План – конспект образовательной деятельности с использование технологии ТРИЗ
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Керимова Эстэлла Аликовна

ТРИЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  по речевому развитию с использованием ТРИЗ - технологий в

Группа: подготовительная

Тема: «Гуси-лебеди»

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию с использованием технологии ТРИЗ.

Задачи:

Образовательные:

-  Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.

 -  Учить узнавать сказочных героев.

-  Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.

 - Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

-  Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.

 -  Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности. - Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.

- Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.

- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Развивающие задачи:

 -  Развивать умение детей действовать согласованно.

-  Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.

 - Развивать слуховое внимание и память.

Материалы: иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди», модель яблоньки, печки, речки, карточки с изображением предметов, сундучки, модели Человечков, кружки трех цветов, игра «Ералаш»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А какие знаете сказки?

Дети: Колобок, Аленький цветочек...

Воспитатель: Какие бывают сказки?

Дети: Народные, авторские

Воспитатель: Ребята, я буду называть характеристики героев, а вы попробуйте назвать наоборот. Например: Добрый - злой, веселый - грустный и т.д. (щедрый - жадный, веселый- грустный, ленивый- трудолюбивый, красивый- уродливый, толстый- худой, высокий- низкий, ласковый- грубый, умный- глупый)Молодцы!

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. В какую сказку мы сегодня попадем. (Аленушка, Иванушка, яблонька, печка, речка, гуси-лебеди)

Дети: Гуси-лебеди

Воспитатель: Правильно. А по каким картинкам вы узнали, что речь идет об этой сказке?

Дети: Печка, яблонька, речка, гуси-лебеди, Аленушка, Иванушка...

Приходит в гости Аленушка

Аленушка: Здравствуйте, ребята! Я- Аленушка. Беда случилась в моей сказке! Баба-Яга заколдовала и яблоньку, и печку, и речку, чтобы я не смогла спрятаться с братцем от Гусейлебедей….Чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания. Помогите мне! Такие сложные задания дают и речка, и печка, и яблонька! Поможете мне?

Дети: Да!

Воспитатель: Но, чтобы попасть в сказку, нам нужно потренироваться. (Музыкальная пауза «Ой, вы Гуси - лебеди»)

Гимнастика для глаз.

Мы пришли в чудесный лес.

(Глазами нарисовали круг вправо)

В нём много сказок и чудес.

(Круг влево)

Слева сосны — справа ели,

(Глазами вправо и влево)

Сверху дятел, тук да тук.

(Глаза вверх- вниз)

Ты глаза открой, закрой.

И скорей бегом за мной.

Метод «Мозговой штурм»

Аленушка ведет детей на полянку, где растет яблонька. На яблочках картинки ( дерево, дверь, шкафчик ,золотой ключик , юбка, шапка, игольница, подушка, котик, рыбка, лейка, роза, ножницы, ваза, кукла) Задание от яблоньки: «Собрать бусы из яблок, так, чтобы следующая картинка должна чем-то напоминать предыдущую , или связана с ней по смыслу.»

Дети выстраивают цепочку из яблочек, объясняя, чем связаны картинки между собой.

Метод «МФО-метод фокальных объектов», «Противоречий»

Аленушка ведет ребят к печке.

Воспитатель: К чему мы пришли?

Дети: К печке!

Задание от Печки: « Придумать необычную кастрюлю» В помощь предлагаются «сундучки»

Четыре сундучка с символами - картинками:

«ноты»- звук (колокольчик, барабан, комар, ворона и т.д.)

  «цветы»- запах (конфета, роза, мандарин, кофе, мята и т.д.)

 «машинка»- движение (самолет, гепард, машина и т.д.)

  « платье»- материал (деревянная ложка, колесо, серьга и.т.д.)

В каждом Сундучке набор картинок. По одному ребенку вызывается, для составления характеристики кастрюли. Одна картинка- звук, вторая- запах, третья- материал, четвертая - движение.

Воспитатель: Наша кастрюля двигается, как….., пахнет, как……, сделана из…… и звучит, как…… Что же хорошо в нашей кастрюле?

