Парциальная образовательная программа «Театральная корзинка»
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Рабочая программа составлена в соответствии с образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 123 «АБВГДейка», в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

Театрализованная деятельность - удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, которая является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество. Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения для детей – только капля, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умение вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит любимые знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память, образное восприятие, совершенствует речь, способствует выразительности речи. А выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика) и невербальные (мимика, жесты) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Актуальность заключается в том, что именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке начиная с дошкольного возраста. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду.  

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.  

Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Целью программы является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через   театрализованную деятельность. Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Задачи программы:

  • Развитие творческих, музыкальных способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
  • Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Развитие навыков выразительной речи и актёрского мастерства;
  • Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
  • Формирование сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ спектаклей и при создании творческой мастерской.

Социально-коммуникативное развитие – дети знакомятся с правилами поведения в театральном кружке, с правилами безопасного передвижения в помещении, с правилами обращения с мелкими предметами, с правилами безопасного поведения в подвижных играх. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества, участвуют в подготовке к спектаклю и непосредственно участвуют в премьере.

Дети овладевают играми и упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, развивают связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять, подбирать простейшие рифмы.

Художественно-эстетическое развитие – дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности, с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей, с музыкой к спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и попевки.

Познавательное развитие – дети овладевают элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

Физическое развитие -  дети участвуют в ритмических, пластических, подвижных, сюжетных играх и упражнениях. Овладевают здоровье сберегающие технологиями: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, физкультминутки, динамические паузы.

В результате освоения программы дети:

  • хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  • сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  • выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
  • четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
  • показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
  • действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
  • создают пластические импровизации под музыку различного характера;
  • умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

 Уровни освоения программы:

1.Речевая культура

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного произведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

2. Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

3. Навыки кукловождения

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

4. Основы коллективной творческой деятельности

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralnaya_korzinka.docx49.77 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

заместитель заведующего    

Кладовщикова И. С. _________        

«_______» _____________________ 2015г.                                                                

  Утверждаю:

    Заведующий

                          МБДОУ Детский сад №123

 Болтовская Г. С._________________  

«________» ______________ 2015г.                                            

Парциальная образовательная программа

 «Театральная корзинка»

для детей подготовительной к школе группе «Незнайка»

на 2015-2016 учебный год

Воспитатель: Федькушова Надежда Вячеславовна,

Первая квалификационная категория

Музыкальный руководитель: Ананьина Светлана Владимировна,

Высшая квалификационная категория.

Рабочая программа составлена в соответствии с образовательной программой муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 123 «АБВГДейка», в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

Театрализованная деятельность - удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, которая является важным фактором в художественно-эстетическом развитии ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы. Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Сказка, услышанная детьми из уст взрослых или увиденная на «театральных подмостках» детского сада, может стать сильным эмоциональным стимулом, питающим детское творчество. Особенность театрализованных игр в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения для детей – только капля, в которую они вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умение вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. В душе каждого ребенка таится желание свободной театральной игры, в которой он воспроизводит любимые знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память, образное восприятие, совершенствует речь, способствует выразительности речи. А выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика) и невербальные (мимика, жесты) средства. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Актуальность заключается в том, что именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке начиная с дошкольного возраста. В этом огромную помощь может оказать театр в детском саду.  

Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.  

Благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Именно поэтому детский спектакль оказывает позитивное влияние на детей. Воспитание потребности духовного обогащения ребенка, способности взаимодействовать со сверстниками, умение развивать в себе необходимые качества личности - все это и делает программу актуальной на сегодняшний день.

Целью программы является приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие личности через   театрализованную деятельность. Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся во второй половине дня, один раз в неделю, продолжительностью 30 минут.

Задачи программы:

  • Развитие творческих, музыкальных способностей, памяти, произвольного внимания, творческого мышления, фантазии и воображения;
  • Развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Развитие навыков выразительной речи и актёрского мастерства;
  • Реализация потребностей детей в общении и познании окружающего мира; создание атмосферы доброжелательности в коллективе;
  • Формирование сотрудничества и сотворчества детей и родителей через показ спектаклей и при создании творческой мастерской.

