НОД ПО СКАЗКАМ ЧУКОВСКОГО
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Смолькова  Лариса Владимировна

Занятие  проводится в виде путешествия  по сказкам Чуковского. Дети принимают активное  участие: играют отгадывают кроссворд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД с детьми

в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского.»  Воспитатель: Смолькова Л.В.

1. Цель:

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей

- формирование интереса к книге

-освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

-овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

2. Задачи:

- развитие познавательно-исследовательской деятельности

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

-приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи диалогической и монологической форм)

- развитие игровой деятельности детей

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Образовательные области:

«Чтение художественной литературы»; «Познание»; «Социализация»; «Коммуникация».

Оборудование:

1. Выставка книг К.И.Чуковского;

2. Портрет писателя;

3. «Волшебный клубочек»;

4. Рисунки (герои сказок);

5. Рисунки (иллюстрации) к д/и «Из какой сказки герой»;

6. Рисунки (иллюстрации) к д/и «У кого что болит?»;

7. Рисунки (иллюстрации) к д/и «Подбери фон», «Расскажи стихотворение»;

8. Рисунки (иллюстрации) к инсценировке сказки «Телефон»;

9.Рисунки (иллюстрации) к игре соревнованию (две команды) «Кто больше знает небылиц?»;

10.Костюм Айболита;

11 .Телефон;

12 . Подарки;

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята!-.Я уверена, что все вы знаете писателя изображенного на портрете? В нашем книжном уголке собрано много книг Корнея Ивановича. (Вспомните и назовите сказки Чуковского. А кому, какая сказка особенно понравилась?). Почему малыши и взрослые так любят сказки Корнея Чуковского и готовы слушать их много раз?

Дети отвечают Сказки в стихах и легко запоминаются. Сказки очень интересные. Сказки Чуковского веселые и добрые.

Педагог:- А хотите ли вы отправиться в путешествие по сказкам Чуковского? Мы сегодня будем путешествовать по сказкам, а поможет нам чудесный клубочек

1. Д/и «Из какой сказки пришел герой»

Педагог: -Клубочек привел нас на полянку к Чудо-дереву. Посмотрите на эти картинки, здесь изображены герои разных сказок. Назовите каждого героя и сказку, из которой он пришел. Логопед показывает картинки, на которых изображены, Федора, телефон, Мойдодыр, муха, Бармалей, медведь,  таракан, крокодил.

Дети отвечают:

-Это телефон по которому звонили звери в сказке Телефон.

-Это Федора от которой сбежала посуда в сказке Федорино горе.

-Это крокодил проглотивший солнце в сказке Краденое солнце.

-Это Бармалей

-Это умывальников начальник и мочалок командир из сказки Мойдодыр

-Это таракан напугавший зверей в сказке Тараканище.

-Это медведь примерявший хвосты в сказке Топтыгин и лиса.

Педагог: -К нам пришел еще один сказочный герой. Кто он и из какой сказки пришел?

Дети отвечают:

- Это доктор Айболит из сказки Айболит.

Педагог: -Скажите ребята, а какой доктор Айболит? (Дети отвечают) -Он добрый, внимательный, умелый, бесстрашный, обязательный.

Давайте возьмем его в наше путешествие. Айболиту с нами по пути, поможем найти его чемоданчик с секретом. Наш клубочек зовет нас дальше, на новую полянку.

2. Д/и «У кого что болит?» (по сказке «Айболит»)

Педагог: - Ребята, а это герои из какой сказки? Все они лечились у доктора Айболита.(На Чудо-дереве висят картинки).

АйболитДа, это моя сказка. Назовите животных, которых художники изобразили с большой теплотой и юмором. Вспомните, что у них болит в стихах, а также предложением, которое можно составить к этому отрывку.

Дети (ответы в стихах)

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

(Оса укусила лису.)

И прибежала зайчиха

И закричала: «Аи, аи!

Мой зайчик попал под трамвай

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

(Зайчиха принесла зайчонка. Он попал под трамвай.)

А рядом бегемотики

Схватились за животики:

У них, у бегемотиков,

Животики болят.

