План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми, имеющими ОНР, подготовительной к школе группы. Тема : Звук Ж, буква «Ж».
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Мариненко Наталья Николаевна

Цель: Познакомить с буквой «Ж» и звуком  Ж через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, безопасность, здоровьесохранение, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с буквой «Ж»;

- соотнести звук Ж с буквой «Ж»;

- закрепить чёткое произношение звука ж в изолированном виде, в словах, чистоговорках, физминутках;

- закрепить навыки счета, умение соотнести число с цифрой;

- научить интонационно выделять звук в слове,  называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие согласные;

- упражнять в словообразовании прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

- развивать музыкальный и фонематический слух;

- развивать познавательные навык послогового чтения;

- обогащать, расширять и активизировать словарь.

Воспитывающие:

- формировать осознанную потребность в работе над звуками, словами, понимания значения этой работы;

- расширять знание о живой природе и воспитывать любовь к ней;

- воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам.

Методы проведения:

-словесные;

-наглядные;

- практические.

 

Оборудование:

- мультимедиа;

- листочки, жёлуди;

- цветок, жук;

- простые карандаши;

- напечатанные слоги, слова, кубик с цифрой 4;

- аудиозапись.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_zh.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми,         . имеющими ОНР, подготовительной к школе группы.

Учитель-логопед Мариненко Н.Н.

Тема :  Звук Ж, буква «Ж».

Цель: Познакомить с буквой «Ж» и звуком  Ж через интеграцию образовательных областей: познание, коммуникация, художественная литература, социализация, безопасность, здоровьесохранение, музыка, физическая культура, художественное творчество.

Задачи: 

Обучающие:

- познакомить с буквой «Ж»;

- соотнести звук Ж с буквой «Ж»;

- закрепить чёткое произношение звука ж в изолированном виде, в словах, чистоговорках, физминутках;

- закрепить навыки счета, умение соотнести число с цифрой;

- научить интонационно выделять звук в слове,  называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать гласные и согласные звуки с помощью зрительных символов, различать твердые и мягкие согласные;

- упражнять в словообразовании прилагательных;

Коррекционно-развивающие:

- развивать музыкальный и фонематический слух;

- развивать познавательные навык послогового чтения;

- обогащать, расширять и активизировать словарь.

Воспитывающие:

- формировать осознанную потребность в работе над звуками, словами, понимания значения этой работы;

- расширять знание о живой природе и воспитывать любовь к ней;

- воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам.

Методы проведения:

-словесные;

-наглядные;

- практические.

Оборудование:

- мультимедиа;

- листочки, жёлуди;

- цветок, жук;

- простые карандаши;

- напечатанные слоги, слова, кубик с цифрой 4;

- аудиозапись.

Предварительная работа:

- рассматривание альбомов: «Времена года», «Животные», «Деревья» ;

- беседы по темам;

- наблюдение;

- развитие словаря по теме «Животные и их детёныши»;

- слушание музыки;

- разучивание чистоговорок, физминуток, стихов.

Ход занятия

(Звучит музыка. Дети входят в группу. На полянке цветок, на нем сидит жук)

Беседа:

Логопед:                   На поляночке цветок,

                                  Жёлто-белый лепесток.

                                  На цветок вы посмотрите,

                                  Кто сидит на нём, скажите?

Дети: Это жук.

Логопед: А как он подаёт голос? Кто может показать?

Дети: Показ ребёнка (жужжание).

Логопед: Давайте вместе пожужжим.

(Дети жужжат, как жуки)

Логопед: Чья это песенка?

Дети: Это песенка жука.

Логопед: Скажите дети, какой звук вы произносите, когда поете песенку про жука?

Дети: Звук Ж.

Логопед: Когда мы произносим звук Ж, язычок принимает форму чашечки и поднимается к нёбу, прячется за верхние зубки, зубы сближены, губы выдвигаются вперёд, как рупор. Какой это звук согласный или гласный? Проверьте (взяли ниточку в руки и потянули).

Дети: Согласный звук.

