перспективное планирование дидактических игр
учебно-методический материал по развитию речи

Козлова Анна Андреевна

перспективное планирование дидактических игр для развития речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnoe_didigr.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц

Игры на формирование грамматического строя речи

Игры по звуковой культуре речи

Игры на развитие словаря

Игры на развитие связной речи

сентябрь

1.«Что делает, что делают?»Цель: формировать умение правильному употреблению глаголов в единственном и множественном числе

2. «Чьё, чьё? – Моё» Цель: Упражнять в образовании притяжательных местоимений.

 3.«Два брата ИК и ИЩ». Цель: Развивать словообразование при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

4.«Скажи ласково» Цель: Закреплять умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов. Развивать ловкость, быстроту реакции. 

 5.«Что из чего сделано?» Цель: Активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе.

1.«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

2. «Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

1.«Подбери действия к предметам»

Цель: Закреплять согласование существительного с глаголом.

2.«Как назвать того, кто...?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

 3.«Кто где живет?»

Цель: Закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.

1.«Где начало рассказа?»

Цель: формировать умение передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.

2.«Какая картинка не нужна?»

Цель: формировать умение находить лишние для данного рассказа детали.  

октябрь

1.«Составь предложение» Цель: Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.

2. «Кто кем был?» Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания. 

3.«Закончи предложение» Цель: формировать умение правильно, строить предложения с причинно-следственной связью. Развивать логическое мышление.

 4.«Слова – неприятели» Цель: Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

 5.«Кто кем будет?» Цель: Развивать мышление, воображение, быстроту реакции. Расширять словарь. 

1.«Какого звука не хватает?»

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

2.Игра «Замени звук»

Цель: формировать умение детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

1.«Кто может совершать эти движения?»

Цель: Активизировать глагольный словарь детей. Развивать воображение, память, ловкость. 

2.«Подскажи словечко»

Цель: Развивать мышление, быстроту реакции. 

 3.«Четыре слова»

Цель: Расширять запас имен существительных в активном словаре детей.

1.«Найди картинке место»

Цель: формировать умение соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

2.«Хорошо - плохо»

Цель: Познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость. 

ноябрь

1.«Назови ласково» Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

 2.«Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания.

3.«Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

4.«Куда положим» Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.

 5.«Найди ошибку». Цель: Развивать слуховое внимание, мышление.

1.«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

 2.«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

1.«Что бывает круглым?»

Цель: Расширять словарь детей за счет прилагательных. Развивать воображение, память, ловкость. 

 2.«Что растет в лесу?»

Цель: Активизировать у детей словарь существительных по темам: «Растения», «Животные

 3.«Рыбы, звери, птицы»

Цель: Закреплять в активном словаре детей существительные по темам: «Рыбы», «Звери», «Птицы».

1.«Почемучкины вопросы»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

2.«Что изменилось?»

Цель: Развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.

 

декабрь

1.«Подбери подходящее слово» Цель: формировать умение подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными. Развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

 2.«Кто это?» Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи.

3.«Где мы были, что мы видели?» Цель: Закреплять окончания существительных родительного падежа множественного числа

 4.«Назови профессии» Цель: Развивать анализ и синтез.

5.«Животные и их детеныши» Цель: Закреплять в речи детей названия детенышей животных. Закреплять навыки словообразования. Развивать ловкость, внимание, память. 

1.«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: формировать умениедетей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

2.«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

1.«Что происходит в природе?»

Цель: Закреплять употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении. 

2.«Я знаю три названия животных (цветов)» Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. 

3.«Я знаю три имени девочек (пять имен мальчиков)»

Цель: Расширить словарный запас детей за счет употребления обобщающих слов, развивать быстроту реакции, ловкость. 

1.«А я бы…»

Цель: Развивать творческое воображение. Формировать умение свободному рассказыванию.

2. «Пойми меня»

Цель: Развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

январь

1.«Скажи по-другому» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

 2.«Кто чем работает?» Цель: Закреплять формы существительных творительного падежа.

 3.«Один – много» Цель: формировать умение детей правильному употреблению родительного падежа множественного числа имен существительных.

4.«Угадай, кому нужны эти вещи» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных.

 5.«Кто чем управляет?» Цель: Закреплять формы творительного падежа существительных

1.Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

 2.Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

1.«Кто как передвигается?»

Цель: Обогащать глагольный словарь детей. Развивать мышление, внимание, ловкость. 

