Содержание работы по программе «Игровая деятельность по развитию речи» по возрастам
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка разговорной речи.Чем разнообразнее и богаче речь ребенка, тем ему легче высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать окружающую действительность, полноценнее его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.Дети, имеющие недостатки речи, болезненно реагируют на это. Становятся замкнутыми, раздражительными, даже агрессивными. Это отражается на взаимоотношениях с окружающими, негативно отражается на формировании личности.Наша задача - создание условий для свободного общения ребенка в коллективе,  развитие умения  говорить правильно и красиво.

С этой целью проводится игровая речевая деятельность детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

Содержание работы по программе  

«Игровая деятельность по развитию речи» по возрастам

(на основе технологии «Программа развития речи детей дошкольного

возраста в детском саду»   О.С.Ушакова )

Пояснительная записка

 Воспитание правильной и чистой речи у ребенка - одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчивыми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым. Наша задача—воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка в коллективе, сделать все для того, чтобы дети хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво. С этой целью проводится игровая речевая деятельность с детьми.

Деятельность проводится с использованием игровых технологий (игр по развитию речи для детей  2-7 лет   2 раза в неделю во второй половине дня.

Деятельность содействует формированию необходимого уровня речевых умений и способностей; направлена на активизацию эмоционально-образной сферы мышления, воспитание интереса к родному слову, развитие чувства языка.

Обучение языку и развитие речи даются не только в сфере овладения языковыми навыками фонетическими, грамматическими, лексическими, но и, что весьма важно, в контексте развития общения детей друг с другом и со взрослыми. Необходимым компонентом и целью использования речевых игр является речевое воспитание.

Цель

Повышение  уровня обучения дошкольников в аспекте развития речи, формирование культуры речевого общения и овладение основными коммуникативными способностями

Основные задачи

•        Развитие речи детей посредством использования игровых технологий.

•         Позитивная социализация детей дошкольного возраста

•        Обогащение словаря детей новыми словами и оборотами.

•        Совершенствование коммуникативных качеств

  • Воспитание звуковой культуры речи
  • Формирование грамматического строя речи
  • Развитие связной речи

Деятельность построена на основе главных методических принципов:

• учёт возрастных особенностей детей;

• доступность материала;

• постепенность его усвоения.

Программа предназначена для детей от 2 до 7 лет и составлена на основе сборника «Придумай слово» О.С.Ушаковой  (речевые игры и упражнения для дошкольников)

Ранний возраст

Третий год жизни характеризуется широким диапазоном индивидуальных различий в речевом развитии. Ребенок понимает происходящее, включается в него эмоционально, адекватно реагирует на слова взрослого, выполняя его просьбы, предложения. Он может принести названную игрушку, изобразить в движениях и через звукоподражания персонаж сказки (как зайка прыгает, шевелит ушами, как бежит мышка и т.п.). В игре использует игрушки, совершает отобразительные действия (кормит куклу, укладывает спать).

Это очень важный этап, для которого главным является налаживание эмоционального контакта и делового сотрудничества ребенка со взрослым, эмоциональное участие в совместной с другими детьми деятельности. На фоне формирования этого уровня общения происходит развитие понимания

происходящего, его смысла, психологическое «вживание» в совместную деятельность. Развивается ситуативное понимание языковых средств (слова, фразы) и ответных действий (движений) с включением невербальных (неречевых) средств общения (жесты, мимика, взгляды, вокализации). Ребенок вступает в общение через движение, действия, эмоции и смысл.

Основной для ребенка третьего года жизни является сюжетно-отобразительная игра, в которой он материализует свои впечатления, представления в форме предметных действий с игрушками, развертывает игровой сюжет, т.е. действует в воображаемой ситуации.

В так называемой режиссерской игре ребенок действует одновременно за нескольких персонажей, не принимая на себя какой-либо роли.

Режиссерская игра — игра индивидуальная. Если же в нее включаются другие участники — это уже коллективная игра, т.е. игра-инсценировка, в которой несколько детей одновременно действуют с игрушками, разыгрывают сюжет, не принимая на себя той или иной конкретной роли. Игра-инсценировка отличается от режиссерской своей коллективностью, а от театрализованной игры — отсутствием зрителей.

Она строится на основе отражения впечатлений из личного опыта, т.е. как сюжетно-отобразительная игра, или имеет литературную основу, готовый сюжет (например, сюжет народной сказки). В обоих случаях это самодеятельная детская активность, импровизация.

