Конспект занятия по развитию речи "Пойми меня" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сидорина Светлана Александровна

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «Пойми меня» в старшей группе

Цель занятия: расширение представлений детей о способах и средствах общения людей друг с другом.

Задачи:

Образовательные

1. Дать представление о языковом многообразии на планете.

2. Уточнить знания детей о способах и средствах общения людей.

3. Расширить знания о способах невербального общения людей друг с другом.

Развивающие:

1. Развивать связную речь.

2. Развивать умение делать выводы и умозаключения.

3. Развивать мышление.

4. Развивать актерские способности, мимику, эмоциональную сферу.

5. Развивать умение передавать в рисунке определенную идею, мысль.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание общаться с окружающими людьми, помогать им.

2. Воспитывать толерантное отношение к людям с ОВЗ.

3. Воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты

1. Дети владеют знаниями о способах и средствах вербального и невербального общения людей и применяют эти знания.

2. Речь детей развивается, становится связной, от мысли к выводу.

Виды детской деятельности

1. Коммуникативная

2. Игровая

3. Исследовательская

4. Познавательная

5. Изобразительная

Методы и приемы реализации содержания материала

1. Наблюдение

2. Демонстрация наглядных пособий

3. Рассказ

4. Беседа

5. Дидактическая игра

Материалы. Раздаточный материал

1. Сюжетные картинки с изображением действий людей.

2. Картинки-смайлики с изображением различных эмоций.

3. Картинки с изображением языка жестов.

Предшествующая работа

Подготовка дидактического и демонстрационного материала.

Предварительная работа

Наблюдение за разговаривающими друг с другом людьми, знакомыми и незнакомыми.

Словарная работа

Введение новых слов: иностранный, иностранец, языковой, мимика, телодвижения, эмоции, устная и письменная речь, разговор, общение.

Основная часть

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I этап – постановка проблемы

Воспитатель рассказывает детям историю: «Однажды Маша вместе с мамой отправилась отдохнуть в Италию. Гуляя по Риму, они решили перекусить, но не знали, где ближайшее кафе. Они решили узнать об этом у жителей города, но как же это сделать, ведь итальянским языком они не владели?»

Проблемный вопрос: возможно ли людям, говорящим на разных языках, общаться и понимать друг друга?

- Вы хотите это узнать?

Дети осознают создавшееся противоречие.

Дети «осознают» цель поиска.

Дети присваивают проблему.

 II этап – актуализация знаний

Воспитатель спрашивает:

- Ребята, с помощью чего мы можем общаться друг с другом, находясь рядом, и что нам в этом помогает?

- А если мы находимся на расстоянии друг от друга, можем ли мы разговаривать друг с другом?

- Мы владеем разными способами передачи информации друг другу, если говорим и пишем на одном языке. Но ведь на нашей планете живут не только люди, говорящие на родном нам русском языке. Назовите известные вам языки мира.

Но если наш собеседник – иностранец, и мы не понимаем речи друг друга, сможем ли мы общаться?  

- Значит, существуют и другие способы общения, кроме речи и письма.

Дети отвечают на вопросы:

- С помощью речи. В этом процессе участвуют органы речевого аппарата и органы слуха.

- Можем разговаривать по телефону, можем написать сообщений,  можем написать письмо и отправить по почте, можем написать электронное письмо и отправить его по электронной почте.

- Английский, французский, немецкий, испанский, армянский, итальянский и т.д.

Дети испытывают интеллектуальное затруднение.

III этап – выдвижение гипотез - предположений

- Давайте подумаем, а какими способами передачи информации мы можем воспользоваться, если не можем использовать устную и письменную речь? Ведь человек, говорящий на другом языке попросту нас не поймет! Будем рассуждать вместе.

 - Среди нас живут люди,  лишенные возможности разговаривать и слышать нас (глухонемые). Но они, как и мы, нуждаемся в общении, ведь общение – это важная часть человеческой жизни. И они научились понимать нас, а мы – их. Как?  

- У глухонемых людей есть даже свой язык – язык жестов, с помощью которого они общаются друг с другом и со слышащими и говорящими людьми, которые освоили этот язык (воспитатель показывает картинки)

- Ребята, скажите, а должны мы как-то по-другому относиться к глухонемым людям? Насмехаться над ними, проявлять неуважение?

- Животные тоже не умеют разговаривать, но как мы  можем показать друг другу свое настроение и отношение друг к другу?

- Ребята, а как мы должны относиться к животным?

- А как мы, люди, тоже не используя устной и письменной речи, можем рассказать окружающим о своем настроении, отношении к чему-либо?

- А если всего перечисленного недостаточно, можем ли мы использовать еще какой-нибудь способ обмена информацией?

(если дети затрудняются ответить на вопрос, воспитатель показывает любую сюжетную картинку- подсказку, а дети рассказывают о том, что на ней изображено. Воспитатель подводит к мысли, что можно «нарисовать» вопрос, просьбу и т.д.).

- Значит, в случае необходимости, в качестве средств общения мы можем использовать не только  речь и письмо.

Дети высказывают свои предположения.

Дети отвечают на вопросы.

- Они используют для общения жесты, движения.

- Нет! Они такие же люди, как и мы. Мы должны относиться к ним так же уважительно, как и ко всем людям.

Помогать им, если им требуется помощь.

- Мы наблюдаем за телодвижениями животных: например, собаки машут хвостом, если рады нас видеть, кошки – если злятся, могут передвигать миску, стучать миской, если они хотят есть и т.д. можем погрозить пальцем, чтобы показать свое недовольство поведением нашего питомца и т.д.

- Мы можем погладить животное, чтобы приласкать, показать, что мы им довольны;

- Заботиться о них, ухаживать за ними, не обижать их.

- С помощью мимики, жестов, движений тела.

- Мы можем нарисовать то, о чем хотим сказать.

IV этап – проверка решения

- Проверим нашу мысль о том, что общаться друг с другом могут и люди, говорящие на разных языках, используя не речь и письмо, а другие средства и способы общения.

 

- Одному из вас я тихо на ухо буду говорить то, о чем вы должны с помощью жестов, мимики и телодвижений рассказать остальным детям, а все ребята попробуют понять, что же вы хотите сказать (например: «Я хочу есть», «У меня болит голова», «Мне нужен телефон» и т.д.

- Значит наша мысль, что передавать информацию друг другу мы можем не только с помощью речи и письма..

Дети по очереди выполняют задания воспитателя.

-Верна!!!

V этап – введение в систему знаний

Воспитатель предлагает сформулировать вывод.

Д/и «Какое у меня настроение»

На столе разложены карточки со смайликами, выражающими разные эмоции, лицом вниз.

- Предлагаю вам, ребята, нарисовать дома рисунок, который содержит вопрос, просьбу, пожелание.

- Общаться друг с другом мы можем не только с помощью устной и письменной речи, но и с помощью мимики, жестов, телодвижений и рисунков.

Ребенок берет карточку, не показывая ее другим, изображает эмоцию, остальные должны ее угадать.

Дети рисуют рисунки. На следующий день показывают свои рисунки, а все угадывают, что своим рисунком хотел сказать «художник».

Заключение:

Воспитатель: конечно, те способы общения, которые мы с вами рассмотрели, не могут передать информацию в полной мере, поэтому, учите иностранные языки и расширяйте кругозор, знакомясь с языком и традициями других стран!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития на тему «Профессии»

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Профессии"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....