Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Львова Наталья Николаевна

Рабочая программа кружка «Веснушки» направлена на познавательно-речевое развитие и социально-нравственное воспитание детей раннего дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов детской деятельности  фольклорный «Веснушки» ориентирована на развитие у детей творческих способностей, приобщение к художественному слову, обучение детей элементам художественно–образных выразительных средств,  обогащение словарного запаса, формирование звуковой культуры речи.

        Актуальность программы обозначена необходимостью создания благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и интересами.

         Программа предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и творческого  развития средствами разных видов детской деятельности.

        Программа направлена на развитие у детей интереса к театрально-игровой деятельности, развитие речи, музыкального слуха, наблюдательности , эстетического чувства ,координации движений .

        Программа обусловлена современными требованиями дошкольного образования  и потенциалом образовательного учреждения.

Нормативная документация

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 29.08.2013 № 1008 г. Москвы « Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам;

  • СанПиН  2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

  • Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства РФ от 04.09.14 №1726-Р.

 

Цель:

Развитие творческих способностей детей средствами фольклорного искусства.                                                                                                        

Задачи:

     

 Образовательные :

  • Дать детям элементарные знания в области русского речевого фольклора;
  •  Познакомить их с предметами русского быта и их назначением,
  • Учить детей созданию различных композиций (рисунок, лепка)

   Развивающие:

  • Использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;
  • Развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр.
  • Развивать музыкальные способности: чувство ритма, музыкально-слуховые представления, напевность;
  • Развивать у детей внимание, самостоятельность, импровизацию.

 Воспитательные:

  • Создавать условия для проявления детьми любви к родной земле и ее природе, уважения к традициям своего народа и людям труда;
  • Формировать у детей социально-нравственное  и психическое здоровье, трудовые навыки.

Организация.

Программа «Веснушки» предназначена для детей 2-3 лет.                                    Срок реализации программы 1 год.                                                                           Занятия проводятся  2 раза в неделю во второй половине дня , в группе.                                                       Продолжительность 15 минут.

                         

                         Календарный учебный график.                                                              Образовательная деятельность проводится с 1 сентября по 31 мая в режиме пятидневной рабочей недели .Всего 36 недель.

                               Учебный план

Разделы

Всего занятий

1.

Вводное

1

2.

Устный фольклор, народные игры, предметы окружающего мира, календарные праздники

53

3.

Знакомство со сказкой (кукольный театр)

10

4

Гимнастическая (физкультминутка) на фольклорном материале

4

5

Этическая беседа

3

6.

Итоговое

1

ИТОГО

72ч.

Основопологающие принципы программы:        

  • - принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);
  • - принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию детей;
  • - принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;
  • - принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;
  • - принцип обеспечения активной познавательно-речевой практики.

       - Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи.

           Методические методы и приемы:

  • наглядный, словесный, практический;
  • беседы с детьми и их родителями;
  • создание окружающей предметной развивающей среды;
  • рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам, а также русских народных игрушек, изделий русских народных промыслов;
  • наблюдение за природой;
  • слушание русских народных песен, сказок
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
  • заучивание пестушек,  прибауток, потешек,  закличек;
  • проведение русских народных игр;
  • использование атрибутов, элементов русских народных костюмов
  • инсценировки песен и малых фольклорных форм
  • использование физкультминуток с фольклорным элементом .
  • анкетирование
  • Формы работы:
  • - чтение,  беседа, рассматривание;
  • - игры-драматизации, инсценирование;
  • -проблемные ситуации;
  • - использование различных видов театров.

Программа составлена с учетом реализации интеграции образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» и «Познавательное развитие».

1. «Музыкальное развитие» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность» - дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3. «Речевое развитие» - у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Чтение художественной литературы» - дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5. «Познавательное развитие» - дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

 

                     Ожидаемые результаты.

В результате реализации программы воспитанники будут знать и уметь:

Знать: 

  •  фольклорный  материала (потешки, заклички, сказки, песни, игры)

 Уметь:

  • -устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.
  • -  обыгрывать  отрывки из художественного произведения.
  • уметь подражать образу героев.                                                                                  
  • Уметь работать в коллективе.

                                               Учебно-тематический план

месяц

Тема программы

Теория

Практика

всего

сентябрь

1.Знакомство с русскими народными потешками (вводное).

2. «Где же наши ручки?» (игра со стихотворным сопровождением).

3.Закрепление игры «Где же наши ручки?».

4. «Киска брысь»-(игра потешка).

5.Закрепление потешки «Киска брысь».

6. «Колобок»(Р.Н.С).

7.Повторное чтение  сказки «Колобок»

8. «Веселые петрушки»(утренняя гимнастика).

0,5


0,5

0,5

1

0,5

1


0,5

1

0,5

1

1





       

1,5ч.

6,5ч.

8 ч.

октябрь

1«У Тимоши у кота» (р.н. потешка).

2.Повторение «У Тимоши у кота» (р.н. потешка).

3. «Зайчик серенький сидит» (русская народная игра).

4.Закрепление движений «Зайчик серенький сидит»(игра)

5. «Маша и медведь» (Р.Н.С).

6.Закрепление содержания сказки «Маша и медведь.

7. «Водичка,  водичка, умой мое личико»(потешка).

8. «Девочка чумазая».(чтение стихотворения)

0,5

0.5

  0,5

0,5

1

0.5

     1

0,5

1

1

     1

1.5ч

6.5ч

8 ч.

ноябрь

1.«Коза - хлопота».(потешка).

2.Повторение потешки «Коза –хлопота».

3. «Два веселых гуся».(игра).

4. «Веселые гуси».(утренняя гимнастика).

5. «Посадил дед репку»(Р.Н.С).

6.Инсценировка сказки «Репка»

7. «Моя любимая игрушка».(этическая беседа).

8. «Зайчик» (Считалка).

0,5

0.5

0.5

0,5

1

    1

    1

   0.5

1

0.5

    1

1.5ч

6.5ч

8 ч.

декабрь

1. «Зайчишка- трусишка»(потешка).

2.Закрепление потешки « Зайчишка- трусишка».

3. «Маша варешку надела» (стихотворение с обыгрыванием).

4. «Мишка косолапый»(стихотворение с изображением героев)

5. «Теремок»(настольный театр).

6.Закрепление сказки «Теремок».

7. «Ладушки в гостях у бабушки»(загадывание загадок, игры).

8. «Петушок и его семья» (потешки).

0.5

0.5

0,5

0,5

0.5

1

1

0.5

0,5

1

1

0,5

.

январь

1.«Чики чики чикалочки» (потешка).

2. Закрепление потешки.

3. «Вот и вышел человечек»(игра с элементами рисования).

4. Закрепление потешки «Вот и вышел человечек».

5. «Кот и мыши». (Р.Н.С).

6. «Покатились санки вниз».(разучивание песни с обыгрыванием).

0,5

0,5

0,5

1

0,5

1

     1

     1

   

6 ч.