Игра-драматизация — импровизация на основе литературного текста, в которой ребенок принимает на себя роль того или иного персонажа и передает ее через слово и собственные движения, действия. В дальнейшем эта игра может стать театрализованной.

Драматизация как выразительное пластическое движение может существовать и вне литературного произведения. Она может использоваться при рисовании, рассматривании картин, иллюстраций, открыток, в словесном творчестве.

Учитывая, что для детей характерна ситуативная непроизвольная речь, при организации игр следует предусматривать свободу выражения чувств. Желательно в игровых сценариях специально создавать ориентировочную фазу, во время которой дети действуют с новыми предметами, игрушками, картинками по своему усмотрению: обследуют их, экспериментируют с ними, непроизвольно высказываются, выражая свои чувства, впечатления, обращаются к взрослому и друг к другу, радостно вскрикивают и т.п. Чтобы каждый ребенок был вовлечен в разговор, подбирается большое количество однородных игрушек.

Итак, очень важно включение в педагогический процесс элементов драматизации. Здесь можно выделить несколько этапов:

1. Включение элементов драматизации, пластических упражнений в разнообразные виды деятельности (рассматривание картинок, игрушек, рисование, слушание художественных произведений).

2. Организация ряжения.

3. Разыгрывание взрослым инсценировок по мотивам сказок, импровизации с вовлечением детей (ребенок может просто держать в руках игрушку-персонаж, действовать с нею в соответствии с ролью или по-своему).

4. Разыгрывание драматизации по мотивам сказок.

5. Игры-драматизации, в которых ребенок импровизирует, выбирая сюжетный ход и слова роли (этого уровня достигают отдельные дети к концу третьего года жизни; например, ребенок может придумать, что звери в теремке пекут пироги, блины, подметают пол).

Игровая деятельность ребенка этого возраста носит нерасчлененный, синкретический характер (способность к интегрированному восприятию различных понятий и категорий, между собой никак не связанных).

Поэтому в одной и той же игре решаются задачи:

  • словарной работы;
  • воспитания звуковой культуры речи;
  • формирования грамматических навыков;
  • развития предпосылок для становления связной речи.

Особенность данного возраста заключается в том, что речь и поведение ребенка непроизвольны. На первый план выступает потребность в общении. Малыш говорит тогда, когда он хочет, и то, что он хочет. В связи с этим планирование и организация речевых игр должны быть гибкими.

На данном возрастном этапе крайне важна ритмическая организация деятельности ребенка: чередование игр, требующих положения сидя за столом и лежа на ковре, с подвижными играми; переходы от слушания литературного текста к игре-драматизации, от организованной игры к свободной, от совместных игр к

индивидуальным.

Начинать  лучше с коллективной деятельности за большим столом (составлен из нескольких маленьких), при этом детям не запрещается остаться слушать сказку на шведской стенке или на ковре. После сказки можно предложить изобразить ее персонажей. Это очень увлекательно и занимает немного времени.

Наряжаются в костюмы самые смелые из группы. Обычно их оказывается чуть больше, чем персонажей сказки, поэтому и костюмов должно быть больше. Они могут быть незатейливые. Для Курочки Рябы — шапочка,  для бабки — косынка, для деда — фуражка. Для мышек — шапочки с ушками, фартучки и т.п.

Наряжая детей, им напоминают эпизоды из сказки, реплики персонажей, предлагаеся поскакать, попищать, поквакать. Но на первых порах дети с этим не справляются, чаще всего они стоят и молчат. На некоторое время малышей так и оставляют в костюмах, предлагая поиграть в уголке игрушек, как будто они

там живут в теремке. Это помогает вжиться в образ, привыкнуть к костюму.

При следующей встрече эта же сказка приходит к детям в виде настольного театра.

Очень привлекает малышей наблюдение за рисованием взрослого: так интересно угадывать, что он рисует («Догадайтесь, что это. Она красная, длинная. Похрустите. Вкусная морковка? Сочная?»).

Конструирование и рисование — продуктивные виды деятельности, но они могут использоваться в обучении родной речи как игровой прием в сочетании с приемом драматизации (похрустеть морковкой, съесть нарисованную ягодку, вылепить пирожок).

Совместная деятельность 2 раза в неделю во второй половине дня по подгруппам не более 10 минут.

Игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста

Месяц

Название игры (деятельности)

Источник

Куклы в гостях у детей

(игры на развитие эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками)

Настольный театр «Курочка Ряба»

Стр.8

Игра-инсценировка по сказке «Курочка Ряба»

Стр.9

Знакомство с игрушками (паровоз, корова, петух)

Стр.9

д/и «Кто как кричит?»

Стр.10

п/и «Поезд»

Стр.10

Игра-драматизация (по мотивам сказки «Курочка Ряба»)

Стр.11

Рисуем для детей (желтый цвет)

Стр.12

Знакомство с игрушками (автомобиль, лошадка, мышка)

Стр.13

Рассматриваем картину «Таня кормит голубей»

Стр.14

Игра-инсценировка «Гули-гули»

Стр.15

Знакомство с игрушками (поросенок, утка, лягушка)

Стр.16

Рисуем для детей (красный цвет)

Стр.17

Игра-инсценировка «Оля и Айболит»

Стр.18

Сюжетно-дидактическая игра «куклы в гостях у детей»

Стр.20

Рисуем для детей (зеленый цвет)

Стр.21

Игра-инсценировка «Медвежонок и козлята»

Стр.22

Игра-драматизация «Медвежонок и козлята»

Стр.24

Рисование красками  (красная, желтая, зеленая)

Стр.25

д/и «Найди красную игрушку»

Стр.26

Настольный театр «Теремок»

Стр.26

Игра-драматизация по сказке «Теремок»

Стр.27

Игра-инсценировка по сказке «Теремок»

Стр.29

Рассматриваем картину «Чья лодочка?»

Стр.30

д/и «Поручения»

Стр.31

Игра-инсценировка по мотивам сказки «Колобок»

Стр.32

Желтая кисточка

Стр. 37

Инсценировка сказки «Козлятки и волк» (с элементами драматизации)

Стр. 39

Чудесный мешочек

Стр. 40

Разноцветный сундучок

Стр. 41

Теремок

Стр. 42

Чего не стало?

Стр. 43

Где наши ручки?

Стр. 43

Поручения

Стр. 45

Мишка, ляг!

Стр. 45

Прятки

Стр. 45

Потерялись

Стр. 46

Младший дошкольный возраст

К трем годам ребенок осваивает все грамматические категории родного языка. Он изменяет слова, используя морфологические средства, говорит короткими, грамматически оформленными предложениями. Это не означает, что к трем годам полностью завершается формирование грамматического строя речи. Но ребенок уже владеет теми средствами, которые необходимы и достаточны для повседневного общения. Его речь — разговорная речь. В ней нет причастий и деепричастий, характерных для письменной речи, нет некоторых типов придаточных предложений (условные и др.), редко встречается форма сослагательного наклонения глагола. Она непроизвольна и ситуативна, изобилует неполными предложениями, характерными для диалогической формы речи.

Взрослые, которые побуждают детей отвечать так называемыми полными ответами, заботясь о богатстве речи, забывают, что диалог является экономной речевой формой. Короткие неполные предложения в нем уместны и закономерны. Полные предложения характерны для инициативных высказываний в диалоге и для монолога.

Как и на предыдущем возрастном этапе, формирование грамматического строя речи (прежде всего структуры предложений) осуществляется через игры, имеющие не узкую дидактическую направленность, а широкий общеразвивающий эффект. Это совместные со взрослыми инсценированные представления и игры-драматизации. В них текст художественного произведения, прежде всего сказки, создает естественную канву, план для совместной деятельности, предоставляет готовые высокохудожественные образцы языка и речи. Вместе с тем игра побуждает ребенка к импровизации, позволяет брать из литературного источника только то, что ему нравится, что соответствует его внутреннему миру.

У ребенка, находящегося под впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как прыгали зайчик, лягушка, как бежала мышка. Это можно сделать в пластических этюдах, где выразительное движение сопровождается метким словом: лисичка красивая, легкая, игривая; медведь тяжелый, косолапый, неповоротливый; лягушка прыгает, растопырив лапы, шлепает по болоту; заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится. Такие небольшие пластические этюды можно выполнять либо коллективно, либо индивидуально.  Параллельно с этюдами организуется ряжение. Высказывания возникают сначала по поводу распределения ролей и

костюмов («Я курочка!», «А я буду мышкой!», «А я буду бабкой!»).

