РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РУЧНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАCТА
статья по развитию речи

Петрова Наталья Андреевна
Для того, что бы овладеть разными видами ручного труда, изобразительной деятельностью, лепкой, рисованием и другими видами детской продуктивной деятельности, очень важно в раннем возрасте обратить внимание на формирование праксиса, перечисленными способами.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РУЧНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАCТА

Петрова Н.А., воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад 123

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант

Способность выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Проблема эта не новая, проблема не оригинальная, но значение ручного праксиса, а затем и разных моторных навыков трудно переоценить в когнитивном, сенсорном, эмоциональном, социальном, личностном развитии дошкольника. Поэтому систематизированность этой работы для педагогов разного профиля, остается одной из важных задач в развитии, коррекции разных трудностей у детей дошкольного возраста.

Развитие мелкой моторики пальцев рук стимулирует созревание речевых центров коры головного мозга. Раздражая кожные покровы пальцев руки, активируя мышечную мускулатуру кисти, можно повысить чувствительность оральной области.

Работа по формированию ручного праксиса представляет собой базу для овладения всеми видами ручного труда, и к старшему дошкольному возрасту возрастает значение овладения графомоторными навыками, как основой овладения письмом. Соответственно, такая последовательная, систематизированная работа с детьми, требует определенной ступенчатости.

В психолого – педагогической практике существуют совершенно разные как традиционные, так и менее известные средства, способы, приемы работы над моторными функциями, в частности над ручной моторикой.

Одним из первых средств, которое можно использовать в работе с самыми маленькими детьми – это пальчиковый массаж и самомассаж.

Основы пальчикового массажа и самомассажа:

Работу по тренировке пальцев рук можно начинать детьми в возрасте от трех месяцев. Гимнастика такими малышами носит характер легкого тактильного общения.

В возрасте 6-7 месяцев нужно проводить систематические тренировки: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

Уже с девятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, увеличивая амплитуду, используя различные предметы для массажа и самомассажа с учетом возрастных особенностей.

Техника массажа включает поглаживания, которых следует начинать процедуру, массирование, пощипывания, потягивания, постукивания и др.

Все движения в массаже идут от периферии к центру, от кончиков пальцев к ладоням.

Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового массажа в сопровождении легко запоминающихся тихо и сюрпризных игровых моментов позволяет организовать занятия как веселые, эмоциональные минутки отдыха.

Приемы пальчикового массажа и самомассажа:

- Использование обобщений

Массируем пальчики от ногтевых фаланг к основаниям. На каждый слог - разминание одной фаланги:

По-пу-гай (мизинец), во-ро-бей (безымянный), пе-ли-кан (средний), о-ло-вей (указательный) - пти-цы (большой).

А-на-на (мизинец), а-бри-ко (безымянный), а-пель-ин (средний), ман-да-рин (указательный) - фрук-ты (большой).

- Заучивание названий пальчиков

Этот пальчик большой - он веселый, озорной

Этот - указательный: серьезный и внимательный

Этот палец средний - ни первый, ни последний

Этот - безымянный: он любит каши манной

А этот - наш мизинчик любит бегать в магазинчик.

Эти простые рифмовки, потешки, являясь основой ритмики, основой двигательного ритмического воспитания, хорошо формируют чувство ритма, а ритм как известно лежит в основе овладения речью.

- Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

Шарика и колечки Су-Джок  широко используют в своей работе логопеды, дефектологи, кинезеологи, педагоги дошкольники и даже учителя начальных классов, для расслабления мышц руки.

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу:

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Карандаши, палочки с гранями и без, палочки коктейльные, узкие, широкие, полые, ребристые можно использовать для массажа пальчикового и массажа ладошек.

Покатаю я в руках карандаш немножко,

Станьте ловкими скорей пальчики, ладошки.

Такие не сложные приспособления при регулярном использовании, дают хороший результат. Мышцы требуют постоянного, многократного, дозированного воздействия, для того чтобы они запоминали определенные ощущения и формировался определенный отклик.

- Использование природных материалов

Камушки, которые можно собирать, по ним можно ходить, сушить, красить. Эти камушки могут быть и основой самомассажа и могут использоваться для выполнения различных творческих заданий.

С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук, ладони, пальцы. Желательно иметь орехи различной величины, круглой, продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью.

Некоторые полезные упражнения, которые можно выполнять с орехами:

  • прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;
  • кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой;
  • раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

Щетки, жесткие мочалки, которые можно ритмично сжимать-разжимать в ладошке, получая более сильные тактильные ощущения. Особенно хорошо это для детей, у которых очень вялый праксис, слабая рука, сниженный тонус.

- Использование различных круп

 Фасоль, горох неизменные спутники занятий с детьми раннего возраста. Возможности манипулирования с ними очень разнообразны. С детьми, не имеющими навыков выполнения разных заданий, можно просто пересыпать из баночки в баночку, делая эти баночки все уже и уже, формируя у детей зрительно – моторную координацию. В крупу можно запускать ладошки, что-то доставать из нее или просто пересыпать.

«Горошки»

Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

Сочетание работы над праксисом с ароматерапией.

Сильные, активные запахи широко используются в работе с детьми, с одной стороны - для стимуляции их активности, жизненного тонуса, с другой стороны для успокоения активных, возбудимых детей. Известно широко воздействие разных ароматических масел. С детьми раннего возраста практикуют только масло лаванды, а вот с детьми более старшего возраста рекомендуется использовать острые и пряные запахи. Например, детям, у которых мало вкусовых ощущений, чтобы их разнообразить можно добавлять в традиционные блюда корицу, ваниль.

Если включить педагогическую изобретательность и фантазию, то многие неожиданные предметы тоже могут превратиться в увлекательные тренажеры.

Все это является базой, основой для формирования моторных навыков у детей дошкольного возраста. Для того, что бы овладеть разными видами ручного труда, изобразительной деятельностью, лепкой, рисованием и другими видами детской продуктивной деятельности, очень важно в раннем возрасте обратить внимание на формирование праксиса, перечисленными выше способами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой в развитии. Их психофизические особенности.Необходимость формирования навыков для самообслуживания у детей.Основные задачи по формированию навыков самообслуживания у детей.Занятия для...

Тема самообразования «Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста»

Самообразование по теме "Развитие речи и формирование ручной умелости у детей дошкольного возраста"...

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современных программах для дошкольных учреждений

Необходимость, значение и задачи проведения педагогической работы по формированию эмоционального здоровья у детей дошкольного возраста. Характеристика задач указанной педагогической работы в современн...

Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Открытое занятие на РУМО на тему "Методы и приемы работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста"...

Формирование моторного праксиса у детей дошкольного возраста с ТНР в процессе дидактической игры «Дорожка»

Наш интеллект находится на кончиках пальцев, поэтому нужно уделять особое внимание развитию мелкой моторики. Разнообразные манипуляции руками влияют на умственное, речевое развитие, являются одним из ...