конспект занятия по развитию речи подготовительная группа
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Акимова Валентина Ивановна

Конспект занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»

Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

Задачи:

• Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;

• Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

• Развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание.

• Воспитывать бережное отношение к природе

Ход занятия:

Ребята, что-то я читаю стихотворение и никак не пойму, помогите мне пожалуйста разобраться! 

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

мухи и стрижи…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

галки, макароны….

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галки и стрижи

Комары, кукушки…

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, чижи,

Аисты, кукушки,

Гуси и ватрушки

Лебеди и утки

И спасибо шутке!

Педагог:

Назовите птиц, которые были названы в стихах (дети перечисляют)

- На какие 2 группы можно разделить всех, упомянутых в стихотворении птиц? (на - перелетных и зимующих)

- Почему их называют перелетными? (они улетают в теплые края)

-Почему они улетают? (питаются насекомыми, а зимой их нет)

Ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и передала конверт. Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку

Эти птицы знак весны,

Чуть проталины видны,

Безошибочно по звездам

Путь находят к старым гнездам.

В их колониях галдеж,

Ничего не разберешь.

Зерна ест, клопов, жуков.

Мышевидных грызунов.

От вредителей как врач

Сад спасает черный. (Грач).

А в конверте письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна холодная, на небе много туч, часто идет снег, дует холодный ветер. Мы, грачи, уже прилетели. А вот другие птицы не хотят прилетать, потому что нет тепла. Мы вас очень просим выполнить все задания, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои гнезда»

Игровое упражнение «Кто за кем прилетает»

Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.

- Кто прилетает первым? Кто прилетает за грачами? Кто прилетает перед журавлями? Кто прилетает после ласточек?

Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Люди уже позаботились о птицах и построили скворечники для грачей (скворцов). Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы.

Дыхательная гимнастика – «Летят птички»

«Отгадай».

На шесте дворец, во дворце — певец.

А зовут его… (скворец)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей   (грач)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины   (ласточка)

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек,

бестолковых попрыгушек   (цапля)

Про кого эти загадки? (про птиц)

А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)

«Сложные слова»

Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.

Белая грудь — белогрудая

Длинные крылья — длиннокрылая

Короткий хвост — короткохвостая

Чёрные глаза — чёрноглазая

Серые глаза — сероглазая

Чёрная грудь – черногрудая

Громкий голос — громкоголосая

Пестрые крылья — пёстрокрылая

Черное крыло – чернокрылая

Длинный хвост - длиннохвостая

Желтый клюв – желтоклювая

Длинные ноги - длинноногая

Релаксация «Полет птицы»

Давайте закроем с вами глаза и представим, что мы лебеди. Это одна из самых красивых птиц: белая, как снег, с длинной гибкой шеей. Поднимите подбородок вверх. Выпрямите спинку, расправьте плечики. Шея лебедя вытянута, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья. Мы взлетели. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада, тишина, покой! Под нами как зеркало блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже… вот уже и земля. Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Пальчиковая гимнастика

Тили-тели, тили-тели – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка –

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами «птицы поют»)

Игра «Четвертый лишний?» (на развитие логического мышления.)

Грач, ласточка, воробей скворец.

Голубь, ласточка, скворец, гусь.

Кукушка, лебедь, снегирь, утка.

Ворона, воробей, голубь, скворец.

Скворец, грач, утка, синица.

Журавль, аист, снегирь, лебедь.

Гусь, ворона, грач, кукушка.

«Заколдованные птицы» (слоги – начало у ребёнка, найти окончание слова).

Какие птицы прилетели в нам весной?

Подведение итогов

жу

равль

цап

ля

лас

точ

ка

грач

скво

рец

чай

ка

ле

бедь

а

ист

чи

бис

стриж

дрозд

со

ло

вей

и

вол

га

жа

во

ро

нок



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему «Весна»

(подготовительная группа)

Программное содержание.

Расширить представления детей о ранней весне.

 Упражнять в умении подбирать прилагательные к существительным: солнце, снег, ручьи; глаголы к существительным: солнце, ручьи; предметов существительных к относительным прилагательным.

Закрепить умение различать и называть зимующих и перелётных птиц.

Развивать память, внимание, логическое мышление и воображение.

 Воспитывать любовь к природе, умение чувствовать ее красоту, любовь к родному краю.

Словарная работа: активизировать словарь словами по данной теме.

Предварительная работа: рассматривание репродукции картины А.Саврасова «Грачи прилетели», чтение рассказов В.Бианки «Синичкин календарь», Н. Сладкова «Весенние радости», знакомство со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится…», разучивание стихотворений, загадок, примет о весне, беседы по теме, наблюдения сезонных изменений в природе.

Приемы: словесные, наглядные, практические, игровые, музыкальное сопровождение.

Материал демонстрационный: магнитная доска, солнце с отдельными  лучами,  мяч,  карточки -схемы для составления рассказов о весне.

Ход занятия:

1часть.

1. Загадка.

- Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга,

Она в виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится.

