Театрализованная деятельность в развитии речи детей младшего возраста
проект по развитию речи

Шуматбаева Светлана Витальевна

Театрализованная игра помогает решить важнейшую задачу – развитие речи - так, как в процессе театрализованной игры активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

       Поэтому именно театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. И лучше не упускать возможности этого возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soderzhanie_4.docx64.04 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………3

1.Теоритическое обоснование изучаемой проблемы

1.1.Анализ психолого–педагогической литературы…………………………..5

1.2. Понятие и виды театрализованных игр……………………………………7

1.3.Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи……………10

1.4. Педагогическое руководство театрализованными играми с детьми младшего дошкольного возраста……………………………………………….13

1.5.Организация предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность………………………………………………..16

1.6.Формы взаимодействия педагогов и родителей…………………………19

2.Работа над театрализованной деятельности в детском саду.

2.1 Формы работы над театрализованной деятельностью…………………..21

2.2 Организация работы в области «Речевое развитие» с использованием театральной деятельности………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………….25

Литература………………………………………………………………………26

Приложение………………………………………………………………………27.

ВВЕДЕНИЕ

                                                                                                  Театр – это волшебный мир, в котором ребенок радуется, а играя, познает окружающее…

О.П. Радынова

       Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего  образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Психологи, педагоги-практики начинают видеть и осознавать результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии речи каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.  

       Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.                                                        Развитие лексической стороны речи, работа над словом как исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Работа над словом - это, прежде всего, работа по осмыслению его значения. Слово расширяет для ребенка рамки окружающего мира, позволяет выйти за пределы конкретной ситуации.    

      Появлению слова в активном словарном запасе предшествует его адекватное понимание. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, опираться на конкретную ситуацию. Создать эту ситуацию достаточно трудно; для этого требуется терпение, изобретательность и постоянный поиск новых игр и приемов, активизирующих речь детей.

      Придя работать во вторую младшую группу мы столкнулись с тем, что большая часть детей очень плохо разговаривает. Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, пришли к выводу, что нам может помочь театрализованная деятельность.                                                           

      Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.    

      Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что игра в театр происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

      Актуальность  в том, что театрализованная игра помогает решить важнейшую задачу – развитие речи - так, как в процессе театрализованной игры активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

       Поэтому именно театрально-игровая деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся развития речи детей. И лучше не упускать возможности этого возраста.

Целью работы стало - создание условий для обогащения и активизации словаря детей младшего дошкольного возраста с помощью театрально-игровой деятельности.

Объект: развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Предмет: процесс активизации словаря детей второй младшей группы  средствами  театрализованной деятельности.

       Цель будет достигаться  путем решением следующих задач: 1.Проанализировать театрализованную деятельность как средство активизации словаря детей младшего дошкольного возраста;

2.Выявить уровень развития словаря у детей младшей группы детского сада;

3.Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;  4.Изучить характер воздействия театрализованных игр на речевое развитие детей;

5. Проанализировать формы и методы руководства театрализованными играми; 

6. Раскрыть механизмы театрализованных игр.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1.Анализ психолого–педагогической литературы.

      Прежде чем приступить к работе над конкретной темой «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников», мы изучили и проанализировала научно – методическую и психолого-педагогическую литературу по данному направлению.

       Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов: Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.       В работах современных педагогов Л. В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду» рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах, выделены основные принципы организации театрализованной деятельности, предложена методика работы, выявлены особенности проведения театрализованных занятий, разработаны сценарии, пособия, конспекты занятий. В отечественной педагогической науке накоплен богатейший материал по проблеме развития речи детей первых лет жизни. В разработке этой проблемы принимали участие Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Е.И. Тихеева, Г.М. Лямина, М.И. Попова и другие.

     Интерес представляет книга Е.А.Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду», в методических рекомендациях подчёркивается, что воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи.

