Конспект НОД для старших дошкольников по развитию речи "Воробьишко"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Голикова Светлана Михайловна

 Конспект  речевого развития в средней группе разработан в соотвествии с ФГОС с применение  дидактической  ИКТ игры .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_po_rechevomu_razvitiyu.docx29.11 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Технологическая карта занятия

ФИО участника: Голикова Светлана Михайловна, Башилова Ирина Михайловна

№ участника: 

Образовательные области: речевое, познавательное, социально-коммуникативное развитие

Тема занятия:  Быть самостоятельным хорошо?

Возрастная группа: подготовительная к школе 6-7 лет

Цель занятия: Понимание главного героя через чтение произведения  М.Горького «Воробьишко» в ходе познавательной и игровой деятельности.

Задачи занятия:

Обучающиеся задачи:  проанализировать  поведение воробьишки;

 восстановить последовательность событий.

Развивающие задачи: отвечать на вопросы;

внимательно слушать воспитателя и запоминать.

Воспитательные задачи: быть послушным ребёнком и прислушиваться к советам родителей.

Дополнительные задачи:

Игровая задача: отвечать правильно на вопросы по содержанию произведения.

Дидактическая задача: выполнить задание дидактической игры.

Словарная работа: чебурахнулся, желторотый, пичуга, чванятся, чадо.

1 вариант Слушать  взрослого и сверстника не перебивая.

2 вариант  Помогать друг другу.

Планируемый результат занятия: воспитанники  дали ответ на вопрос « Быть самостоятельным хорошо?»;

проанализировали   и оценили поступки главного героя;

 восстановили последовательность событий рассказа;

отвечали  на вопросы;

внимательно слушали воспитателя;

запомнили содержание произведения.

Подготовительная работа: предварительное знакомство с произведением М.Горького «Воробьишко»;

 провести предварительную словарную работу;

познакомить с терминами «гипотеза», «утверждение», «подтверждение», «опровержение»;

разработка дидактической игры;

подготовка к использованию наглядного материала: использование документ – камеры, смарт-доска, интерактивной доски, песочницы, кубы.

Материалы и оборудование: документ – камера, смарт-доска, интерактивная  доска, интерактивная песочница, интерактивные  кубы.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно – мотивационный этап

Привлечь внимание детей к теме занятия.

(Вносит в группу игрушку кошки)

-Ребята, посмотрите ,кого я сегодня встретила рядом с группой. Она жалобно мяукала, поэтому я позвала её к нам. Пусть кошка расскажет вам свою грустную историю

(кошка)Здравствуйте, ребята. Сегодня я чуть не поймала желторотого, маленького, мяконького воробушка, но в моих лапках оказались только хвост воробьихи. Спасла мама своего непослушное чадо.

-Ребята, а вы знаете, эту историю, как воробьишко  ко мне в лапы попал? Почему так произошло?

Наглядные: показ.

Словесные: беседы и рассказ

Слушают воспитателя и смотрят на кошку, отвечают на вопросы.

Да, мы слышали эту историю. Он был маленький и не умел летать, поэтому упал из гнезда. Был непослушным чадом.

Привлечено внимание к теме занятия.

Основной этап

 

2.1.

Этап постановки проблемы

Постановка проблемы, либо проблемной  ситуации

  -Когда я была маленькая и ходила в детский сад очень хотела быть самостоятельной и не всегда слушала своих родителей. Хорошо ли быть самостоятельным и не прислушиваться к советам взрослых? Мы на этот вопрос ответим в конце нашего занятия.

Словесные:

рассказ,

беседа.

Воспринимают и слушают воспитателя.

Перед детьми поставлена проблема для дальнейшего решения.

2.2.

Этап ознакомления с материалом

Аннотация произведения.

Ознакомление или повторение произведения.

-Давайте вспомним историю, которую нам рассказал Максим Горький в рассказе «Воробьишко».

(Краткий пересказ) Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик. Летать он не умел. Сидел в гнезде и хотел узнать, что такое Божий мир и годится ли он для него. Приносил папа воробей букашек, а воробышек высовывался из гнезда и не слушался. Мама воробьиха объясняла, что подует ветер и он может  выпасть  из гнезда. Шло время, но желторотый птенец не мог ещё летать и задавал много вопросов.

Слушают воспитателя

Актуализация знаний по произведению

2.3.

Этап практического решения проблемы

Найти решение проблемного вопроса на основе чтения фрагмента.

Решить проблемы в ходе беседы

Читает выразительно фрагмент произведения.

Пробовала мать объяснить ему, что это не так, но он не поверил — он любил объяснять всё по-своему.Идет мимо бани мужик, машет руками.
— Чисто крылья ему оборвала кошка, — сказал Пудик, — одни косточки остались!
— Это человек, они все бескрылые! — сказала воробьиха.
— Почему?
— У них такой чин, чтобы жить без крыльев, они всегда на ногах прыгают, чу?
— Зачем?
— Будь-ка у них крылья, так они бы и ловили нас, как мы с папой мошек…
— Чушь! — сказал Пудик. — Чушь, чепуха! Все должны иметь крылья. Чать, на земле хуже, чем в воздухе!.. Когда я вырасту большой, я сделаю, чтобы все летали.

