Проект "Этикет с детских лет"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
на тему «Этикет с детских лет. Что такое этикет?»
Воспитатели:
Фурсова Е.А., Зайцева С.В.
Март 2019г.
Вед: А.С.Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно сказать по его речи.
Актуальность
Этикет - это свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах
В переносном значении - форма поведения, обхождения, правила учтивости, принятые в данном обществе.
Речевой этикет - это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И. Формановская).
Культурно-речевое воспитание детей -дело большой социальной значимости. Как писал известный ученый А.М.Пешковский, «там, где дети усиленно учатся говорить,... там люди не оскорбляют друг друга на каждом шагу, потому что лучше понимают друг друга». И чем раньше начинается речевое обучение ребенка, тем больше возможностей для прочного обладания разносторонними коммуникативными умениями.
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие.Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.
Соблюдение речевого этикета помогает ребёнку строить свое общение со сверстниками и взрослыми людьми.
Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека.Изучение правил речевого этикета происходит на основе того, что уже известно ребенку. Он знает, что необходимо приветствовать знакомых при встрече, говорить вежливые слова «спасибо», «пожалуйста» и др.
Задача педагога – расширить и углубить эти знания, создать возможности для их использования
Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.
Тип проекта:групповой, творческий, долгосрочный
Срок реализации: февраль, март.
Участники: дети, родители, воспитатели подготовительной к школе группы
Проблема:
Бедный словарь формул речевого этикета
Цель:
Формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)
Задачи
Образовательные:
. Учить детей употреблять различные формулы этикетных выражений.
· Знакомить детей с правилами культурного поведения.
· Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.
Развивающие:
· Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.
Воспитательные:
· Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.
Предполагаемые результаты:
В итоге проведённой работы дети должны научиться:
- Пользоваться расширенными формулами речевого этикета;
- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, в нужной тональности.
-Взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;
- Уважительному отношению к близким и окружающим людям.
Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей.
ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ДЕТЕЙ
- Непосредственно-образовательная деятельность
- Беседы
- ИЗО-деятельность
- Творческо-речевые игры и упражнения
- Игры:
- дидактические;
- коммуникативные;
-игры – драматизации
- словесные;
- Музыкальная деятельность
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
- чтение художественной литературы;
- игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- этюды
• проблемные ситуации;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• рассматривание картин, иллюстраций.
План реализации
Вся работа по проекту выстроена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование общей культуры интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность детей дошкольного возраста.
Первый этап:
Подбор методического материала
Подбор дидактического материала.
Разработка перспективного плана мероприятий
Подбор литературы и предварительное чтение
Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.
Подготовка творческих работ для выставки.
Составление плана работы по реализации проекта.
Второй этап — разработка проекта
1. Доведение до понимания участников проекта важности проблемы.
2. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала.
3. Подготовка творческих ра¬бот для выставки.
4. Составление плана работы по реализации проекта
Третий этап — реализация проекта
Работа с родителями:
— анкетирование родителей по теме проекта;
— изготовление совместно с родителями книги-самоделки «Наши добрые дела»;
— организация фотовыставки «Добрый поступок».
Четвертый этап — заключительный
Чтение художественной литературы:
С. Михалков «Ежели вы вежливы»,
В. Осеева «Волшебное слово»,
Сухомлинский « Для чего говорят спасибо»,
С. Мирошниченко «Злая волшебница», « Неизвеняйка».
В. Осеева «Просто старушка», «Плохо», «Что легче? », «Почему? ».
Н.Кульская «Невежливая вежливость»
Чтение «Сказка о матери и сыне»
Г.Остер «Будем знакомы»
В.Степанов «Уроки вежливости»,
С.Маршак «Урок вежливости»,
В.Голяховский «Что за слово»,
В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»,
Благинина «Добрые слова»,
«Правила поведения для воспитанных детей» Шалаева.
7. Разучивание пословиц, поговорок на тему «Вежливость, доброта».
8. Театрализованные игры:
— драматизация по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»;
— кукольный театр «Спасем доброту»;
9. Дидактические игры: «Собираемся в гости», «Дерево добра», «Кто знает больше вежливых слов», «Этикет — школа изящных манер» (ч. 1 —культура поведения; ч. 2 — использование столовых приборов), «Приятного аппетита», «Как правильно себя вести», «Телефонный разговор», «Похвали друга», «Угадай, как меня зовут», «Накрой стол к чаю».
10. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус», «Диалог», «Интервью», «Кафе».
