Тема: «Моя Родина – Россия».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Николаевна Болгова

Тема: «Моя Родина – Россия».

Цель: воспитание чувства патриотизма через изучение символики России.

Задачи: 1.Познакомить детей с символами России.

               2.Развивать внимание, память, воображение, логическое и образное мышление, мелкую моторику, конструктивные и игровые навыки.

              3.Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине.                                                                                                  

Оборудование: магнитофон, проектор, аудиозаписи  «Гимн РФ», « С чего начинается Родина», « Во поле береза стояла», «У меня есть одна тетя…», костюм березки, заготовка шаблонов для игры «Составь флаг» по количеству детей, выставки семейных работ: «Символы России», «Герб нашей семьи», « Генеалогическое дерево нашей семьи», презентация « Моя Родина – Россия».

Ход занятия:

- Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Повторяйте за мной:                                                                                  

  Здравствуй, солнце золотое!                                                                   

Здравствуй, небо голубое!                                                                      

  Здравствуй, вольный ветерок!                                                                           

Здравствуй, маленький дубок!                                                                                   

Мы живём в одном краю, я вас всех приветствую!

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовет.

Выхожу из дома я: 

- Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

- Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я: 

- Здравствуй, Родина моя!

- Добрый день, дорогие ребята. Догадались ли вы, какой теме будет посвящено  наше занятие? Да, мы будем говорить о Родине.

- Настроение у всех хорошее? Тогда начинаем.

Звучит негромко песня «С чего начинается Родина», слова М.Матусовского, музыка В. Баснера

- О чем эта песня? Грустная или веселая? Какие слова из песни вам больше всего запомнились?

- Что вы можете сказать, когда слышите слово « Родина».

1 чтец: Если скажешь слово « Родина»,

              Сразу в памяти встает

              Милый дом, в саду смородина,

              Старый тополь у ворот.

2 чтец: Я узнал, что у меня

              Есть огромная родня:

              И тропинка, и лесок,

              В поле каждый колосок,

              Речка, небо надо мною.

              Это все мое родное!

3 чтец:  Великую землю,

              Любимую землю,

              Где мы родились и живем.

              Мы Родиной светлой,

              Мы Родиной милой,

              Мы Родиной нашей зовем.

Родина – это и дом, в котором мы живем, и наши предки, мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И деревню, в которой мы живем с её улицами. А как называют людей, живущих в нашей стране – Россия?           ( Россияне)

Русский народ много сложил пословиц и поговорок. Давайте вспомним их:

- Дома и стены помогают.

- Нет земли краше, чем Родина наша.

- Всякому мила своя сторона.

- Береги землю родимую, как мать любимую.

- Одна у человека мать – одна и Родина.

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия (слайд)

Вот как много места занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать  солнышко.

А знаете ли вы, что … Чтобы добраться с одного конца на другой надо ехать 7 дней – неделю.

- Кто управляет такой огромной территорией. Кто является главой Российского государства?

А знаете ли вы, что…слово « президент» означает: впереди сидящий.

- Как зовут нашего президента? ( слайд)

В каждом государстве есть самый главный город. Он называется столица. У нас в России такой город тоже есть. В нем живет и работает президент.

- Кто знает, как называется столица нашей Родины?  ( слайд)

- Кто расскажет нам стихотворение о Москве?

Чтец: Москва – это Красная площадь,

           Москва – это башни Кремля,

           Москва – это сердце России,

           Которое любит тебя.

- Запомнили, как называется главный город страны?

У каждой страны есть 3 символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Есть такие символы и у России.

- Кто может их назвать?

Флаг нашей страны.( слайд) Рассмотрим его.

- Сколько полос на флаге России?

- Какого они цвета?

- Какое значение имеет каждый цвет флага?  (ответы детей)

Красный - храбрость, мужество, красоту.

Синий – синее небо над землей,

Белый - мир и чистоту.

- А кто расскажет стихотворение о флаге.

Чтец: Белый цвет – березка,

           Синий – неба цвет.

           Красная полоска-

           Солнечный рассвет.

- Ребята, возьмите в руки флажки и послушайте моё стихотворение:

Подниму над Землею три цвета

Они, как три нужных совета.

Три верных товарища с нами.

Объединенные в знамя.

Первый цвет знамени – белый

Радостный, добрый, смелый.

