Конспект НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Грачёва Ирина Михайловна

Конспект НОД по развитию речи "Путешествие в страну красивой речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_raz._rechi_v_pod._gr.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Берёзовский детский сад»

Конспект НОД

По образовательной области

«Речевое развитие»

в подготовительной группе

 детского сада 

Тема: «Путешествие в страну красивой речи»

Составил: воспитатель

Грачёва И.М.

Богородский район, д. Берёзовка

2020 год

Конспект НОД «Путешествие в страну красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

Задачи:

Образовательные:

  • Закреплять и обобщать знания детей об антонимах.
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие.
  • Формировать умение преобразовывать из существительных прилагательные.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
  • Развивать способности к преобразованию, умение путём смешивания двух цветов получать третий цвет.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи. Создавать положительный эмоциональный фон.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Место проведения: групповая комната.

Способы: проговаривание чистоговорок, чёткое произнесение скороговорки, вопросы воспитателя, ответы детей, рассказ воспитателя, показ видео записи, чтение стихов.

Средства: Видео «Полёт воздушного шара», аудиозапись отрывка стихотворения И. Бунина «Листопад», муз. воспроизведение песни «От улыбки…», плакат города «Красивой речи», нарисованная дверь с прикреплёнными к ней замками.

Словарная работа: «фантазия», «терем», «золотой», «багряный», «лиловый»

Ход занятия:

(дети стоят в кругу, взявшись за руки и выполняют действия под приветствие)

Мы с тобой подружимся,

А потом покружимся,

Снова за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Воспитатель: Молодцы! Вы дружные ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Раз вы такие дружные, то вас ждёт сегодня необычное путешествие. Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: Любим!

Воспитатель: А куда бы вам хотелось отправится?

(ответы детей)

Воспитатель: Я вам предлагаю отправится в город Красивой речи. Попадая в него, дети меняются. Злые становятся добрыми, грустные- радостными, голодные- сытыми, драчливые- дружными, неряшливые- аккуратными, невоспитанные- воспитанными (дети помогают, называют антонимы)

Воспитатель: Вам бы хотелось измениться?

Дети: Да!

Воспитатель: Но, ребята, город стал заколдованным после того, как его жители разучились красиво и правильно говорить. И чтобы его расколдовать, нужно показать, красоту и правильность нашей речи.

Ребята, поможем городу и его жителям?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда в путь. Так как город необычный, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.

-А что такое фантазия?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, фантазия- это наши мечты, то о чём мы мечтаем, что- то выдумываем то, чего нет на самом деле. Прежде чем отправиться в это путешествие, давайте вспомним правила:

(дети произносят все вместе слова)

1.Каждый день всегда, везде,

                                                          На занятиях, в игре,

                                                          Громко, чётко говорим,

                                                           Никуда мы не спешим.

         2.Если хочешь ответить, не шуми,

                                                           Только руку подними.

Воспитатель: Итак, отправляемся в город Красивой речи. А полетим мы с вами на воздушном шаре.

(видеозапись полёта воздушного шара)

Воспитатель: Вот он какой посмотрите.

А теперь закройте пожалуйста все глаза. Представьте себе, что мы с вами летим на воздушном шаре сквозь облака. Сверху мы видим дома, заводы, леса, поля, которые его окружают, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха.

А теперь открываем глаза и повторяем все за мной:

                                                -У-У-У- я лечу

                                                -О-О-О- далеко

                                                -Ши-Ши- Ши- выше крыши

                                                -Шо- Шо- Шо- хорошо

      Воспитатель: Вот мы и прибыли.

(воспитатель обращает внимание детей на нарисованную дверь, на которой висят замки)

Воспитатель: Смотрите, ребята, что это?

Дети: Ворота. Наворотах висят замки.

Воспитатель: Давайте их откроем.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Но для того чтобы их открыть нам нужно произнести волшебные слова, а затем выполнить задания. Согласны?

Дети: Да!

(дети встают и выполняют пальчиковую гимнастику)

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали (ритмично постучать друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы)

Покрутили (не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их)

Потянули (потянуть руки р разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская «замок» полностью)

И открыли! (резко отпустить руки, развести их широко в стороны)

Воспитатель: Молодцы!

Ой, посмотрите-ка ребята, какой-то листок. Что же на нём написано? Сейчас прочитаем.

(воспитатель читает)

«Город Красивой речи заколдован. Чтобы его расколдовать, нужно ответить на все вопросы, которые спрятаны в замочках»

Воспитатель: Ребята, поможем расколдовать город?

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, что ж, приступим.

(воспитатель снимает один из замочков, слышится аудиозапись с голосом)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной…

Воспитатель: Ой, ребята, куда мы попали? О чём говориться в этом стихотворении?

