Сценарий НОД по развитию лексико-грамматических категорий "Уточнение пройденных обобщений".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шибаева Людмила Валентиновна

Сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет обогатить и активизировать словарь дошкольника обобщающими понятиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchie_slova.doc296.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №7  «ПИНГВИНЕНОК» г. Снежногорск  Мурманской области

Шибаева Людмила Валентиновна, учитель-логопед

Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности

по формированию лексико-грамматических категорий

в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая  группа,  первый год обучения)

Тема: «Уточнение пройденных обобщений».

Цель:  закрепить в речи детей обобщающие понятия, активизировать словарь

            существительных.

Оборудование: яркая коробка, предметные картинки, картинки для игры в «4-ый лишний», контурные картинки с наложением, разрезные картинки, зашумленные картинки, модели предложений, листы с изображениями предметов на обобщающие понятия, кубик, на гранях которого изображены предметы на обобщающие понятия, карандаши.

Ход  НОД

1.Организационный момент.

Логопед входит в группу с яркой коробкой в руках.

Логопед: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? Если вы хотите узнать, что лежит в коробке, то займите, пожалуйста,  свои места на стульчиках.

- В одной группе нашего детского сада жила-была вот эта коробка с картинками.

Но дети её не замечали. Мальчишки в той группе всегда играли  только с машинками и солдатиками, а девчонки – с куклами. Коробка с картинками   стояла на полке  и грустила: никто её не открывал, с картинками не играл.

Посмотрите сколько в коробке ярких интересных картинок.

Логопед показывает коробку с картинками.

И с ними можно играть в разные интересные игры. Не хотите ли, вы, ребята, поиграть с картинками из коробки?

Ответ детей.

2.Игра с «зоркими» картинками.

Логопед достаёт из коробки контурные картинки с наложением.

Логопед:  Это картинки «зоркие». Чтобы их разгадать, нужно внимательно глазками смотреть, постараться все  предметы  найти и назвать их одним словом.

Логопед показывает картинки, на которых контуры предметов, наложены друг на друга.

Ответы детей: «Яблоко, груша, лимон – это фрукты. Морковь, огурец, капуста – это овощи. Шапка, пальто, свитер – это одежда» и т.д.

3.Игра с разрезными картинками.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько в коробке разрезных картинок.

Логопед достаёт из коробки разрезные картинки.

Давайте их части соберем в картинку  и одним словом предметы назовём.

Каждый ребёнок  складывает свою  разрезную картинку.

Ответы детей: «Свёкла и редиска – это овощи. Самолет и автомобиль – это транспорт. Кукла и пирамидка – это игрушки» и т.д.

4.Игра с зашумленными предметами.

Логопед: Посмотрите, какая необычная картинка. Какой  предмет спрятался на этой картинке? На этой картинке?

Логопед показывает зашумлённые картинки. 

Ответ детей: «Дуб, ель».

Названные предметные картинки логопед выставляет на доске.

Логопед: Скажите, какие предметы могли бы быть ещё здесь нарисованы? Почему?

Дети перечисляют деревья  и подбирают обобщающее слово.

5.Игра с кубиком.

Логопед: В нашей коробке есть и кубик с картинками. Посмотрите.

Логопед достаёт из коробки кубик, на гранях которого нарисованы предметы, к которым нужно подобрать обобщающее слово (молоток, совок, клещи; язык, уши, нос; сыр, конфета, колбаса; певец, кузнец, строитель; кактус, роза, василёк и т.д.).

Дети рассматривают кубик с картинками на обобщающие слова.

Логопед: Надо кубик «бросить» и подобрать общее слово к предметам, изображенным на одной стороне кубика.

Дети играют с кубиком.

Логопед:  С кубиком можно поиграть и вот так.

Логопед  «бросает» кубик,  называет предметы и продолжает цепочку слов, передавая кубик ребёнку.

Игра в цепочку слов.

6.Динамическая пауза.

Логопед: В нашей коробке есть и вот такая зашифрованная картинка.

Логопед достаёт из коробки картинку с изображением человечков, вставших в круг.

Логопед: Как вы думаете, что нам нужно сделать?

Дети встают в круг.