февраль

1.«Расти коса до пояса»(потешка.)

2.Закрепление потешки.

3. «Белый снег пушистый»(этическая беседа).

4. «Заюшкина избушка»(Р.Н.С).

5. «Цап царап» (песня, разучивание).

6.Повторение песенки «Цап царап»

7. «Приди весна красна»(заклички, потешки)                

8. «Репка» (настольный театр).

0.5

0.5

0.5

1

    1

1

0.5

1

1

                     

1

8ч.

март

  1. «Солнышко вёдрышко». (потешка).
  2. Разучивание потешки.
  3.  «Пошёл котик на торжок» (потешка).
  4. Закрепление потешки.
  5. «Нет милее дружка , чем родная матушка»(этическая беседа).
  6. «Весна краса»(песееки заклички)
  7. «Бубен»(игра, на мотив Р.Н.П. «Как у наших у ворот).
  8. «Большие ноги шли по дороги»(физкультурная игра).

0,5

0,5

0,5

     1

0,5

1

1

1

     1

     1

8ч.

апрель

1.«Повторение ранее изученных потешек»

2. «Теремок»-(Р.Н.С)

3. «Наши уточки  с утра»(потешка).

.Закрепление потешки, подражание голосам птиц и животных.

5. «Волшебные сказки.(настольная игра).

6. «Серый зайка умывается (песня инсценировка).

7. «Петух»(считалка).

8.Заучивание считалки.

0.5

0.5

1

1

0.5

1

1

1

 

0.5

1

8ч.

май

1.«Идёт коза рогатая» (потешка).

2. Повторение  и закрепление потешки.

3. «Расти , коса, до пояса»(потешка).

4. Повторение потешки и обыгрывание.

5. «Рукавичка»(Р.Н.С).

6.Инсценировка сказки «Рукавичка».

7. «Сорока –белобока»(потешка).

8.Игровое занятие – развлечение  «По мотивам потешек» (итоговое занятие).

0.5

0.5

0.5

0.5

    1

  0.5

 1

0.5

1

1

1

   2,5

5,5

8ч.

               

 Содержание  учебно- тематического плана.

месяц

             Тема

              Задачи

Оборудование

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

Я

Н

В

А

Р

Ь

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

М

А

Р

Т



А

П

Р

Е

Л

Ь

М

А

Й

1.Знакомство с русскими народными потешками (Вводное)

Поощрять участие детей в театрально-игровой деятельности. Формировать положительное отношение к ней. Развивать речь: обогащать словарь, формировать умение строить предложение, добиваться правильного и четкого произношения слов.

Маски.

2. «Где же наши ручки?» разучивание игры со стихотворным сопровождением.

3.Закрепление стихотворения к игре «Где же наши ручки?»

Вызывать желание повторять отдельные фразы вместе с педагогом и самостоятельно.

Продолжать развивать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением.


Выучить текст игры.

 4.«Киска, киска брысь» Русская народная потешка.

5.Повторение и закрепление потешки.

Разучивание русской народной потешки. Развивать интерес к устному народному творчеству.



Заучивание первых строк потешки.

Игрушка-кошка

6.«Колобок».

Русская народная сказка.


7.Повторное  чтение русской народной сказки «Колобок»

Вызывать желание следить за развитием действия в куколь -ном спектакле, сопереживать персонажам народной сказки.

Поощрять игры с шумовыми игрушками, используя их в кукольном спектакле для сопровождения движения народной игрушки.

Учить запоминать главных героев сказки.

Декорации, атрибуты, комплект народных игрушек к кукольному спектаклю «Колобок». Шумовые игрушки.

8.«Веселые петрушки» - утренняя гимнастика

 

  Провести гимнастику под русскую народную музыку.

Погремушки.

1.«У Тимоши, у кота» Русская народная потешка.

2.Повторение  потешки «У Тимоши, у кота»

Учить управлять настольными куклами: изображать бег. Закрепить умение вовремя включаться в диалог, внимательно слышать, пока «говорит» кукла партнера. Побуждать выражать печаль грусть с помощью мимики, позы.


Учить внимательно слушать и запоминать потешку.

Настольные игрушки: кот, кошка.

3.«Зайка серенький сидит» русская народная игра.

4. Закрепить движения русской народной игры «Зайка серенький сидит».

На все слова игры учить детей имитировать  движения:
Зайка серенький сидит 
И ушами шевелит. 
Вот так, вот так 
Он ушами шевелит. 
Зайке холодно сидеть, 
Надо лапочки согреть. 
Вот так, вот так 
Надо лапочки согреть 
Зайке холодно стоять, 
Надо зайке поскакать. 
Вот так, вот так 
Надо зайке поскакать. 
Зайку волк испугал! 
Зайка тут же убежал!

Игрушка зайчик.

 5. «Маша и медведь».

 Русская народная сказка.. Чтение. 

6.Закрепить содержание русской народной сказки.

Учиться слушать сказку внимательно .

 

Учить сопережевать героям сказки.

Маски: девочка, медведь

7.«Водичка,водичка, умой мое личико» .


8.«Девочка чумазая» - чтение стихотворения.

 

Познакомить детей с рукомойником, разучить потешки «Водичка, водичка, умой мое личико»    .

Повторение потешки «Водичка, водичка, умой мое личико».

Иллюстрации с изображением рукомойника.

Тазики с водой.

1. «Коза – хлопота» Русская народная потешка.

 


2.Повторение  потешки «Коза-хлопота».

Закрепить знания детей о домашних животных – козе и козлятах. Учить замечать и называть их характерные особенности: рога, шерсть, борода, копыта.

Коза-хлопота.
Коза-хлопота
День-деньской занята:
Ей – травы нащипать,
Ей – на речку бежать,
Ей – козляток стеречь,
Малых деток беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька-лиса
Их с собой не унесла.

Заучивание первых четырех строчек потешки.

Игрушка коза.

3.«Два  веселых гуся» .

Формировать первоначальный опыт общения с природой, расширить сведения о домашней птице – гусе. Учить подражать характерным движениям, повадкам.

Маска гуся.

 

4. «Веселые гуси» утренняя гимнастика.

Провести гимнастику под русскую народную песню «Два веселых гуся»

Погремушки

5. «Посадил дед репку…»Чтение сказки .

6.Инцинировка сказки «Посадил дед репку»

Уточнить представления детей о репке: это овощ, растет из семян, репа желтая, круглая. Закрепить знания об условиях роста растений.

Побуждать детей выбирать понравившуюся роль из сказки.

Кукольный театр.

Маски.

7. Этическая беседа.

«Моя любимая игрушка»


8
 . «Зайчик».

Русская народная считалка.

Обогащать эмоциональную сферу детей новыми впечатлениями, теплотой добрых чувств .

Вызывать интерес к театрально -игровой деятельности. Продолжать развивать речь детей средствами кукольного театра. Совершенствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением. Формировать желание перевоплощаться в какой-либо образ. Побуждать принимать участие в хороводе.

