Обучение дошкольников пересказу
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Донченко Марина Петровна

В статье рассмотрены методические приемы и образовательные ситуации для формирования навыка пересказа у детей дошкольного возраста
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/420384/

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обучение дошкольников пересказу172.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Обучение  дошкольников пересказу»

Детство дошкольника – это период, требующий особого, пристального внимания к развитию у ребенка связной речи, установлению устойчивых речевых навыков. Одно из главных направлений в такой работе – это пересказ, помогающий активно развивать внимание и память. Происходит активное наращивание словарного запаса, развивается произношение, запоминаются правила выстраивания отдельных предложений и формирование текста пересказа в целом. Одним из эффективных подходов в такой работе является применение на практике высокохудожественных текстов из детской литературы, где заостряется внимание на такую сторону речи, как синтаксис и грамматика, правильность оценки высказываний с позиции языковой и лексической нормы.

Пересказ – это авторская копия ранее прочитанного и осмысленного литературного произведения. Поэтому в зависимости от близости к первоисточнику, хронологии, связности текста и следует оценивать качество пересказа. Следует остановить ребенка, если он привносит в пересказ много своих фантазий, теряет повествовательную нить или упускает ключевые детали и возвратить его к первоисточнику, образцу. Если сравнить с рассказыванием, пересказ, в основе имеющий авторскую структуру произведения, готовый сюжет, форму и приемы изложения, является более легким видом монологической речи.  

Художественное произведение, в данном случае, является образцом, готовым, доступным и понятным, при прочтении которого возникает чувство сопереживания героям, образное восприятие, желание хорошо запомнить то что услышали и интересно пересказать.  

Дети хорошо запоминают примеры художественной речи, неизвестные ранее образные слова и выражения, что позволяет расширить границы владения языком и научится последовательно выстраивать структуру рассказа, не упускать самого главного, не увлекаться чрезмерно деталями, то есть идет активное развитие речевых умений и навыков.

 

Требования, предъявляемые к выбору произведений для пересказа и которые необходимо учитывать в своей работе, следующие:

  • Ценность в художественном отношении
  • Динамичность сюжета, образность и сжатость изложения
  • Содержание пересказываемого произведения обязательно должно позволять выразить отношение ребёнка к происходящим событиям
  • Основные герои рассказа должны быть легко узнаваемы, логика и их поступков должна быть проста и доступна в понимании.
  • Язык текста, предлагаемого для пересказа, должен быть выразительным, обладать доступным и понятным для ребенка словарем.
  •  Наличие для передачи выразительности пересказа точных эпитетов, определений, сравнений и несложной прямой речи.

Народные сказки таких авторов как Толстой Л.Н, рассказы Пришвина М.  Ушинского К. Д, и В. Бианки, соответствуют этим требованиям в полном объеме.  

На практике применяются следующие виды пересказа: :

  • Полный, предполагающий близкую, практически дословную передачу содержания художественного произведения.
  • Выборочный, когда в основе пересказа лежит воспроизведение отдельных фрагментов и их точная и подробная передача.  
  • Творческий, когда пересказ может идти от лица одного из персонажей, допускаются творческие дополнения, вымышленные эпизоды, описания.
  • Пересказ инсценирование, в котором возможно сценическое воплощение с помощью ролей, игрушек или настольного театра.

Методика организации образовательной деятельности по обучению пересказу.

Для достижения успеха, педагог должен предусмотреть все для четкой и плодотворной организации занятия и проявить внимание к каждому ребенку. Начинать пересказ следует с тех детей, у кого это получается лучше всего. Затем, после повторного прочтения, пересказ поручается остальной группе. Количество детей, которые участвуют в пересказе, определяется размером произведения, которое педагог выбрал для пересказа и полноты самих пересказов. Цель педагога – чтобы определенных успехов сумел достичь каждый ребенок.

Занятие с детьми планируется и состоит из нескольких этапов:

1 Вводная часть.

На этом этапе происходит подготовка к восприятию художественного произведения (выяснение знаний и представлений детей по предлагаемой теме, показ картинок, видеоматериалов, обеспечение понимания новых слов и выражений, обеспечение эмоционального настроя и интереса перед прослушиванием)

2 Первичное  чтение.