Грусть тоска её боится.

Что это? (улыбка)

- Подарим, друг другу улыбку и поздороваемся  друг другом, пожелаем доброго утра (например; «Доброе утро Машенька» и т.д.)

2. Беседа по теме.

- Ребята, какое сегодня число, день недели, месяц? А какое время года?- Назовите полностью.

- Вы, ждали весну? Вот она и пришла. Зимой вся природа спала, скованная снегом и льдом. Весной всё вокруг оживает. Скажем ей: «Здравствуй, Весна!»

- А какие месяцы Весна с собой привела? Назовите по порядку весенние месяцы.

- Объясните поговорки, почему так говорят?

 -  увидел грача – весну встречай.

- В марте и курица из лужи напьётся.

- Весна и осень - на дню погод восемь.

- Почему так говорят?

Дидактическая игра «Подбери признаки, действия»: перед ребенком кладем жёлтый круг - солнце, без лучей, рядом разложены жёлтые полоски-лучи.

- Ребята, что-то солнце сегодня не весёлое. Вы хотите его развеселить?

Назовите приметы весны и прикрепите лучик к солнышку.

Вот оно и заулыбалось. 

Игра «Хлопушка» (хлопнуть в ладоши, если услышишь слово о весне)

Пригревает,  тает,  вьюга,  метель,  проталина,  сугроб,  журчит, мороз, снежинка, ручей, снеговик, набухают, лед,  перелётная, холод, подснежник,  почки, зима, тепло.

Презентация «Весна»

- Солнце так хорошо греет, что снег стал таять.

- Посмотрите и скажите, какой снег весной? (Рыхлый, серый, талый, колючий, грязный…).

- Снег растаял, и побежали ручьи.

Какие ручьи? (Весёлые, звонкие…). Что ручьи делают? (Бегут, журчат…)

-  Расскажите, как ведут себя  звери в лесу весной?

(заяц, белка меняют шубку,  просыпается медведь.)

Физкультминутка.

 Логоритмика « Медведь»

              Без  нужды и без тревоги  (хлопают)

             Спал медведь в своей берлоге  (топают)

              Спал всю зиму до весны,  

            И,  наверно, видел сны.  (хлопают и топают одновременно)

  Вдруг проснулся косолапый ,  (потянуться)

Слышит: каплет! Вот беда! ( рука у уха, удары одним пальцем

                                                                           по  ладони)

В темноте пошарил лапой, и вскочил – кругом вода!

(приседают, шарят рукой, встают)

Заспешил медведь наружу: заливает не до сна!

(шагают, хватаются за голову)

Вылез он и видит лужи, (хлопают)

 тает снег,  пришла весна  (руки в стороны и вверх).

- Сколько слогов в слове медведь? (2)

-Назовите первый,…второй.

-Придумайте предложение с этим словом. (Например, весна разбудила медведя)

- Сколько слов в этом предложении? Назовите их.

-Давайте составим схему этого предложения.

Весна   разбудила медведя.

Какая птица спряталась в картинках?

(грач – четыре картинки)

По первым звукам названия предметов составьте слово.

- Кто это? (Грач)

- Грач, какая птица? (Перелётная).

Перелетные птицы.

- Каких еще перелетных птиц вы знаете?   (скворец, утка, журавль, аист, ласточка,  соловей и т.д.)

Правильно, весной к нам возвращаются птицы.

А почему они возвращаются? (появляются насекомые)

Давайте вспомним стихотворение «Гусеница»

Физкультминутка  «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко,

(дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,

(дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей,

(дети машут руками, стоя на месте).

А сугробы тают, тают,

(дети приседают на месте).

А цветочки подрастают.

(дети медленно встают).

А какие весенние цветы вы знаете? Дети называют.

А теперь давайте расскажем все, что мы знаем о весне.

Наступила весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит солнце и сильно пригревает. Тает снег, кругом лужи, бегут ручьи. Идет теплый весенний дождь. На деревьях набухают почки и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо из-под снега расцветают подснежники – первые вестники весны. Просыпаются насекомые. Из тёплых мест возвращаются перелётные птицы.

Дети рассказывают  о весне.

Молодцы, вы много знаете о весне и умеете рассказать  о ней.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЕСНА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: зимний вечер

1. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина.2. Учить передавать впечатления об услышанном произведении в рассказе и рисунке.3. Развивать способность видеть красоту природы.4. Воспитыват...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя сказка

1. Развивать у детей воображение, умение формировать композицию рисунка, передавать колорит зимы.2. Вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на явления природы в передаче своего отнош...

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Пересказ рассказа «Отчего у лисы длинный хвост?» (по Н. Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последователь­ность событий....

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: сказочная птица

1. Учить детей пересказывать сказки, используя свои рисунки.2. Учить выполнять изображения, используя выразительные средства: основные цвета и их оттенки, а также природный и бросовый материал (ткань,...

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»

Конспекты занятий по развитию речи (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА)Занятие № 1 Пересказ сказки «Лиса и козел»...