Кукла, кроватка, машинка, любимые игрушки детей.

Мягкая игрушка зайчик, шапочка-маска зайчика.

1.Зайчишка – трусишка.

Русская народная потешка.

2.Продолжать разучивать потешку «Зайчишка- трусишка».

Познакомить детей с управлением перчаточными куклами. Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.

Учить использовать шапочки- маски.

Настольная ширма, плоский домик с вырезанным окошком. Перчаточные куклы: Курочка, цыплятки, птичка. Шапочки – маски зайчиков;


Шапочки –маски
.

3. «Машенька варежку одела».

Чтение стихотворения с обыгрыванием.

4. «Мишка косолапый» - Стихотворение.

Поддерживать интерес к русскому народному творчеству, приобщать к художественному слову.

Вызвать желание передавать движением образ животного, используя шапочки-маски.

Ширма, игрушки: Машенька,варежка




Настольно-перчаточная кукла – мишка.

5.«Теремок»

Настольный театр.


6.Закрепить сюжет сказки «Теремок».

Познакомить детей с кукольным спектаклем «Теремок».

Повторить эпизоды из сказки.

Набор перчаточных кукол к спектаклю «Теремок».

Маски.

7. «Ладушки в гостях

бабушки».


8. «Петушок и его семья»
потешки.

Развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству.

Потешки, загадывание загадок о петушке; проводится игра «Петушок»


Игрушка петушок.

1.«Чики – чики - чикалочки». (Р.Н.С.)

2.Закрепление потешки.


3. «Вот и вышел человечек» .

4.Закрепление потешки «Вот и вышел человечек».

5.Р.Н.С. игра «Кот и мыши»




6.«Покатились санки вниз» разучивание песни с обыгрыванием.







Развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству: потешкам.



Используя потешки и песенки, закрепить знания детей о частях своего тела.






Провести игру под русскую народную песню .

Используя устное народное творчество, укреплять здоровье детей, развивать двигательную активность .

Провести дидактическую игру «Оденем куклу на прогулку», разучить песенку.

Палочки-лошадки.



Карандаши, листы бумаги.

Маска кота



Зимняя одежда для куклы, санки, куклы

1.Расти коса до пояса.

2.Повторение и закрепление потешки.

3. Этическая беседа

«Белый снег пушистый».

4. «Заюшкина избушка»-русская народная сказка.

5.«Мягкие лапки, а в лапках – царапки».

6.Повтпрение и закрепление потешки «Мягкие лапки, а в лапках-царапки».


7. «Зовем весну».

8. «Репка» Настольный театр.


1.«Солнышко, покажись…»

2.Разучивание потешки «Солнышко покажись.


3. «Пошёл котик на торжок» Русская народная потешка

4.Повторение потешки «Пошёл котик на торжок».

5.«Нет милее дружка, чем родимая матушка»-этическая беседа.

6. «Весна красна».


7. Игра «Бубен» (на мотив Р.Н.П. «Как у наших у ворот»


8. «Большие ноги, шли по дороге» - физкультурное занятие.


1.Повторение ранее изученных потешек .

2. «Теремок» Р.Н. С. 

3. «Наши уточки с утра» Р.Н.П

4.Повторение и закрепление потешки, подражания голосам птиц.


5. 5.Настольный театр  «Курочка Ряба»

6.«Серый зайка умывается»- утренняя гимнастика.

7. «Петух» русская народная считалка. Разучивание .

8.Заучить слова считалки «Петух».


1.«Идёт коза» Русская народная потешка .

2.Повторение слов потешки.


  3.Разучивание «Расти, коса, до пояса»

Русская народная потешка.

4.Повторение слов потешки.


5.«Рукавичка»

Р.Н.С

6.Инценировка сказки «Рукавичка»

7.Сорока-белобока»

Потешка.


8. Итоговое занятие.

Развлечение:             «В горнице».

           

Продолжая знакомить детей с малыми жанрами устного творчества, расширять представления о своем теле: у каждого человека есть волосы, они разные по длине и цвету и т.п. Дать понять, что люди отличаются друг от друга, но каждый хорош по-своему.

Формировать первоначальный опыт общения детей с природой. Учить сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте (снеге), выделять его характерные свойства (белый, холодный, тает, падает), отражать это в речи.

 познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»

Вызвать положительный эмоциональный отклик при восприятии живого объекта .

Разучить потешку наизусть.

Используя заклички и потешки, наблюдения за явлениями природы, обогащать расширять первоначальный опыт детей приобщения к миру природы.

Развивать устойчивый интерес к настольному театру, умение сопереживать происходящему, расширять интонационный диапазон.


 Формируя ценности переживания, раскрыть ребенку таинственность, загадочность явлений природы. 


Развивать желание слушать потешку, наблюдать за действием педагога с игрушками.









Провести с детьми этическую беседу «Моя любимая мама», познакомить их с пословицами о маме

Разучить с детьми весеннюю закличку «Весна-весна красная».

Развивать двигательную активность, используя Р.Н. творчество.








Побуждать детей внимательно следить за развитием действия в народной сказке, понимать содержание, уметь отвечать на вопросы педагога .







Побуждать детей принимать участие в игре со стихотвор- ным сопровождением.










Познакомить детей со сказкой «Курочка Ряба» .

Вызывать желание следить за развитием действия в кукольном спектакле.


Русские народные игры



Вызывать желание наблюдать за действиями педагога с народ ными игрушками.


 Прививать любовь к русскому фольклору. Вызывать желание участвовать в игре, выполняя движения руками по показу педагога. Познакомить с кукольным спектаклем «Под грибком».


Вызывать желание слушать русскую народную потешку, наблюдая за действиями педагога. Сделать общение с детьми радостным, понятным и необходимым. Заинтересовать детей действиями педагога с мягкой игрушкой .

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят -
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся -
Маму, дочка, слушайся

Познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка»  (кукольный театр); учить детей делать все сообща.

Распределение ролей воспитателем.

П

оЗнакомить детей с  предметом обихода – глиняным горшком, разучить потешку «Сорока-белобока» .

Проводятся  любимые русские народные игры, хороводы, угощение.

 

 

Расчески, ножницы .

Белые ажурные снежинки.

Настольный театр «Заюшкина избушка»

Игрушка котик.

 


иллюстрации на тему «Весна»

Настольный театр  «Репка»


Игрушка –солнышко, облако.

Игрушка-котик.

Подарки для мам, сделанные своими руками.

Разноцветные ленточки.












комплект игрушек к сказке «Теремок».

Настольный театр «Курочка Ряба».

Игрушка –заяц.маски.

Игрушка петух.

Маска козы.



Деревянный гре6ень для расчёсывания волос..


Герои сказки (игрушки или маски)

Глиняная посуда.



Атрибуты к развлечению.

       

                            Оборудование и материалы.