Для создания возможности свободного художественного восприятия, рекомендуется не предупреждать детей о предстоящем пересказе.

3 Подготовительная беседа.

Здесь следует уточнить основополагающие элементы содержания, такие как идея произведения, характеристики главных героев, последовательность развития сюжета. Рассматриваются используемые определения, сравнения, композиционные моменты.

4 Повторное чтение.

Позволяет суммировать результаты подготовительной беседы.

 5 Небольшая пауза, чтобы дети могли запомнить текст и подготовиться к ответам. (несколько секунд)

6 Пересказ. Участвует 3 – 6 человек. Происходит при активном участии и под руководством воспитателя.  Когда будет накоплен более- менее широкий репертуар произведений для пересказов,  можно провести занятия, где дети сами будут выбирать темы и сказки для пересказа.  Такой подход помогает сфокусироваться на интересах детей и формировать их вкусы. Пересказу необходимо обучать детей только после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.

Для достижения положительного результата, воспитатель должен акцентировать внимание на следующие пункты:

- предварительно изучить произведение, выбранное к пересказу

- чтение должно быть выразительным

- произвести анализ произведения, отметить те места, на которые следует обратить внимание детей

- Определить, что следует разъяснить после прочтения, а что дети смогут понять самостоятельно

- наметить вопросы, которые помогут лучше понять идею сказки или рассказа.

Организация обучения пересказу  с учетом возрастных особенностей детей

I. Начиная с младшего возраста, целью работы воспитателя служит ознакомление детей с художественной литературой, выработка у них способности воспринимать текст на слух, давать ответы на несложные вопросы, включать в пересказ слова и короткие предложения.

Начинать обучение лучше всего с хорошо знакомых детям сказок, где имеется некоторое количество повторяющихся действий и диалогов («Колобок», «Репка», «Теремок»).  Здесь важно запоминание последовательности появления и действий героев, а так же с помощью воспитателя повторение и включение в пересказ отдельных слов  или коротких предложений.

-Жили – были дед……

- И баба……..

- Была у них……

- Курочка – ряба.

Затем следует перейти к пересказыванию по наводящим вопросам, цель которых дать понимание очередности событий, запомнить имена главных действующих лиц.

-Кто встретился колобку?

-Лиса

-Какую песенку пел волку колобок?

Вспомогательную и важную роль  в овладении пересказом оказывают показываемые детям иллюстрации, представления кукольного, теневого, или настольного  театра и т. д. Они воздействуют эмоционально, пробуждают интерес к знакомству с художественными произведениями и желание поделиться своими впечатлениями.

II. В средней группе проводятся специально организованные занятия, цель которых - добиться проявления активности и самостоятельности, живого интереса к пересказыванию. При этом учитываются особенности детского восприятия, процессов мышления, уровень развития внимания.

На первом этапе дети пересказывают хорошо знакомые им сказки,  На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты. В результате обучения, дети должны научиться выразительно передавать  диалоги действующих лиц, внимательно слушать и  замечать несоответствие тексту в пересказах других детей.

Для пересказа рекомендуются, например, следующие произведения:

«Волк  и семеро козлят»,

«Лиса, заяц и петух»,

 «Колобок»

 «Почему кот умывается после еды?»

Рассказы Л. Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода» «Сел дед пить чай»

«У Розки были щенки»

 К. Д. Ушинского – «Бишка», «Вместе тесно, а врозь скучно» и т.д.

Произведения, рекомендуемые  для пересказа в средней группе, отличаются разнообразием по тематике, содержанию и форме. Наряду с рассказами и сказками с ярко выраженной моралью даются произведения, где мораль скрыта. Поэтому главное в обучении пересказу в средней группе помочь детям осмыслить логические связи произведения, понять его смысл. Это достигается предварительной беседой, которая проводится после первичного чтения. Основным методическим приемом здесь являются вопросы воспитателя. По художественному произведению могут быть заданы две группы вопросов:

  • помогающие осмыслению произведения.
  • помогающие  вспомнить последовательность событий, логику сюжета.

Предварительная беседа может решить и другие задачи: активизировать и уточнить словарь детской речи;

содействовать выразительности передачи образов.

В  средней группе, как и в младшей, большое значение имеет опыт ребенка, что способствует осмысленному восприятию и запоминанию произведения.

