Конспект занятия по речевому развитию по методике ТРИЗ на тему: "Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Абдуразакова Джамиля Ирбайхановна

Конспект занятия по речевому развитию по методике ТРИЗ  на тему: "Транспорт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ООД в подготовительной  группе по освоению образовательной области «Речевое развитие» с использованием  технологии ТРИЗ

Тема: Транспорт

Цель:

Задачи:

Уточнить и закрепить   знания о транспорте настоящего и прошлого и его частях;

 учить системному мышлению, которое поможет научить мыслить о каком либо объекте в определенной системе, а так же осуществлять анализ не только системы но и подсистемы и надсистемы; представлять объект в настоящем, будущем, и прошлом; закреплять умение грамматически правильно строить ответы на вопросы; а так же учить выявлять противоречия, проблемные ситуации;

упражнять в умении классифицировать  транспорт по видам;

развивать познавательно-мыслительную активность детей: производить мыслительные операции (сравнение, обобщение);

закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ответом;

совершенствовать  фонематический слух: учить  называть слова с определённым звуком;

совершенствовать связную речь:  учить детей  делить  двухсложные и трёхсложные  слова  на  слоги;

совершенствовать умение составлять составлять рассказы о предметах с последовательно-развивающимся действием

Учебно-методический комплект: основная образовательная программа МАДОУ   «Золушка», разработанная на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Москва 2014г. с учетом ФГОС ДО.

Средства:

Наглядные: Системный оператор, мультимедийная  презентация по теме,  разрезные картинки для  дидактической игры  «Собери целое из частей», картинки с разным видами транспорта для дидактической игры «Земля, воздух, вода»,  мультимедийный  системный оператор  

Цифровые образовательные ресурсы: телевизор, ноутбук, интерактивная экран, «волшебный шар», .

Музыкальные: звуковые эффекты.

Предварительная работа:

-беседа  «Каким бывает транспорт»;

-дидактические игры:  «Светофор», «Назови профессию»;

-рассматривание иллюстраций с изображением различных видов транспорта.

- чтение  рассказов и стихотворений по теме «Транспорт»

- разучивание  стихотворений,  зрительных  и  дыхательных  гимнастик по теме «Транспорт»;

- рассматривание  иллюстраций  по теме «Транспорт»;  

- загадывание  загадок;  

-консультации  для  родителей;

- сюжетно-ролевые  игры  «Путешествие  на  транспорте», «Семья»,  «Едем на автобусе по городу», «Железная дорога», «Космос»;

-дидактические  игры  «Чудесный  мешочек»,  «Автомульти»,  «Угадай транспорт»,  «пешеходы и водители».

Словарная работа:

активизация:

обогащение:

Методы и приемы:

1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей (сюрпризный момент – появление на экране  Винтика и Шпунтика).

2.Методы коррекции и уточнения детских представлений (создание проблемных ситуаций, беседа).

3.Методы, повышающие познавательную активность

4. Методы, способствующие   взаимосвязи различных видов деятельности (перспектива, направленная на последующую деятельность).

5. Наглядный метод (мультимедийная презентация (иллюстрации по  теме  «Транспорт»).

6. Наглядно-практический метод (упражнения на активизацию словаря, дидактические игры).

7. Словесный метод.

8. Прием эмоциональной заинтересованности (появление Винтика и Шпунтика).

9.Приёмы  оценки (похвала).

10.Игровой прием (игры).

ХОД ООД:

Дети занимаются в группе свободной деятельностью.

Шум, скрежет, визг, звук аварии. Голос за кадром

-Ой, ребята, спасите, помогите! Ай-ай-ай!

-Ребята, вы слышали? А что же могло случиться? (Машина разбилась, попала в аварию)

На экране появляются Винтик и Шпунтик.

«Здравствуйте ребята, я Винтик, а я Шпунтик. Мы из солнечного города. Мы конструкторы-механики. Работали над проектом грузового и легкового автомобиля будущего. Сегодня проводили испытание, и вот наши машины разбились. Как обидно! Что же нам делать?»

-Ребята, как же быть? Что нам делать? (А давайте поможем им)

-Чем мы можем помочь  Винтику и Шпунтику? (Построим новые машины, отремонтируем их).