 2.Мяч бросай, транспорт быстро называй»

Цель: Расширить словарный запас за счет употребления обобщающих слов, развивать внимание и память, умение соотносить родовые и видовые понятия. 

 3.«Кто как разговаривает?»

Цель: Расширить словарный запас, развивать быстроту реакции. 

1.«Составь рассказ»

Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;

 2.«Потому что…»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

февраль

1.«Составь предложение по теме «Зима» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

2.«Кому что дадим?» Цель: Закреплять формы дательного падежа существительных по теме «Домашние и дикие животные».

 3.«Чья голова?» Цель: Закреплять согласование существительного с прилагательным.

 4.«Слова — «родственники» Цель: Упражнять в подборе слов, близких по смыслу.

5.«Подбери слова — «родственники» (тема «Зима») Цель: Упражнять в образовании однокоренных слов.

1.«Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

2. «Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

1.«Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

 2.«Кто подберет больше слов?»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

 3.«Месяцы и их последовательность»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. 

1.«Нарисуй сказку»

Цель: формировать умение составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

2.«Пословицы, поговорки»

Цель: Развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.

март

1.«Птичка в клетке» Цель: формировать умение образовывать глаголы с помощью приставок.

2.«Кто чем питается?» Цель: Закреплять в речи детей правильное употребление существительных в творительном падеже.

3. «Составь предложение по теме «Весна»

Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

4.«Чем можно?» Цель: Закреплять формы творительного падежа.

5.«Магазин» Цель: формировать умение подбирать однородные определения.

1.«Громко-шепотом»

Цель: формировать умение детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

 2.«Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

1.«Что за чем?»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка. Развивать мышление. 

2.«Игра в неделю»

Цель: Закреплять временные понятия в активном словаре ребенка.

 3.«Что общего»

Цель: Развивать навыки понятийного обобщения.

1.«Закончи сам»

Цель: Развивать у детей воображение, связную речь.

2.«Опиши-угадай»

Цель: Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.

апрель

1.«Расскажи про зайчика» Цель: формировать умение подбирать однородные прилагательные к существительному.

 2.«Сравни предметы» Цель: Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

 3.«Кто где живет?» Цель: Закреплять формы существительных предложного падежа.

4. «Про кота» Цель: формировать умение согласовывать прилагательные с существительными.

5. «Однородные сказуемые»

Цель: формировать умение подбирать однородные сказуемые.

«Эхо»

Вариант 1

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Вариант 2

Цель: Автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.

Вариант 3

Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

1.«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас.

 2.«Говори наоборот»

Цель: Развивать мышление, активизировать словарный запас. Закреплять в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. 

 3.«Подбери словечко»

Цель: Расширить словарный запас у детей, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

 

1.«Продавец и покупатель»

Цель: Формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.

2.Волшебный мешочек»

Цель: Развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы. 

май

1.«Составь предложение по теме «Времена года» Цель: Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

2. «Сравни по теме «Весна» Цель: формировать умение образованию сравнительной степени прилагательных.

3. «Какой? Какая?» Цель: формировать умение согласованию в речи существительного с прилагательным, обозначающим цвет, форму, вкус.

4.«Подбери прилагательное»

Цель: формировать умение подбирать однородные прилагательные к существительному.

5.«Я начну, а ты закончи»

Цель: формировать умение детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением. Развивать умение быстро находить точное слово.

1.«Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

2.«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: формировать умение детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

1.«Скажи похоже»

Цель: формировать умение детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

 2.«Какой это предмет?»

Цель: Закреплять согласование прилагательного с существительным.

3.«Скажи наоборот»

Цель: Расширить словарь антонимов у детей

1.«Опиши игрушку»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

2.«Объясни, что такое»

Цель: Развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование дидактических игр по математике в старшей группе.

Именно дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форм...

Перспективное планирование дидактических игр в средней группе.

Перпективное планирование по программе Васильевой М.А. Гербовой В.В.  Комаровой Т.С....

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста...

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста

Перспективное планирование дидактических игр, направленное на социально-эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста...

Перспективное планирование дидактических игр в средней группе.

Перспективное планирование дидактических игрв средней группе....

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...

Перспективное планирование дидактических игр с математическим содержанием, направленных на развитие логического мышления

в перспективном планировании выстроена система использования  дидактических игр, направленных на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на учебный год...