     Программа «воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией  В.В. Гербовой, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой раздел «Игровая деятельность. Театрализованные игры» предлагает на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь. Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»). Задачи программы так и звучат

-побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм);

-побуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширять контакты со взрослыми (бабушка приглашает на деревенский двор);

-способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками;

-создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых).

      Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы пришли к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Стимулирует активную речь за счет обогащения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

    Таким образом, все рассмотренные нами программы и технологии 
направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его  коммуникативных способностей, психических процессов,

обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности.

1.2. Понятие и виды театрализованных игр.

         Под театральными играми ученые понимают «игры в театр», «сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям».

      Было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

     Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

      Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как сам малыш испытывает при этом удовольствие, радость.

      Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

• игры драматизации

• режиссерские игры.

      В играх драматизациях ребенок, исполняет роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Видами драматизации являются

• игры имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• инсценировки произведений;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игры импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

        В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

     Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:

• настольный,

• плоскостной и объемный,

• кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

• катушечный;

• ложковый;

• баночный;

• кулачковый и т.д.

     В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой

   Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками.

Все перечисленные виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и поведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса.

1.3.  Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи.

      Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

 Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

  Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

     Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить.      Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

     Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети 3-4 лет очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

      Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли , инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал . Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям.

      Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

     В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

      Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

     Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

     Таким образом можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

1.4 Педагогическое руководство театрализованными играми с детьми младшего дошкольного возраста.

     Для того, чтобы добиться определенных успехов в обучении детей приемам театрализованной деятельности педагоги должны четко представлять этапы работы по этой проблеме. В условиях работы в детском саду, учитывая возрастные и психофизические особенности наших воспитанников, можно выделить 3 этапа.

      1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда воспитатель показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь воспитателя должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. ( Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ –  топ – топ».)

      На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь,  и закрепляются игровые действия.

      2 этап можно выделить как этап работы с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Под рассказ воспитателя дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой. Например, для инсценировки потешки «Киска» игрушечную кошку положить на дорожку. Воспитатель рассказывает потешку, а дети поочередно идут по дорожке и, перешагивая через кошку, изображают падение одновременно со словом «упадет». Чтение потешки «Катя, Катя маленькая»- лучше сочетать с показом. Используя прием сравнения, провести практическое сопоставление инсценированного текста с реальной ситуацией, т.е. как дети умеют ходить, топать ножкой и т.д.

      В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т.п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»

      3 этап – проведение игр – драматизаций. Подбирать художественное произведение необходимо в соответствии с возрастными возможностями детей. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст -  произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках. Т.о., проведению игры – драматизации должна предшествовать целая серия подготовительных дидактических игр. Например, прежде чем провести игру – драматизацию «Колобок», можно организовать дидактические игры по знакомству с персонажами сказки с целью уточнения представления детей о зайце, медведе, лисе, научить изображать этих персонажей сказки (брать на себя роль) и вызвать эмоциональное положительное отношение.

       Первое знакомство со сказкой происходит на занятиях по развитию речи. Однако для детей необходимо неоднократное повторение, чтобы они смогли усвоить содержание сказки. Поэтому повторение знакомой сказки в кукольном театре оказывается необходимым элементом в подготовке к игре- драматизации. И только когда дети хорошо усвоят содержание сказки, у них сформируется эмоциональное отношение к персонажам и сюжету сказки и тогда можно проводить игру – драматизацию.

      В процессе воспитательно-образовательной работы игра – драматизация может включаться как в занятие по развитию речи (на последнем этапе ознакомления с художественным произведением), так и в игры- развлечения.

      Игры – драматизации и театрализованная деятельность оказывает огромное значение на полноценное психическое развитие ребенка. Они доступны и привлекательны для детей, доставляют им радость и удовольствие. Вызывают нравственно – эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, тем самым повышают познавательную активность детей и в частности способствуют развитию речи, т.к. возникает в игровой обстановке потребность говорить.

      К 3 годам должны знать героев в содержание сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Усатый – полосатый» С.Я.Маршак.

      В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).

      Основатель Московского кукольного театра С.В.Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

      Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

1.5 Организация предметно пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность.