Можно провести ряжение в виде игры в чудесный мешочек. («Что в мешке? Поглядим одним глазком? Что достал Юра?») Доставая и примеряя детали костюмов, дети не сразу догадываются, персонажами какой сказки они будут. Особенно если весь костюм состоит из косынки, берета или перчаток. И это особая

задача — узнать персонаж, узнать сказку. Чтобы всем было интересно, костюмов одного персонажа может быть 2—3. В процесс ряжения можно включать и пластические этюды: предлагать, чтобы ребенок показал, как бежала мышка, как она пищала, как плакала бабка, кудахтала курочка (навязывать упражнение не надо, этюд выполняется только по желанию). Начинать игры-драматизации и инсценировки полезно с самых простых по сюжету сказок, например с «Курочки Рябы». Хороши все те сказки, которые обыгрывались на предыдущем этапе.

Разыгрывать  сказки лучше  делать вечером, когда  часть детей разойдется по домам. Воспитатель вносит мешок с костюмами, дает детям возможность рассмотреть их, примерить, узнать сказку. Рассказывает сказку, побуждая детей к импровизации диалогов, например:

Жили-были дед и баба. Говорит как-то дед бабе:

—Яичка хочется.

—А ты попроси курочку.

—Курочка, снеси яичко!

—Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

—Снесла курочка яичко. Не простое, а золотое!

Далее к рассказыванию-драматизации привлекаются дети, им задаются вопросы, подсказываются реплики, побуждая к движениям. Если дети активно включаются в игру, им предоставляется возможность импровизировать самостоятельно.

Первое разыгрывание сказки совсем не похоже на театрализованное действие. В нем могут участвовать две бабки, три мышки. Каждый исполнитель говорит, что захочет и когда захочет, не по порядку.

После такого ознакомительного разыгрывания сказки можно перейти и к небольшому театрализованному действию, в котором наряду с актерами есть и зрители. Если систематически играть с детьми в сказки, число желающих быть зрителями будет со временем уменьшаться.

Очень важно не упускать из виду эти два направления игры-драматизации: сюжетно-ролевую игру для себя с использованием ролей и эпизодов из сказки и собственно театрализованную игру (для зрителей). Оба вида игры-драматизации очень полезны для развития речи вообще и для совершенствования структуры предложений в частности. Особую ценность представляют импровизированные диалоги персонажей и монолог сказочника. На первых порах в диалоге участвуют самые активные дети. Остальные играют молча. Затем и они вовлекаются в речевое ролевое взаимодействие. Особый вид составляют игры по мотивам сказки, разыгрываемые не в костюмах, а с игрушками, плоскостными фигурками из настольного театра, куклами бибабо.

Поначалу дети просто играют рядом, совершая какие-то действия, произнося ролевые реплики. При этом они не обращаются к кому-либо конкретно, не взаимодействуют друг с другом. Это ознакомительный этап, этап освоения смысла деятельности, обследования материалов и условий.

Развитие игры-драматизации идет через восприятие театрализованных представлений, инсценировок и освоение ребенком смысла того, что в них происходит. Игра-драматизация наиболее важна как подлинно самостоятельная деятельность ребенка, как импровизация в условиях самостоятельной деятельности.

В развитии синтаксической стороны речи младших дошкольников наблюдается парадоксальная ситуация. В спонтанных высказываниях ребенка 3—4 лет, касающихся его непосредственных впечатлений и интересов, встречаются уже все те конструкции простого предложения, которые можно наблюдать в речи детей, достигших семилетнего возраста. Однако единичное появление в речи той или иной синтаксической конструкции еще не свидетельствует о ее усвоенности.

Сложная для ребенка задача — построение высказывания из нескольких предложений. Первые высказывания такого рода из двух-трех предложений рождаются в рамках диалога как инициативные высказывания или ответы на вопрос.

Совместная деятельность  2 раза в неделю во второй половине дня по подгруппам по 15 минут.

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников

Месяц

Название игры (беседы)

Источник

Разноцветный сундучок

(деятельность на формирование структуры предложения)

Лото

Стр. 44

Чей голос?