11.Психогимнастика. Этюды: «Внимательный мальчик», «Так будет справедливо», «Вежливый ребенок», «Добрая девочка».
12. Коммуникативные игры: «Встреча двух друзей», «Приветствие», «Просьба», «Прощание», «Выбор и вручение подарка другу», «Приглашение на танец», «Только вместе!», «Все вместе!», «Знакомство».
13. Изобразительная деятельность:
— рисование на темы «Добро и зло», «У Меня сегодня такое настроение»;
— изготовление книги-самоделки «Наши добрые дела»;
14. Создание развивающей среды:
— изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм: «У Мальвины день рождения»; «Кафе»;
— пополнение игр «Семья», «В гостях», «Магазин», «Салон красоты», «Путешествие по городу», «Автобус» атрибутами;
— изготовление дидактических игр: «Дерево добра», «Что такое хорошо и что такое плохо?».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА
КВН "Волшебная страна-этикет"
Цель: Расширить, обновить и закрепить правила этикета в социуме для детей подготовительной к школе группы.
Образовательная область:
Познание
Коммуникация
Социализация
Технологии:
Игровые технологии, направленные на развитие зрительного и слухового внимания.
Задачи:
- Способствовать развитию зрительного и слухового внимания.
- Развивать правильную связную речь.
- Развивать умение детей читать стихи с выражением
- Воспитывать этические нормы поведения
- Способствовать умению петь частушки под музыкальное сопровождение
Ход досуга:
Ведущая: Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я.
Ребята, улыбнитесь друг другу и улыбнитесь гостям.
Игра «Приветствие».
Звучит музыкальный фон Давайте поприветствуем друг друга
- (хором) Здравствуй, друг! — здороваются за руку.
- Как ты тут? — хлопают по плечу.
- Где ты был? — дёргают за ухо.
- Я скучал! — руки к сердцу.
- Ты пришёл? — развести руки.
- Хорошо! – обнимаются.
Пусть улыбка и хорошее настроение будут вашими помощниками. А наш сегодняшний праздник мы посвящаем этикету.
А что же такое этикет?
1 реб:Что такое этикет – знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ этот самый этикет.
2реб: Что такое этикет?
Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка
И хорошая отметка, Но не только в дневнике,
У людей на языке… Очень просто жить культурно.
Все прекрасно, что не дурно.
3 реб: Помни правило номер один в воспитании:
Говорить всегда «Здравствуйте» и «До свидания»!
Нельзя говорить никому никогда
Обидные или плохие слова!
Не дразнись, не будь задирой никогда!
Всех ребят зови по имени всегда!
4 реб:Беседе взрослых не мешай,
Их разговор не прерывай!
Запомни правило простое:
Без спроса не бери чужое!
Старшим старайся во всём помогать,
В транспорте место всегда уступать!
ПЕСНЯ про этикет
Ведущая: Этикет – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком.
Ведущая. Сегодня у нас состоится турнир вежливости,
Чтобы в вежливом турнире победить
Надо очень умным и любезным быть
Все законы поведения изучить!
Ведущая: У нас в гостях 2 команды. Представьтесь команды, пожалуйста
1 команда:- А мы команда «Фиксики»
Девиз: Мы дружные , активные , всегда и всюду вместе !
2 команда: « Чебурашки»
Девиз: Чебурашка верный друг помогает всем вокруг.
-Ведущая: Итак, наши команды представились.
А сейчас разрешите представить жюри….
Задание №1 Словесная игра
«Доскажи словечко»
- Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)
- Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
- Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
- Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
- До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
- Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…( извините).
- Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
- Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
- Если друг попал в беду,…(помоги ему)
- Решай споры словами, …(а не кулаками)
Наши команды замечательно справились с 1 заданием.
Какие нормы этикета вы знаете? (Этикет за столом, в гостях, в кинотеатре, транспорте…)
Задание №2 Д/И «Верно – не верно»
Я раздаю командам картинки. Определите, что неправильно выполняют дети , изображенные на картинке. Найдите картинку на которой дети совершают правильные действия или поступки и объясните почему так думаете. (5 картинок)
Вы хорошо отвечали. А сейчас пришло время отдохнуть.
Команда Фиксики приготовили частушки:
Заиграйка балалайка
Балалайка три струны
Запевайте не зевайте выходите плясуны
В поезд входят три мальчишки
Ух народу сколько тут
Занимай места ребята
А то бабушки займут !
