Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе к дню защитников Отечества (заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Использование мнемотаблиц при заучивании стихотворения с дошкольниками способствует более  полному осмыслению текста детьми и ускорить процесс запоминания, повысить речевую активность дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12»

Конспект образовательное деятельности  по речевому развитию

в старшей группе на тему

«Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу»

Подготовила:

 Воспитатель

 Толкачева Т.В.

Программные задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять целостное представление о Российской  армии; умение слушать и понимать услышанное.
  1. Познакомить со стихотворением И.Гуриной «Армия любимая», вызвать желание его выучить.
  1. Формировать  умение выразительно рассказывать стихотворение с опорой на мнемотаблицы и понимать рассказанное.
  2. Обогащать словарный  запас существительными, обозначающими военные профессии, краткими прилагательными СТАР, МЛАД.

Развивающие:

  1. Способствовать увеличению объема памяти.
  2. Развивать образное, ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память;  интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь  к поэзии, желание выразительно читать /декламировать/ стихотворение перед слушателями, умение внимательно слушать сверстников.
  2. Воспитывать чувство гордости за армию родной страны, желание быть защитниками своей родины.

Коррекционные:

  1. Повышать остроту зрения.
  2. Развивать глазодвигательную функцию, функцию прослеживания, фиксацию взора, конвергенцию.

Оборудование: презентация, лазерная указка, мнемотаблица к стихотворению, текст, фото автора, стульчики, телевизор, звездочки красного и зеленого цвета, макет «салюта», картинка Незнайки на слайде

Содержание ОД:

  1. Организационный момент  (дети становятся в круг)

Собрались   все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

  1. Заинтересовывающий момент (слышится звук вертолета)

-  ребята, прислушайтесь, вы что-нибудь слышите? Что-то гудит.

(появляется на слайде видео с прилетом вертолета, в котором находится Незнайка)

- Здравствуй, Незнайка!

- Ребята, посмотрите, Незнайка  нам что-то привез (появляется на слайде конверт)

- Вы хотите узнать что там?

(педагог читает текст стихотворения, на слайде открытка)

День у нас такой один – праздник мальчиков, мужчин.

Отмечает вся  страна – 23 февраля.

Этот день все знать должны – День защитников страны!

-  О каком празднике говорится в стихотворении? (верно, 23февраля-день защитников отечества). Это праздник отважных воинов, всех отцов, всех сыновей, всех, кто готов Отчизну и дом свой защитить, всех нас от бед отгородить.

- как вы думаете, что означает слово Отечество? (это наша родина, родина – страна, где мы родились и живем. Как она называется? (Россия)

- А кого же мы называем защитниками отечества? Кто охраняет и защищает нашу родину? (солдаты, военные)

- Верно, в армии несут службу люди разных военных профессий. Давайте вспомним и назовем их.  Закончите мои предложения. Я  вам опишу действие, а вы назовите военную профессию этого человека.

Игра «продолжи предложение»  

(на экране появляются военные профессии)

«танком управляет» - танкист

«на кораблях служит» - моряк

«границу охраняет» - пограничник

 «за штурвалом самолета сидит» - пилот

  1. Мотивация

(на экране появляется Незнайка)

- Ребята, Незнайка очень любит сочинять и учить стихотворения. Так как скоро праздник «День защитников отечества» он хочет поздравить всех пап, дедушек, братьев, всех мужчин, которые защищают Родину. Скажите, как можно поздравить с праздником близких людей? (варианты ответов) А еще можно стихотворение рассказать. А где же можно взять стихотворение? (в книге, журнале, хрестоматии) Посмотрите, у нас в группе появилась книга, где живут стихотворения о солдатах, об армии, о защитниках Родины. (демонстрация книги)  В этой книге есть стихотворение о нашей сильной армии. Познакомим Незнайку с этим стихотворением?  (Да)

4. Основная часть

(дети садятся на стулья полукругом напротив доски)

- Послушайте  внимательно стихотворение и обратите внимание, как я его читаю!  Какие строки я выделяю голосом? (выразительное чтение воспитателя наизусть)

«Армия любимая»

Об армии любимой

Знает стар и млад.

И ей непобедимой

Сегодня каждый рад.

Есть в армии солдаты,

Танкисты, моряки.

Все сильные ребята,

Им не страшны враги.

Стоят ракеты где-то

И на замке граница

И это так чудесно,

Что нам спокойно спится.