Стр. 47

Домики

Стр. 47

Попроси правильно

Стр. 48

Дружные ребята

Стр. 48

Будут на зиму дрова

Стр. 49

Гуси

Стр. 49

Качели

Стр. 49

Погремушки

Стр. 50

Упражнение с палками

Стр. 51

Волк и зайцы

Стр. 52

Делай сам

Стр. 52

Перепрыгни через ров

Стр. 53

Ветер

Стр. 53

Поезд

Стр. 54

Где мы были, мы не скажем

Стр. 54

Лохматый пес

Стр. 55

Курочка-рябушечка

Стр. 55

Молчанки

Стр. 56

Два брата

Стр. 56

Добавь слово

Стр. 57

Скажи наоборот

Стр. 57

Невидимки

Стр. 58

Олины помощники

Стр. 58

Кто что делает

Стр. 59

Все наоборот

Стр. 60

Назови, что сделал Умейка

Стр. 61

Кто больше действий назовет?

Стр. 61

Кто больше скажет о профессии?

Стр. 62

Сорока

Стр. 62

Маша обедает

Стр. 64

Чей голос?

Стр. 65

Не умеют читать

Стр. 66

Лесенка

Стр. 68

Оркестр

Стр. 69

Профессии

Стр. 70

Подарки

Стр. 71

Подскажи словечко

Стр. 72

Что было бы, если

Стр. 72

Вечер загадок

Стр. 73

Шуточное письмо

Стр. 74

Что ты слышал?

Стр. 75

Путешествие Буратино

Стр. 75

Как живете? Что жуете?

Стр. 76

Летели кукушки

Стр. 78

Петушки

Стр. 79

Изобрази котенка

Стр. 79

Непослушная кукла

Стр. 79

Сережа и гвозди

Стр. 80

Котенок

Стр. 81

Посидим в тишине

Стр. 81

Жучок

Стр. 82

Вот когда я взрослым стану

Стр. 83

Стиральная машина

Стр. 83

Пылесос

Стр. 84

Оса

Стр. 85

Совка-сплюшка

Стр. 85

Рыбаки

Стр. 86

Разложи картинки

(деятельность на активизацию словаря и развитие связной речи)

Выполни команду

Стр. 87

Угадай игрушку

Стр. 87

Что за предмет?

Стр. 87

Кто больше увидит и назовет?

Стр. 88

Что напутал Буратино?

Стр. 88

Разложи картинки

Стр. 88

Кто что умеет делать

Стр. 89

Кто больше действий назовет?

Стр. 89

Где что можно делать

Стр. 89

Скажи, что делает и что будет делать

Стр. 90

Закончи предложение

Стр. 90

Что делает Наташа?

Стр. 90

Как медвежонок катался на машине

Стр. 91

Назови, что это, и кажи какой

Стр. 91

Объясни Буратино

Стр. 91

Кто позвал?

Стр. 91

У кого кто?

Стр. 92

Встань в круг

Стр. 92

Кто знает, путь продолжает

Стр. 92

Придумай рассказ

Стр. 93

Козлята и зайчик

Стр. 93

Теремок

Стр. 94

Закончи

Стр. 94

Средний дошкольный возраст

Главное направление развития речи на данном этапе — формирование контекстной речи. Этот процесс начинается у некоторых детей уже на четвертом году жизни, но особое значение приобретает в среднем дошкольном возрасте. На первый план выступает специальное обучение связной речи и рассказыванию, как коллективное, так и индивидуальное.

На пятом году жизни происходят заметные изменения в освоении способов словообразования. Ребенок начинает подмечать связь между структурой слова и функцией предмета (человека, объекта), который этим словом обозначается, вследствие чего дети активно экспериментируют со словами. Происходит как

бы взрыв словотворчества («узорчивая», «угольчатая» (снежинка), «собачоноч-ка», «сы- нок-слоненчик», я «красавлюсь» — примеры К. Чуковского). Ребенок играет словами, получая от этого удовольствие, подмечая разнообразие форм.

На пятом году жизни ребенка начинает привлекать повествование, причем повествование-импровизация, которое сродни творческому рассказыванию. Полезны игры-драматизации по народным сказкам: «Гуси-лебеди», «Зимовье зверей», «Рукавичка», а также авторским рассказам: «Поезд» Я. Тайца, «Кто сказал "мяу"?» В. Сутеева, «Сказка о глупом мышонке» С. Маршака и др. Наряду с сюжетно-ролевыми играми по мотивам фольклорных и литературных произведений дети этого возраста уже способны разыгрывать театрализованные представления.

Но следует заметить, что для переноса речевых умений, получаемых ребенком в игре, в монологическую связную речь часто требуются определенные условия. Главное среди них — включение в педагогический процесс ситуации устного рассказа. При этом перед детьми ставится цель оформить свои мысли в виде рассказа, а взрослый оказывает необходимую помощь, подсказывая сюжетные ходы,

логические связи, а нередко и начало каждого предложения.

