Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Противоположности»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Составлен сценарий проведения занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lomova_t.i._otkrytoe_zanyatie.docx168.05 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

143968, Московская обл.,                                                                             Тел./факс 8 (495) 528-01-23

г.о. Реутов, ул. Реутовских ополченцев, дом 12                              e-mail: madou_1reutov@mail.ru

Сценарий организованной образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

«Противоположности»

Подготовила:

воспитатель Ломова  Т.И.

г.о. Реутов, 2020г.

Цель: познакомить детей с понятием «Противоположности».

Задачи:

Образовательные:

  • учить подбирать слова противоположные по смыслу;
  • формировать умение заканчивать предложения с заданными словами.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, память, внимание;
  • развивать связную речь.

Воспитательные:     

  • воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;
  • воспитывать умение работать в коллективе;
  • воспитывать трудолюбие.

Методические приёмы:

  • наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
  • словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
  • игровые (интеллектуальные);
  • практические (упражнения);

Оборудование:

Предметные картинки (для игры «Найди пару»); картинка к рассказу «Лекарство»; видео «Противоположности»; предметы для упражнения «Живое – неживое»; мяч; лего-конструктор.

Ход занятия

Дети стоят в кругу на ковре. Воспитатель приносит мяч и начинает передавать его по кругу. Каждый ребёнок, взяв мяч в руки говорит приветственные слова: доброе утро, привет, здравствуйте.

Воспитатель:

- Сегодня нас ждёт путешествие в страну новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают игры, веселые задания.

- Итак, наше путешествие в страну новых слов начинается.

Присядьте на ковёр, ребята.

Игра «Да или нет»

- Я буду говорить, что вы любите и что не любите, а вы отвечаете «Да» или «Нет».

- Мороженое

- Пирожное

- Горчицу

- Шоколад

- Лук

- Чипсы

- Клубнику

- Сладкие конфеты

- Если вы соглашались, говорили ... (Да)

- Если вы не соглашались, говорили … (Нет)

- В русском языке есть слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова

Да – нет,

горячо – холодно,
много – мало,
большой – маленький.

А теперь ребята мы посмотрим интересное видео о словах-противоположностях, а заодно и поиграем.

Внимание на экран.

Включаем видео, на котором демонстрируются картинки с противоположным значением, периодически останавливаем видеоряд и предлагаем детям назвать слово с противоположным значением.

Ребята, молодцы!

– Отгадайте загадки и найдите в них слова, противоположные по значению.

Кто приходит, кто уходит,
Все ее за ручку водят. (Дверь)

К вечеру умирает,
по утру оживает. (День)

В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)

Без рук, без ног
И сердце заводное,
А на лице торчат одни усы.
И день и ночь
Идут без выходного. (Часы)

Давайте немножко разомнёмся

Физкультминутка:

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

(расставили ручки в стороны и представляем, что мы лётчики)

Дети бегут друг за другом по кругу. Затем снова садятся на ковёр.

Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.

Рассказ «Лекарство».

У Маши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Маша увидела, что бабушка пьёт лекарство, то сказала: «Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».

- Какие слова, имеющие противоположные значения встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).

Воспитатель:

- Посмотрите на картинку и скажите, какие противоположности изображены на ней? (здоровая девочка и больная бабушка, бабушка пожилая, а девочка молодая, бабушка лежит на мягкой кровати, а девочка сидит на твёрдом табурете).

Игра «Назови словечко»

А теперь мы сыграем в игру «Назови словечко» с мячом.

Я буду каждому из вас бросать мяч и называть слово, а вы должны вернуть мяч мне обратно и назвать «слово-наоборот»горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий, добрый, далеко.

Теперь мы подойдём к центру конструирования и немного поиграем.

Командная игра «Построй противоположное»

Ребята, сейчас вы должны будете построить противоположные по размерам элементы.

Дети делятся на 2 команды, воспитатель предлагает первой команде построить низкую башню, дети строят, после чего вторая команда должна построить башню противоположную по высоте, т.е. высокую.

Далее второй команде предлагается построить из лего короткую дорожку, а первая команда оценивает длину, и, соответственно, строит длинную дорожку.

Упражнение «Подскажи словечко»

– Подскажите мне нужное слово, ребята.

Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …

Молодцы, ребята, а теперь займите свои места за столами.

Игра «Найди пару».

На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.

У каждого из вас на столе лежат листы с изображение предметов. Вам нужно карандашом соединить предметы, противоположные по смыслу. Например: холодный – горячий.

Дети выполняют задание. Воспитатель контролирует, помогает при необходимости.

Ребята, отложите карандаши, давайте разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика про часики:

И день, и ночь,

То тихо, то громко,

Идут, стоят,

Работают бойко

(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)

Игра «Живое – неживое»

На столе находятся комнатное растение фиалка и предметы быта. Дети определяют «живые – неживые» предметы.

– Что это? (Комнатное растение).
– Как называется это комнатное растение? 
– Как мы ухаживаем за растениями? 
(Поливаем, рыхлим, удобряем, пересаживаем) 
– Для чего это делаем? 
(Чтобы цветок рос, цвел, не погиб, потому что он живой)
– Какие неживые предметы вы видите на столе? (Игрушка, тарелка, чашка)

– Ребята, вы отлично справились, молодцы!

Рефлексия

- О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).

- А ещё мы их называем слова – неприятели

Ребята, вам было интересно узнать о словах-неприятелях?

- Ответы детей.

Воспитатель:

Слова – противоположности

Они ведь не зазнайки,

Они всего лишь наши

С вами помогайки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Дикие животные»

Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул...

Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: "В гостях у Красной Шапочки"

- формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото...

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая»

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени....

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мусор парк не украшает»

В современном мире остро стоят проблемы, тесно связанные с состоянием окружающей среды. Экологическая проблема мусора на сегодняшний день является глобальной задачей для экологов всего мира.Наша жизнь...