Развитие речи «Составление описательного рассказа по игрушкам»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Климова Кристина Юрьевна

Цели: учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.

Задачи:

  1. Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа.
  2. Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади). Упражнять в употреблении в речи наречий.
  3. Упражнять детей в употреблении собственных имен существительных в единственном числе, именительном падеже.
  4. Развивать связную речь. Упражнять в умении пользоваться схемой при составлении описательного рассказа по игрушке.
  5. Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.
  6. Воспитывать любовь, доброжелательное отношение игрушкам, желание помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx57.33 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи. Тема: «Составление описательного рассказа по игрушкам» в старшей группе.

Цели: учить детей составлять описательные рассказы об игрушках, используя при этом план – схему, продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания. 

Задачи:

  1. Закрепить навыки описывания игрушки, называть её характерные признаки; подводить к составлению короткого рассказа.
  2. Закреплять умения детей определять и называть местоположение предмета (слева, около, рядом, между, сзади). Упражнять в употреблении в речи наречий.
  3. Упражнять детей в употреблении собственных имен существительных в единственном числе, именительном падеже.
  4. Развивать связную речь. Упражнять в умении пользоваться схемой при составлении описательного рассказа по игрушке.
  5. Развивать мышление, воображение, наблюдательность, зрительную память.
  6. Воспитывать любовь, доброжелательное отношение игрушкам, желание помогать.

Ход образовательной деятельности.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришли новые игрушки. Появление игрушек.

Давайте назовем только те предметы, с которыми можно играть? (лошадь, неваляшка, пирамидка, мяч, паровоз)

Дети рассказывают заученное стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

F:\Новая папка\toys.gif

II. Основная часть. Ребята, а вы знаете, как делают игрушки?

Сегодня мы с вами узнаем о том, где и как делают игрушки, и будем учиться составлять рассказ об игрушках с помощью плана – схемы.

1. Рассказ воспитателя: «Игрушки делают на фабриках игрушек. Сначала – художник долго думает, как сделать игрушку красивой, и чтобы с ней было интересно играть. Такой художник называется -  дизайнер.

2. Игра «Художники» моделирование игрушек из геометрических фигур.

3.  Игра «Мастерская» После того, как потрудились дизайнеры за работу принимаются рабочие, они смотрят на рисунки – чертежи художника и на умных машинах – станках делают разные детали игрушек. Сделают рабочие все детали, а потом из них собирают игрушки. Делают игрушки из разных материалов: резины, пластмассы, металла, искусственного меха, плюша.

4. Игра «Чудесный мешочек» отгадывание из чего сделана игрушка. Какая игрушка? (резиновая, пластмассовая, металлическая, плюшевая). Скажи,  что вам поможет узнать о предмете рука? С помощью чего мы узнали, что игрушки сделаны из разных материалов? Правильно. (Размещают картинку, изображающую руку, и символы, обозначающие признаки гладкие, твердые)

5. Физминутка «Любимые куклы»

Куклам платье дружно шили.

Кукол очень мы любили

Долго нитку продевали, узелок потом вязали,

Отрезали лоскуток,

Прошивали вдоль стежок.

Утюгом горячий шов

Распрямили, чтобы лег.

Кукол поскорей позвали,

Нарядили. Не узнали!

Воспитатель: Ребята пока мы с вами играли, наши новые игрушки спрятались, давайте их найдем?

6. Игра "Найди игрушку" (объяснение правил игры). Педагог прячет игрушки в группе. Ребенок ищет ее по словесному описанию направлений.

1. Между двумя креслами (Кукла)

2. На зеленом стуле под бело-красной полке (Юла)

3. В уголке железнодорожника на верхней полке за журналами (мяч или кот)

4. Около доски, на полу, за цветком на полу (Жираф)

5. В приемной, в кабинке Семена (Матрешка)

Дети находят игрушки. Выставляют их в ряд на столе.

7. Игра «Кто на каком месте?» Внимательно посмотрите, как сидят игрушки?

В: кто сидит рядом с куклой?

В: кто находится между черным котом и куклой?

В: кто сидит слева от жирафа?

В: А теперь закройте глаза, не подсматривайте? (Меняются игрушки

местами)

В: что находится сзади куклы?

В: что находится между матрешкой и юлой?

В: молодцы. Все были внимательны.

8. Игра «Реклама». 

Воспитатель: Мы с вами немного отвлеклись, давайте вспомним как делают игрушки! Художник – рисует, мастера – делаю. Готовые игрушки отвозят в магазин игрушек! Чтобы игрушки быстро продавались нужно придумать хорошую рекламу – рассказ. 

1.  « Это игрушка кошка. Кошка серая, с белой грудкой. Кошка сделана из искусственного меха, поэтому мягкая и пушистая. У кошки маленькие треугольные уши и длинные жесткие усики. С кошкой можно играть в дом, кормить, гулять, спать».

2.«Это игрушка кошка. Ёе зовут Муркой. Она серая с белой грудкой. Кошка сделана из искусственного меха, поэтому мягкая и пушистая. У неё маленькие треугольные ушки и длинные жесткие усы, длинный пушистый хвост, а на лапках мягкие подушечки. С кошкой можно играть в дом, кормить, гулять, спать»

Воспитатель обращает внимание на то, что и в том, и в другом рассказе предложения «дружат». Но в первом рассказе слово «кошка повторяется очень часто – рассказ воспринимается хуже. Предлагает вспомнить, какие слова прозвучали во втором рассказе вместо слова «кошка».

Рассказ – описание (реклама) игрушек детьми с помощью плана - схемы по уточненной модели.

Оценка рассказов.

  1. Итог.  Где мы были на экскурсии? Как называется место, где изготавливают игрушки? Как называются художники, которые рисуют игрушки?