Второй цвет у знамени – синий.

Как небо России, красивый.

Третий цвет – красный,

Смелый, воинственный, властный.

- Посмотрите внимательно на картинки. Среди флагов разных стран, найдите флаг нашей страны.

- Итак, как вы определили,  что это флаг России?

Игра «Собери флаг»

Выбирается 2 игрока. По сигналу: раз, два, три начни, дети выкладывают флаг России. Кто первый и правильно выложит флаг, тот побеждает. 

А знаете ли вы, что… у флага есть свой день рождения, как и у нас у всех.

Отмечает с 22 августа 1994 года.

Сейчас мы поговорим о следующем символе.

Звучит куплет гимна (слушают стоя).

- Что случилось? Почему вы стоя слушали эту музыку? (звучал гимн России).

- Что такое гимн, нам расскажет…

Что такое гимн вообще:

Песня главная в стране!

В гимне Российском есть такие слова:

« Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

У каждой страны свой гимн. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Этим мы выражаем свое уважение к нашему государству, нашей стране.

Следующим символом является герб (слайд)

Рассмотрим его и послушаем девочек, они нам расскажут:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Чтец: На нашем гербе мы видим птицу – это орел, с двумя головами, это означает, что мы независимое государство, в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех связывает Родина.

- А почему символом России является орел?  (орёл – гордая, сильная, независимая птица).

- Ребята, не только  у государства может быть герб.

Есть и семейные гербы. Давайте их рассмотрим. ( Подойдите к столам и найдите герб вашей семьи)

Расскажи о гербе своей семье.

Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина представляет что – то своё, очень- очень родное.

Музыкальная динамическая пауза « У меня есть одна тётя…».

Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,

В стране тонкоствольных берез.

Для многих людей и нашего президента символом России также является белоствольная березка (слайд), потому что таких берез, березовых рощ нет нигде в мире.

Давайте послушаем, какая она, русская березка.

1чтец: Какое очаровательное дерево – береза. Похожа она на стройную девушку в белом сарафане. Это дерево – символ русского народа. О ней поют песни, пишут стихи, складывают сказки. Где бы ни росла березка, всюду она приносит людям радость и свет (слайд).

2 чтец: Наши предки верили, что березы может исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили березе угощения, садились около нее и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту.

Березонька желанная

Подруга долгожданная

Войди скорей в наш круг.

Войди зарею ясною,

С косой зеленовласою,

Здесь каждый тебе друг.

Хоровод «Во поле береза стояла».      

Ещё одним символом России, является цветок. Отгадайте какой?

Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка.

Сердечко золотое

Что это такой? ( слайд)

- Это ромашка. А где можно встретить ромашку?

А знаете ли вы, что…ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Ромашки похожи по форме с зонтиками, по одной древней легенде ромашки были зонтиками у маленьких гномиков. Начнется дождь, гномик укроется ромашкой вместо зонтика и остается сухим.

- Какие государственные символы России вы сегодня запомнили?

-Ребята, а что такое семья? Куда вечером из садика вы возвращаетесь?

- Семью, можно назвать Родиной?

Итак, мы с вами от большой Родины России пришли к нашему началу – к нашей малой Родине – семья.

- Давайте посмотрим на экран. ( На слайде « Генеалогическое дерево» каждой семьи).

-Сейчас давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ мудрый, терпеливый. Именно от нас будет зависеть будущее нашей страны. От того как сильно, мы будем любить нашу Родину.

Скажем все дружно: « Если дружба велика – будет Родина крепка!»

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Моя Родина – Россия».

Цель: воспитание чувства патриотизма через изучение символики России.

Задачи: 1.Познакомить детей с символами России.

               2.Развивать внимание, память, воображение, логическое и образное мышление, мелкую моторику, конструктивные и игровые навыки.

              3.Воспитывать у детей уважение к могуществу Российской державы, любовь к Родине.                                                                                                   Оборудование: магнитофон, проектор, аудиозаписи  «Гимн РФ», « С чего начинается Родина», « Во поле береза стояла», «У меня есть одна тетя…», костюм березки, заготовка шаблонов для игры «Составь флаг» по количеству детей, выставки семейных работ: «Символы России», «Герб нашей семьи», « Генеалогическое дерево нашей семьи», презентация « Моя Родина – Россия».