Дети: В этом стихотворении говориться про лес.

(обратить внимание, чтобы дети давали полный ответ)

Воспитатель: Лес в этом стихотворении какой? Какие слова говорят об этом?

Дети: Расписной, лиловый, золотой, багряный.

Воспитатель: Хорошо. А что такое терем?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Терем – это отдельная комната наверху здания или отдельно построенный дом в виде башни.

Воспитатель: А скажите мне пожалуйста, золотой цвет- это какой цвет?

Дети: Золотой, то есть ярко жёлтый цвет, листья как золото.

Воспитатель: А кто мне скажет, багряный цвет- это какой цвет?

Дети: Ярко красный.

Воспитатель: А ещё в стихотворении мы слышим слово лиловый. Давайте мы с вами сейчас попробуем сделать такой цвет.

(воспитатель смешивает в одноразовом стакане с водой розовую и голубую краску)

Воспитатель: Посмотрите какой цвет у нас получился! Вот про такой цвет и говорят- лиловый.

Ребята, а о каком времени года говориться в этом стихотворении?

Дети: В стихотворении говориться об осени.

Воспитатель снимает первый замок)

Воспитатель: Молодцы! Вот и открыли мы первый замочек.

 Для того чтобы нам открыть второй замочек вы мне поможете дополнить предложения. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: Лес- это место, где растёт много разнообразных деревьев, какие, назовите их?

(ответы детей)

Воспитатель: Хорошо. Также в лесу живут различные дикие животные, назовите их?

Дети: В лесу живут волк, лиса, медведь, и т. д…

Воспитатель: А птиц мы можем услышать в лесу?

Дети: В лесу мы слышим голоса сороки, дятла, кукушки и т. д…

Воспитатель: А что ещё растёт в лесу?

Дети: Ягоды, грибы, кустарники.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас давайте мы с вами немножко разомнёмся.

Физкультминутка «Во дворе стоит сосна»

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся- руки вверх, то же самое на другой ноге)

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд- назад)

Ветки гнуться взад- вперёд,

Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью)

Будем вместе приседать-

Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания)

Мы размялись от души

И на место вновь спешим. (Ходьба на месте)

(воспитатель снимает второй замок)

Воспитатель: Замечательно. Молодцы! Вот мы и открыли второй замочек. Приступаем к следующему заданию.

В городе Красивой речи нужно чётко и ясно говорить. И сейчас мы с вами потренируемся, будем чётко и ясно проговаривать все звуки скороговорки.

«Ж»

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

(дети повторяют скороговорку)

(воспитатель открывает третий замок)

Воспитатель: Ещё один замочек мы с вами смогли открыть. Переходим к следующему заданию. Для этого мы с вами поиграем в игру. Согласны?

Дети: Да!

Воспитатель: В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут обозначать признаки предметов.

Игра «Назови признаки»

-Матрёшка из дерева…деревянная

-Сумка из кожи…кожаная

-Ручка из пластмассы…пластмассовая

-Мальчик с широкими плечами…широкоплечий

-Дом из кирпича…кирпичный

-Блюдце из фарфора…фарфоровое.

(звучит аудио запись песни «От улыбки станет всем теплей…)

(воспитатель снимает с плаката последний замок)

        Воспитатель: Вот и открыли мы с вами последний замок. Добро пожаловать в       город Красивой речи. А что бы город окончательно расколдовать, поделитесь своей улыбкой (наклеиваем улыбки на картинку с городом)

Воспитатель: Город Красивой речи расколдован. Молодцы ребята! Жители города говорят вам: «Спасибо». А нам с вами пора возвращаться назад в детский сад. Итак, закрываем глаза и представляем, что мы летим на воздушном шаре сквозь облака. Под нами как бы проплывают леса, поля мы слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.

Вот и прибыли м ы в детский сад. Открывайте глазки.

Рефлексия:

Воспитатель: Скажите

-Какими вы стали после путешествия? 

(ответы детей)

-Стали вы добрее, сильнее, увереннее?

(ответы детей)

-А как вы себя чувствовали в сказочной стране?

(ответы детей)

-Что больше всего понравилось?

(ответы детей)

-Какое из заданий вам понравилось больше всего?

(ответы детей)

-А какое задание вызвало у вас затруднение?

(ответы детей)

Воспитатель: На этом занятие наше закончилось. Все вы большие молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (1-я младшая группа) по теме: Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет).

Конспект непосредственной образовательной деятельности « Развитие речи» с детьми младшего дошкольного возраста (2-3лет)."Кто у бабушки живёт?"....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической теме: «Весна. Природа». план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи: «Составление рассказа по лексической  теме: «Весна. Природа».Задачи: 1). Образовательные: Активизация предметного, глагольного  сло...