- Верно ребята, а поможет нам сегодня в этом «Волшебный экран»

Дети садятся на стульчики, напротив вывешивается «Волшебный экран»

- Над проектом какого автомобиля работали Винтик  и Шпунтик? (Они работали над проектом грузового и легкового автомобиля будущего).

Открывается экран №1

-Давайте  мы  сравним грузовой и легковой автомобили нашего времени. Что мы знаем об этих  машинах?

(Грузовой транспорт перевозит грузы, легковой перевозит людей.

Они бывают разного цвета и  разного размера.

Эти  машины заправляют бензином.

Ими  управляет водитель или шофёр).

Работа с экраном №2

Игра «Без чего не бывает автомобиля»

-Ребята, чтобы помочь Винтику  и  Шпунтику, нужно ещё хорошо знать детали этих машин.

-Давайте вспомним с вами, из каких деталей состоят автомобили. А называть детали  нужно   на  определённый звук.

М - без мотора

К- без кабины, колёс

Б- без багажника, бампера, бензина

Р- без руля  -Без кого не поедет автомобиль?

В- без водителя

-А какие ещё детали автомобиля вы знаете?  

Работа с экраном №3

Игра на классификацию транспорта «Воздух, земля, вода».

-А сейчас  Винтик  и Шпунтик  предлагают вам поиграть в игру «Воздух, земля, вода».

-На столах лежат картинки с изображением различных видов транспорта. Вам нужно распределить их в соответствии с обозначениями на столах.

(Дети классифицируют транспорт наземный, воздушный и водный).

-Ребята, как вы думаете, кто сможет проверить, правильно ли вы выполнили задание?

(Дети предлагают кандидатуру ребёнка. Пока ребёнок проверяет правильность выполнения задания, остальные дети садятся на свои места).

- Вот Винтик  и Шпунтик  не знают, какой транспорт был раньше, до изобретения автомобиля.  А для того, чтобы нам рассказать о транспорте, который был раньше,  предлагаю отправиться  в прошлое. А поможет нам  волшебный шар. Давайте встанем, закроем глаза и скажем волшебные слова (включается светящийся шар, приглушается свет):

- Раз, два, три.   Волшебный шар нас в прошлое перенеси!

- Вот мы с вами и в прошлом.

-Давайте вспомним,  на чём ездили и перевозили люди грузы?   (Сначала человек передвигался самостоятельно и все грузы носил на себе. Потом на помощь человеку пришли домашние животные лошади, ослы, а в жарких странах верблюды, слоны, а на севере олени).

Открывается экран №4

- Да домашние животные были хорошими помощниками. И самым распространённым была лошадь.

-Как вы думаете, лошадь, как транспортное средство – это хорошо или плохо?

Игра «Хорошо-плохо» на тему «Лошадь как транспорт»

  (И хорошо и плохо.)

-Почему лошадь как транспорт – это хорошо? (Хорошо то, что  лошадь не загрязняет окружающую среду.  Для неё  не нужно покупать бензин, запчасти. Её не надо ремонтировать.)

-А почему плохо? (Она  медленно едет. Не может  преодолевать большие расстояния. Не может  возить сразу много груза. За ней нужно ухаживать. Она может заболеть. Зимой на ней ездить холодно. Неудобно на ней ездить в отпуск).

- Как вы думаете, во что  впрягали лошадь? (Лошадь впрягали в колесницы,  в повозки , в телеги, в карету. Зимой впрягали в сани)

-Давайте посмотрим, так ли это? Открывается экран №5

-Да, действительно, очень много лет домашние животные верно служили человеку, но потребности людей всё время росли. И тут человек понял, что самому нужно изобретать транспортные средства.

-Как вы думаете почему? (Потому что  домашние животные  не могли поднять  большие тяжести.   Они не могли  переносить их  на дальние расстояния.  Животные  уставали. Не могли долго обходиться без пищи, без воды. Люди тоже уставали от тряской езды)

-И человек  изобрёл   другие виды транспорта.

-А какие вы сейчас узнаете. Только нам сначала нужно вернуться в настоящее?  

- Раз, два, три.   Волшебный шар  в настоящее ты нас верни!

(Дети остаются стоять возле стульев)

- Давайте с вами вспомним, какие виды транспорта изобрёл человек?

-А сейчас  разделим эти слова на слоги при помощи притопывания.

