Главные вкладки

    Сценарий организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Противоположности»
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Составлен сценарий проведения занятия по развитию речи

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл lomova_t.i._otkrytoe_zanyatie.docx168.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

    «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

    143968, Московская обл.,                                                                             Тел./факс 8 (495) 528-01-23

    г.о. Реутов, ул. Реутовских ополченцев, дом 12                              e-mail: madou_1reutov@mail.ru

    Сценарий организованной образовательной деятельности

    для детей старшего дошкольного возраста

    «Противоположности»

    Подготовила:

    воспитатель Ломова  Т.И.

    г.о. Реутов, 2020г.

    Цель: познакомить детей с понятием «Противоположности».

    Задачи:

    Образовательные:

    • учить подбирать слова противоположные по смыслу;
    • формировать умение заканчивать предложения с заданными словами.

    Развивающие:

    • развивать фонематический слух, память, внимание;
    • развивать связную речь.

    Воспитательные:     

    • воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции;
    • воспитывать умение работать в коллективе;
    • воспитывать трудолюбие.

    Методические приёмы:

    • наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
    • словесные (вопрос-ответ, объяснение педагога);
    • игровые (интеллектуальные);
    • практические (упражнения);

    Оборудование:

    Предметные картинки (для игры «Найди пару»); картинка к рассказу «Лекарство»; видео «Противоположности»; предметы для упражнения «Живое – неживое»; мяч; лего-конструктор.

    Ход занятия

    Дети стоят в кругу на ковре. Воспитатель приносит мяч и начинает передавать его по кругу. Каждый ребёнок, взяв мяч в руки говорит приветственные слова: доброе утро, привет, здравствуйте.

    Воспитатель:

    - Сегодня нас ждёт путешествие в страну новых слов, без которых наша речь не возможна. Нас ожидают игры, веселые задания.

    - Итак, наше путешествие в страну новых слов начинается.

    Присядьте на ковёр, ребята.

    Игра «Да или нет»

    - Я буду говорить, что вы любите и что не любите, а вы отвечаете «Да» или «Нет».

    - Мороженое

    - Пирожное

    - Горчицу

    - Шоколад

    - Лук

    - Чипсы

    - Клубнику

    - Сладкие конфеты

    - Если вы соглашались, говорили ... (Да)

    - Если вы не соглашались, говорили … (Нет)

    - В русском языке есть слова-недруги, слова с противоположным значением. Такие слова

    Да – нет,

    горячо – холодно,
    много – мало,
    большой – маленький.

    А теперь ребята мы посмотрим интересное видео о словах-противоположностях, а заодно и поиграем.

    Внимание на экран.

    Включаем видео, на котором демонстрируются картинки с противоположным значением, периодически останавливаем видеоряд и предлагаем детям назвать слово с противоположным значением.

    Ребята, молодцы!

    – Отгадайте загадки и найдите в них слова, противоположные по значению.

    Кто приходит, кто уходит,
    Все ее за ручку водят. (Дверь)

    К вечеру умирает,
    по утру оживает. (День)

    В полотняной стране
    По реке простыне
    Плывет пароход,
    То назад, то вперед,
    А за ним такая гладь,
    Ни морщинки не видать. (Утюг)

    Без рук, без ног
    И сердце заводное,
    А на лице торчат одни усы.
    И день и ночь
    Идут без выходного. (Часы)

    Давайте немножко разомнёмся

    Физкультминутка:

    Мы летаем высоко,

    Мы летаем низко,

    Мы летаем далеко,

    Мы летаем близко.

    (расставили ручки в стороны и представляем, что мы лётчики)

    Дети бегут друг за другом по кругу. Затем снова садятся на ковёр.

    Итак, сейчас я прочту короткий рассказ, который называется «Лекарство». Внимательно выслушайте и скажите, есть ли в этом рассказе слова – наоборот.

    Рассказ «Лекарство».

    У Маши заболела бабушка. Врач прописал ей лекарство. Когда Маша увидела, что бабушка пьёт лекарство, то сказала: «Милая бабушка, давай я выпью твоё горькое лекарство, а ты съешь мою сладкую конфетку».

