Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Противоположности»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Составлен сценарий проведения занятия по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 168.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1
«МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»
143968, Московская обл., Тел./факс 8 (495) 528-01-23
г.о. Реутов, ул. Реутовских ополченцев, дом 12 e-mail: madou_1reutov@mail.ru
Сценарий организованной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Противоположности»
Подготовила:
воспитатель Ломова Т.И.
г.о. Реутов, 2020г.
Цель: познакомить детей с понятием «Противоположности».
Задачи:
Образовательные:
- учить подбирать слова противоположные по смыслу;
- формировать умение заканчивать предложения с заданными словами.
Развивающие:
- развивать фонематический слух, память, внимание;
- развивать связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать трудолюбие.
Методические приёмы:
- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
- словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
- игровые (интеллектуальные);
- практические (упражнения);
Оборудование:
Предметные картинки (для игры «Найди пару»); картинка к рассказу «Лекарство»; видео «Противоположности»; предметы для упражнения «Живое – неживое»; мяч; лего-конструктор.
Ход занятия
Дети стоят в кругу на ковре. Воспитатель приносит мяч и начинает передавать его по кругу. Каждый ребёнок, взяв мяч в руки говорит приветственные слова: доброе утро, привет, здравствуйте.
Воспитатель:
- Сегодня нас ждёт путешествие в страну новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают игры, веселые задания.
- Итак, наше путешествие в страну новых слов начинается.
Присядьте на ковёр, ребята.
Игра «Да или нет»
- Я буду говорить, что вы любите и что не любите, а вы отвечаете «Да» или «Нет».
- Мороженое
- Пирожное
- Горчицу
- Шоколад
- Лук
- Чипсы
- Клубнику
- Сладкие конфеты
- Если вы соглашались, говорили ... (Да)
- Если вы не соглашались, говорили … (Нет)
- В русском языке есть слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова
Да – нет,
горячо – холодно,
много – мало,
большой – маленький.
А теперь ребята мы посмотрим интересное видео о словах-противоположностях, а заодно и поиграем.
Внимание на экран.
Включаем видео, на котором демонстрируются картинки с противоположным значением, периодически останавливаем видеоряд и предлагаем детям назвать слово с противоположным значением.
Ребята, молодцы!
– Отгадайте загадки и найдите в них слова, противоположные по значению.
Кто приходит, кто уходит,
Все ее за ручку водят. (Дверь)
К вечеру умирает,
по утру оживает. (День)
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Без рук, без ног
И сердце заводное,
А на лице торчат одни усы.
И день и ночь
Идут без выходного. (Часы)
Давайте немножко разомнёмся
Физкультминутка:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
(расставили ручки в стороны и представляем, что мы лётчики)
Дети бегут друг за другом по кругу. Затем снова садятся на ковёр.
Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.
Рассказ «Лекарство».
У Маши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Маша увидела, что бабушка пьёт лекарство, то сказала: «Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».
- Какие слова, имеющие противоположные значения встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).
Воспитатель:
- Посмотрите на картинку и скажите, какие противоположности изображены на ней? (здоровая девочка и больная бабушка, бабушка пожилая, а девочка молодая, бабушка лежит на мягкой кровати, а девочка сидит на твёрдом табурете).
Игра «Назови словечко»
А теперь мы сыграем в игру «Назови словечко» с мячом.
Я буду каждому из вас бросать мяч и называть слово, а вы должны вернуть мяч мне обратно и назвать «слово-наоборот»горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий, добрый, далеко.
Теперь мы подойдём к центру конструирования и немного поиграем.
Командная игра «Построй противоположное»
Ребята, сейчас вы должны будете построить противоположные по размерам элементы.
Дети делятся на 2 команды, воспитатель предлагает первой команде построить низкую башню, дети строят, после чего вторая команда должна построить башню противоположную по высоте, т.е. высокую.
Далее второй команде предлагается построить из лего короткую дорожку, а первая команда оценивает длину, и, соответственно, строит длинную дорожку.
Упражнение «Подскажи словечко»
– Подскажите мне нужное слово, ребята.
Куст низкий, а дерево …
Вагон большой, а тележка …
Ночь была холодная, а день …
Молоко жидкое, а сметана …
Малина сладкая, а лимон …
Молодцы, ребята, а теперь займите свои места за столами.
Игра «Найди пару».
На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.
У каждого из вас на столе лежат листы с изображение предметов. Вам нужно карандашом соединить предметы, противоположные по смыслу. Например: холодный – горячий.
Дети выполняют задание. Воспитатель контролирует, помогает при необходимости.
Ребята, отложите карандаши, давайте разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика про часики:
И день, и ночь,
То тихо, то громко,
Идут, стоят,
Работают бойко
(Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)
Игра «Живое – неживое»
На столе находятся комнатное растение фиалка и предметы быта. Дети определяют «живые – неживые» предметы.
– Что это? (Комнатное растение).
– Как называется это комнатное растение?
– Как мы ухаживаем за растениями? (Поливаем, рыхлим, удобряем, пересаживаем)
– Для чего это делаем? (Чтобы цветок рос, цвел, не погиб, потому что он живой)
– Какие неживые предметы вы видите на столе? (Игрушка, тарелка, чашка)
– Ребята, вы отлично справились, молодцы!
Рефлексия
- О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).
- А ещё мы их называем слова – неприятели
Ребята, вам было интересно узнать о словах-неприятелях?
- Ответы детей.
Воспитатель:
Слова – противоположности
Они ведь не зазнайки,
Они всего лишь наши
С вами помогайки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-518180-1421149585.jpg)
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕРТОЛЕТЕ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»
Закрепление знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаков детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-917405-1508178592.jpg)
Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Дикие животные»
Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-917405-1508178592.jpg)
Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: "В гостях у Красной Шапочки"
- формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/23/picture-962346-1679542372.jpg)
Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая»
Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Осень золотая» Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени....
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/21/picture-520979-1637498305.jpg)
Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Мусор парк не украшает»
В современном мире остро стоят проблемы, тесно связанные с состоянием окружающей среды. Экологическая проблема мусора на сегодняшний день является глобальной задачей для экологов всего мира.Наша жизнь...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-358272-1391964773.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Кашу дружно мы варили, детский сад весь накормили» ФЭМП с элементами экспериментирования в старшем дошкольном возрасте.
Конспект открытого занятия с элементами эксперементирования....