Детские тематические минутки, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа)

Скороделова Елена Алексеевна

 В данной статье я описываю свой опыт работы по использованию тематических познавательных минуток в работе с детьми старшего дошкольного опыта с целью развития  их познавательно – речевой активности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_poznavatelnyh_minutok_s_detmi_5.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Детские тематические минутки, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Актуальность работы по формированию познавательно-речевой активности дошкольника

Изменения, происходящие в обществе,  выдвигают все новые и новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано создавать условия для всестороннего развития ребенка. Важно, чтобы современные дети овладели не только определенной системой знаний, умений и навыков, но и могли  бы активно мыслить, умели делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью. Но не всегда мы можем добиться положительных результатов, используя традиционные методы и формы организации работы по познавательно-речевому развитию дошкольников. Поэтому возникает  необходимость поиска и внедрения в работу с детьми старшего дошкольного возраста новых эффективных форм   развития познавательно - речевой деятельности, способствующих достижению устойчивых, положительных результатов. Одним из результативных способов по формированию познавательно – речевой активности в нашей группе служат, ставшие традиционными,   тематические познавательные минутки.  

Что же такое тематические познавательные минутки?

Это краткий рассказ ребёнка (в течение 1-2 минут), который может сопровождаться небольшой  презентацией (сделанной родителями или педагогом) или продуктами самостоятельной детской деятельности (рисунки, поделки по теме рассказа) с интересной, познавательной информацией.

Цель: формировать умение детей связно, последовательно и  самостоятельно излагать познавательный материал, строить монологическое  высказывание.  

Познавательные минутки  направлены на решение следующих  задач:

  • формирование связной монологической речи;
  • обогащение представлений детей энциклопедическими знаниями;
  • формирование и расширение активного словаря;
  • создание условий для поисковой деятельности детей;
  • подготовка детей к публичным выступлениям у интерактивной доски
  • вовлечение родителей в образовательный процесс группы.

Темы детских рассказов-выступлений, чаще всего, диктуются темой недели, темой проекта, но иногда  могут возникнуть по запросу самих детей.

Познавательные минутки рассчитаны на проведение их в различные режимные моменты в течение дня, в свободное время, а иногда бывает необходимость  их  включения в занятие.

В подготовке к детскому выступлению немаловажное значение имеет предварительная работа.  Например, готовясь к тематической неделе «Гиганты прошлого» я провела ряд бесед по теме, просмотрели презентации, подготовленные взрослыми, где обратили внимание на внешний вид динозавров, их названия, среду обитания…  Мной была отмечена повышенная заинтересованность детей к данной теме. Для поддержания интереса далее мы с детьми использовали в свободной деятельности  книги - раскраски с изображением различных видов динозавров, в совместной деятельности - мастерили макет «Уголок  древнего мира», конструировали из бумаги всевозможных динозавров. Потом я предложила детям и их родителям подготовить познавательные минутки  на тему «Гиганты прошлого»,  которые были направлены на обогащение знаний детей научными сведениями и развитием поисковой деятельности, с целью получения информации. Подготовка познавательных минуток и тем более сопровождающих их  презентаций не возможна без участия родителей. Ведь именно они помогают детям собрать и усвоить нужную информацию, отобрать и составить речевой материал, правильно оформить мультимедийное сопровождение рассказа своего ребенка.

В рамках реализации проекта «Тропинки к здоровью» и стремясь обогатить знания детей по теме «Здоровый образ жизни», дети совместно с родителями  подготовили познавательные минутки о видах спорта. 

Хочется отметить, что проведение познавательных минуток – еще одна традиция или инновационная форма работы с воспитанниками в нашем детском саду, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Заключение.

Использование познавательных минуток позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает педагогов, детей и родителей в состоянии творческого поиска.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста "И ты увидишь мир прекрасен!""

Основные задачи. раскрываемые в данной деятельности: Закрепить ранее полученные знания о писателе-природоведе В Бианки;Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредство...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Россия – родина моя»

Формирование патриотических чувств на основе беседы о родном городе и стране.Решаются программные задачи: закрепить знания о нашей стране и государственной символике; познакомить детей с картой ...

Международный день птиц Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста Непосредственно образовательная деятельность с использованием ИКТ и технологий: детское экспериментирование, оригами.

На протяжении долгого времени дети проводили наблюдения на территории детского сада и в лесопарке Александрино, развешивали кормушки в зимнее время и подкармливали птиц. Прочитали много книг о птицах....

«Метод моделирования сказок, как средство познавательно-речевого развития детей старшего дошкольного возраста» сообщение из опыта работы

Работая с детьми старшей группы, мы столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, не любят ...

Методические рекомендации: "Детские презентации, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста на тему"Детские презентации, как форма познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста"...

Ознакомление детей с профессиями как средство познавательно – речевого развития детей старшего дошкольного возраста

Познавательно - речевое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления детей с трудом взрослых....