Другой ситуацией, благоприятной для формирования синтаксической структуры детских высказываний, является так называемая «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Письменная речь — речь контекстная. При письме также замедляется темп речи. Все это создает условия для того, чтобы ребенок более правильно оформлял свои высказывания. В  средней группе этот прием может применяться в индивидуальной работе. Можно завести специальный альбом и записывать в него детские рассказы, а затем читать их вслух в присутствии авторов взрослым и другим детям. При составлении рассказов совершенствуется связная речь, понимание смысловой стороны слова, и особенно— синтаксическая структура предложений.

Методика руководства детским рассказыванием в непосредственном общении должна быть неформальной. Воспитатель может участвовать в сотворчестве, радуясь находкам ребенка. Приведем пример такого совместного рассказывания.

В о с п и т а т е л ь (показывает ребенку картинку с изображением сказочного домика). Давай придумаем с тобой историю о тех, кто живет в этом домике. Как ты думаешь, кто в нем живет?

Р е б е н о к. Лягушка.

В о с п и т а т е л ь . Давай придумаем историю про лягушку. Жила-была в домике лягушка и... кто еще?

Р е б е н о к . Муравей.

В о с п и т а т е л ь . Как-то раз... муравей и лягушка... пошли... (паузами и интонацией незавершенности взрослый приглашает ребенка к сотворчеству).

Р е б е н о к . Искать друзей.

В о с п и т а т е л ь . Давай запишем эту историю в альбом. Ты ее продиктуй мне, а я запишу.

Совместная деятельность 2 раза в неделю во второй половине дня по подгруппам по 15- 20 минут.

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни

Месяц

Название игры (беседы)

Источник

Узнай по описанию

(деятельность на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида и наклонения глаголов)

Угадай-ка

Стр. 97

Узнай по описанию

Стр. 97

Чего не стало?

Стр. 98

Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?

Стр. 99

Кафетерий

Стр. 100

Ателье

Стр. 100

Петрушкины команды

Стр. 101

Вы хотите?-Мы хотим

Стр. 102

Зайка, сделай!

Стр. 102

Зайкина гимнастика

Стр. 103

Почтальон принес открытки

Стр. 103

Прятки

Стр. 103

Что изменилось?

Стр. 104

Игры на словообразование

(деятельность для освоение способов словообразования)

Страшный зверь

Стр. 105

День рождения Пуха

Стр. 105

Что за животное?

Стр. 106

Крошка-бегемот, беги!

Стр. 107

Ослик в гостях у медвежонка

Стр. 108

Магазин посуды

Стр. 108

Чаепитие

Стр. 109

Полетушки

Стр. 109

Кто проворней?

Стр. 110

Что для чего

Стр. 110

Разбуди кота

Стр. 111

Чье, чье? Мое!

Стр. 111

Почему так называют?

(развитие понимание смысловой стороны слова)

Что мы делали

Стр. 112

Ты кто?

Стр. 113

Что делает Буратино?

Стр. 114

Кто играет с Таней?

Стр. 114

Таня веселая и грустная

Стр. 115

Найди ручку

Стр. 116

Расскажи про ручку

Стр. 116

Найди ножку

Стр. 117

Почему так называют

Стр. 117

Подбери другие слова

Стр. 118

Что мы знаем про слово «игла»

Стр. 118

Для чего нужна игла

Стр. 119

У кого такой предмет

Стр. 119

Бывает-не бывает

Стр. 120

Кто сумеет похвалить?

Стр. 120

Какая, какой, какое?

Стр. 120

Угадай и нарисуй

Стр. 121

Задумай слово

Стр. 122

Речевые ситуации

(побудить к активизации знаний и представлений, научить совершать словесно-логические операции (находить нужные слова))

Закончи предложение и подбери к нему картинку

Стр. 122

Скажи наоборот

Стр. 122

Кто внимательный?

Стр. 123

Назови ласково

Стр. 124

Какое что бывает?

Стр. 124

Что умеют делать звери

Стр. 124

Кто знает другое слово?

Стр. 125

Я начну, а ты продолжи

Стр. 125

Кто больше вспомнит?

Стр. 125

Что делает дождь?