Беседа по содержанию с опорой на текст:

- Ребята, о чем это  стихотворение? (о нашей сильной армии, о  солдатах, охраняющих нашу родину)

- О нашей любимой армии знают и стар и млад. Как вы это понимаете? Кто такой стар, а кто млад? (млад – это дети. А стар – пожилые взрослые люди. Все от малышей до стариков дедушек и бабушек знают о нашей сильной непобедимой армии) чтение части текста

- Каким словом в стихотворении названа наша армия, если ее никто не может победить? (непобедимая)

- Какие военные профессии упоминаются в стихотворении? (солдаты, моряки, танкисты) чтение отрывка текста

- Что означает «и на замке граница»? О каких границах идет речь? (окраины нашей родины, как стены и двери  в доме, чтоб никто чужой незваный гость не прошел без разрешения на нашу родную землю)

- Всё  ли стихотворение я прочитала одинаково? (Правильно, некоторые строки и слова я прочитала тише, а самые важные и главные - громче)

- наша  армия очень сильная. Давайте покажем как мы ее прославляем. (дети снимают  очки, строятся в шеренгу)

Физминутка со зрительной гимнастикой  «Слава Армии родной»

Слава Армии родной,

берегущей наш покой                 (хлопки в ладоши).

Она Россию защищает,

границы зорко охраняет                 (шагают на месте, энергично взмахивая руками).

На границе тишина                         (приседают, руки вниз),

сияет полная луна                         (встают, руки через стороны поднимают вверх, соединив пальцы

 над головой ,глаза поднять вверх, поглядеть на пальцы).

Здесь враг опасный не пройдет,         (повороты головы в стороны, глаза закрыты)

границу он не перейдет!                 (часто поморгать глазами)

В небе мчаться самолеты,                 (следить глазами за указательным пальцем, вправо).

в кабинах летчики –пилоты                 (следить за   указательным пальцев влево)

И моряки на кораблях                 (смотрят в воображаемый бинокль, поворачиваются в правую,

нас защитят на всех морях,                (затем в левую сторону)

И скажет дружно детвора:                 (поднимают руки вверх, машут руками).

«Российской армии –ура!»

(дети одевают очки и присаживаются на  места)

- Ребята, Незнайке очень понравилось стихотворение про нашу сильную армию и он решил выучить его. А вы хотите вместе с Незнайкой запомнить это стихотворение, чтобы рассказать его для наших пап, дядей, дедушек, друзей? А помогут нам специальные картинки (достаются из конверта)

- Послушайте внимательно стихотворение еще раз и  можете  повторять шепотом или в полголоса за мной слова.  (выразительное чтение еще раз с демонстрацией мнемотаблиц)

- Попробуем по цепочке рассказать это  стихотворение. Каждый скажет строчку с опорой на одну (две) картинку. Марк начинает. (дети рассказывают по цепочке)

- Кто из вас  смелый и желает первым попробовать рассказать это стихотворение с опорой на картинки? (спрашиваются 2 детей, один начинает, другой заканчивает. Чтение еще двоих  также воспитатель подсказывает тихо. Затем 1-2 ребенка читают целиком).

- Очень хорошо!  Какое интересное стихотворение мы сегодня с вами разучили вместе с Незнайкой!  Кому мы  теперь сможем его подарить и поздравить с праздником? (ответы детей)

5. Рефлексия

- Ребята, чем мы занимались с Незнайкой? (учили новое стихотворение к празднику) Что нам помогало запоминать слова? (рисунки, картинки) Вам все удалось или вы испытывали затруднения ,в чем? (ответы детей) Незнайка благодарит вас за помощь, ему очень понравилось учить с вами стихотворение!  Вы молодцы, все старались, запоминали, внимательно слушали друг друга! А хотите запустить салют в честь предстоящего праздника? Перед вами разноцветные звездочки для  салюта. Если вам было легко запомнить слова стихотворения, вы справились – запустите красную звездочку. А если вы испытывали затруднения, и чувствуете, что вам нужно еще потренироваться в заучивании слов этого стихотворения – то запустите  зеленую звездочку. (дети выполняют задание, анализируя себя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»».

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе. «Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»».Цель. Помочь детям вспомнить ранее изученные стихотворения и зап...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему: заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой»” .

Программные образовательные задачи1. Формировать умение внимательно слушать и запоминать стихотворение; выразительно читать его с естественными интонациями;2. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэт...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» с опорой на мнемотаблицу»

Обучающие задачи:- продолжать учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, отвечать на вопросы и уметь оценивать поступки героев, запоминать яркие выражения героев и показывать их м...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе.Тема:Составление описательногорассказа "Пришла Зима"...

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе "Русские народные сказки с опорой на мнемотаблицы"

Цели: создавать условия для воспитания способности удивляться, радоваться, совершенствовать развитие детей в процессе работы над пересказом с опорой на мнемотаблицу....