(Ракета,  машина, паровоз, пароход, самолёт, самосвал и т.д После игры проходят на стулья).

Экран №6

-Ребята, при аварии из машины рассыпались  картинки. Их нужно восстановить, иначе у Винтика  и Шпунтика  не получится создать машину будущего.

Игра «Разрезные картинки».

(воздушный шар, дирижабль, плот разделить на 6-7 частей).

-Что у вас получилось? (Транспорт прошлого)

-Верно, это  вид транспорта, который был создан человеком  до появления  современного  автомобиля.

-Давайте вспомним, как он называется? (воздушный шар, дирижабль, плот, дилижанс, кабриолет, парусная ладья)

-Правильно! Через некоторое время  человек  изобрёл двигатель.  И тогда появились первые самолёты. А уже потом появились ракеты, подводные лодки, метро и ещё много других видов транспорта.

Открывается экран №7

А на этом экране ничего нет. Как вы думаете,  почему? (Потому что автомобиль будущего ещё никем не придуман).

- Верно, ребята, и эту задачу будете решать вы с помощью картинок подсказок. Представьте себе, что вы инженеры – конструкторы, создаёте автомобиль будущего. Каким он будет?  Решать вам.

Игра «Изобретатели» с использованием Метода фокальных объектов.

(на  экране №7 появляются мяч, перо лампочка).

На экране появляется мяч.

-Вам нужно перенести качества мяча на автомобиль.

-Вспомните, мяч какой? Что мяч может делать? (круглый, резиновый, лёгкий, летает(если бросить), скачет, не тонет (плавает).

- А теперь перенесите качества мяча на автомобиль. Каким он будет автомобиль будущего? ( автомобиль круглой формы, резиновый- надувной, лёгкий- потому что из резины, надувной, летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки, не тонет, плавает, потому что из резины).

Примерный полученный результат:

Круглый  надувной автомобиль без колес, который ездит на воздушной подушке и может перелетать препятствия. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места.

Рефлексия.

- Мы с вами сегодня многое вспомнили и рассказали о транспорте.

-Какое доброе дело мы сегодня сделали?

-Что для вас было самым трудным?

-Что интересного вы сегодня узнали?

-Что оказалось самым лёгким?

-Как вы думаете, где вам могут пригодиться полученные сегодня знания?

Открытие экрана №8 (изображение разных видов конструктора)

-А сейчас предлагаю вам стать настоящими инженерами- конструкторами, отправиться в мастерскую Винтика и Шпунтика и собрать там автомобиль будущего.

Экран №9

Дети рассматривают фантастическую иллюстрацию.

Литература:

1.Белоусова Л. Е. Удивительные истории. СПб.: Детство-Пресс, 2003. 128 с.

2.Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду, Минск: ИВЦ Минфина, 2008. 112 с.

3.Никашин А.И., Страунинг А.М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии, Ростов-на-Дону, 1991.

 4.Сидорчук Т.А., Прокофьева Н.Ю. С 34 Технология развития интеллекта дошкольников. Методическое пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «УЛЬЯНОВСКИЙ ДОМ ПЕЧАТИ», 2015. – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме "Транспорт" для детей с задержкой психического развития

Конспект занятия для закрепления знаний детей с задержкой психического развития 5 - 6 лет о транспорте, его видах, назначении. При проведении занятия используется мультимедийная презентация, движения ...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 6-7 лет на тему "Транспорт"

Цель: Активизировать и обогатить словарь детей по теме транспорт.Задачи: Образовательные:продолжать учить детей классифицировать различные виды транспорта по характерным признакам,познакомить с разным...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе тема:"Транспорт"

Цель: Расширять и активизировать словарь по теме «транспорт». Закреплять понятия: «наземный», «водный», «воздушный» вид транспорта. Упражнять в составле...

Конспект занятия по речевому развитию в первой младшей группе на тему «Транспорт»

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группепо теме «Транспорт»Цель: Обогащать и систематизировать словарный запас.Активизировать и закреплять речь по теме «...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе по теме «Транспорт»

Ход НОД:1. Организационный момент. (Создание эмоционально положительного фона).Поздоровайтесь друг с другомУлыбнитесь всем вокруг.Слева другу дайте рукуИ скорей вставайте вкруг. 2. Отгадыван...