Ход занятия:

- Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и улыбнемся. Повторяйте за мной:                                                                                     Здравствуй, солнце золотое!                                                                    Здравствуй, небо голубое!                                                                        Здравствуй, вольный ветерок!                                                                           Здравствуй, маленький дубок!                                                                                   Мы живём в одном краю, я вас всех приветствую! 

Утром солнышко встает,

Нас на улицу зовет.

Выхожу из дома я: 

- Здравствуй, улица моя!

Я пою, и в тишине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути:

- Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я: 

- Здравствуй, Родина моя!

- Добрый день, дорогие ребята. Догадались ли вы, какой теме будет посвящено  наше занятие? Да, мы будем говорить о Родине.

- Настроение у всех хорошее? Тогда начинаем. 

Звучит негромко песня «С чего начинается Родина», слова М.Матусовского, музыка В. Баснера 

- О чем эта песня? Грустная или веселая? Какие слова из песни вам больше всего запомнились?

- Что вы можете сказать, когда слышите слово « Родина».

1 чтец: Если скажешь слово « Родина»,

              Сразу в памяти встает

              Милый дом, в саду смородина,

              Старый тополь у ворот.

2 чтец: Я узнал, что у меня

              Есть огромная родня:

              И тропинка, и лесок,

              В поле каждый колосок,

              Речка, небо надо мною.

              Это все мое родное!

3 чтец:  Великую землю,

              Любимую землю,

              Где мы родились и живем.

              Мы Родиной светлой,

              Мы Родиной милой,

              Мы Родиной нашей зовем.

Родина – это и дом, в котором мы живем, и наши предки, мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь. И деревню, в которой мы живем с её улицами. А как называют людей, живущих в нашей стране – Россия?           ( Россияне)

Русский народ много сложил пословиц и поговорок. Давайте вспомним их:

- Дома и стены помогают.

- Нет земли краше, чем Родина наша.

- Всякому мила своя сторона.

- Береги землю родимую, как мать любимую.

- Одна у человека мать – одна и Родина.

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия (слайд)

Вот как много места занимает Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом припекать  солнышко.

А знаете ли вы, что … Чтобы добраться с одного конца на другой надо ехать 7 дней – неделю.

- Кто управляет такой огромной территорией. Кто является главой Российского государства?

А знаете ли вы, что…слово « президент» означает: впереди сидящий.

- Как зовут нашего президента? ( слайд)

В каждом государстве есть самый главный город. Он называется столица. У нас в России такой город тоже есть. В нем живет и работает президент.

- Кто знает, как называется столица нашей Родины?  ( слайд)

- Кто расскажет нам стихотворение о Москве?

Чтец: Москва – это Красная площадь,

           Москва – это башни Кремля,

           Москва – это сердце России,

           Которое любит тебя.

- Запомнили, как называется главный город страны?

У каждой страны есть 3 символа (знака). По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Есть такие символы и у России.

- Кто может их назвать?

Флаг нашей страны.( слайд) Рассмотрим его.

- Сколько полос на флаге России?        

- Какого они цвета?

- Какое значение имеет каждый цвет флага?  (ответы детей)

Красный - храбрость, мужество, красоту.

Синий – синее небо над землей,

Белый - мир и чистоту.

- А кто расскажет стихотворение о флаге.

Чтец: Белый цвет – березка,

           Синий – неба цвет.

           Красная полоска-

           Солнечный рассвет.

- Ребята, возьмите в руки флажки и послушайте моё стихотворение:

Подниму над Землею три цвета

Они, как три нужных совета.

Три верных товарища с нами.

Объединенные в знамя.

Первый цвет знамени – белый

Радостный, добрый, смелый.

Второй цвет у знамени – синий.

Как небо России, красивый.

Третий цвет – красный,

Смелый, воинственный, властный.

- Посмотрите внимательно на картинки. Среди флагов разных стран, найдите флаг нашей страны.

- Итак, как вы определили,  что это флаг России?

Игра «Собери флаг»

Выбирается 2 игрока. По сигналу: раз, два, три начни, дети выкладывают флаг России. Кто первый и правильно выложит флаг, тот побеждает. 

А знаете ли вы, что… у флага есть свой день рождения, как и у нас у всех.

Отмечает с 22 августа 1994 года.