        Одна из главных задач дошкольной педагогики — это создание естественной среды для развития фантазии, воображения, творчества, развитие коммуникативных навыков. Театрализованная деятельность позволяет воплотить это в жизни. 
   
Одним из важнейших способов активизации словаря детей младшего дошкольного возраста является театрализованная деятельность, в основе которой лежат такие компоненты, как ежедневное рассказывание и постановка сказок воспитателем и детьми, ежедневные музыкально-ритмические игры, постановка спектаклей к праздникам года с детьми второй младшей группы.
   
Для того чтобы работа в этом направлении была более успешной, нужно систематизировать и адаптировать уже имеющиеся методики по словарной работе детей младшего дошкольного возраста. 
     
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознано воспринимать окружающий мир и вместе с тем является средством общения. Дети все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Главная роль в становлении личности ребенка младшего возраста принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они могут окружить малыша вниманием и любовью, создать необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника.
     
В этот период маленький человек активно познает окружающий мир. Результатом накопленного опыта становятся сюжетно-отобразительные игры, а важнейшее достижение этого возраста – овладение активной речью. Правильно организованная развивающая среда помогает обеспечить гармоничное развитие ребенка. В группе должен быть организован уголок театрализации. Все игрушки и пособия, которые окружают малыша оказывают влияние на его развитие.

Важно понимать, что жизнь ребенка не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметная среда, отвечающая развивающим целям и учитывающая интересы и потребности ребенка-дошкольника.

Предметно-развивающая среда по развитию речи может быть представлена:

  • духовным миром, вводимым сферой общения;
  • характером речи воспитателя;
  • объектами и явлениями живой и неживой природой;
  • материальным миром предметов;
  • произведениями искусства различных видов и жанров.

Необходимо учитывать принципы активности, самостоятельности, творчества детей в речевой деятельности.

Обстановка в группе должна быть направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества, и начинается с организации предметного окружения. В начале учебного года игрушки обыгрываются, рассматриваются, решается вопрос о том, куда их «поселить».

В середине учебного года дети вместе с педагогом решают сделать перестановку в группе, и, может быть, это решение появится в коллективном разговоре, во время которого дети учатся этике речевого общения.

При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • поло-ролевые особенности.

В группе для детей в данной зоне может быть уголок ряженья и игрушки для театрализации знакомых сказок.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации к произведению, вспомнить содержание своей роли. В целях реализации индивидуальных интересов предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть представлены разные виды кукольного театра, ширма для показа, маски, детские рисунки, природный и бросовый материал, отрезы ткани для ряженья.

  1. Коврограф (фланелеграф).
  2. Различные виды театра: театр картинок («Три медведя», «Колобок», «Еж и медведь», «Заяц и гуси»), театр петрушек («Кто сказал мяу?», «Курочка Ряба»), теневой театр («Лиса и заяц»), театр игрушки и «пальчиковый» театр для обыгрывания произведений малых форм фольклора.
  3. Костюмы, маски, театрально-игровые атрибуты для разыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок».
  4. Маленькая ширма для настольного театра.
  5. Атрибуты для ряженья — элементы костюмов (шляпы, шарфы, юбки, сумки, зонты, бусы и прочее).
  6. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних (взрослых и детенышей), маски сказочных персонажей
  7. Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.

В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.

Список книг для литературного уголка может включать в себя:

  • художественную литературу по темам, по 5-6 наименований из прочитанных книг и по 1-2 новых, незнакомых детям;
  • «говорящие книги»;
  • для малышей — книжки-малышки, книжки-игрушки;
  • книги, сделанные своими руками;
  • различные журналы, рассматривание иллюстраций в которых способствует формированию коммуникационных навыков;
  • аудиокассеты с записью литературных произведений по программе.

Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

1.5 Формы взаимодействия педагогов и родителей

     Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Это необходимое условие формирования личности ребенка. В современном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так, как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

     Во многих семьях родители практически не уделяют этому вопросу должного внимания, считая главным научить ребенка читать, писать и считать. А самое главное - без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка.

     Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя и родителей ребенка.

     Успешность развития речи детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада в осуществлении непростых задач, связанных с  развитием связной, формирования у детей базового объема знаний и навыков в области художественно-эстетической деятельности.

    Среди условий, благоприятных для развития речи через театрализованные игры, нужно назвать следующие:

  Дома можно вовлечь детей третьего и четвертого года жизни в разыгрывание знакомых сказок. Применяются разные виды театра: настольный, пальчиковый, драматизация с помощью фланелеграфа. Использование элементов костюмов (шапочки, фартучки, хвостики) и атрибутов (репка, лопата, конура Жучки) вызывает у малышей большой интерес и желание поиграть в сказку «Репка».

2. Работа над театрализованной деятельности в детском саду.

2.1 Формы работы над театрализованной деятельностью.

   Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость.  Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

          В своей работе использую коллективную, индивидуальную и фронтальную форму проведения занятий, употребляю следующие методы и приемы работы:

     Игровой метод – игра естественное состояние детей познающих окружающий мир. Игра дает удовлетворенность от деятельности, удовольствие в момент творчества, радость общения. 

     Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога. 

     Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию ).

     Практические методы : посещение театральных спектаклей; изготовление атрибутов к спектаклю, рисование иллюстраций к художественному произведению, участие в игре .

     Здоровье сберегающие технологии : использование различных физкультминуток, музыкальных пауз. 

      Практически каждое занятие, вне зависимости от направления деятельности, содержит элементы театрализации. 

2.2 Организация работы в области «Речевое развитие» с использованием театральной деятельности.

     К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет.

Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

     Я поставила перед собой  следующие задачи:

-активизировать и обогащать словарный запас детей;

-развивать монологическую и диалогическую формы речи;

-развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

    Решение  поставленных задач  свою  осуществляю по трем направлениям :

«Развивающая среда»

«Дети»

«Родители»

     Придя работать в новый детский сад, я начала формирование предметно-развивающей  среды  по развитию речи.

     Оформила речевой уголок с играми по развитию речи, различными атрибутами для артикуляционной и дыхательной гимнастики, играми  для развития мелкой моторики рук. В книжном уголке группы много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира. Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному развитию и речевому развитию.

     Создала театральный уголок с разными видами театра:

настольным, пальчиковым, плоскостным, театральные шапочки, куклы -топотушки, платковый театр, театр конусный, театр на палочке.

Имеется фланелеграф,  для показа эпизодов из сказок, обыгрывания игровых сюжетов. Всё это развивает речь, мышление, фантазию, игровые навыки и творческую самостоятельность.

     Второе направление – это работа с детьми:

     Элементы театрализации и различные виды гимнастик, такие как артикуляционная, пальчиковая, дыхательная включаю ежедневно  в режимные моменты, а также в  непосредственную образовательную деятельность.      Разыгрываем песенки «Петушок, петушок»  колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка».

     Разыгрываем знакомые сказки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, движения).

       Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок».   Эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Едем на машине» (как шумит мотор, заводится машина и льётся бензин) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание. Учу детей выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса. ( «Са-са-са, к нам летит оса» - с разной силой голоса. – тихо, громче, громко). После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

      Веселые речевые игры и игры с пальчиками доставляют удовольствие и радость ребенку. Развивается память, внимание, координация движений, чётче и эмоциональнее и богаче становится речь ребенка.

     Третье направление — работа с  родителями.

      Родители  принимают активное участие. С их помощью были приобретены дидактические игры, изготовлен пальчиковый, ложковый театры. В нашей группе есть сундучок с масками для театрализованных представлений, сделанный руками родителей..

     В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда  мамы и папы становятся активными помощниками в развитии речи детей.