Пудик не верил маме; он еще не знал, что если маме не верить, это плохо кончится. Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения:

Эх, бескрылый человек,
У тебя две ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек ем.

Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка — рыжая, зеленые глаза — тут как тут.

Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на сереньких ногах и чирикает:
— Честь имею, имею честь…

А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у нее дыбом встали — страшная, храбрая, клюв раскрыла — в глаз кошке целит.
— Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…

Страх приподнял с земли воробьишко, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне! Тут и мама подлетела — без хвоста, но в большой радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и говорит:
— Что, что?
— Ну что ж! — сказал Пудик. — Всему сразу не научишься!

Задаёт детям вопросы, выслушивает ответы обучающимся.

-Произошла  бы эта история с Пудиком, если бы он слушал маму?

-Был ли послушным птенцом желторотый воробьишко?

-Как вы думаете, сколько раз надо было сказать маме, чтобы воробьишко ей поверил, один или много раз?

Выборочное чтение.

-Чтобы понять, сколько раз ему говорили о том, что он может выпасть из гнезда, послушаем отрывки.

А Пудик глотал букашек и думал: «Чем чванятся — червяка с ножками дали — чудо!» И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал.

— Чадо, чадо, — беспокоилась мать, — смотри — чебурахнешься!
— Чем, чем? — спрашивал Пудик.
— Да не чем, а упадешь на землю, кошка — чик! и слопает! — объяснял отец, улетая на охоту.

Так всё и шло, а крылья расти не торопились. Подул однажды ветер Пудик спрашивает:
— Что, что?
— Ветер. Дунет он на тебя — чирик! и сбросит на землю — кошке! — объяснила мать.

-Так сколько раз ему говорили родители, как нужно себя вести в гнезде.

Упражнение «Закончи предложение»

-Я вам прочитаю песенку воробышка, а вы будете добавлять предложение одним словом.

Эх, бескрылый человек,
У тебя две
ножки,
Хоть и очень ты велик,
Едят тебя
мошки!
А я маленький совсем,
Зато сам мошек
ем.

Выборочное чтение

-Давайте вспомним ,какое чувство помогло взлететь маленькому воробью?

Страх приподнял с земли воробьишко, он подпрыгнул, замахал крыльями — раз, раз и — на окне!

Словесные:

 Выразитель

ное чтение фрагмента

Выборочное чтение

Упражнение «Закончи предложение»

Слушают фрагменты произведения.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

-Нет, не произошла бы.

-Нет, его нельзя назвать послушным. Он не слушался советов своих родителей.

-Один раз.

-Несколько раз ему говорили, а он не слушал.

Заканчивают предложение.

Слушают и отвечают на вопрос.

-Страх помог воробышку взлететь маленькому воробышку.

Дети решили проблему.

 Динамическая пауза

Я воробышек летал.

Всюду зёрнышки искал,

Крылышки отяжелели,

Я летаю еле, еле.

Машут руками.

Делают наклоны вперёд.

Делают наклоны влево, вправо.

Присели на корточки.

2.4

Провести дидактическую игру для первичного ознакомления

Дидактическая игра интерактивная(приложение1)

Игровой: игра, словесный: беседа, ответы на вопросы.

Игровая деятельность, выполняют задания игры

У детей закреплены первичные знания по теме

Гимнастика для глаз

Ребята, давайте одними глазками вверх и поищем воробышка.

Влево, вправо поискали.

Вниз теперь глазки, нет ли кошки на земле.

Дети выполняют упражнения для глаз, работаю только глазами.

3.

Заключительный этап

Подвести итоги и проанализировать занятие с детьми

Задаёт вопросы

-Что получилось на занятии?

 -Что не получилось на занятии?

-Что понравилось?

Рефлексия.

Словесные вопросы детям,

Игровой: игра

Игровая деятельность, отвечают на вопросы

Подвели итог и проанализировали свою деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия со старшим дошкольником по развитию внимания и самоконтроля.

Развитие внимания и самоконтроля, формирование произвольной регуляции собственной деятельности. Оптимизация тонуса мышц,  ритмирование организма, улучшение зрительного восприятия, развитие межпол...

Конспект НОД для старших дошкольников по развитию речи "Русская изба"

Занятие  "Русская изба" разработано для проведения в школьном музее или мини-музее детского сада. Оно может быть как занятием по развитию речи, так и стать частью проекта по патриотичес...

Конспект развлечения для старших дошкольников по развитию речи с детьми ОВЗ " Федорины помощники"

Целью развлечения является  составление  описательного   рассказа о посуде  по схеме с воспитанниками ОВЗ (с нарушениями речи и ЗПР)....

Конспект занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: Загадки Зимушки-зимы

Цель: Расширение, закрепление и активизация лексического запаса детей по теме «Зима», развитие лексико-грамматических средств речи детей....

Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы

Презентация к конспекту занятия для старших дошкольников по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: Загадки Зимушки-зимы...