Игры для развития речи детей
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Игры для развития речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx279.78 КБ

Предварительный просмотр:

                         Игры на развитие связной речи10

                                            « Почемучкины вопросы»

Цель: Развивать у детей связную речь, мышление.

Ход игры:

  1. Почему птицы улетают на юг?
  2. Почему наступает зима?
  3. Почему ночью темно?
  4. Почему летом жарко?
  5. Почему медведь зимой спит?
  6. Почему заяц зимой белый?
  7. Почему дома нельзя играть с мячом?
  8. Почему в доме делают окна?
  9. Почему листья на деревьях появляются весной?

«Распространи предложение»

Цель: Развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Ход игры:

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым  предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый  начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.

ИГРЫ ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ10

 «Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]:

Друг- дружок,

Пирог-пирожок,

Сапог - сапожок,

Снег - снежок,

Рог - рожок,

Луг-лужок,

Творог- творожок,

Флаг- флажок.

«А я бы…»

Цель: Развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Ход игры:

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

 «Закончи сам»

Цель: Развивать у детей воображение, связную речь.

Ход игры:

Рассказываем детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

 «Нарисуй сказку»

Цель: Учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры: 

Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Как по картам Проппа. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.

«Пословицы, поговорки»  «Цепочка слов»10

Цель: Развитие логического мышления: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, ; умение работать со словом.                        

Ход игры:

Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.

Скучен день довечера, коли делать нечего.

-Аккуратность человека красит.

-Маленькое дело лучше всякого безделья.

-За двумя зайцами погонишься – не одного не поймаешь. 

«Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Ход игры:

Вэтой игре надо составить цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадалс первым звуком последующего.

Игры на развитие словаря

«Кто подберёт больше слов»

Ход игры:

Взрослый предлагает  детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы. При этом можно использовать предметы или картинки.

-Что можно шить? Ребёнок называет например платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, сапога, юбку, блузку и т.д.

-Что можно связать? Ребёнок отвечает  например  шапочку, варежки, шарф, кофту, жилет, платье, скатерть, салфетку и т.д.

Что можно завязывать?

Что можно обуть?

Что можно надвинуть на голову?

Побеждает тот кто подобрал больше слов.

 «Цепочка слов»10

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Ход игры:

Вэтой игре надо составить цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадалс первым звуком последующего.

«Угадай предмет»

Цель: Развивать мышление активизировать словарный запас.

Ход игры:

Отгадай предмет по названию его частей. Кузов кабина, колёса, фары, двери

(Это грузовик)

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни. (Это дерево)        

Дно, крышка, стенки, ручки (Кастрюля)

Подъезд, лестница, этаж, квартиры, чердак. (Дом)

Что общего?

Цель:

Развивать навыки понятийного общения.

Ход игры:

Объясните что общее у предметов.

У2 предметов6

Огурец, помидор (Овощи)

Ромашка, тюльпан (Цветы)

Слон, волк (Животные)

Муравей, пчела (Насекомые)

У 3 предметов.

Мяч, солнце, шар (Круглое)

10

Игры на формирование грамматического строя речи

«Договори предложение»

Цель:

Упражнять в подборе слов со сходным значением.

Ход игры:

Когда идёт весёлая передача, мне …смешно (весело).

Когда мамы нет дома, мне …грустно (тоскливо).

Когда я болею, я чувствую себя…плохо (уныло).

Здороваться нужно …приветливо (доброжелательно).

Когда брата наказывают, он смотрит… хмуро(печально) .

Здороваться нужно ... приветливо (доброжелательно).

Когда мама приходит с работы, она выглядит ... устало (грустно).

Когда идёт ужастик, мне немного ... страшно (тревожно).

В день рождения мне всегда ... радостно (весело).

Если делать нечего, мне очень ... скучно (тоскливо).

Когда все уроки сделаны, я чувствую себя ... спокойно (бодро).

«Однородные сказуемые»

Цель игры:

Ход игры:

Учить подбирать однородные сказуемые.

Дети составляют предложения с однородными сказуемыми:

— Снег (что делает?) — падает, кружится, ложится.

— Санки (что делают?) — катятся, скользят, едут.

— Сосулька (что делает?) — растет, плачет, падает.

«Найди противоположное слово»

Цель:10

Развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.

-Сахар сладкий, а лимон… (кислый)

-Луна видна ночью, а солнце … (днём)

- Огонь горячий, а лёд … (холодный)

- Тополь высокий, а шиповник … (низкий) и т.д.

«Я начну а ты закончи»

Цели:

Учить детей составлять предложения с использованием приставочных глаголов с противоположным значением. Развивать умение находить точное слово.

Ход игры:

Взрослый начинает предложение используя приставочный глагол. Дети заканчивают предложение, употребляя однокоренной глагол с приставкой противоположного значения. Например:

Мальчик сначала подошёл к дому, а потом… (отошёл)

Утром ребята пришли в детский сад, а вечером… (ушли) и т.д.

«Составь предложение по теме весна»

Цель:

Упражнять детей в составлении предложений по опорным словам.

Ход игры:

Греет, солнце, ярче.

Деревья, на, почки, появляются.

Окном, за, тает снег.

Капает, крыш, с, капель.

Солнце, на, тают, сосульки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Консультация для родителей "Развитие речи детей 2-3 лет и специальные игры, способствующие развитию речи детей"

Дети в возрасте 2-3 лет развиваются довольно быстро во всех сферах. Это относится и к речи. Речь является главным средством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зав...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...