Для них я провожу консультации, даю советы и  рекомендации:

- уделять серьезное внимание подбору литературных произведений. Предпочтение надо отдавать произведениям с понятной для ребёнка моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками. В наибольшей степени таким требованиям отвечают сказки. Сказки легко обыгрывать, так как они построены на коротких диалогах персонажей, содержат повторы ситуаций. Герои сказок вступают в определенные взаимоотношения, в которых проявляются особенности характера, мысли, чувства.

- с раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Почаще обращатъся к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям, в том числе и таким, которые побуждают ребенка к диалогу («Был сапожник? - Был. - Шил сапожки? - Шил»);

 -ознакомление детей с сюжетными игрушками, когда взрослый показывает и называет разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т.д.). Речь взрослого должна быть интонационно выразительной. Одни и те же слова при последующих повторениях можно произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения. ( Миша идет по дорожке: «топ- топ- топ». Волк: «топ – топ – топ». Лисичка: «топ -  топ - топ».)

- воспитывать у детей интерес к драматизации, театральной деятельности. С этой целью создавать специальные ситуации, в которых персонажи кукольного театра, образные игрушки вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки. Например, зайка (игрушка, надетая на руку взрослого) пришел знакомиться с ребенком, читает ему стихи и т. д. На игры младших детей стимулирующее влияние имеет показ инсценировок знакомых им стихотворений.

Подбираю интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. На собраниях я познакомила родителей с проведенной работой по театрализованной деятельности, показала приемы массажа, пальчиковые игры. Был проведён мастер-класс по изготовлению кукол из пластмассовых ложек. Большую помощь оказывают  родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.

Заключение.

      Несомненно, что развитие речи детей одна из приоритетных задач в обучении и воспитании. Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Они пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием включаются в игру. Игра – дело серьезное, но и веселое то же. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

     Игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально-эмоциональному развитию детей.

     В нашей работе был проведен анализ педагогической литературы, посвященной данной проблеме, мы раскрыли роль воздействия театрализованных игр на речевое развитие младших дошкольников и необходимость их использования как во время занятий, так и в свободное время. Нами был изучен механизм руководства театральными играми. Разработали этапы постепенного включения данного вида игр в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.

     Считаю, что выбранная нами тема, достаточно полно раскрыта в нашей работе и подтверждает свою актуальность.

      Проведенная нами работа по внедрению в процесс развития речи ребенка театрализованных игр оправдала себя: дети становятся более раскрепощенными, открытыми, улучшается речь и взаимопонимание.

     Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо.

     Работа по  театрализованной деятельности будет и дальше проводиться. Планируем пополнить театральный уголок  новыми куклами персонажами. Также изготовить театр  на лопатках, который, я думаю, детям тоже будет интересен.  В изготовление нового вида театра буду привлекать родителей, с которыми уже  беседовала на эту тему и они обещали помочь.

     Хотелось бы обмениваться опытом и видами театра с другими воспитателями, что-то  взять для себя в изготовлении нового вида театра.

     

Литература.

  1. http://www.referatbank.ru/referat/preview/7727/referat-teatralizovannaya-igra-sredstvo-razvitiya-rechevoy-deyatelnosti-mladshih-doshkolnikov.html
  2. http://xreferat.ru/71/3597-2-rol-teatralizovannyh-igr-v-razvitii-tvorcheskih-sposobnosteiy-rebenka.html
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-teatralnaja-dejatelnost-v-mladshei-grupe.html
  4. Л. М. Шипицына, О. В, Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова «Азбука общения». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998
  5.  Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2001г.
  7. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-МТворческий центр., 2009.
  8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М., 1991.
  9. Мигунова Е.В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
  10. Доронова Т.Н. «Играем в театр».-М., 2005.
  11. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр». Москва, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

В статье описано влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей дошкольного возраста...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельности в развитииречи детей детей дошкольного возраста...

родительское собрание Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста»

МАСТЕР - КЛАСС Тема: «Использование театрализованной деятельности в развитии речи детей      дошкольного возраста»...

Тема: «Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

Возраст: дети 3-4 лет вторая младшая группа.         1 слайд. В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недост...

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22759511","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...