  1. Список оборудования и материалов, необходимых для занятий
  2. Книги русских народных сказок большого формата с хорошими иллюстрациями
  3. Куклы по теме сказок для театрализации
  4. Ширмы: настольная и напольная для театрализации сказок
  5. Фонограммы русских народных песен, сказок
  6. Русские народные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, ложки, гусли
  7. Магнитофон
  8. Изделия русских народных ремесел (матрешки, свистульки, предметы обихода)
  9. Краски гуашевые плакатные
  10. Кисти для рисования
  11. Ножницы
  12. Ткани, тесьма, ленты, резинка для пошива костюмов
  13. Гофрированная бумага разных цветов
  14. Плотный картон
  15. Клей: ПВА, «Момент»
  16. Глина для лепки
  17. Экран для просмотра презентаций по работе Кружка

Литература:

  1.  От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2012.
  2. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. –М.:Мозаика-Синтез, 2014.
  3. Антипина Е. А «Театрализованная деятельность в детском саду» изд. Творческий центр, Москва, 2009 г
  4. Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. УЦ ПЕРСПЕКТИВА, Москва, 201г.
  5. Бойчук И.А., Т.Н. Попушина Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. Перспективное планирование, конспекты занятий, картотека игр. – СПб, «Детство-Пресс»,  2009.
  6. Воспитание и обучение детей младшего возраста / Под ред. Г.М. Ляминой. – М.1981г.
  7. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе детского сада. М.; Просвещение, 1986 г. – 128 с.
  8. Кабаненкова Н. Дни, прожитые с детьми / Фольклор в жизни детей - //Дошкольное Воспитание, №4,1997.
  9. Коваль Ю.И., Маврина Т.А. Жеребенок. М.: Дет. лит.2013. - 64 с.: ил., портр. – (Мастера детской книги)
  10. Куликова  Т.А. Семейная педагогия и домашнее воспитание. М.Б 1999г.
  11. Лихачев Д.С. «Земля родная». Москва, «Просвещение», 1983г.
  12. Маврина Т.А. «Сказочная азбука». Литературно-художественное издание для чтения взрослыми детям. СПб: Амфора. ТИД Амфора, 2011г. – 40с.
  13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981г.
  14. Чурилова Э. Т. «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников». - М., 2001.
  15. Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб, «Детство-Пресс», 2011. - 128 с.
  16. Янушко Е.А. Помогите малышу говорить ! Развитие речи детей от 3 лет. М., 2009.  

                                         Конспекты

Тема: Разучивание потешки «Коза –хлопота»

 Ход занятия.
Воспитатель: Послушайте, о ком я вам сейчас расскажу:
Идет, идет, 
Бородой трясет,
Травки просит:
«Ме – ме – ме,
Дай вкусной мне-е-е!».
-Да, это коза. Вот она пришла к вам. (Выставляет на фланелеграф фигурку козы). Что есть у козы? (Рога, шерсть, борода, копыта).
-А у мамы–козы есть детки. Вот они. (Выставляет на фланелеграф фигурки козлят). Как зовут детеныша козы? Да, это козленок. А если их много? А мама зовет их ласково – козлятки.
-А мама – коза и козлятки похожи? Чем похожи? А чем отличаются? А какие козлятки по росту? А мама – коза?
-Как мама–коза подзывает к себе козлят? Позовите козлят. Как козлятки отзываются маме? Отзовитесь маме–козе тоненьким голоском. Позвала коза козляток и стала с ними плясать. (Воспитатель поет песенку, дети выполняют движения в соответствии с текстом:
Козонька рогатая,
Козонька бодатая,
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза топ-топ,
Глазками коза хлоп-хлоп,
Убежала за плетень, 
Проплясала целый день.)
-Мама–коза любит козлят, заботится о них. День-деньской хлопочет: то травку щиплет, то за водичкой бегает, то козляток стережет. Коза заботливая, хлопочет, коза–хлопота. Вот послушайте про нее потешку:
Коза – хлопота
День-деньской занята:
Ей травы нащипать,
Ей на речку бежать,
Ей козляток стеречь,
Малых деточек беречь,
Чтобы волк не украл,
Чтоб медведь не задрал,
Чтобы лисонька – лиса
Их с собой не унесла.
-А от кого коза деток стережет

Воспитатель предлагает детям рассказать еще раз потешку про козу – хлопоту. Раздает бумажных козлят.
-Ребятки, а вы хотите помочь козе–хлопоте стеречь козляток? Как можно помочь ей? Вот кирпичики. Построим заборчик для козлят, чтобы ни волк, ни лиса, ни медведь не смогли их унести

Тема: «Два веселых гуся»
Цели. Продолжать формировать первоначальный опыт общения с природой, расширить сведения о домашней птице – гусе. Учить подражать характерным движениям, повадкам.
 Обогащение словаря: щиплют травку, вытянули, ходят вперевалочку.
Активизация словаря: гусь, гуси, серый, белый, длинные шеи, красные лапки, домашняя птица.
Материал. Серое и белое перышки

Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей посмотреть, кто живет на зеленой полянке. (Стол покрыт зеленой тканью, посредине лежит голубой лоскуток – "лужа". Рядом с "лужей" - два гусиных перышка).

Воспитатель. Кто здесь был? Кто эти перышки обронил? Кто - один серый, а другой - белый? Кто кричит: «Га-га-га!»? Вот гуси. (Выставляет на стол картонные силуэты гусей на подставках). Это гусь серый, а это гусь белый. Найдите, какое перышко какой гусь потерял. Гусь – домашняя птица. Он живет у бабушки во дворе. Бабушка зовет: «Гуси, гуси!» Что ей гуси отвечают? «Га-га-га!» - «Есть хотите?» – А гуси: «Да-да-да!» Вот бабушка их и покормит.

-Поиграем и мы в гусей. Как кричат гуси? Гуси ходят важно, вперевалочку – с боку на бок переваливаются. Походите, как гуси, пощипите травку. (Складывают большой, указательный и средний пальцы – клюв – «щиплют травку», «пьют воду»).

-Про то, как гуси жили у бабуси, споем и покажем.
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один – серый, другой – белый,
Два веселых гуся. (Ходят по группе, машут руками – крыльями).
Вытянули шеи – 
У кого длиннее?
Один – серый, другой – белый,
Два веселых гуся. (Наклоняются, вытягивают шеи, оглядываются).
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один – серый, другой – белый,
Спрятались в канавке. (Приседают, «моют» лапки).
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один – серый, другой – белый,
Гуси, мои гуси. (Держатся за голову, качают головой).
Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один – серый, другой – белый,
Кланялись бабусе. (Кланяются).

-Нарисуем про гусей веселую картину. (Дети выполняют коллективную работу: на листе бумаги с нарисованными силуэтами гусей они рисуют мелками, смоченными в сахарной воде, и перышками зеленую травку, цветы, пятнышки гусям, солнечных зайчиков).

