Сценарий НОД по развитию лексико-грамматических категорий "Притяжательные прилагательные".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шибаева Людмила Валентиновна

Данный сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет старшим дошкольникам в игровой форме закрепить навык образования притяжательных прилагательных в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prityazhatelnye_prilagatelnye.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7  КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ПИНГВИНЕНОК»

г. Снежногорск  Мурманской области

Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед

Организация непосредственно образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старшая  группа,  первый год обучения)

Тема: «Притяжательные прилагательные».

Цель: закрепить умение детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных и включать их в предложение.

Оборудование: аппликация «заяц», части тела зверей, картинки с изображением семей диких и домашних зверей, контурные изображения зверей с перепутанными частями тела, хвосты зверей, картинки с изображением белого зайца и серого волка, белый лист картона.

План организации НОД

1.Организационный момент.

Логопед: Сегодня я расскажу вам сказку. Садитесь удобно и слушайте.

Жил-был Заяц.

(На доске выставлен белый заяц - аппликация).

И всё у него было заячье.

Назовите части тела зайца со словом «заячий».

Ответы детей: заячий хвост, заячья голова, заячьи уши и т.д.

2.Работа с притяжательными прилагательными.

Логопед: Был он очень трусливый и завистливый. Как-то раз отправился Заяц по волшебному лесу гулять, видит,  на поляне  много зверей семьями собралось, а наш Заяц испугался такого количества зверей, и из-за куста их рассматривает.

Игра «Чья семья?»

(На доске выставлены картинки с изображением семей диких и домашних зверей.)

Логопед: Назовите семьи зверей. Это чья семья?

Ответы детей: Волчья семья, лисья семья, медвежья семья и т.д.

Логопед: Стали звери в прятки играть, головы, ноги-лапы, туловища за деревья попрятали, а хвосты-то из-за деревьев торчат.

Игра «Чей  хвост?»

(На доске выставлены картинки с изображением хвостов зверей.)

Логопед: Ребята, назовите  «Чьи это хвосты?»

Ответы детей: Лошадиный хвост, кошачий хвост, коровий хвост и т.д.

Логопед: Уж очень Зайцу понравился лисий хвост. «Вот, - подумал Заяц, - мне бы такой хвост». Осмелел Заяц и  просит Лису: «Давай меняться. Тебе – мой, заячий  хвост, а мне – твой, лисий». Подумала Лиса и согласилась, уж очень  лисий хвост ей мешал от охотников да собак скрываться.

Поменялись.

(На доске к аппликации «заяц» логопед прикрепляет лисий хвост, закрывая заячий хвост.)

Логопед: Пошёл Заяц с лисьим хвостом, не знает, что с ним делать. И так им махнёт, и так повернёт, и колесом свернёт – всё неудобно. Увидел его Медведь и стал смеяться: «Ты, - говорит, - ни Заяц, ни Лиса! Ха-ха-ха!»

А наш Заяц идёт себе дальше, да слышит, как звери спорят: «Чья шея самая длинная?»  Лошадь говорит: «Моя лошадиная шея самая длинная. А собака  отвечает: «Нет, …».

Игра «Чья шея?»

(Логопед показывает на ранее выставленные картинки с изображением зверей.)

Логопед: Подскажите, ребята, что сказала Собака? Кошка? Медведь? И т.д.

Ответы детей: Собачья шея, кошачья шея, коровья шея и т.д.

Логопед: Очень Зайцу понравилась лошадиная шея с лошадиной гривой. Просит  Заяц Лошадь: «Давай с тобой меняться. Тебе – мою, заячью шею, а мне -   твою, лошадиную с гривой лошадиной». Долго Лошадь не соглашалась, но Заяц уговорил Лошадь.

Поменялись.

(Аппликация «заяц» - приподнять заячью голову и раскрыть гармошку – лошадиную шею с гривой.)

Логопед: Идёт Заяц дальше, лошадиной гривой потряхивает, гордый, что шея у него теперь лошадиная. Вдруг слышит,  как звери между собой хвастаются: «Чья голова всех умнее?»  Медведь говорит:  «Моя медвежья голова самая умная».

Игра «Чья голова?»

(Логопед показывает на ранее выставленные картинки с изображением зверей.)

Логопед: А лиса отвечает: «Нет моя …».  Продолжите,  ребята.

Что скажет Волк? Лошадь? И т.д.

Ответы детей: Волчья голова, медвежья голова, беличья голова и т.д.

Логопед: Понравилась уж очень Зайцу медвежья голова. «Вот бы мне медвежью голову, уж очень она большая, наверное,  самая умная!» - подумал Заяц. И говорит Медведю: «Давай меняться: тебе – мою, заячью голову, а мне твою – медвежью». Посмеялся Медведь, но согласился.

Поменялись.

(На доске к аппликации «заяц» логопед прикрепляет медвежью голову, закрывая заячью голову.)

Понравилось Зайцу меняться.  Он с Тигром лапами  поменялся. И стали  у зайца лапы  ЧЬИ?

Ответ детей: Тигриные лапы.

(На доске к аппликации «заяц» логопед прикрепляет тигриные лапы, закрывая заячьи лапы.)

Логопед: У  Оленя Заяц себе рога выпросил. И стал Заяц рога носить ЧЬИ?

Ответ детей: Оленьи рога.