Логопед: Звонкий или глухой?

Дети: Звонкий.

Логопед: Это непростой звук, звук Ж всегда твёрдый. А ещё какой звук всегда твёрдый? Д: Звук Ш.

Логопед: Дети, а жук наш невесёлый, и я знаю почему. Он потерял своих друзей. Поможем жуку их найти. А чтобы жуку помочь отыскать своих друзей, нужно выполнить задания, которые встретятся на пути. Поможем жуку? Начинаем.

Слайд №1. 

( Открывается картинка)

Логопед: Кто это?

Дети: Жаба.

Логопед: Есть ли в этом слове звук Ж? Где он стоит?

Дети: Звук стоит в начале слова.

Логопед: Правильно. Жук полетел дальше.

(Открывается картинка)

Логопед: Назовите. Кто это?

Дети: Ежи.

Логопед: Давайте со словом ежи проговорим чистоговорки:

Лежат ёжики у ёлки,                              Маленький колючий ёж,

        У ежей иголки колки.                             До чего же он хорош!

(Открывается картинка)

Логопед: Что изображено на этой картинке?

Дети: Жёлудь.

Логопед: Разделите слово жёлудь на части? Как можно это сделать?

Дети: Отхлопать, отстучать, прошагать, положить руку под подбородок, сколько он раз опустился.

Логопед: сколько частей в слове?

Дети: Две части.

Логопед: Правильно.

(Открывается картинка)

Логопед: А что на этой картинке?

Дети: Ножи.

Логопед: Придумайте с этим словом предложения.

(Дети придумывают предложения)

Логопед: А какой один и тот же звук в словах жаба, ежи, жёлудь, ножи?

Дети: Звук Ж.

Логопед: Давайте немножко отдохнём.

Физминутка:

Логопед:                            Жук жужжал, жужжал, жужжал,

                                               (дети  машут руками - летают)

                                             На спине своей лежал,

(дети легли на спину)

                                             Лапками махал, вертел,

                                             А потом вдруг полетел,

                                             И на место своё сел.

 (дети сели на ковёр)

Слайд №2.

(На экране буква Ж)

Логопед: На что похожа эта буква?

Дети: На жука…

Логопед:                               Эта буква широка

                                                И похожа на жука.

                                                И при этом точно жук,

   Издаёт жужжащий звук: Ж…

Логопед: Из скольких и каких элементов состоит буква Ж?

Дети: Из пяти  палочек.

Логопед: Давайте выложим букву Ж.

(Дети выкладывают из гимнастических палок букву на ковре).

Логопед: А чем буква отличается от звука?

Дети: Букву мы видим и пишем, а звук мы произносим и слышим.

Логопед:  Чтобы выполнить новое задание, сядьте на ковер.

(Дети садятся на ковер).

Логопед: А жук наш полетел дальше и сел на дерево.

Слайд №3.

( Дерево дуб)

Логопед: Какое это дерево?

Дети: Дуб.

Логопед: Что можно сказать про дуб, какой он?

Дети: Большой. Могучий. Крепкий. Толстый. Высокий. Развесистый. Широкая крона.

Логопед: У дерева толстый ствол. Как одним словом можно назвать такое дерево?

Дети: Толстоствольный.

Логопед: Про него можно сказать, что он долгожитель, так как он долго, много лет растёт и живёт. А какие плоды растут на дубе?

Дети: Жёлуди.

Логопед: А вы знаете, что желудями питаются животные? Какие?

Дети: Белочки, кабаны, свинки.

Логопед: И мышки-полёвки. Их так называют потому, что они живут в норках на полях. Л: Посмотрите, сколько с дуба нападало листочков.

Логопед: Что можно сказать о листиках, какие они?

Дети: Зелёные, жёлтые, оранжевые, красивые.

Логопед: Как одним словом можно сказать  о листьях разного цвета?

Дети: Разноцветные.

(Дети садятся за столы)

Логопед: Напечатайте на своих листочках новую букву, а сколько букв нужно напечатать, сосчитайте сами, прослушав загадку.