Сейчас мы поговорим о следующем символе.

Звучит куплет гимна (слушают стоя).

- Что случилось? Почему вы стоя слушали эту музыку? (звучал гимн России).

- Что такое гимн, нам расскажет…

Что такое гимн вообще:

Песня главная в стране!

В гимне Российском есть такие слова:

« Россия – любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

У каждой страны свой гимн. Когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя. Этим мы выражаем свое уважение к нашему государству, нашей стране.

Следующим символом является герб (слайд)

Рассмотрим его и послушаем девочек, они нам расскажут:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Чтец: На нашем гербе мы видим птицу – это орел, с двумя головами, это означает, что мы независимое государство, в нашей стране живут люди разных национальностей. Но всех связывает Родина.

- А почему символом России является орел?  (орёл – гордая, сильная, независимая птица).

- Ребята, не только  у государства может быть герб.

Есть и семейные гербы. Давайте их рассмотрим. ( Подойдите к столам и найдите герб вашей семьи)

Расскажи о гербе своей семье.

Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина представляет что – то своё, очень- очень родное.

Музыкальная динамическая пауза « У меня есть одна тётя…».

Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз,

Где небо то хмуро, то сине,

В стране тонкоствольных берез.

Для многих людей и нашего президента символом России также является белоствольная березка (слайд), потому что таких берез, березовых рощ нет нигде в мире.

Давайте послушаем, какая она, русская березка.

1чтец: Какое очаровательное дерево – береза. Похожа она на стройную девушку в белом сарафане. Это дерево – символ русского народа. О ней поют песни, пишут стихи, складывают сказки. Где бы ни росла березка, всюду она приносит людям радость и свет (слайд).

2 чтец: Наши предки верили, что березы может исполнять самые сокровенные желания. Нередко молодые девушки приносили березе угощения, садились около нее и обращались с просьбой исполнить самую заветную мечту.

Березонька желанная

Подруга долгожданная

Войди скорей в наш круг.

Войди зарею ясною,

С косой зеленовласою,

Здесь каждый тебе друг.

Хоровод «Во поле береза стояла».        

Ещё одним символом России, является цветок. Отгадайте какой?

Стоит в лесу кудряшка-

Белая рубашка.

Сердечко золотое

Что это такой? ( слайд)

- Это ромашка. А где можно встретить ромашку?

А знаете ли вы, что…ромашка вырастает там, где упадет с неба звезда. Ромашки похожи по форме с зонтиками, по одной древней легенде ромашки были зонтиками у маленьких гномиков. Начнется дождь, гномик укроется ромашкой вместо зонтика и остается сухим.

- Какие государственные символы России вы сегодня запомнили?

-Ребята, а что такое семья? Куда вечером из садика вы возвращаетесь?

- Семью, можно назвать Родиной?

Итак, мы с вами от большой Родины России пришли к нашему началу – к нашей малой Родине – семья.

- Давайте посмотрим на экран. ( На слайде « Генеалогическое дерево» каждой семьи).

-Сейчас давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ мудрый, терпеливый. Именно от нас будет зависеть будущее нашей страны. От того как сильно, мы будем любить нашу Родину.

Скажем все дружно: « Если дружба велика – будет Родина крепка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ. «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ» ( тема «Наша Родина – Россия»)

Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить знания о флаге, гербе, гимне. Закрепить названия ро...

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Наша Родина – Россия. Флаг России"

Конспект занятия по познавательному развитию (социальный мир) для детей старшего дошкольного возраста о нашей Родине и о флаге России...

Развитие связной речи на материале лексической темы " Наша Родина - Россия. Столица Родины - Москва"

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю)Группа: подготовительная к школе группа Блок: «С чего начинается Родина» Тема: «Моя Родина - Россия"

Цель: Обобщить знания и представления детей о Государственной символике РФ, ее происхождении, назначении, символическом значении цвета и образов в ней. Познакомить детей с основными неофициальными сим...

12 июня – День России Тема: «Наша Родина – Россия»

Патриотическое   воспитание  подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени.Воспитание   патриотических  чувств у детей дошкольного возраст...

Конспект комплексной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России» по теме: «Моя Родина - Россия»

Конспекткомплексной непосредственно образовательной деятельности  в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Путешествие по России»по теме: «М...