Например, чтению рассказа Л. Н. Толстого «Пришла весна, потекла вода» предшествует такая беседа:

-Скажите, дети, какое время года наступило?

-Весна

-Как любят дети играть весной?

-Они пускают кораблики

-Вот я сейчас прочту вам рассказ об этом.

После чтения литературного текста проводится короткая беседа о прочитанном, выясняется, правильно ли понято содержание. Воспитатель спрашивает: »Что видели дети? Что они сделали из дощечек?  Почему дети упали?»

*

Вопросы надо ставить всем детям, а не одному ребенку и спрашивать нескольких детей, чтобы содержание  было лучше усвоено всеми. Если какой-нибудь ребенок затрудняется в пересказывании, ему задаются дополнительные вопросы. Через  некоторое время пересказывание  рассказа необходимо  повторить.

В средней группе широко используется совместный пересказ воспитателя и ребенка («мы будем вместе рассказывать, а дети будут слушать и  учиться») Помощь воспитателя заключатся в напоминании фразы, подсказе забытого слова. Это обеспечивает плавность пересказа.

Постепенно  требование к детскому пересказу возрастают. Воспитатель требует большей полноты («О чем ты забыл рассказать?») и точности («А как об этом сказано в рассказе?»).  При пересказывании сказок необходимо обращать внимание на интонационную выразительность передачи диалога персонажей, например: «Как лиса уговаривает петушка выглянуть в окошко?» - «Ласково, хитро; «Как собачка Бишка ответила?»- Она рассердилась, обиделась».

Можно использовать пересказ по вопросам. Иногда дети могут передавать содержание текста своими словами. В таких случаях надо следить, чтобы слова подбираемые ребенком, точно и правильно выражали мысль автора.

Важным методическим приемом является оценка детского пересказа. В  средней группе  ее проводит воспитатель. Оценивая пересказ, надо кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрить старание ребенка, вселить уверенность в своих силах. При этом необходимо решать и другую задачу: воспитывать умение замечать несоответствие тексту в пересказах детей. На первых занятиях можно вызывать тех детей, которые изъявляют желание пересказать текст, но в дальнейшем надо следить, чтобы каждый ребенок учился пересказывать.

III. Дети 5-6 лет при пересказе литературных произведений способны проявить большую, чем младшие дошкольники, самостоятельность и активность. В этом возрасте совершенствуется процесс восприятия и эмоционального освоения художественных произведений. Старшие дошкольники свободнее ориентируются в литературном материале, у них расширяется словарь, усиливается языковое чутье, внимание и интерес к образному слову. Возрастает также роль произвольно-волевых действий – дети прилагают усилия, чтобы лучше запомнить и точнее воспроизвести прочитанное. Дети уже могут использовать собственные, удачно найденные образные выражения, которые лексически и синтаксически близки к языку художественного произведения. Сказки и рассказы, рекомендуемые для пересказа в старшей группе, несколько сложнее по своей структуре, языковому материалу и количеству действующих лиц, чем тексты для средней группы.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи:

  • уметь связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, близко к тексту, используя авторские слова и выражения.

Детям предлагаются более сложные, длинные произведения. В старшей группе проводится пересказывание  сказок о животных, рассказов Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского и современных произведений. Л.А. Пеньевская и Р.И. Жуковская рекомендует использовать отрывки из рассказов, захватывающих детей интересным содержанием .

IV. В подготовительной к школе группе на занятиях по пересказу закрепляют и совершенствуют речевые умения и навыки, полученные детьми в старшей группе. Дошкольники продолжают учиться излагать мысли связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков, повторений. Совершенствуются умения детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок (зачин, повторы и т.д.). Дети учатся говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения. Повышается самостоятельность детей.  В подготовительной группе можно подвести детей к пересказу описательных текстов. Можно рекомендовать  для этого рассказы:

К.Д. Ушинского («Кот Васька»). М. Пришвина («Цветущие травы»), отрывки из рассказов В. Бианки  (Кто где живет?»), Л.Н. Толстой «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р», «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. И.Чарушина, «Про снежный колобок» Н. Калининой, И. Соколова – Микитова («Деревья»), Г. Скребицкого («На лесной полянке»)

М. Пришвина («Цветущие травы») отрывки из рассказов В. Бианки  (Кто где живет?»), Л.Н. Толстой «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р», «Почему Тюпа не ловит птиц» Е. И.Чарушина, «Про снежный колобок» Н. Калининой, И. Соколова – Микитова («Деревья»), Г. Скребицкого («На лесной полянке»)

Отрывки из рассказов В. Бианки  «Кто где живет?