(На доске к аппликации «заяц» логопед прикрепляет оленьи рога.)

Логопед: От  ежа ежовые иголки  получил. И стал Заяц на себе иголки носить ЧЬИ?

Ответ детей: Ежовые иголки.

(На доске к аппликации «заяц» логопед прикрепляет к туловищу ежовые иголки.)

Логопед: Понравилось тут  и всем зверям меняться.

Посмотрите, что из этого вышло.

Игра «Путаница»

(Перед  каждым ребёнком  на парте лежит карточка с контурным изображением зверя  с перепутанными частями тела.)

Логопед: Ребята, расскажите, что из этого получилось?

Ответы детей: У меня лиса, а хвост волчий. У меня собака, а голова беличья. И т.д.

3.Динамическая пауза.

Логопед: Стали звери друг перед другом красоваться, своими походками похваляться. Лиса лисьей походкой прошлась. Покажите, ребята, как выглядит лисья походка, медвежья походка, беличьи прыжки, заячьи прыжки, кошачья походка, лошадиный бег, оленьи рога.

А наш Заяц лисьим хвостом помахивает, лошадиной гривой потряхивает, медвежьей головой  вертит, на тигриных  лапах попрыгивает, ежовые иголки распускает.

4.Введение притяжательных прилагательных в предложение.

Логопед: Посмотрите, что за сказочный зверь у нас получился?

Игра «Сравни зверей»

Логопед: Ребята, сравните, называя  части тела настоящего  и сказочного Зайца.

(Картинка с изображением зайца-беляка выставляется рядом со сказочным Зайцем.)

Ответы детей: У настоящего зайца хвост заячий. У  сказочного Зайца хвост лисий. У настоящего зайца голова заячья. У сказочного Зайца медвежья голова. И т.д.

Логопед: Вдруг откуда-то из леса услышали звери волчий вой. Волчий вой становился всё громче и громче. Да вот и сам Волк пожаловал.

(Логопед показывает закрытую картинку с изображением волка, по мере ответов детей скрытые части картинки открывает.)

Логопед: Сначала показался волчий … (нос), потом волчья … (пасть).  Потом …

Дети договаривают: Волчья шея, волчьи лапы, волчье туловище, волчий хвост.

Все звери испугались  Волка и стали  разбегаться по своим жилищам.

Игра «Куда спрячутся звери?»

(На  доске выставлены картинки с изображением жилищ зверей.)

Логопед: Скажите, куда убежит белка?  В чьё дупло спрячется белка?

Ответы детей: Белка убежит в дупло. Белка спрячется в беличье дупло.

Логопед: А медведь? Лиса? Собака?

Ответы детей: Медведь спрячется в медвежьей берлоге. Лиса спрячется в лисьей норе. Собака убежит в собачью  конуру (будку).

(Обратить внимание детей на то, что дом собаки можно назвать и будкой и конурой.)

Логопед: А наш Заяц хотел убежать, да лисий хвост за траву  зацепился, а оленьи рога  в кустах застряли.  Ежовые иголки листьев насобирали. Схватил Волк Зайца за лошадиную гриву  и собрался в волчье  логово тащить.

Увидели это оставшиеся звери, налетели на Волка и давай его щипать, царапать со всех сторон. Бросил Волк Зайца.

- Спасибо, звери, спасли вы меня! Теперь я знаю, что мне надо сделать.

Пошёл Заяц к Лисе и отдал ей …

Дети договаривают: Лисий хвост.

Игра «Что сделал Заяц?»

Логопед: А что еще сделал Заяц?

Ответы детей (требовать ответа полным предложением):  Лошади отдал лошадиный хвост. Заяц отдал Медведю медвежью голову. Оленьи рога Заяц отдал оленю. Ежовые иголки Заяц  отдал ежу. Тигриные лапы отдал Тигру.

Логопед: И стал Заяц как заяц. Только теперь он никому не завидовал.

А Волк  голодным остался, бродит по лесу да следы вынюхивает. Какие следы могут ему встретиться?

Ответы детей (требовать ответа полным предложением): Волку могут встретиться лисьи следы. Волку могут встретиться медвежьи следы. И т.д.

5.Итог занятия.

Логопед: Вот вам и сказка  о Зайце. Вот она и вся.

А за помощь я вас благодарю и спасибо говорю.

Литература:

1. Сутеев В.Г. Сказки. – СПб.: «ГЕРИОН», 1996.

2. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997.

3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Относительные прилагательные»

План-конспект  коррекционно-образовательной деятельности  по развитию лексико-грамматических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Относительные прилаг...

Сценарий НОД по развитию лексико-грамматических категорий "Уточнение пройденных обобщений".

Сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет обогатить и активизировать словарь дошкольника обобщающими понятиями....

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Учимся задавать вопросы".

Сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет закрепить у  дошкольника с общим недоразвитием речи умение задавать вопросы с опорой на наглядность  и самостоятельно....

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Сложноподчиненное предложение с союзом «потому что".

Сценарий организации непосредсвенно образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ОНР,  упражняет  детей в составлении  сложноподчиненных предложений с союзом "потому что...

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Работа над фразой. Предложение с союзами и союзными словами «История о Незнайке".

Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности позволяет детям с ОНР совершенствовать практический навык употребления в речи сложносочинённых и сложноподчинённых  предложений с...