Чтение загадки                                                                                                                                                          

Логопед:                      На полянке у реки жили майские жуки –

               Дочка, сын, отец и мать, кто успел их сосчитать?

Логопед: Сколько насчитали жуков?

Дети: 4.

Логопед: Покажите  на слайде в каком уголке находится цифра 4, которая обозначает число 4.

(Работа детей)

Логопед: Но прежде, чем мы напечатаем буквы, давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Логопед:                            Быстрый к нам бежит жучок.

                                            Наш весёлый старичок.

Логопед: Округляем правую кисть, ставим на пальчики, бежим.

(Дети выполняют)

Логопед:                           А за ним бежит другой:

                                             Поиграть хочу с тобой!

Логопед: Округляем левую кисть, ставим на пальчики, бежим.

(Дети выполняют).                                               

 Логопед:                             Раз, два, три, четыре, пять!

                                             Тебя буду догонять.

Логопед: Одна рука догоняет другую, затем руки меняем местами.

(Дети выполняют)

Логопед: Так сколько букв вы напишите?  

Дети: 4

Логопед: Переверните картинки- жёлуди. Что вы на них видите?

Дети: Слоги, слова.

Логопед: Прочитайте их на ушко.

(Дети читают:  жа,  жо,  жу,  уж,  жало, лужа, кожа, лыжа, жар, морж, корж)

Слайд № 4. 

Логопед: Давайте прочитаем вместе эти слоги и слова.

(Дети читают)

Логопед: Мы много выполнили заданий. А что мы сегодня узнали про звук  Ж? Какой он?

Дети: Согласный, звонкий, всегда твёрдый, обозначаем синим кружком.

Логопед: Зная новую букву, мы сможем выложить слово жук, и жуку нашему будет очень приятно. Выложите слово жук из букв кассы и выполните полный звуко-буквенный анализ.

                                                 Практическая работа детей.

 ( Один из детей выкладывает слово « жук» на магнитной доске)

Логопед: Проверяем, у всех так получилось? Молодцы!

Логопед: А что это наша миска стоит не на своём месте? Может быть, там кто-то спрятался? Давайте проверим.

(Дети из миски с фасолью достают по одной игрушке и называют:

жук, божья коровка, пчёлка  Жужа,  морж, жираф, жаба, уж,  ёж)

Логопед: Это вы показали взрослых животных, а кто это?

Дети: Детеныши.

Логопед: Назовите их.

Дети: Жеребенок, моржонок,  медвежонок.

Логопед: Как можно назвать их ласково?

Д: Жучок, моржонок, жирафик,  носорожик, ужик, ежик.

Логопед:  Как одним словом можно их назвать?

Дети: Животные.

Логопед: А в слове животные есть звук Ж?

Дети: Да.

Логопед: А эти животные кто для жука?

Дети: Друзья.

Логопед:                         Всем известно, что жуки

                                         Жужжат с досады и тоски.

                                         Но в кругу друзей жуки

                                         Чудаки и добряки.

Логопед: У жука очень хорошее настроение. Он нашёл своих  друзей и вы ему помогали. Значит вы тоже стали его друзьями. Давайте все вместе повеселимся под песенку друзей.

 (Звучит музыка, дети танцуют).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность. Художественное творчество. Рисование в подготовительной к школе группе. Тема: «Сказочные цветы». Техника граттаж.

Коспект обучающего занятия по рислованию. На данном занятии дети знакомятся с техникой "граттаж", учатся изображать цветы в новой технике....

Конспект открытой непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в подготовительной к школе группе Тема: «Физкультура вместе с мамой и папой»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни детей должно начинатьс...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе). Тема: «Звук и буква Ш»

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе).Тема: «Звук и буква Ш»...

План - конспект образовательной деятельности по обучению грамоте. (в подготовительной к школе группе) Тема: «Звук и буква Ж»

В плане-конспекте подробно отражается работа по закреплению буквы Ж в разных видах работы. Занятие ориентировано для работы с старшими доольниками с ОВЗ....