Социально-коммуникативное развитие – дети знакомятся с правилами поведения в театральном кружке, с правилами безопасного передвижения в помещении, с правилами обращения с мелкими предметами, с правилами безопасного поведения в подвижных играх. Дети приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в театральном кружке и после художественного творчества, участвуют в подготовке к спектаклю и непосредственно участвуют в премьере.

Дети овладевают играми и упражнениями, направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, развивают связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять, подбирать простейшие рифмы.

Художественно-эстетическое развитие – дети знакомятся с литературными произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий, праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности, с иллюстрациями близкими по содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его персонажей, с музыкой к спектаклю, отмечают характер музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы, разучивают песни и попевки.

Познавательное развитие – дети овладевают элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

Физическое развитие -  дети участвуют в ритмических, пластических, подвижных, сюжетных играх и упражнениях. Овладевают здоровье сберегающие технологиями: артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, физкультминутки, динамические паузы.

В результате освоения программы дети:

  • хорошо владеют комплексом артикуляционной гимнастики;
  • показывают три-четыре пальчиковые гимнастики, эмоциональное состояние героя мимическими и пантомимическими средствами;
  • сочиняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;
  • выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;
  • четко произносят в разных темпах пять-шесть скороговорок;
  • произносят одну и ту же фразу с разными интонациями, разной силой голоса;
  • показывают шесть-восемь эмоциональных выражений;
  • действуют согласовано, включаясь в действие одновременно или последовательно;
  • двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
  • создают пластические импровизации под музыку различного характера;
  • умеют держаться на сцене уверенно, свободно выполняя простейшие действия.

 Уровни освоения программы:

1.Речевая культура

Высокий уровень – 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Средний уровень – 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного произведения. Низкий уровень – 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

2. Эмоционально-образное развитие

Высокий уровень – 3 балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности. Средний уровень – 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение. Низкий уровень – 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

3. Навыки кукловождения

Высокий уровень – 3 балла: импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Низкий уровень – 1 балл: владеет элементарными навыками кукловождения.

4. Основы коллективной творческой деятельности

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем. Средний уровень – 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности. Низкий уровень – 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Навыки кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

Имя ребёнка

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

высокий

средний

Низкий

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

Календарно-перспективное планирование на 2015-2016 учебный год

Неделя

дата

Виды деятельности

Содержание занятия

Задачи занятия

2

13. 09

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Особенности театрального искусства

Беседа-диалог, показ презентации

«Эстафета»

«Буратино и пьеро»

«Больной зуб»

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства

Развивать внимание, выдержку, согласованность действий

Развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.

Расширять диапазон и силу звучания голоса

3

20.09

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Знакомство с Театром Драмы

Сюжетно-ролевая игра «Театр».

Театральный словарь: театр. билет, театральная программка, афиша, антракт, ложа, занавес, кулисы

«Внимательные звери»

«Баба Яга»

«Капризуля»

Расширять интерес детей к активному участию в сюжетно-ролевых и театральных играх

Тренировать слуховое и зрительное внимание, быстроту реакции, координацию движений.

Умение напрягать и расслаблять в движении то правую, то левую ногу.

Расширять диапазон и силу звучания голоса

4

27.09

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Знакомство с варежковым театром Показ сказки, самостоятельная игровая деятельность

«Летает-не летает, растёт-не растёт»

«Муравьи»

«Похожий хвостик»

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

Развивать внимание, координацию.

Уметь ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, не сталкиваться друг с другом. Двигаться в разных темпах. Тренировка внимания.

Учить детей подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово.

1

04.10

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

«Знакомство с пальчиковым театром»

«Кто во что одет?»

«Насос и надувная кукла»

Скороговорки «Шла Саша…», «Шесть мышат..».

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

Развивать наблюдательность, произвольную зрительную память.

Умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнёром, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «С» и «Ш»; действовать с воображаемым предметом 

Формировать правильное произношение, учить быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова

2

11.10

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Знакомство с театром марионеток

Инсценировка сказки, «Теремок»

«Есть ли нет?»

«Марионетки»

Упражнение на три вида выдыхания

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

Развивать внимание, память, образное мышление.

Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Разогреть мышцы дыхательного аппарата.

3

18.10

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Виды театрального искусства

Беседа-диалог, показ презентации

«Превращение предмета»

«Бабушка Маланья»

Артикуляционная гимнастика «Весёлый пятачок»

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличиями от других видов искусства

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

Развивать внимание, воображение, находчивость, умение создавать образы с помощью мимики, жеста, пластики.

Формировать правильное и чёткое произношение

4

23.10

 Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Знакомство с музыкальным театром( опера, балет, оперетта, мюзикл)

Упражнение со стульями

«Поймай хлопок»

Артикуляционная гимнастка «Зарядка для языка»

Расширять кругозор, пополнять словарный запас, учить различать муз.театры.

Привить умение свободно перемещаться в пространстве, координировать свои действия с товарищами

Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции.

Формировать правильное и чёткое произношение

1

01.11

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Знакомство с кукольным театром

«Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем»

«Как живёшь?»

Игра «Чудо-лесенка»

Расширять кругозор, пополнять словарный запас 

Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы

Развивать быстроту реакции, координацию движений, умение владеть жестами.

Расширять силу и диапазон звучания голоса

2

08.11

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Знакомство с теневым театром

Инсценировка сказки «Три медведя»,

«Передай позу»

«Первая потеря»

«Весёлые стихи» ( В лесу)

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью.

Развивать память, внимание, наблюдательность, фантазию, выдержку.

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений

Тренировать чёткое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам

3

15.11

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи

Знакомство с куклами би-ба-бо.

 

«След в след»

«Заводная кукла»

Сочиняем сказку сами

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Развивать подвижность шеи, расслаблять мышцы шеи, рук и корпуса.

Развивать воображение, фантазию, образное мышление.

4

22.11

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Знакомство с конусным

настольным театром

Этюды на эмоции

Жесты (приглашающий, отстраняющий, негодующий)

Расскажи сказку от имени героя

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

Учить действовать на сценической площадке естественно

Развивать умение создавать образы с помощью жеста и мимики.

Развивать воображение и фантазию, пополнять словарный запас, развивать образное мышление.

5

29.11 

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

 Знакомство со штоковым театром

Мокрые котята

Пантеры

Придумай диалог

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности

Умение снимать напряжение поочерёдно с мышц рук, ног, шеи, корпуса

Развивать гибкость, пластическую выразительность.

Строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

1

06.12

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Знакомство с куклами-

Говорунчиками

Воробьи-вороны

Ритмический этюд

Птичий двор

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности

Развивать внимание, выдержку, ловкость.

Развивать чувство ритма, координацию движений, согласованность действий с партнёрами

Развивать опору дыхания

2

13.12

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Знакомство с магнитным театром

Превращение детей

Медведи в клетке

Инсценировка сказки

«Маша и медведь»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Развивать ловкость, координацию движений.

Развиваем мелкую моторику рук в сочетании с речью

3

20.12

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Знакомство с теневым театром

Тень

        

Осьминог                                              

Диалогические скороговорки

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности

Развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию

Развивать пластику рук, координацию движений.

Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировка дикции.

4

27.12

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Знакомство с театром масок

Печатная машинка

Снежинки

Вкусные слова

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности

Развивать память, внимание, координацию движений, чувство ритма, согласовывать движений, закрепить знание алфавита

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений

Расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться, действия с воображаемыми предметами.

2

10.01

 Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Рождение театра

Сочинение этюдов(знакомство, просьба, благодарность, угощение)

Заколдованный лес

Волшебная корзинка

Формировать представление о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актёров и глазами зрителей

Учить детей самостоятельно сочинять этюды с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений

Развивать воображение, пополнять словарный запас, активизировать ассоциативное мышление.

  3

17.01

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Сюжетно-ролевая игра «Идём в кукольный театр»

След в след

В замке спящей красавицы

Сочини сказку

Формировать представления о кукольном театре, учить детей самостоятельно показывать сказку

Развивать внимание, согласованность действий, ориентировку в пространстве.