Говорит леньтяйке мать
Убери свою кровать
Я бы мама убрала
Только я еще мала
А наш Ваня ходит гордо
В ход пускает кулаки
У задиры под глазами не проходят синяки
Витя очень умный парень
Может все он смастерить
Только « здравствуй» и « спасибо» не умеет говорить
Мы веселые частушки
Вам исполнили сейчас
О себе о дружбе нашей и о кое ком из нас
Ведущая: Давайте мы поговорим об этикете за столом. Какие правила мы будем соблюдать?
Задание №3. Сервировка стола (команды сервируют стол)
1 ребёнок: Сядем мы сейчас за стол
И расскажем вам о нём.
За столом сиди спокойно
Не толкайся, не кричи
Это правило такое
Знать должны все малыши.
2 ребёнок: Кушай кашу, не спеши
Ложку правильно держи.
Рот салфеткой вытирай,
Стул спокойно задвигай.
Не забудь сказать СПАСИБО!
Благодарности слова
Нам нужны они всегда!
Задание №4 проблемные ситуации
Ведущий: Ребята, у кого из вас дома есть телефон? А кому вы звоните? (Беседа.)
Ребята, умеете ли вы вежливо разговаривать по телефону? Какие правила телефонного этикета вы знаете?
Как бы вы поступили:
1 команда: — Если ты набираешь номер и к телефону подходит мама твоей подруги?
2 команда: — как вежливо поздравить с днем рождения друга.
Задание №5 «Угадай сказку»
Ребята, из какой сказки эти герои. Показ иллюстраций, в сказках всегда добро побеждает зло.
Кошкин Дом.
Культурно ли вели себя гости в этой сказке?
Как гости прощались?
Добро пожаловать друзья. Я Вам сердечно рада. (кошка)
Прощайте. До свидания, Спасибо за компанию
Спасибо кошечка. От всей души благодарю.
«Гуси-Лебеди» Какие слова говорила девочка.
«Золотая рыбка» (рыбка в благодарность помогала деду)
Танец «Танго» 0трывок
Задание №6 Вредные советы. Дети в командах исправляют на полезные.
1-й совет. Если ты пришёл к знакомым-
Не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун. (Ответы детей 1 команды)
2-й совет.
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома-
пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом,
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.(Ответы детей 1 команды)
3-й совет.
Девчонок надо никогда
Нигде не замечать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла…(Ответы детей 1 команды)
4-й совет.
Если к папе или к маме
Тётя взрослая пришла
И ведёт какой-то важный
И серьёзный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой, сдавайся! Руки вверх»(Ответы детей 1 команды)
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы замечательно усвоили правила этикета !
Вы очень вежливые дети по отношению к сверстникам и взрослым!
Пока жюри подводит итоги
Итоги конкурса:
Жюри:
Победила дружба. Все хорошо знают правила этикета! А сейчас мы дарим всем участникам медали « Победителей» в нашем турнире вежливости.
ВЫВОД:Проделанная работа позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны.
Дети стали более внимательными во время НОД и во время бесед с ними, более общительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние.
Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта (фотографирование, поиск информации). Но самое главное, что мы смогли донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью.
Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны проходить через все разделы общеобразовательной программы ДОО и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году.
Формирование культуры речевого общения, важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.
Список литературы:
Шипицина «Азбука общения»
О.М. Ельцова «Риторика для дошкольников»
Соколова О.М. Этическое воспитание дошкольников
Алексеева Д.Ф. Этическое воспитание дошкольников
Курочкина Н.И. Этикет для дошкольников
Картаушина Коммуникативные игры для дошкольников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детские капризы и что с ними делать? Руководство по управлению детскими капризами (что делать и как предотвратить детские истерики?)
Уважаемые мамы и папы! Капризы из ничего не возникают.На самом деле все они имеют конкретную почву, вполне обоснованную причину, которые просто-напросто вами н...
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад «Наш ребёнок поступает в детский сад!» Адаптация ребёнка к детскому саду.
Родительское собрание для родителей, дети, которых впервые идут в детский сад«Наш ребёнок поступает в детский сад!»Адаптация ребёнка к детскому саду. - Добрый день, уважаемые родители!- Тема...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...
Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»
В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению Примерной номенклатуры дел детских дошкольных учреждений
Приказ Минобразования РСФСР от 20.09.1988г. № 41 «О документации детских дошкольных учреждений» (вместе с «Примерной номенклатурой дел детского дошкольного учреждения», «Рекомендациями по применению П...
Методическая разработка родительского собрания во второй младшей группе детского сада «В детский сад с радостью». Адаптация ребенка к условиям детского сада.
Данный материал будет интересен и полезен родителям и педагогам в педагогической деятельности....