Тема: «Играем с куклой»
Цели. Используя потешки, приговорки, колыбельные, расширять и обогащать игровые действия детей. Закрепить умения детей действовать с предметами и игрушками.
Обогащать эмоциональную сферу детей новыми впечатлениями, теплотой добрых чувств. Развивать эмоциональную отзывчивость на фольклорные произведения. Формировать бережное и заботливое отношение к кукле.
Закрепить культурно-гигиенические навыки, привычку к чистоте и опрятности как залог здорового образа жизни.
Материал. Кукла, атрибуты к играм.
Ход совместной деятельности.
Воспитатель обращает внимание на то, что кукла Маша лежит в кроватке и никак не может уснуть.
-Почему она не может уснуть? Наверное, Маша хочет, чтобы мы спели ей колыбельную песенку.
Дети качают куклу в качалке или люлечке и поют колыбельные:
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Котик, котенька-коток,
Котик, серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
-Вот и уснула Машенька.
-Скоро проснется наша Машенька и захочет есть. Давайте сварим ей кашу. Где варят кашу? Мы будем варить кашу в русской печке. В чем варят кашу? (В кастрюле). Кашу варят на молоке. Каша будет молочная. Молоко наливают в кастрюлю, затем туда насыпают крупу. У нас гречневая крупа, значит, наша каша будет гречневая. Какая в кастрюле крупа? Какую кашу мы сварим?
-Вот теперь мы поставим кастрюлю в русскую печь, чтобы она варилась. А во что мы будем накладывать кашу? (В тарелку). А чем же едят кашу? (Ложкой). Кастрюля, тарелка и ложка – посуда. Давайте накроем стол. Что мы поставим на стол?
-Ну вот, наша каша варится, и наша Машенька, наверное, уже выспалась.
Подходят к кукле:
Вот и Машенька проснулась,
С боку на бок перевернулась,
И откинув одеяло, вдруг
Сама на ножки встала.
-Дети, а что надо сделать после сна? (Зарядку).
Воспитатель читает стихотворение:
Для чего нужна зарядка?
Это вовсе не загадка –
Чтобы силу набирать

И весь день не уставать.
Предлагает детям сделать зарядку вместе с куклой. Водит куклу, показывая движения: кукла шагает, наклоняется вперед, поднимает руки вверх. Воспитатель приговаривает:
Топ, топ, влево,
Топ, топ, вправо. Шагают.
Выше руки, шире плечи,
Раз, два, три, дыши ровней. Выполняют
От зарядки станешь крепче, движения
Станешь крепче и сильней. по тексту.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку. 
Очень нравится нам
Делать по порядку:
Весело шагать, 
Руки поднимать, 
Приседать и вставать, 
Прыгать и скакать!
Вместе с детьми воспитатель одевает куклу, рассматривают одежду, закрепляют обобщающее слово – одежда, определяют последовательность одевания.
Воспитатель обращает внимание на стол, где стоит тазик с водой, лежат мыло и полотенце.
-Что это? Для чего здесь вода, мыло и полотенце? Зачем нужно умываться?
Дети помогают воспитателю умывать куклу и вместе читают потешку: 
Знаем, знаем - да-да-да,
Где ты прячешься, вода.
Выходи, водица,
Будет Маша мыться.
Водичка, водичка,
Умой Маше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
-Ой, дети, посмотрите, какая у Машеньки некрасивая прическа. Что нужно сделать с волосами? Что для этого нам нужно?
Причесывая куклу, читают потешку:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса,
Расти, коса, до пят,
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Дочка, маму слушайся.
Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса. 

-Ну вот, наша Маша оделась, умылась, причесалась и захотела кушать. Дети, приглашайте Машеньку за стол.
Машу садят за стол, достают из печки кастрюлю, накладывают кашу. Во время кормления читают потешки:
Каша из гречки
Варилась в печке,
Сварилась, упрела,
Чтоб Машенька ела.
Гречневая каша –
Матушка наша.
Хлебец родной –
Отец наш родной.
Умница, Машенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Маша благодарит за угощение. Звучит веселая музыка, дети танцуют вместе с куклой.

Тема:«Про кота – воркота»
Цели. Развивать у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству: потешкам, колыбельным. Побуждать запоминать и воспроизводить текст потешки, напевность колыбельных песен. Учить рисовать тычками и пальцем.
Материал. Картина с изображением ночного неба в окне, кукла, игрушка «кот»,  Ход занятия.
Воспитатель читает потешку:
Ночь пришла, темноту привела;
Задремал петушок,
Запел сверчок…
Воспитатель: Ночь пришла, появился месяц. (На картину прикрепляется «месяц»). А чего не хватает на нашем небе? Что еще появится на небе ночью? Вам хочется, чтобы зажглись яркие звездочки? Как можно зажечь звездочки? Чем можно нарисовать звездочки, если нет кисточки? Зажгите звездочки на темном небе пальчиком или палочкой. Какого цвета будут зажигаться звездочки? Да, правильно, желтые и белые. (Дети рисуют). Как много звездочек зажглось! Полюбуйтесь: какое красивое звездное небо!
-Пришла ночь. Что люди делают ночью? Расскажем об этом.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Дети все по люлечкам…
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.
-Все спят, и наша кукла Маша тоже хочет спать. (Укладывает вместе с детьми куклу в кроватку). А чтобы ей лучше спалось, давайте споем ей колыбельную песенку. А на помощь позовем котеньку – кота. Уж ты, котенька – коток,
Котя, серенький лобок!
Ты приди к нам ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
«Угощают» кота пирогом и предлагают кувшин с молоком). 
-Вот и заснула наша деточка..

Тема: «Вот и вышел человечек»
Цели. Используя потешки и песенки, закрепить знания детей о частях своего тела (у человека есть туловище, голова, руки, ноги). Учить понимать смысл потешек, песенок, учить двигаться в соответствии с текстом игр. Вызывать эмоциональный отклик на произведения устного народного творчества. 
Материал.  разобранная по частям, Ход занятия.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что у нее на подносе. 
-Это куколка, только она сломалась. Жалко куколку, мы могли бы играть с ней. Поможем куколке? Давайте ее соберем.
-Самое главное у человека – туловище. Покажите у себя туловище. У куколки тоже есть туловище. Вот оно. А это у куколки – голова. А где у детей голова? Что можно делать головой? Головой можно качать, вертеть, кивать. Попробуйте сделать так. (Дети выполняют движения). 
-Давайте расскажем и покажем части тела.
Вот какие глазки, (Дети выполняют движения 
Вот какие ушки, согласно тексту) 
Вот какие щечки,
Вот какой наш носик,
Вот какие ручки,
Вот какие ножки,
Вот как хлопали ладошки,
Танцевали наши ножки.
-Где же, где же наши ручки? Вот, вот наши ручки. И у нашей куколки есть ручки. Что можно делать руками? Хлопать, шлепать, махать. (Дети выполняют движения). Руки помогают нам одеваться, умываться, играть. А на каждой ручке есть пальчики. Давайте поиграем с пальчиками. 
Мои пальчики расскажут, (поднимают руки вверх,
Все умеют, все покажут. вращают кистями)
Пять их на моей ручке, (вытягивают руки вперед, 
Все делать могут, шевелят пальцами)
Всегда помогут.
Они на дудочке играют, (выполняют соответствующие
Мячики бросают, движения)
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке.
-Где же, где же наши ножки? Вот, вот наши ножки. И у куколки есть ножки. Что умеют делать ножки? Ноги умеют ходить, прыгать, топать, танцевать. Покажите, как они это умеют делать. Давайте поиграем.
Большие ноги идут по дороге:
Топ. Топ. Топ. 
Маленькие ножки бегут по дорожке:
Топ – топ – топ. Топ – топ – топ.
-Вот мы и собрали нашу куколку.

