.

2. Содержание деятельности родителей:

  • участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
  • закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;
  • проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

III. Заключительный:

  • проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
  • подведение итогов реализации проекта;
  • презентация проекта.

Ресурсное обеспечение.

Материально – техническое обеспечение:

1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.

2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.

Методическое обеспечение:

1. Комплексы артикуляционной гимнастики.

2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

Новизна проекта.

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

Практическая значимость.

Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.

Ожидаемые результаты.

Проект будет способствовать:

1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.

2. Преодолению речевого негативизма.

3. Активизации словарного запаса детей.

4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;

6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

7. Развитию личности в целом.

Литература:

1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004.

2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.

4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.

5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.

6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети

Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...

Логоритика Железнова

Логоритмика Железнова...