Л.Н. Толстой «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р»

Е. И. Чарушина «Почему Тюпа не ловит птиц»

Н. Калининой, И. Про снежный колобок»

И. Соколова –Микитов» Деревья»

Г. Скребицкого «На лесной поляне»

Например, отрывок В. Архангельского «Летят снежные пушинки»: «Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками, вот тончайшая пластинка с шестью гранями!»

Методика проведения занятий по обучению пересказу зависит от уровня развития связной речи, от поставленных воспитателем задач, а также от особенностей предлагаемого литературного текста. Занятие может состоять из следующих частей:

  • вводной беседы, настраивающей на восприятие произведения, в отдельных случаях выявляющего и уточняющего представления  детей, рассматривание художественной иллюстрации, вызывающей нужный эмоциональный настрой и т. п.
  • чтения литературного произведения. Очень важно выразительно прочитать (или рассказать) текст, интонационно выделяя диалог действующих лиц и этим помогая детям определить свое отношение к героям и событиям рассказа.
  • беседы по содержанию и форме прочитанного произведения. Вопросы, задаваемые детям, должны быть тщательно продуманы. К форме вопросов, выявляющих понимание ребенком того о чем говорится в данном произведении, что он узнал нового, каковы основные черты главных героев и чем они понравились, необходимы и такие вопросы, которые  раскрывают художественную форму литературного произведения. Эти вопросы, выясняющие, как автор описывает то или иное явление, с чем его сравнивает, какие интересные слова и выражения больше всего запомнились и понравились детям, показались им необычными. Такая беседа закрепляет целостное  восприятие  литературного произведения. Эта часть занятия не должна быть длительной. Достаточно задать детям 4-5 вопросов.
  • повторного чтения литературного текста. Перед чтением дается установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его. Воспитатель говорит детям, чтобы они еще раз внимательно прослушали произведение и постарались его запомнить, так как после чтения им придется самостоятельно пересказать рассказ или сказку.
  • пересказа произведения  детьми. Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию  литературного произведения является сам пересказ. Дети обучаются умению высказываться, грамматически правильно строить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и слова, точно передающие смысл прочитанного. Очень важно то, что при пересказе текста художественно – образная речь становится достоянием ребенка. В качестве примера занятие по пересказу рассказа Л. Кассиля «Сестра». Перед чтением педагог показывает иллюстрацию – картину Самсонова «Медицинская сестра» и спрашивает, о чем рассказывает эта картина (о том, как медсестра перевязывает раненого солдата на поле боя), что дети узнали о медицинской сестре (она храбрая, смелая, спасла жизнь солдату, перевязала его) Затем воспитатель читает рассказ.  Начало читается спокойно, потом появляются в голосе тревожные интонации. Чтение второго абзаца (появление медсестры) должно раскрыть радость бойца, и его не угасшую тревогу. Выразительно надо прочитать диалог, передав уверенность медсестры в том, что боец Иван Котлов будет жить. В последнем абзаце интонационно подчеркнуть отношение автора к героине.

После чтения  педагог задает вопросы: о чем говорится в рассказе? (О том, как медицинская сестра Надя Балашова спасла раненого бойца.) Что случилось в бою с Иваном Котловым? (Он пошел в опасный бой, был ранен и уже думал, что умрет, но сестра вынесла его с поля боя) Как автор рассказывает о  Наде Балашевой? (Она  маленькая, но сильная; по ней стреляют, а она ползет, и так она спасла раненого бойца) Чем вам нравится Надя Балашева? (Она смелая, храбрая, ловкая, сильная, добрая, заботливая) на вопросы, хорошо поняли содержание рассказа и отношение автора к героине. «А сейчас я вам еще раз прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно: вы будете его рассказывать»

Затем вызывает 5-6 детей. После каждого пересказа дети дают оценку, как передано содержание и детали рассказа. Например: «Юра рассказал выразительно, но его рассказ неполный. Он не рассказал про Надю, как она тащила на себе Ивана Котлова и что  она маленькая, а сильная».

Если рассказ или сказка по объему небольшие, то ребенок пересказывает текст целиком. Длинное произведение можно рассказывать по частям (воспитатель  заранее намечает  логически завершенные  отрывки) Детям, которые затрудняются в пересказывании, можно задать  вопросы (их намечают заранее).

Работу над рассказом «Котенок» Л. Толстого целесообразно построить таким образом: накануне занятия воспитатель читает детям первую часть (до слов «Один раз дети пошли на дорогу…..), помогает рассмотреть иллюстрации. На занятии дети пересказывают вторую часть.

 Е. И. Тихеева признавая пользу вспомогательных вопросов, предостерегает  от их чрезмерного количества. Вопрос должен быть конкретным. Иногда он подсказывает ребенку упущенное действие героя, иногда-необходимое слово. Кого сначала вызывать для пересказа - детей с  хорошо развитой речью или наоборот, это решает воспитатель. Выбор зависит от трудности текста, от конкретных задач и от индивидуальных особенностей детей. Так, если текст небольшой по объему и простой по содержанию и форме, можно вызвать более слабых. С детьми, речь которых требует внимания, необходимо проводить индивидуальные занятия. Можно позаниматься в вечернее время.

При обучении старших дошкольников пересказу вводятся новые виды занятий:

  • пересказ по  готовому плану, составленному воспитателем или совместно с детьми
  • пересказ по выбору детей, когда из 2-3 произведений одно они рассказывают по желанию
  • пересказ в лицах или драматизация произведения

 Приемы обучения пересказу.

Остановимся подробнее на приемах обучения детей пересказу.

Приемы, способствующие эффективности восприятия художественного произведения:

 рассматривание картин, иллюстраций, предметов, о которых пойдет речь в рассказе;

 лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа;

 использование загадок, пословиц, потешек, стихов и т.д., способствующих пониманию содержания рассказа;

 наблюдения в природе и окружающей жизни, обращение к личному опыту детей.

Приемы, работы над текстом произведения:

  • беседа по произведению (выявляет, о чем произведение, главных героев, поступки героев и их оценка, вопросы на анализ языка произведения);
  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу или сказке;
  • выделение из текста фраз к каждой картинке;
  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;
  • частичный пересказ во время беседы (пересказывают особенно трудные части текста, где есть описание, диалоги действующих лиц);
  • составление плана произведения (в качестве вспомогательных средств могут использоваться серии сюжетных картинок или подобранные к каждой части текста предметные картинки, а также символы и пиктограммы).

Эффективным средством в процессе обучения является составление плана пересказа. План - это перечень основных частей произведения.

Действенными приёмами в составлении плана и удержании его в памяти является использовании серии сюжетных рисунков, схематического изображения основных событий

(моделирование), словесные подсказки воспитателя.

По данным психологов после пяти лет у детей начинает

развиваться монологическая речь. Поэтому именно в этом возрасте

значительное внимание следует уделять формированию умения

пересказывать самостоятельно.

Пересказ по иллюстрациям можно использовать на всех этапах обучения. Иллюстративный материал позволяет ребёнку более ярко представить героев и события, изображённые в художественном тексте. Опираясь на наглядные образы, ребёнку легче воспроизвести содержание. Пересказ по иллюстрациям всегда происходят после чтения, просмотра рисунков и беседы по содержанию художественного текста

Пересказ по плану используют с детьми пятого-шестого года жизни.

План можно предлагать в форме вопросов, в форме указаний, о чём надо рассказывать, или в виде картинного плана.

 Например: План в форме вопросов к сказке «Лиса и Рак». - С кем лисичка встретилась в поле? - О чём спорили Рак и лиса? - Как Рак обманул Лису? План в форме указаний к сказке «Кривая уточка» - Сначала расскажи о том, как дед и баба нашли в лесу кривую уточку. - Потом расскажи о том, как хроменькая уточка превращалась в девушку и что она делала. - Расскажи, почему девушка не захотела остаться дома у деда с бабой. - Расскажи, как она улетела со стаей уток.