Тема: «Мы шагаем, мы шагаем,
Выше ножки поднимаем»
Цели. Используя устное народное творчество, укреплять здоровье детей, развивать двигательную активность, поддерживать бодрое, энергичное состояние.
Материал. Игрушки гуси – серый и белый, бубен, обручи, колокольчик.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня мы побываем в гостях у наших знакомых гусей – серого и белого. (Выставляет игрушки).
1-я часть – вводная. «Гуси на прогулке».
Гуси –домашние птицы,
Ходят дружной вереницей. (Вводная ходьба по кругу)
Сошлись гуси-гусаки,
Ходят бродят у реки. (Ходьба на носках)
Гуси, гуси! (Обычная ходьба)
Га-га-га!
Хорошо вам?
Да-да-да! (Остановиться и хлопнуть в ладоши)
Ну, летите веселей
На лужочек поскорей! (Легкий бег, размахивают руками – крыльями)
 2–я часть – обще развивающие упражнения «Жили у бабуси два веселых гуся»
Гуси возле бабки (И. п. - основная стойка, руки опущены.
Греют свои лапки: Вытягивают руки вперед, опускают.
Вот так, вот так, 
Греют свои лапки. (Повторить 5 раз.)
Лапками хвалились, (И. п. –основная стойка, руки вперед.
Крылья шевелились. Вращение кистями. Повторить 5 раза.
Гуси важно зашагали, И. п. – основная стойка, руки за спиной.
Травку быстро пощипали. Наклоны туловища вперед. 
Лапочки почистили, Вернуться в и.п.
Перышки стряхнули. (Повторить 4 раза)
Гуси возле бабки И.п. – основная стойка, руки опущены.
Поднимали лапки. Поднять ногу, согнутую в коленях.
Вот так, вот так, Опустить ногу.
Поднимали лапки. Повторить 4 раза).
А потом они ложились, И. п. – лежа на спине.
Лапы в пляс у них пустились. Движения поднятыми и согнутыми в
Кошку увидали, коленях ногами.
Гуси быстро встали. (Повторить 4 раза)
Гуси зашипели, (Упражнение на дыхание со звуком «ш»)
Ущипнуть хотели.
А потом они взлетели, (Бег врассыпную)
И летели, и летели.
 3 – я часть – обучение основным движениям «Гусак»
Шлепают гуськом Ходьба по дорожке, перешагивая че - 
Гусак с гусаком. рез кубики. Задание: остановиться по
Смотрит свысока сигналу бубна, присесть.
Гусак на гусака. В конце дорожки впрыгнуть в обруч и
Ой, вышеплет бока выпрыгнуть из него.
Гусак у гусака.
«Га-га-га! – Ползание на четвереньках по ска-
Гогочет гусь, - мейке, сойти, подпрыгнуть, достать 
Я семьей своей колокольчик рукой 
Горжусь!
Тема: «Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньки…»

Цели. Продолжая знакомить детей с малыми жанрами устного творчества, расширять представления о своем теле: у каждого человека есть волосы, они разные по длине и цвету и т.п. Дать понять, что люди отличаются друг от друга, но каждый хорош по-своему. Расширить представления о личной гигиене и научить детей ухаживать за своими волосами.
Материал. Расчески разные по размеру и материалу, атрибуты к игре «Парикмахерская». Картинка с изображением ножниц.
 Ход занятия.
-Посмотрите друг на друга: вы все аккуратно подстрижены и причесаны. Где подстригался Матвей? А где делает прическу ваша мама? Зачем люди ходят в парикмахерскую? Кто работает в парикмахерской? Приглашаю вас в парикмахерскую, а я буду парикмахером. (Надевает халат). Какие инструменты нужны парикмахеру? Отгадайте мою загадку: два конца, два кольца, посредине – гвоздик.
-А чем парикмахер расчесывает волосы? 
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков, 
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
-Найдите отгадку на столе. Рассмотрите расчески: что у них общее, а что разное? (У каждой есть ручка и зубья). У этой расчески зубья длинные, а у этой – короткие. У расчесок разные ручки. А у этой расчески нет ручки. Расчески сделаны из разного материала. Эта расческа из пластмассы. Как мы говорим о такой расческе? Это пластмассовая расческа. Но больше всего волосы любят деревянную расческу. Из чего сделана эта расческа? (Из дерева). Вот какие разные бывают расчески.
-А сейчас посмотрите на волосы друг у друга. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает волосы. Определяют их длинну, цвет, определяют мягкость волос на ощупь. Делают вывод : у всех детей волосы разные: длинные и короткие, мягкие и жесткие, разные по цвету).
Воспитатель: Но любые волосы – это красиво! Полюбуйтесь друг на друга. Как вы думаете, какой расческой нужно расчесывать волосы Дианы, а какой – Колины? Покажите такие расчески. Можно ли расчесывать свои волосы чужой расческой? Почему нельзя? (Через расчески могут передаваться болезни). 
-Как вы думаете, какие волосы можно назвать красивыми? Правильно, чистые, ухоженные волосы всегда выглядят красиво. Как нужно ухаживать за волосами? (Мыть шампунью, расчесывать, делать прически). А знаете ли вы, как в давние времена ухаживали за волосами? Волосы ополаскивали настоем трав – крапивы, березовых листьев, ромашки. Расчесывали деревянным гребнем, заплетали косы и украшали лентами. Расчесывает матушка своей доченьке волосы да приговаривает:
Уж в косу заплету,
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти, расти, коса.
Всему городу краса.

-Всегда у русского народа ценились длинные волосы. Девушки ходили с непокрытой головой, волосы спадали до плеч или заплетались в косы. Для красоты в косы вплетались ленты или золотые нити, а к их концам подвешивали треугольники из кожи или бересты, украшенные шелком или бусам.

-Посмотрите на наших кукол – они такие грустные, их волосы непричесаны, косы не заплетены. Давайте поиграем в парикмахерскую и сделаем наших кукол красивыми. (Дети самостоятельно выбирают атрибуты для игры, выбирают в альбоме прически и делают их куклам. Воспитатель побуждает детей читать потешку.)
 Приложение к занятию «Чешу, чешу волосыньки…»
Косички.
Ах, как жаль, что мало у меня волос:
Я бы заплетала много - много кос!
Слева – пять, и справа – пять,
Ровные, тугие…
Носят же косички девочки другие!
Косы вырастить спешу,
Гребешком чешу, чешу,
Поливаю их из лейки,
Измеряю их линейкой.
Научилась у сестрички
Ленту в косы заплетать…
Почему же мои косы 
Не желают вырастать? 