Логопед: Ребята, как можно нам разделиться на 2 группы?

Ответы детей: Нам можно разделиться на девочек и мальчиков.

Дети делятся на два круга.

Логопед: Девочки прыгают, а мальчики приседают.

                Мальчики ногами топают, а девочки в ладоши хлопают.

                Девочки полы подметают, а мальчики гвозди забивают.

Молодцы!

Логопед: Ребята, посмотрите, в нашей коробке есть и предметные  картинки.

Дети рассматривают предметные картинки.

Логопед: Вы картинку возьмите, внимательно её рассмотрите и пару себе найдите.

Почему вы встали в пару?

Дети объясняют свой выбор:  «Мы встали в пару, потому что лопата и пила – инструменты. Мы встали в пару, потому что тапки и туфли – обувь»  и т.д.

7.Игра «Четвёртый лишний».

Логопед: Ребята, хотите поиграть вот с такими картинками.

Логопед достаёт из коробки картинки на игру «Четвёртый лишний».

Логопед: Какая картинка  лишняя и почему?

Дети объясняют свой выбор. Добиваться полного ответа: «Валенки, сапоги, туфли, платье.  Лишнее платье, потому что платье  -  это одежда, а валенки, сапоги, туфли – это обувь».

8.Игра с чёрно-белыми картинками.

Логопед: Что это за листик выглядывает из коробки?

Логопед вынимает из коробки листы с чёрно-белыми картинками.

Логопед: Соедините три предмета между собой и объясните, почему вы так сделали?

Дети выполняют задание: «Я соединил ласточку, воробья, аиста, потому что это  дикие  птицы. Соединил   утку, петуха, гуся, потому что это  домашние птицы».

У каждого ребёнка свой вариант картинок на дифференциацию: продукты питания (мясные и хлебные);  посуда (чайная и кухонная);  транспорт (грузовой и пассажирский) и т.д.

9.Игра «Составьте предложение по  модели».

Логопед: Посмотрите, в коробке есть ещё картинки.

Логопед достаёт картинки из коробки. Дети рассматривают их.

Логопед: С помощью этой модели мы можем составить предложение. Кто составит предложение по данной модели?

                                                                                                                     

Ответы детей: «Овощи растут на грядке».

Дети составляют предложения по моделям: «Фрукты растут на дереве. Посуда стоит на столе. Домашние звери живут рядом с человеком. Мама купила  продукты».  И т.д.

10. Итог занятия.

Логопед: Посмотрите, все картинки закончились. Вам понравились игры с картинками? Оставим коробку с картинками в своей группе? Не будет ей одиноко?

Оценка деятельности детей.

Литература:

1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Акцидент, 1997.

2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи "Чудо-дерево"

Вашему вниманию предлягается конспект НОД по составлению описательного рассказа по теме "Одежда". Данный материал разработан для детей, посещающих  группу компенсирующей направленности от 5 до 6 ...

Сценарий НОД по развитию лексико-грамматических категорий "Притяжательные прилагательные".

Данный сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет старшим дошкольникам в игровой форме закрепить навык образования притяжательных прилагательных в речи....

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Учимся задавать вопросы".

Сценарий непосредственно образовательной деятельности поможет закрепить у  дошкольника с общим недоразвитием речи умение задавать вопросы с опорой на наглядность  и самостоятельно....

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Сложноподчиненное предложение с союзом «потому что".

Сценарий организации непосредсвенно образовательной деятельности с дошкольниками, имеющими ОНР,  упражняет  детей в составлении  сложноподчиненных предложений с союзом "потому что...

Сценарий НОД по совершенствованию лексико-грамматических представлений "Работа над фразой. Предложение с союзами и союзными словами «История о Незнайке".

Сценарий организации непосредственно образовательной деятельности позволяет детям с ОНР совершенствовать практический навык употребления в речи сложносочинённых и сложноподчинённых  предложений с...

Использование приёма "обобщенная схема" в работе по развитию лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Тесная взаимосвязь между развитием речи и мышления у детей с ОНР предполагает целенаправленную работу над развитием наглядно-образного и наглядно-схематического мышления. Действия  ребенка...