Стр. 126

Придумай другое слово

Стр. 127

Помоги Петрушке выбрать слово

Стр. 127

О чем я сказала?

Стр. 127

Скажи наоборот

Стр. 128

Как казать по-другому?

Стр. 129

Кто скажет точнее?

Стр. 129

Расколдуй картинку

Стр. 129

Соедини картинки

Стр. 130

О чем еще так говорят?

Стр. 130

Петрушка читает стихи

Стр. 130

Разные слова

Стр. 131

Исправь ошибку Незнайки

Стр. 132

Что это значит?        

Стр. 133

Дополни предложение

Стр. 133

Отправляемся в отпуск

Стр. 133

Подбери словечко

Стр. 134

Старший дошкольный возраст

Наиболее характерным для старшего дошкольного возраста является активное освоение ребенком речевых конструкций разного типа. Ребенок осваивает форму монолога. Его речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Параллельно с развитием связной речи

происходит совершенствование грамматического строя, освоение смысловой стороны слова.

На шестом году в основном завершается освоение системы родного языка, однако многие единичные традиционные формы пока еще остаются неусвоенными. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс.

В совершенствовании навыков построения высказываний важную роль играет целенаправленное обучение, которое может осуществляться в игровой форме.

Игровую форму обучению могут придавать специально организованная игровая ситуация, включение задания «рассказать» в сюжетно-ролевые игры типа: «Фотовыставка», «Магазин», «Киоск открыток», «Музей посуды», «Экскурсия по Москве», «Почтальон принес открытку (посылку)» и др. В играх используются такие приемы: вопрос (проблемные вопросы — почему? когда? а что если?..), распространение взрослым высказывания ребенка, обобщение взрослым начала фразы, образец по аналогии (педагог рассказывает по одной игрушке или картине, а ребенок — по другой). Коммуникативную мотивацию задает предложение педагога рассказать о чем-либо игрушке: Петрушке, утенку Кряку, кукле.

Совершенствованию синтаксической стороны речи способствуют игры-инсценировки и игры-драматизации по мотивам сказок и литературных произведений. Дети старшего дошкольного возраста охотно играют в русские народные сказки: «Лиса, заяц и петух», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», в сказку К.Чуковского «Муха-цокотуха». Нравятся им и сказки для маленьких детей: «Волк и семеро козлят», «Репка», «Колобок».

Обогащению речи сложными синтаксическими конструкциями способствует «ситуация письменной речи», при которой ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает. Этот прием можно использовать при изготовлении детских книжек, альбома детского творчества, при переписке.

Навыки согласования подлежащего и сказуемого ребенок может приобретать с помощью такого упражнения. Педагог спрашивает: «Можно сказать: малыш веселый? А о ком или о чем еще можно сказать веселый! (День, праздник, мальчик, папа, Буратино.) О ком или о чем можно сказать веселая? (Песня, история, девочка, мама.)» Упражнением на постановку логического ударения является многократное произнесение скороговорки «Заржавел железный замок» со сменой логического ударения. Для этого ребенку предлагают: «Скажи так, чтобы было понятно, что случилось с замком... А теперь скажи, чтобы было понятно, какой замок...» и т.д.

Для грамматических игр и упражнений используют уже знакомые детям сюжеты: «Чего не стало?», «Чего не хватает Мише, чтобы пойти на прогулку?», «Что изменилось?», «Вы хотите — мы хотим», «Мишка, сделай», «Зайкина гимнастика», «Поручения», «Прятки», «Кафетерий», «Ателье» и другие, описанные в предыдущих разделах. Словарь в этих играх расширяется. Отбираются слова с непродуктивными формами словоизменения.

В играх с детьми полезно создавать ситуации, стимулирующие поисковую активность в сфере словообразования. С детьми старшего дошкольного возраста можно также проводить игры и упражнения на образование названий лиц по профессии и роду деятельности.

Совместная деятельность  2 раза в неделю во второй половине дня по подгруппам по 20-25 минут.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего  дошкольного возраста ( 5-6 лет)

Месяц

Название игры (беседы)

Источник

Пиф считает

(усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов.)

Подбираем рифмы

Стр. 137

Где я был?