«Белый снег пушистый»
Цели. Формировать первоначальный опыт общения детей с природой. Учить сосредотачивать внимание на наблюдаемом объекте (снеге), выделять его характерные свойства (белый, холодный, тает, падает), отражать это в речи. Учить понимать простейшие взаимосвязи между наблюдаемыми объектами и явлениями. Показать красоту наблюдаемых явлений. Знакомя детей с потешками, стихотворениями и загадками.
Материал. Материал для рисования. 
Ход занятия.
Воспитатель: Какое сейчас время года? К нам пришла зима. Зимой всегда идет белый… (снег). Посмотрите в окно. Где лежит снег? (На деревьях, на скамейках, на дорожках). Так бывает зимой. А про снег рассказывается в стихотворении:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится.
-Какого цвета снег? Говорят: снег пушистый, значит мягкий. Упадешь в пушистый снег и не ударишься. Снег похож на вату. Снег, как вата пушистый и мягкий. Подуем на ватку-снежинку. Так какой снег идет зимой?
-Я принесла снег в группу. Наши ладошки теплые. Давайте потрогаем снег теплой рукой. Что вы чувствуете, какой снег? Да, снег холодный. А сейчас посмотрите на ладошку? Какая она? Почему ладошка мокрая? От тепла снег тает, становится водой. Посмотрите, на тарелочке снега стало мало, но на тарелочке – вода. Почему на тарелке вода? Это растаял снег. А котик не знал, что снег тает, и вот что из этого получилось:
Падал снег на порог,
Кот слепил себе пирог.
А пока лепил и пек,
Тот пирог водой утек.
Пироги себе пеки
Не из снега, из муки.
-Почему кот не смог слепить пироги из снега?
-Налью воды из крана в другую тарелку. Посмотрите, здесь вода от растаявшего снега, а здесь - из крана. Какая вода из крана? (Чистая). А какая вода от снега? (Грязная). Значит, снег был грязный. Иногда, ребята на прогулке пробуют снег на вкус.Можно ли есть снег? Почему? Снег есть нельзя, потому что он грязный, холодный, вы можете заболеть.
-А что можно со снегом делать? Мы на улице из снега лепили снеговика, сделали горку.
-Расскажите стихотворение про снег.
Снег, снег кружится,
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок!
-Вы все стали снежинками. Покружились, как снежок, опустились на землю.
-А у нас в группе есть картина. (Воспитатель выставляет лист ватмана, на котором нарисованы голые деревья и земля). Давайте нарисуем на ней зиму, как падает и кружится снег. Какого цвета нам нужна краска? Возьмите кисточки, проверьте, как пальчики держат кисточку. Обмакните в краску кисточку, снимите лишнюю краску и аккуратно прижмите кисточку к бумаге. Вот и первая снежинка полетела. Какая красивая картина про зиму и снег у нас получилась!
-Что-то похолодало. Давайте погреемся. (Проводится игра «Снежок». Воспитатель говорит слова, дети выполняют движения.
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы топаем, мы топаем!
Будем весело плясать,
Будем ручки согревать.
Мы хлопаем, мы хлопаем!
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!)
-Пойдемте на улицу и полюбуемся на снег.

Тема: «Мягкие лапки, а в лапках – царапки»
Цели. Используя потешки, песни, колыбельные, познакомить детей с домашним животным – кошкой (особенностями внешнего вида, повадками, поведением). Вызвать положительный эмоциональный отклик при восприятии живого объекта. 
Материал. Живой объект – кошка, корм на тарелочках, печатки из поролона.
 Ход занятия.
Воспитатель читает потешку и вносит в группу кошку.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глазки смелые,
Зубки белые.
-Кто к нам пришел в гости? Давайте посмотрим, какая у нашей кошки шубка –шерстка. Погладьте шерстку у кошки. Какая она? Шубка мягкая, гладкая, пушистая. (Воспитатель еще раз читает потешку.)
-Что еще есть у кошки? Это голова. А что у кошки на голове? (Дети называют). Вот лапки. На лапках коготки. Коготками кошка царапается. Загадаю вам загадку: «Мягкие лапки, а в лапках – царапки». Про кого загадка? Как вы догадались, что это про кошку?
-Давайте посмотрим, как кошка ходит. Ходит мягко, спинку выгибает. Сидит кошка на дорожке, мешает ходить. Погрозим кошке пальчиком, расскажем потешку:
Киска, брысь,
Киска, брысь,
На дорожку не садись.
Наша Танечка пойдет – 
Через киску упадет.
(Дети рассказывает потешку несколько раз, воспитатель меняет имя ребенка в потешке).
-Посмотрите, наша кошка захотела есть. Что ест кошка? Дадим кошке разную еду. Кошка не стала есть морковку, отвернулась от капусты. Посмотрите, кошка ест мясо. А нравится ли кошке молоко? Кошка лакает молоко язычком. Покажите, как она лакает молоко. А как хозяйка зовет кошку, когда хочет дать ей молока? Позовите и вы кошку. А кошка любит играть с бантиком. (Дети наблюдают за игрой кошки).
Воспитатель предлагает спеть песню про кошку «Киска к детям подошла» музыка А.Александрова, слова Н. Френкель.
-Кошка устала, возьму ее на руки. Послушаем, как кошка мурлыкает: «Мур – мур – мур». Вот хозяйка и называет ее Муркой. Споем для кошки колыбельную:
Котя – котенька – коток,
Котя – серенький лобок!
Приди, Котя, ночевать,
Мою деточку качать!
-Наша Мурка устала и захотела домой. (Воспитатель уносит кошку).