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений

Развивать воображение, фантазию, образное мышление

4

24.01

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Театр снаружи и изнутри

Что ты слышишь?

Этюды «Удивительно», «Старый гриб»

Умирающий лебедь

Жесты «Прощание», «Плач»,«Негодование»

Скороговорки, артикуляционная гимнастика

Воспитание эмоционально-положительного

отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса

Тренировать слуховое внимание

Оправдать заданную позу, развивать память, воображение

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений

Формировать правильное и чёткое произношение

5

31.01

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Театр кукол-оригами 

Японская машинка

Как живёшь?

Придумай диалог по сказке «Кот и пёс»

Изготовление кукол-оригами для театра

Развивать память, зрительное и слуховое внимание, координацию движений, чувство ритма, согласованность.

Развивать быстроту реакции, умение владеть жестами

Строить диалог между двумя героя известной сказки, учитывая их характеры и придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться.

1

07.02

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Знакомство с театром масок

Упражнения и этюды «Одно и тоже по-разному»

Утро

Инсценировка сказки «Волк и Семеро козлят»

Освоение навыков владения данными видами театральной деятельности

Развивать умение оправдывать своё поведение, свои действия нафантазированными причинами, развивать воображение, веру, фантазию.

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений

Расширять творческие возможности

2

14.02

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Культура поведения в театре

Театр начинается с вешалки

«Сегодня мы идём в театр»

Поймай хлопок

Инсценировка шуток-Малюток

Артикуляционная

гимнастика; Игра «Птицелов»;

пальчиковые игры

Познакомить детей с воспоминаниями известных деятелей культуры о первом посещении театра (Станиславский, Уланова)

Развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях.

Развивать произвольное слуховое внимание и быстроту реакции

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением

3

21.02

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Зрительская культура

Запомни фотографию

Жесты и мимика «Приветствие», «Благодарность», «Приглашение», «Не знаю», «Согласие», «Несогласие», «Плач».

Зарядка для шеи и челюсти

Знакомство с правилами поведения в театре

Развивать произвольное внимание, воображение и фантазию, согласованность действий

Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Расслабление мышц шеи и челюсти

4

28.02

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

 Знакомство со словарём театральных терминов(1)

Превращение комнаты

Считалочка

Вопрос-ответ

Пополняем словарный запас

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Развивать координацию движений, согласованность действий, чувство ритма, умение пользоваться жестами.

Учить строить диалог (используя театральные термины), самостоятельно выбирая партнёра, развивать быструю реакцию.

1

07.03

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Демонстрация театра на фланели

Превращение детей

В стране цветов

Сочиняем сказку сами

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности

Развивать чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений

Побудить детей импровизировать и

самих придумывать сюжет для театра.

2

14.03

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Знакомство со словарём театральных терминов(2)

Телепаты

Снеговик

Артикуляционная гимнастика: «Считай до пяти», «Больной зуб»,

«Укачиваем куклу», «Игра со свечой», «Самолет», «Мяч эмоций».

Пополняем словарный запас

Учить удерживать внимание, чувствовать партнёра.

Умение напрягать и расслаблять мышцы шеи, рук, ног и корпуса

Формируем правильное четкое произношение

(дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем

воображение; расширяем словарный запас.

3

21.03

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Инсценировка песни

Упражнения и этюды «Угадай: что я делаю?»

Снегурочка

Мимика и жесты «Клич», «Плач», «Ласка», «Прощание», «Негодование»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности

Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

Передавать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных произведений

Развиваем воображение; учимся с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние

4

28.03

Основы театральной культуры

Театральная игра

Ритмопластика

Культура и техника речи 

Инсценировка песенки –потешки «Гуси»

Сочиним этюды «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Радость»

Цыплята( гусята)

Скороговорки «Хохлатые хохотушки»

, артикуляционная гимнастика

Побудить детей самостоятельно инсценировать песенку 

Оправдать заданную позу, развивать память, воображение, фантазию

Тренировать веру, фантазию и пластическую выразительность

Формировать правильное и чёткое произношение

1- 4

04.04

11.04

18.04

25.04

Подготовка инсценировки военной песни к 9 мая.