Стр. 138

Пиф считает

Стр. 138

Медвежонок и ослик разговаривают по телефону

Стр. 139

Узнай по звуку

Стр. 140

Музыка-музыкант (игры на словообразование)

(активизация поисковой деятельности в сфере словообразования)

Мишка-музыкант

Стр. 141

Отгадай кличку

Стр. 144

День рождения

(развитие связной монологической речи)

Больная белочка

Стр. 146

День рождения (вар. 1)

Стр. 148

День рождения (вар. 3)

Стр. 149

День рождения (вар. 4)

Стр. 149

День рождения (вар. 6)

Стр. 150

Какое слово заблудилось?

(развитие понимания смысловой стороны слова)

Что вы видите вокруг

Стр. 152

Скажи какой?

Стр. 153

Это правда или нет?

Стр. 155

Какие слова вы услышали?

Стр. 156

Назови одним словом

Стр. 158

Путаница

Стр. 159

Что бывает острым?

Стр. 160

Куда бежать?

Стр. 160

Хвост

Стр. 161

Бить

Стр. 162

Дом

Стр. 163

Ключ

Стр. 164

Коса

Стр. 164

Лист

Стр. 165

Шляпка (шляпа)

Стр. 166

Придумай сказку

(формирование образности речи, развитие словесного творчества)

На выставке

Стр. 168

Нарисуем картину словами

Стр. 169

Что делали пчелы?

Стр. 171

Кто внимательнее?

Стр. 171

Кто скажет по-другому?

Стр. 172

Угадай, о ком я скажу

Стр. 172

Артисты

Стр. 174

Первый снег

Стр. 174

Ошибка

Стр. 176

Подготовительный к школе возраст

Совместная деятельность 2 раза в неделю во второй половине дня по подгруппам по 25-30 минут.

Игры и упражнения для развития речи детей старшего  дошкольного возраста ( 6-7 лет)

Месяц

Название игры (беседы)

Источник

Пиф считает

(усвоение категорий рода, числа, падежа существительных, вида, времени и наклонения глаголов)

Три линейки

Стр. 139

Где я был?

Стр. 138

Музыка-музыкант (игры на словообразование)

(активизация поисковой деятельности в сфере словообразования)

Киоск открыток

Стр. 142

Про пана Трулялинкого

Стр. 142

День рождения

(развитие связной монологической речи)

День рождения (вар. 1)

Стр. 148

День рождения (вар. 2)

Стр. 149

День рождения (вар. 5)

Стр. 150

День рождения (вар. 7)

Стр. 150

Какое слово заблудилось?

(развитие понимания смысловой стороны слова)

Найди нужное слово

Стр. 154

Что такое звук, слово, предложение?

2

Найди противоположное по смыслу слово

Стр. 154

Найди звук

2

Это правда или нет?

Стр. 155

Картина-корзина

2

Какое слово заблудилось?

Стр. 155

Едем, летим, плывем

2

Скажи другими словами

Стр. 156

Найди точное слово

2

Найди другое слово

Стр. 158

Составь описание

2

Звонок-звонить

Стр. 163

Придумай сказку

(формирование образности речи, развитие словесного творчества)

Играем со сказкой

Стр. 168

Придумай рассказ

2

Придумай сказку

Стр. 169

Скажи точнее

2

Загадка

Стр. 170

Я начну, а вы продолжите

Стр. 171

Кто скажет по-другому?

Стр. 172

Снежинки

Стр. 173

Расскажи об осени

Стр. 173

Подбери сравнения

Стр. 175

Объясни, покажи

Стр. 175

Скажи по-другому

Стр. 175

Почему так говорят

Стр. 176

О чем говорит пословица

Стр. 177

Кто больше вспомнит половиц?

Стр. 177

Список    литературы

  1. Ушакова О.С. «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду»; М., ТЦ «Сфера», 2002
  2. Ушакова О.С. «Придумай слово» ; М., ТЦ «Сфера», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста

Консультация. Влияние театрально-игровой деятельности  на развитие речи детей дошкольного возраста...

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности....

Конспект игровой деятельности по развитию речи в группе раннего возраста «У бабушки в деревне»

Программное содержание: Научить детей соотносить звукоподражание животного с образом игрушки...

Конспект игровой деятельности с развитием речи в группе раннего возраста

Конспект содержит материал, который поможет формировать некоторые компоненты речи детей раннего возраста в игровой форме, а также поможет закрепить элементарные представления о животных и их детёнышах...

Роль театрально-игровой деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А мы взрос...

Тезисы "Содержание работы по организации экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".

Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес.Для того чтобы познавательный интерес постоянно подкреплялся, получал импуль...