Тема:«Зовем весну».
Цели. Используя заклички и потешки, наблюдения за явлениями природы, обогащать расширять первоначальный опыт детей приобщения к миру природы. Материал Материал для аппликации.
 Ход занятия.
Воспитатель: Я очень люблю весну. А вы, дети, весну любите? Что вам нравится весной? А вы ждете весну? Хотите, чтобы она быстрее пришла? Что можно сделать для того, чтобы весна быстрее к нам пришла? Да, конечно, весну надо позвать. Для этого люди сочинили заклички. Позову я весну:
Весна, приди!
Три угодья принеси:
В лугах половодье,
Солнце на подворье,
Зеленое раздолье!
-Вспомните, какие заклички вы знаете. Позовите весну.
Приди, весна,
Приди, красна,
С красным солнышком,
С теплым дождичком!
Звучит музыка, приходит Весна.
Воспитатель: Здравствуй, Весна-красна, что ты нам принесла?
Весна: Принесла я вам здоровья:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Дети встают в круг вокруг Весны и водят хоровод.
Ой, ты, матушка – весна,
Что ты нам принесла?
Ой ли, да люли!
Что ты нам принесла?
Красным девицам 
По шелковому платку,
Маленьким ребяткам
Да по красному цветку.
Ой, ли, да люли,
Да по красному цветку.
Весна дарит вырезанные из бумаги цветы. 
Воспитатель: Повсюду на земле появились проталины – там, где весна ступила на землю, снег растаял, появились первые цветы. А на нашей картине цветы еще не распустились. Наклеим цветы, подаренные Весной. (Дети выполняют коллективную работу. Весна помогает. Весна любуется детской работой, прощается с детьми и уходит).
-Пойдемте на улицу искать признаки весны. (Дети одеваются и выходят на участок детского сада. Вместе с воспитателем они ищут проталины).
-Что такое проталины? Послушайте про них в стихотворении:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают 
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Ноги у весны.
-Какие еще признаки весны вы нашли? На проталинах появились первые цветы. Кто знает, как называются эти желтые цветы? Это мать-и-мачеха, первый весенний цветок, первоцвет. Почему его так называют? Что у мать-и-мачехи самое красивое? Какого цвета цветок? Какой формы? На что похож этот цветок? (На кружок, шарик, солнышко). Чем похож на солнышко? Понюхайте цветок, пахнет или нет? На чем растет цветок? (На стебле). Какого он цвета? А где у мать-и-мачехи листья? Давайте вместе поищем. Вот они, внизу у стебелька и лежат на земле. Сколько их? Какого они цвета? 
-Как красивы цветы мать-и-мачехи здесь, на проталинке, но в вазе они очень быстро вянут. Пусть эти первые цветы, первоцветы, остаются здесь, на проталине. 

«Солнышко, покажись…»
Цели. Формируя ценности переживания, раскрыть ребенку таинственность, загадочность явлений природы. Привлекая средства народной культуры, учить ощущать красоту природы и ее близость ко всему живому, продолжать знакомить с явлениями окружающей природы (солнышком).
Материал. На листе ватмана нарисован красный круг, красная гуашь, зеркало.
 Ход занятия.
Воспитатель приглашает детей позвать солнышко к себе в гости:
Эй, добры молодцы
Да красны девицы!
Собирайтесь, снаряжайтесь,
Солнце красное встречать,
В гости к нам зазывать!
Воспитатель: Позову-ка я красное солнышко.
Выйди, солнышко,
Выйди, красное,
Полно спать тебе в мягком облаке,
Поднимись скорей в небо чистое,
Нет, не выходит солнышко. А теперь позовите вы солнышко:
Солнышко, ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
-Позови, Сережа: «Выйди, солнышко!». Таня, позови солнышко: «Солнце – красное, выходи!». Позовем все вместе: «Солнышко, покажись, красное, нарядись»
Позовем солнышко другой потешкой:
Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко,
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек!
Воспитатель вывешивает лист бумаги с нарисованным кругом.
-Появилось солнышко. Но какое оно грустное и не веселое. Давайте его развеселим – нарисуем ему веселые лучики. Какой краской нарисуем лучики? Почему я приготовила красную краску? Обмакнем ладошку в краску, приложим ладошку к бумаге. Вот и получился первый лучик. Нарисуем много лучиков. (Дети печатают лучики ладошками по всему листу бумаги). Солнышко улыбается. Мы нарисовали много ярких, веселых лучиков. Радуется солнышко.
Засияло, заблестело все вокруг,
Солнечные лучики появились вдруг.
Весело играют в ручках у ребят,
Целый день до вечера все играть хотят!
-Солнце светит на улице и к нам в комнату заглянуло. А если солнышко поймать зеркалом, то веселые солнечные зайчики побегут по стенам и полу. Поиграем с солнечными зайчиками.
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
Воспитатель пускает солнечных зайчиков, дети их ловят.

«Бегут ручьи»
Цели. Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей через знакомство с сезонными явлениями в природе: пришла весна, ярко светит солнышко, стало тепло, растаял снег, бегут ручьи. Дать детям возможность прочувствовать и пережить происходящее в процессе исследования свойств и качеств отдельных предметов. Развивать внимание в ходе подвижной игры.0
Материал. Лодочки из коры дерева, пенопласта и газетной бумаги.
 Ход наблюдения.
Воспитатель:
Ручейки кругом и лужи,
Здесь пошире, там поуже.
-Приглашаю вас на прогулку поискать ручейки и лужи. (Дети выходят на улицу). Поищем лужи и ручейки. Как вы думаете, почему на земле лужи и ручейки? Какое сейчас время года? Как светит солнышко? Что стало со снегом? Это солнышко постаралось, растопило снег, вода побежала ручейком, образовались лужи. Чем лужа отличается от ручейка? Постойте рядом с лужей, посмотрите на воду. Вода спокойная и никуда не бежит. Понаблюдаем за ручейком, вода бежит, торопится. Прислушайтесь, вода журчит. Поиграем в игру «Лужа и ручеек». Когда я скажу «ручеек», вы бегаете по площадке, а когда я скажу "лужа", вы должны остановиться. Кто у нас внимательный. Давайте проверим.
-А как можно поиграть с ручейками? Покажем руками, как кораблик плывет в ручейке. (Пальчиковая игра «Лодочка». Воспитатель читает слова игры, дети помогают:
Две ладошки я прижму
И по морю поплыву.
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
Дети соединяют две ладошки и выполняют ими волнообразные движения).
-А из чего можно сделать кораблик? Ваши папы сделали кораблики из коры дерева и пенопласта. Вот они. А у меня нет коры, я сделала кораблик из газеты. Пустим разные кораблики в ручеек. Ой, что случилось с корабликом из газетной бумаги? Почему он утонул? Да, газетная бумага тонкая, в воде размокает, из газеты получается не прочный кораблик. А из коры какой кораблик? А из пенопласта? Где лучше пускать кораблик: в луже или ручейке? Проверим. Почему в ручейках пускать кораблики лучше? (Они плывут). А чтобы кораблики плыли быстрее, позовем ветерок помочь корабликам.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
От ворот в поворот,
Гони кораблик в ручеек.
Дети пускают кораблики в ручеек.

 

.

 

 

                                           

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

Перспективное планирование кружка "Весёлый карандаш" художественно-эстетической направленности с использованием нетрадиционных техник рисования....

Дополнительная образовательная программа по художественно – эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Креативные батичисты"

Целью созданной программы является содействие развития инициативы, выдумки и творчества детей через различные виды изобразительной и прикладной деятельности, знакомство с нетрадиционной техникой рисов...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию 2017-2018 учебный год

       Формировать художественное мышление через различные способы рисования с использованием арт-технологий....

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Цветик-семицветик» для детей 5–7 лет

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовала...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию 2018-2019 г.

Содержание занятий  по дополнительной программе расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка, служит средством мотивации развития личн...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию «Бумажная филигрань» для детей 4 – 7 лет

     «Бумажная филигрань» -  так называется программа дополнительного образования. Она предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторско...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ "Развиваемся искусством"

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных ...