Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Немкова (Веневцева) Анастасия Игоревна

Составление рассказа по картине "Грачи прилетели"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по развитию речи

Старшая группа

Тема:  Составление рассказа по картине А.Саврасова «Грачи прилетели»

Тип занятия: Закрепление ранее полученных знаний

Цель – учить детей составлять описательные рассказы по пейзажной картине.

Задачи:

- Учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине: понимать содержание картины, связно, последовательно описывать предметы и персонажи.

- Учить придерживаться структуры описательного рассказа: начало, середина, окончание, описание, описывать место и время действия, соблюдать логику развития сюжета, используя разнообразные языковые средства, сложные грамматические конструкции.

- Упражнять детей в управлении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- Развивать эмоциональный отклик на весеннее проявление природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы.

- Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос.

- Развивать навыки речевого общения, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия.

- Формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения, сравнивать метафоры.

- Воспитывать самостоятельность, активность, эмпатию; умение видеть красоту родной природы.

Словарная работа:

а) обогащение: грачи, гнезда, окраина села, прозрачные, голубовато-серые, потемневший, рыхлый, податливый;

б) активизация: слова-действия, шумят, кричат, ремонтируют, тает, скрылось и т. п. : слова - определения: радостные, шумливые, старая корявая береза, ветки упругие, неяркое, белокаменная церковь, на грачином языке.

Материал:

репродукция картины А. К. Саврасова "Грачи прилетели".

Предварительная работа:

Рисование рисунка – дерево, птицы, гнезда, проталины, солнце

Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационный

Ребята, встанем, поднимем руки к солнышку. Оно ласковое и свое тепло дарит нам. Примите это тепло, а теперь возьмитесь за руки и передайте полученное тепло от солнца друг другу. Молодцы. Присаживайтесь на стульчики.

Дети повторяют за педагогом

Основная часть

Какое сейчас время года?

- весна

А какая бывает весна?

Хорошо, молодцы

- теплая и холодная, веселая, солнечная, ласковая, мокрая, журчащая, шумная

Расскажите приметы весны?

Как вы узнаете что пришла весна? По каким признакам? Вспомните какая была весна год

Вы всё правильно назвали; тает снег, появляются проталины, просыпается природа, солнце греет теплее, возвращаются из далеких стран первые весенние вестники - грачи.

- солнце греет теплее, бегут ручьи, сосульки капают с крыш, появились проталины, снег стал рыхлым, тает.

Посмотрите, как чудесно рассказал об этом художник А. К.Саврасов в своей картине "Грачи прилетели".

Что вы видите на этой картине?

Дети смотрят на картину и описывают ее.

Расскажите  о грачах, что они делают?

Какими их изобразил автор?

Как вы думаете, почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

- поправляют, ремонтируют гнезда; они веселые, радостные, смешные. Они громко кричат, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии, они делятся планами на будущее.

- здесь тихо, спокойно. Это окраина села, видно несколько домиков и белокаменную церковь. Вдалеке виден лес

Какие деревья выбрали птицы?

- грачи выбрали старую, корявую березу. Она толстая, ветки упругие, гнезда надежно укреплены

Посмотрите внимательно, есть ли на картине солнце? Как вы догадались?

- оно ещё неяркое, ленивое, чуть-чуть просвечивается сквозь облака, облака немножко - желтоватого цвета. На снегу видны тени от берез. Солнце, то выглянет, то спрячется за прозрачные облака) .

Какие облака изобразил художник?

-голубовато-серые, пушистые, прозрачные, немножко хмурые

А что можно о небе сказать?

- Покрыто голубовато-серыми облаками. Оно низкое, грустное, холодное) .

Расскажите, какой снег?

- потемневший, рыхлый, серый, мокрый, холодный, печальный, теплый, подтаивший

А что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

- немного холодно, грустно, где-то даже радостно, потому что зима уходит.)

Вам понравилась картина? Почему? Что понравилось?

Ответы детей

Мы с вами рассмотрели картину. Сейчас попробуем составить рассказ, чтобы Вы смогли описать эту картину дома родным и близким.

Сначала я расскажу вам, а потом вы. "Художник Алексей Саврасов назвал свою картину "Грачи прилетели". Перед нами скромный сельский пейзаж. Это окраина села: видно несколько деревенских домов и белокаменную церковь. На березы опустилась стая грачей. Они шумят, кричат, разговаривают на грачином языке. Грачи счастливы, что вернулись домой, в свои старые гнезда. Птицы выбрали старую, корявую березу. У неё упругие ветки, толстый ствол. Грачи направляют, ремонтируют гнезда. Внизу у корней березы, грач нашел ветку и держит её в клюве, птицы радостные и веселые. Солнце скрылось за облаками. Оно ещё неяркое, ленивое, но уже чувствуется, что снег тает под его теплыми лучами. Снег потемневший, рыхлый, талый. Небо низкое, грустное и хмурое. Несмотря на это в воздухе пахнет весной". Понравился мой рассказ? Как Вы думаете, смогут ли представить картину те люди, которые ее не видели?

Дети  внимательно слушают

Дети – да

Хотите отдохнуть немножко? Тогда встанем со своих мест и расскажем о березке: Березка в белом сарафане

Весною водит хоровод (движение вокруг себя, руки вдоль тела, кисти рук в сторону)Звенит сережками так нежно (трепление мочек ушей), и птичек в гости всех зовет (Зазывающие движения руками)

Раскроет свои руки - ветви, (руки вверх, пальцы раскрыть), опустит ветки (пальцы вниз, руки вниз опускают), подставить солнышку листочки, чтоб лучик на ветвях повис, (руки перед собой, ладони раскрыть, опустить кисти вниз)

Дети  - да

Дети повторяют движения

Молодцы, немножко отдохнули. Продолжим. Кто хочет рассказать свой рассказ? Если ребенок не может ответить полным предложением, то я буду их направлять, добавлять слова связки. Оценки – Отличный, хороший, неплохой рассказ

Молодцы. Справились.

Дети рассказывают

Заключительная часть

Мне  сегодня очень понравилось, как вы занимались. Какие красивые, чудесные составляли предложения. Какие красочные рассказы у вас получились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...