    - Какие слова, имеющие противоположные значения встречаются в этом рассказе? (горькое лекарство – сладкая конфета).

    Воспитатель:

    - Посмотрите на картинку и скажите, какие противоположности изображены на ней? (здоровая девочка и больная бабушка, бабушка пожилая, а девочка молодая, бабушка лежит на мягкой кровати, а девочка сидит на твёрдом табурете).

    Игра «Назови словечко»

    А теперь мы сыграем в игру «Назови словечко» с мячом.

    Я буду каждому из вас бросать мяч и называть слово, а вы должны вернуть мяч мне обратно и назвать «слово-наоборот»горячий, широкий, злой, трусливый, конец, радость, война, ночь, высокий, тяжелый, большой, маленький, свет, приходить, новый, радоваться, бездельничать, плохо, мелко, грязно, рано, сладкий, добрый, далеко.

    Теперь мы подойдём к центру конструирования и немного поиграем.

    Командная игра «Построй противоположное»

    Ребята, сейчас вы должны будете построить противоположные по размерам элементы.

    Дети делятся на 2 команды, воспитатель предлагает первой команде построить низкую башню, дети строят, после чего вторая команда должна построить башню противоположную по высоте, т.е. высокую.

    Далее второй команде предлагается построить из лего короткую дорожку, а первая команда оценивает длину, и, соответственно, строит длинную дорожку.

    Упражнение «Подскажи словечко»

    – Подскажите мне нужное слово, ребята.

    Куст низкий, а дерево …
    Вагон большой, а тележка …
    Ночь была холодная, а день …
    Молоко жидкое, а сметана …
    Малина сладкая, а лимон …

    Молодцы, ребята, а теперь займите свои места за столами.

    Игра «Найди пару».

    На столах у детей разложены листочки с изображением противоположных предметов, ребёнок должен самостоятельно найти пару и соединить их простым карандашом.

    У каждого из вас на столе лежат листы с изображение предметов. Вам нужно карандашом соединить предметы, противоположные по смыслу. Например: холодный – горячий.

    Дети выполняют задание. Воспитатель контролирует, помогает при необходимости.

    Ребята, отложите карандаши, давайте разомнём пальчики.

    Пальчиковая гимнастика про часики:

    И день, и ночь,

    То тихо, то громко,

    Идут, стоят,

    Работают бойко

    (Попеременно загибать пальчики, начиная с мизинца левой руки, затем правой руки и так до большого пальца.)

    Игра «Живое – неживое»

    На столе находятся комнатное растение фиалка и предметы быта. Дети определяют «живые – неживые» предметы.

    – Что это? (Комнатное растение).
    – Как называется это комнатное растение? 
    – Как мы ухаживаем за растениями? 
    (Поливаем, рыхлим, удобряем, пересаживаем) 
    – Для чего это делаем? 
    (Чтобы цветок рос, цвел, не погиб, потому что он живой)
    – Какие неживые предметы вы видите на столе? (Игрушка, тарелка, чашка)

    – Ребята, вы отлично справились, молодцы!

    Рефлексия

    - О чём мы сегодня беседовали на занятии? (о словах, которые мы называем «наоборот», слова, имеющие противоположное значение).

    - А ещё мы их называем слова – неприятели

    Ребята, вам было интересно узнать о словах-неприятелях?

    - Ответы детей.

    Воспитатель:

    Слова – противоположности

    Они ведь не зазнайки,

    Они всего лишь наши

    С вами помогайки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект Организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в музей хороших манер»

    Познакомить детей с историей этикета; формировать навыки использования в речи вежливых слов; учить соблюдать этикет и быть приятными для окружающих; учить формировать своё мнение; развивать память, мы...

    Конспект комплексной организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Поговорим о доброте».

    Программное содержание:Продолжать развивать речь детей как средство общения.Помогать детям употреблять слова правильно, в точном соответствии со смыслом.Продолжать совершенствовать диалогическую форму...

    Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Дикие животные»

    Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул...

    Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: "В гостях у Красной Шапочки"

    - формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото...

    Сценарий организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Комнатные растения»

    Сценарий организованной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста "Комнатные растения"...