(У бегемотика болит животик,)

И тут же страусята

Визжат, как поросята,

Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,

И оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.

(У страуса болит горлышко.)

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит.

Ах, у её малюток,

У бедных акулят,

Уже двенадцать суток

Зубки болят!

(У акулы болят зубки.)

И вывихнуто плечико

У бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он

А горько-горько плачет он

(У кузнечика вывихнуто плечико.)

Айболит: -Молодцы! Хорошо знаете мою сказку! Катится клубочек дальше к следующей поляне.

3. Д/и «Расскажи стихотворение», «Подбери фон»

Педагог: - Полна полянка загадок. Разгадаем их, покатился наш клубочек дальше.(На Чудо-дереве висят картинки).

-Смотрите, эта картинка совсем без цвета. Какие стихи она напоминает…

-Скажите, а какое настроение у этих животных? (веселое, радостное, игривое настроение).

-На каком фоне вы бы нарисовали этот рисунок? (На желтом. Это цвет радости.)

-Посмотри Айболит, есть такая картинка, отгадали мы? (Айболит крепит рисунок в цвете.)

-Вот еще одна картинка – загадка. Какое стихотворение можно к ней рассказать?

-Какое настроение у этих животных? (Испуганное, грустное, мрачное.)

-На каком фоне следует рисовать эту картинку? (На сером. Это цвет боли.)

-Посмотри Айболит, есть такая картина?

-Другая картинка – загадка. Кто расскажет нам к ней стихотворение?

-Какое же настроение у этих животных? (Боевое, задиристое, героическое.)

-Какой фон выберем для картинки? (Розовый – это цвет надежды.)

-Вот и последняя картинка – загадка. Расскажите к ней стишок … .

-Какое настроение у этих животных? (Веселое, праздничное, радостное, счастливое.)

-Для нее мы выберем какой цвет? (Желтый – цвет радости.)

-Айболит посмотри правильно ли мы выбрали фон?

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Звери задрожали,

В обморок упали.

Волки от испуга

Скушали друг друга.

«Не боимся мы его,

Великана твоего:

Мы зубами,

Мы клыками,.

Мы копытами его!»

И весёлою гурьбой

Звери кинулися в бой.

То-то рада, то-то рада вся звериная семья,

Прославляют, поздравляют удалого Воробья!

Айболит: Очень интересно было узнать на каком фоне, что можно нарисовать. А наш клубочек покатился дальше.

4. Игра-соревнование «Назови небылицы» (по сказке «Путаница»)

Педагог: Ждет нас игра-соревнование. Разбейтесь на две команды.

Вы должны вспомнить и назвать как можно больше путаниц из сказки «Путаница». За каждый ответ будете получать приз. Победит команда вспомнившая больше путаниц.

На Чудо-дереве висят иллюстрации из сказки «Путаница». Дети называют небылицы, вспоминают отрывки.

Замяукали котята:

Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

Свинки замяукали:

Мяу-мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю-хрю-хрю!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му---у---у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Прибегали .два курчонка.

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

И кукушка на суку:

«Не хочу кричать куку.

Я собакою залаю:

Гав, гав, гав!»

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Айболит: Вы отлично знаете небылицы. А клубочек нас зовет дальше. Посмотрите, куда же!?

5. «Конкурс знатоков».

ПедагогКлубочек нас привел к чемоданчику Айболита, а чтобы его открыть разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнайте, как называется первая сказка писателя.

hello_html_71f825dc.png

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.
  2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
  3. Имя мухи – именинницы.
  4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
  5. Умывальников начальник и мочалок командир.
  6. Кто вернул краденое солнце?
  7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
  8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Айболит: Мне очень понравилось наше путешествие. Вы знаете и любите сказки К.И.Чуковского. В моем чемоданчике есть всем подарки – витамины (морковь). До свидания!



Предварительный просмотр:

Конспект  НОД с детьми

в подготовительной группе.

Тема: «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского.»  Воспитатель: Смолькова Л.В.