Подготовка к инсценировке сказки «Кошкин дом на новый лад».

Артикуляционная гимнастика.

Разучивание текста песни и сказки с детьми;

изготовление костюмов и

декораций.

Формирование культуры и техники речи, активизация познавательных процессов. Учить детей моделировать своё поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства. Работа над выразительностью речи, мимики и жестов.

3

16.05

Театрализованное

представление

Показ спектакля родителям

Показать чему дети научились за год.

Перспективный план работы с родителями:

1.Октябрь:

Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник».

Анкетирование, памятки, папка-передвижка.

2. Ноябрь:

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка».

Анкетирование, буклеты.

3. Декабрь, Февраль:

Помощь детям при участии в конкурсах.

4. Апрель - Май:

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Помощь в организации похода в кукольный театр.

Список литературы:

1. Г.В. Лаптева. «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

2. И.А. Лыкова. «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

3. И.А. Лыкова. «Театр на пальчиках» М.2012г.

4. Е.А. Алябьева . «Тематические дни и недели в детском саду» М.:2012г.

5. О.Г.Ярыгина. «Мастерская сказок» М.:2010г.

6. А.Н.Чусовская. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений». - М.:2011г.

7. Л.Е.Кыласова. «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.

8. И.Г.Сухин. «800 загадок, 100 кроссвордов». М.:1997г.

9. Е.В.Лаптева. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.

10. А.Г.Совушкина. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.

12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

14. Е.В.Мигунова. «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. - М.:2009г.

15. Г.П.Шалаева. «Большая книга правил поведения» М.:2000г.

16. А.Г.Распопов. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

17. Н.Б.Улашенко. «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.

18. Г.В.Генов. «Театр для малышей» М.1968г.

19. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова. «Театрализованные игры в д/с». Москва. «Школьная пресса» 2000 г.

20. М. Д. Маханева. «Театрализованные занятия в д/с». Москва, Творческий центр «Сфера», 2003 г.

21. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко. «Кукольный театр – дошкольникам». Москва «Просвещение», 2002 г.

22. И. В. Штанько. «Воспитание искусством в д/с» Москва, Творческий центр «Сфера», 2007 г.

23. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович . «Программа Театр – творчество – дети». Москва, 1995 г.

24. Э.Г.Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 160с.: ил.

Оборудование:

1.Театральная ширма

2.Разные виды кукольных театров:

- пальчиковый, плоскостной шагающий театр, конусный, теневой, би-ба-бо (перчаточный), фланелеграф, магнитный, штоковый, масочный, варежковый, игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы).

3. Ноутбук, колонки, мультимедийная установка.

4. Костюмы, атрибуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» для детей дошкольного возраста 5-7 лет

дополнительная образовательная    программа театральной студии«в гостях у сказки»  для детей дошкольного возраста 5-7 лет...

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Тема 17: Грамматическая тема: "Слова – признаки".Лексическая тема: "Дикие животные".Цель: Знакомство  со словами, обозначающими признак предмета....

Конспект группового занятия по дополнительной образовательной программе "Театральная деятельность как средство коррекции и профилактики дисграфии" для детей дошкольного возраста

Март,  2 - я неделяТема 41: Грамматическая тема: Гласные первого ряда.Лексическая тема: Рыбы.Цель: Познакомить с гласными первого ряда....

дополнительная образовательная программа театральной студии

    Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения ...

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада»

Дополнительная образовательная программа «Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях детского сада» для детей старшего дошкольного возраста логопедической...

Дополнительная образовательная программа театрального объединения "Чудики"

Дополнительная образовательная программа театрального объединения «Чудики» имеет художественно-эстетическую направленность. Она дает общие представления о таком виде искусства как театр че...

Дополнительная образовательная программа "Театральный сундучок"

Дополнительная образовательная программа с детьми старшего и подготовитильного к школе возраста "Театральный сундучок"...