Дети: Она вкусно пахнет, если все готово - она звучит, как…..Она может двигаться, как……

Воспитатель: А что же плохого в такой кастрюле?

Дети: Она может сгореть, один и тот же запах, надоест звук…..

Воспитатель: А как же нам ее усовершенствовать? То, что было плохо - стало ХОРОШИМ?

Дети: Можно вставить кнопочку, что отключать звук, запах, менять запах…..сделать из более прочного материала…..

Воспитатель: Как ты думаешь, Аленушка! Печке понравится такая кастрюля?

Аленушка: Думаю, что понравится! Спасибо, ребята! Но! У нас еще одно задание осталось. От Речки. Давайте к ней подойдем.

Подходят к стенду с нарисованной речкой. На волнах лежит конверт с заданием.

Метод « Моделирование Маленькими Человечками (Твердые( крепкие)- красные, Жидкие- желтые, Газообразные- газообразные)»

Аленушка: Определить из чего состоят предметы и вещества.

Картинки с изображением: зонт с капельками дождя; стол со скатертью и мокрым пятном; ванна с водой; тучи и капельки дождя; чашка с горячим чаем, из которой идет пар; банка с яблочным компотом; кораблик на море; яйцо на тарелке; сосульки на крыше; ложка с капелькой лекарства; тарелка с кашей и т.д.

На столах подносы с кружками желтого, голубого и красного цвета. Дети выкладывают на рисунки кружки - закрывая изображения, в соответствии со свойствами предметов.

Аленушка: Молодцы, ребята! Выполнили задание Речки.

Голос Иванушки: Аленушка!

Аленушка: Ой! Нашелся! (Выходит с братцем к детям) Ребята, спасибо! Встретились мы с Иванушкой, но вот дома нас ждет очень доверчивая собака - сторож, которая всех пускает, всех привечает. Опять могут Гуси-лебеди прилететь, братца унести. Поможете нам придумать нового сторожа для дома?

Игра « Ералаш»- придумать необычное животное из разных частей тела( голова, туловище, ноги)

Воспитатель: Как зовут нашего животного? Чем питается? Как будет защищать дом Аленушки и Иванушки?

Метод «Противоречий»

Чем хорош наш сторож?

Что плохо в нашем животном?

Воспитатель: Но вы возьмете такого животного к себе в дом, Аленушка?

Аленушка: Да. Думаю, он со всеми домашними животными подружится! У него голова, как у…., туловище, как у…. ноги, как у…….. На всех животных чем-то похож.

Аленушка благодарит детей за помощь и прощается со всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ. Старшая группа. Тема: "Кто я? Я не похож на других."

Дети будут учиться  осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими деть...

Конспект образовательной деятельности с использованием технологии ТРИЗ "Заюшкина избушка"

С помощью методики ММЧ (моделирование маленькими человечками) дети знакомятся со строением вещества (лёд и вода), рассказывают сказку используя символическую аналогию (кружки разного цвета и раз...

Непосредственно образовательная деятельность с использованием технологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе.

Работа по технологии ТРИЗ дает возможность широкого использования ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) обучения. Особенностью использования ИКТ на занятиях  является работа с образами п...

Конспект совместной образовательной деятельности (с использованием технологий ТРИЗ) во второй группе раннего возраста. "Украсим ёлочку".

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: Учить детей располагать детали на всей поверхности листа. Развивать мелкую моторику рук, глазоме...

Открытое интегрированное образовательная деятельность с использованием технологии ТРИЗ в средней группе.

Тема: «В сказочном королевстве»Интеграция образовательных областей:- «Социально-коммуникативное развитие»;- «Познавательное развитие»;- «Речевое развитие&raqu...

План – конспект образовательной деятельности с использование технологии ТРИЗ «Путешествие в страну Красивой речи»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми во время деятельности, игр, бесед....

План – конспект образовательной деятельности с использование технологии ТРИЗ «Наша ложка, волшебная немножко»

Создавать  благоприятные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру через игровую деятельность....