1. Цель:

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей

- формирование интереса к книге

-освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

-овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми

2. Задачи:

- развитие познавательно-исследовательской деятельности

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей

-приобщение к словесному искусству, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса

-развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи диалогической и монологической форм)

- развитие игровой деятельности детей

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

3. Образовательные области:

«Чтение художественной литературы»; «Познание»; «Социализация»; «Коммуникация».

Оборудование:

1. Выставка книг К.И.Чуковского;

2. Портрет писателя;

3. «Волшебный клубочек»;

4. Рисунки (герои сказок);

5. Рисунки (иллюстрации) к д/и «Из какой сказки герой»;

6. Рисунки (иллюстрации) к д/и «У кого что болит?»;

7. Рисунки (иллюстрации) к д/и «Подбери фон», «Расскажи стихотворение»;

8. Рисунки (иллюстрации) к инсценировке сказки «Телефон»;

9.Рисунки (иллюстрации) к игре соревнованию (две команды) «Кто больше знает небылиц?»;

10.Костюм Айболита;

11 .Телефон;

12 . Подарки;

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте, ребята!-.Я уверена, что все вы знаете писателя изображенного на портрете? В нашем книжном уголке собрано много книг Корнея Ивановича. (Вспомните и назовите сказки Чуковского. А кому, какая сказка особенно понравилась?). Почему малыши и взрослые так любят сказки Корнея Чуковского и готовы слушать их много раз?

Дети отвечают Сказки в стихах и легко запоминаются. Сказки очень интересные. Сказки Чуковского веселые и добрые.

Педагог:- А хотите ли вы отправиться в путешествие по сказкам Чуковского? Мы сегодня будем путешествовать по сказкам, а поможет нам чудесный клубочек

1. Д/и «Из какой сказки пришел герой»

Педагог: -Клубочек привел нас на полянку к Чудо-дереву. Посмотрите на эти картинки, здесь изображены герои разных сказок. Назовите каждого героя и сказку, из которой он пришел. Логопед показывает картинки, на которых изображены, Федора, телефон, Мойдодыр, муха, Бармалей, медведь,  таракан, крокодил.

Дети отвечают:

-Это телефон по которому звонили звери в сказке Телефон.

-Это Федора от которой сбежала посуда в сказке Федорино горе.

-Это крокодил проглотивший солнце в сказке Краденое солнце.

-Это Бармалей

-Это умывальников начальник и мочалок командир из сказки Мойдодыр

-Это таракан напугавший зверей в сказке Тараканище.

-Это медведь примерявший хвосты в сказке Топтыгин и лиса.

Педагог: -К нам пришел еще один сказочный герой. Кто он и из какой сказки пришел?

Дети отвечают:

- Это доктор Айболит из сказки Айболит.

Педагог: -Скажите ребята, а какой доктор Айболит? (Дети отвечают) -Он добрый, внимательный, умелый, бесстрашный, обязательный.

Давайте возьмем его в наше путешествие. Айболиту с нами по пути, поможем найти его чемоданчик с секретом. Наш клубочек зовет нас дальше, на новую полянку.

2. Д/и «У кого что болит?» (по сказке «Айболит»)

Педагог: - Ребята, а это герои из какой сказки? Все они лечились у доктора Айболита.(На Чудо-дереве висят картинки).

АйболитДа, это моя сказка. Назовите животных, которых художники изобразили с большой теплотой и юмором. Вспомните, что у них болит в стихах, а также предложением, которое можно составить к этому отрывку.

Дети (ответы в стихах)

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

(Оса укусила лису.)

И прибежала зайчиха

И закричала: «Аи, аи!

Мой зайчик попал под трамвай

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

(Зайчиха принесла зайчонка. Он попал под трамвай.)

А рядом бегемотики

Схватились за животики:

У них, у бегемотиков,

Животики болят.

(У бегемотика болит животик,)

И тут же страусята

Визжат, как поросята,

Ах, жалко, жалко, жалко

Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,

И оспа, и бронхит у них,

И голова болит у них,

И горлышко болит.

(У страуса болит горлышко.)

А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит.

Ах, у её малюток,

У бедных акулят,

Уже двенадцать суток

Зубки болят!