Пересказ по частям используют в работе с детьми старшего возраста. Его применяют при условии, что текст, предложенный для пересказа, является большим по объёму и его легко разделить на логически завершённые части. Целью этого приёма является уменьшение учебной задачи на одного ребёнка, благодаря его сосредоточению на пересказе определённой части произведения. При проведение пересказа по частям следует использовать план в форме указаний.

Занятие: «Как собака друга искала»

Когда-то очень давно собака жила в лесу. Жила она одна-одинешенька.

Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боится.

Вот как-то раз встретила собака в лесу зайца. Говорит ему собака:

- Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!

- Давай,— согласился зайка.

Пошли собака и заяц вместе. Вечером они нашли себе местечко для ночлега — в траве под кустом и легли спать. А ночью бежала мимо них мышь. Собака услышала шорох, да как вскочит, как залает громко! Заяц проснулся, уши у него трясутся от страха.

- Зачем лаешь? — говорит заяц собаке.— Вот услышит волк, придет сюда и нас съест!

Ненадежный это друг,— подумала собака про зайца,— волка боится. А вот волк, наверное, никого не боится. и.т. д

Разбор текста.

1 Как жила собака в лесу?

2 Какого друга она хотела найти?

3 Что сказала собака зайцу, волку, медведю?

4 Что подумала собака о зайце, волке, медведе?

5 Где она встретила медведя?

6  Где ночевал медведь и собака?

7  Ка помогает собака человеку?

В следующей части дети обучаются составлению на наглядной схеме. Педагог объясняет назначение блоков «квадратов», в которых дети должны расположить карточки с силуэтными  изображениями персонажей и отдельных предметов (собака, заяц, куст и т. д) Педагог: В  этих квадратах попробуем изобразить то, о чем говорится в сказке

Педагог задает вопросы по содержанию каждого из фрагментов текста, например:

1.        Кто главный герой сказки?

2.        Кого встретила собака вначале?

3.        Кто пробегал мимо собаки и зайца, когда они легли спать?

Большую часть приемов используют при разборе произведения  в подготовительной беседе, но по мере надобности они имеют место и по ходу занятия, между детскими пересказами.

На начальных ступенях обучения практикуется совместный пересказ педагога и ребенка (договаривание ребенком начатой фразы, попеременное  проговаривание последовательных предложений), а также отраженный пересказ (повторение ребенком сказанного педагогом, особенно начальных фраз).

1 Обращение к личному опыту детей, показ наглядного материала.  В сказке «Кораблик» В. Сутеева сложным является описание постройки кораблика. Поэтому за 1-3 дня до занятия педагог помогает детям смастерить кораблик (В скорлупку (половина грецкого ореха) соломинку воткнули, листочек веревочкой привязали и построили кораблик!). Можно предложить сравнить поделку с иллюстрацией, пригласить желающих составить рассказ по картинке.

2 Образец чтения произведения. Он сопровождается выборочным чтением наиболее значимых или трудных отрывков, фраз.

3 В процессе беседы используют вопросы к детям, что нового и интересного узнали из произведения, в том числе о выразительности  речи (Ласково или грубо говорит Вася? Какое слово в этом предложении главное?)

4 Объяснения,  указания. Значительное место  занимают упражнения - индивидуальные и хоровые повторения слов, фраз, выбор наиболее подходящей интонации. Уточнив, понравился ли рассказ (сказка), воспитатель предлагает назвать отрывки, которые детям хотелось бы послушать еще раз. Зачитывает их, а некоторые фразы предлагает повторить вместе. Это облегчает запоминание, активизирует внимание.

Если в произведении есть диалог, то на помощь, педагогу, особенно в деле формирования выразительности речи, приходит пересказ по ролям. Активизируют детей хоровые проговаривания   коротких реплик. Например, в пересказе рассказа  «Для всех» Л. Пестина роли Иринки и Васи могут исполнять мальчики и девочки. Поскольку предварительно проводилась работа по закреплению детьми выразительных средств передачи реплик, то в хоровых повторениях (совместно с воспитателем) дети сохраняют индивидуальность речи.

5 Для плавности и связности пересказов наиболее уместен подсказ слова или фразы. Между пересказами, если  их качество невысоко, так же как и в беседе, используют указания, упражнения. В уверенном пересказе подсказ целесообразен для немедленного исправления грамматической или смысловой ошибки ребенка.

