Статья на тему: "Развитие речи у детей 2-3 лет в ДОУ"
статья по развитию речи (младшая группа)

Меликян Офеля Завиковна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_detey_3.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у детей 2-3 лет в ДОУ

Развитие речи у детей – важный этап развития, который необходимо контролировать и помогать осуществлять для более полного и гармоничного развития личности малыша.  Этот период характеризуется активным познавательным интересом, проявлением любознательности и живейшего интереса ко всем окружающим событиям и предметам, но отсутствием умения внимательно слушать долгие объяснения.

В 2 года ребенок овладевает несколькими десятками слов, к 3 годам эта цифра увеличивается в 5 раз. Все малыши к этому возрасту имеют разный уровень речевого развития: кто-то четко и правильно произносит и слова и звуки, умеет строить фразы, другой не может достаточно четко их произнести. Частой особенностью речи на данном этапе является пропуск или замена звука, сокращение слов, перестановка слогов. Малышам сложно произносить сложные(более 2 слогов) слова.

Речь детей 3-х лет проста и однотипна. Часто они говорят все предложения в настоящем времени, а все предложения состоят из трех-четырех слов. Малыши в этом возрасте очень заинтересованы в звуковом оформлении слов и текста, они экспериментируют со словами и звуками, составляя новые и новые слова. Иногда дети путаются при образовании множественного числа.

Бывает, что дети не регулируют свое речевое дыхание, поэтому теряют окончания слов, ошибаются в ударении, произносят фразы без пауз. В этом возрасте детям сложно связно и логично пересказать или составить полный рассказ по картинкам, но зато умеют описать изображения.

Важной задачей для воспитателя в работе с детьми данного возраста является научить и помочь ребенку говорить грамотно, слова и  фразы произносить четко и внятно. У ребенка развивается не только правильное произношение звуков, но и фонематический слух. Поэтому важно н только воспитателю, но и родителям разговаривать с ребенком четко и правильно.

На данном этапе развития очень важна игра как средство развития речи у детей 3-4 лет, особенно если имеются какие-то особенности в развитии речи. Для развития речи следует работать регулярно играя в увлекательные и разнообразные игры, которые развивают не только речь, но и логическое мышление, внимание, память, тем самым обучая малышей рассуждать, запоминать, делать выводы, увеличивать словарный запас.

Это самый оптимальный и интересный вид деятельности для обучения малыша. Для каждого отдельного навыка необходима своя игра. Главное, чтобы сам педагог выбирал правильную игру для развития того или иного аспекта речи.

  1. Сказка «Мой язычок» познакомит малыша со строением артикуляционного аппарата

Придумайте сказку про язычок. Покривляйтесь с малышом перед зеркалом, поиграйте язычком в прятки, постройте рожицы. Попойте звуки. Потрогайте и изучите горло.

  1. Игра «Непослушный язычок» учит расслаблять мышцы языка

Малыш должен приоткрыть ротик, положив язычок на нижнюю губу и, шлепая его губами, произносить: «тя-тя-тя»,  практикуемся перед зеркалом.

  1. Игра «Лошадка»

Цокаем с ребенком, как лошадка, можно также ее и изобразить.

  1.  Игра «Чей язычок умеет баловаться больше?»

Игра помогает учить произносить фразы и предложения четко. дети 3-4 лет любят играть словами. Сочиняйте вместе ребенком на любой звук.

На-на-на — в небе светит луна,

Ня-ня-ня — к нам идет Манюня.

  1. Игра «Повторяй-ка!» учит четко произносить слова.

называйте слова, в которых есть определенный звук.

подбирайте слова на парные согласные звуки — твердые и мягкие

  1. Игра «А теперь ты. Меняйтесь ролями.»

 Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово.

7. Игра «Я – воздушный шарик»

Ребенок становится шариком, который будут надувать и сдувать. Вы надуваете шар — ребенок разводит руки в стороны и делает глубокий вдох через нос, вы сдуваете шарик — ребенок обнимает себя руками и говорит на длительном выдохе: «Ш-ш-ш-ш-ш-ш».

  1. Игра «Я- ветер»

Игра помогает развивать речевое дыхание.

На улице сдувайте с руки листики, лепестки, перышки.

  1. Игра «А для чего нужен этот предмет?»  

Хорошей будет игра, когда малышу предлагают полно отвечать, каким предметом из лежащих перед ним что можно делать.

  1. Игра «Угадайка»

 Педагог описывает один из стоящих перед ребенком предметов или игрушек, а он должен догадаться, о чем речь

  1. Игра «Наш мир. Как он звучит?»

Силу голоса можно тренировать, объяснив малышу, что колокольчик звенит громко, а лист с дерева падает совсем тихо.

Важно, чтобы в эти игры играл не только воспитатель, но и родители уделяли этому несколько минут в день. Речь малыша развивается, когда: рассказываем на прогулке обо всем, что видим, объясняя, что из чего состоит, чем отличается, для чего нужно; читаем скороговорки, загадки, пословицы; обсуждаем прочитанную сказку, увиденный мультик или фильм; учим детей сравнивать предметы, подмечать их отличия; побуждаем их задуматься над смыслом прочитанного, задавать вопросы о сюжете или характерах героев;попадаем в новое место , где можно узнать новые названия предметов, ощущений, профессий; играем в словесные игры.

Речь малышей важно развивать поэтапно, уделяя внимание регулярно и внимательно относясь к его общему развитию. Тогда на каждом следующем этапе он будет улучшать свои навыки общения и речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему: Развитие связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.

Систематизировать опыт работы  по формированию связной речи у детей с ОНР посредством экспериментально поисковой деятельности.Я работаю  воспитателем логопедической группы, и наблюдаю,...

Статья по логопедии.Тема "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье"

Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно....

Статья на тему Развитие связанной речи детей в семье

Статья на тему Развитие связанной речи детей в семье...

Статья на тему: "Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью"

Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением речи через музыкально-театрализованную художественную деятельность с коррекционной направленностью....

Статья на тему "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Статья о развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Статья на тему "Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин."

Развитие связной речи является наиболее важной задачей в овладении родным языком ребенка. В связной речи реализуется основная функция языка и речи - коммуникативная, четко выражена взаимосвязь умствен...