(У акулы болят зубки.)

И вывихнуто плечико

У бедного кузнечика;

Не прыгает, не скачет он

А горько-горько плачет он

(У кузнечика вывихнуто плечико.)

Айболит: -Молодцы! Хорошо знаете мою сказку! Катится клубочек дальше к следующей поляне.

3. Д/и «Расскажи стихотворение», «Подбери фон»

Педагог: - Полна полянка загадок. Разгадаем их, покатился наш клубочек дальше.(На Чудо-дереве висят картинки).

-Смотрите, эта картинка совсем без цвета. Какие стихи она напоминает…

-Скажите, а какое настроение у этих животных? (веселое, радостное, игривое настроение).

-На каком фоне вы бы нарисовали этот рисунок? (На желтом. Это цвет радости.)

-Посмотри Айболит, есть такая картинка, отгадали мы? (Айболит крепит рисунок в цвете.)

-Вот еще одна картинка – загадка. Какое стихотворение можно к ней рассказать?

-Какое настроение у этих животных? (Испуганное, грустное, мрачное.)

-На каком фоне следует рисовать эту картинку? (На сером. Это цвет боли.)

-Посмотри Айболит, есть такая картина?

-Другая картинка – загадка. Кто расскажет нам к ней стихотворение?

-Какое же настроение у этих животных? (Боевое, задиристое, героическое.)

-Какой фон выберем для картинки? (Розовый – это цвет надежды.)

-Вот и последняя картинка – загадка. Расскажите к ней стишок … .

-Какое настроение у этих животных? (Веселое, праздничное, радостное, счастливое.)

-Для нее мы выберем какой цвет? (Желтый – цвет радости.)

-Айболит посмотри правильно ли мы выбрали фон?

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Звери задрожали,

В обморок упали.

Волки от испуга

Скушали друг друга.

«Не боимся мы его,

Великана твоего:

Мы зубами,

Мы клыками,.

Мы копытами его!»

И весёлою гурьбой

Звери кинулися в бой.

То-то рада, то-то рада вся звериная семья,

Прославляют, поздравляют удалого Воробья!

Айболит: Очень интересно было узнать на каком фоне, что можно нарисовать. А наш клубочек покатился дальше.

4. Игра-соревнование «Назови небылицы» (по сказке «Путаница»)

Педагог: Ждет нас игра-соревнование. Разбейтесь на две команды.

Вы должны вспомнить и назвать как можно больше путаниц из сказки «Путаница». За каждый ответ будете получать приз. Победит команда вспомнившая больше путаниц.

На Чудо-дереве висят иллюстрации из сказки «Путаница». Дети называют небылицы, вспоминают отрывки.

Замяукали котята:

Надоело нам мяукать!

Мы хотим, как поросята,

Хрюкать!"

Свинки замяукали:

Мяу-мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю-хрю-хрю!

Воробышек прискакал

И коровой замычал:

Му---у---у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Прибегали .два курчонка.

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

И кукушка на суку:

«Не хочу кричать куку.

Я собакою залаю:

Гав, гав, гав!»

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами.

Айболит: Вы отлично знаете небылицы. А клубочек нас зовет дальше. Посмотрите, куда же!?

5. «Конкурс знатоков».

ПедагогКлубочек нас привел к чемоданчику Айболита, а чтобы его открыть разгадайте кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнайте, как называется первая сказка писателя.

hello_html_71f825dc.png

По горизонтали:

  1. Имя акулы в сказках Чуковского.
  2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
  3. Имя мухи – именинницы.
  4. Имя одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
  5. Умывальников начальник и мочалок командир.
  6. Кто вернул краденое солнце?
  7. Какое слово повторял Айболит по пути в Африку?
  8. Название стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.

Айболит: Мне очень понравилось наше путешествие. Вы знаете и любите сказки К.И.Чуковского. В моем чемоданчике есть всем подарки – витамины (морковь). До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

НОДпо ознакомлению с окружающим миром «Воздух-невидимка"

Цель: Расширять знания о воздухе.Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие»...

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....