6 Придумывание детьми названия сказки (рассказа). Этот прием помогает выяснить, как дети поняли тему произведения, облегчает ориентировку в текстовом материале, обеспечивая  не только быстрое восприятие, но  и проникновение в суть речевых высказываний (Я заметила  слово, - говорит воспитатель,- которое использует курочка, обращаясь к петушку. А вы? – Обожди, - вспоминают дети.)

 Можно назвать сказку словами, которые в ней часто встречаются.

7 Придумывание детьми сравнений на заданную воспитателем тему (Мы произносим «РРРРРР», - говорит педагог. – С чем  можно сравнить рокочущие звуки?» - «Рычит тигр, тарахтит мотор, подпрыгивают колеса тележки, когда она катится»,- перечисляют дети. «А вот в рассказе, котором я вам прочту, про «Р» сказано совсем необычно. Послушайте: »Словно куча камней по камушкам в разные стороны раскатывается», - завершает разговор воспитатель. И предлагает: «Повторите, как сказано?» Затем читает рассказ «Как мальчик  Женя научился говорить букву «Р» Е. Чарушина.)

8 Вопросы, побуждающие ребенка припомнить отдельные факты, сопоставить их. Поиски ответа активизируют  мысль и речь, а главное поддерживают устойчивый интерес к произведению (Долго ли снежный колобок дожидался Алешу?» - интересуется воспитатель. – «Ну, а все – таки, как долго?» - настаивает воспитатель. «Ребята разделись, пообедали, спать легли, встали»¸- вспоминают дети. Дело было днем после обеда и дневного сна).

9 Чтобы занятие не утомило детей. Воспитатель предлагает  выбрать партнера, который продолжит его рассказ. «Только узнай у товарища, согласится он рассказывать вместе с тобой», - советует педагог.

10 Пересказ сидя у макета телевизора.

11 Для активизации внимания целесообразно организовывать инсценировки и драматизации текста.

 12 Оценка пересказа.

Старшие дошкольники привлекаются к оценке рассказов товарищей. Поведение таких обсуждений методически сложно требует такта от воспитателя, знания индивидуальности детей. Сложность заключается в том, что дети должны держать в памяти все рассказы, поэтому хорошо, если педагог запишет их, а перед обсуждением некоторые  прочтет. Проведение обсуждений должно научить видеть хорошее и плохое в пересказе  и  воспитывать доброжелательное отношение к товарищу.


Иногда педагог сравнивает два последовательно прозвучавших пересказа, привлекая к оценке детей.

Полезно предложить исправить повторить по – новому реплику, концовку или  неудачный отрывок. Иногда вместо оценки хорош оценивающий  вопрос  (ко всей группе или рассказчику): не кажется ли вам, что рассказывать надо было веселее?

Оценка должна быть тактичной. Следует подсказать детям  формулировки из их оценочных суждений: «Мне кажется…», «Я советую Сереже….», «А может  быть, лучше….».

Кроме этого, каждое произведение должно учить чему-то полезному, развивать в ребенке положительные черты личности (доброту, отзывчивость, толерантность).

Список литературы:

Бородич А. М. Методика развития речи детей, М., 1981 г.

Глухов В.П.  Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗКИ «ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЕРНЫШКО». Пересказ сказки.

Материал предназначен для воспитателей средней группы....

Конспект занятий по обучению детей средней группы пересказу тема: Пересказ рассказа "Лиса" (по Е. Чарушуну)

Формироавние навыков пересказа коротного текста с использованием графических схем....

Методическая разработка ООД "Речевое развитие" Тема: Пересказ-инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.

Тема: пересказ – инсценировка сказки «Теремок» в пересказе М. Булатова с применением ИКТ.Цели: развивать и активизировать словарный запас детей; учить детей пересказывать...

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Конспект занятия по обучению детей подготовительной группы пересказу. Пересказ рассказа «Четыре желания» (по К. Ушинскому)

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста  с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Интеграция образовательных областей: «Коммуни...

Конспект НОД по обучению пересказу Пересказ рассказа «Клесты» (по И. Соколову- Микитову).

Обучение пересказу с использованием природоведческой литературы по опорным схемам. Основные задачи:1.Формирование связной монологической речи с использованием графических схем.2. формирование гра...