Статья "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
статья по развитию речи (младшая группа)

Куц Наталья Николаевна

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.

      И так, для развития мелкой моторики рук необходимо применять игры и упражнения, способствующие развитию моторики пальцев рук. Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы действия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и упражнениям. Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

    Чем больше человек умеет делать руками, тем лучше развита его речь.

Как можно чаще надо предлагать малышу всевозможные задания для  развития мелкой моторики. Двигательные и речевые зоны находятся в коре головного мозга совсем рядом и активность (возбуждение) двигательных центров распространяется на речевые зоны, включая их в работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_ruk_u_doshkolnikov.docx936.67 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ

     Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развивать речевую деятельность и подготовить ребенка к школе.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы, а если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев.

      И так, для развития мелкой моторики рук необходимо применять игры и упражнения, способствующие развитию моторики пальцев рук. Во время выполнения упражнений нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы действия приносили детям только положительные эмоции. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его интерес к играм и упражнениям. Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

    Чем больше человек умеет делать руками, тем лучше развита его речь.

Как можно чаще надо предлагать малышу всевозможные задания для  развития мелкой моторики. Двигательные и речевые зоны находятся в коре головного мозга совсем рядом и активность (возбуждение) двигательных центров распространяется на речевые зоны, включая их в работу.

Варианты заданий для детей:

Младшая группа (3-4 года):

  • Лепка из пластилина и соленого теста (пластилин - восковой, шариковый; формочки для работы с тестом).
  • Игрушки – шнуровки разного вида. Бусы.
  • Игры, в которых собирают мелкие части в единое целое: пазлы, некрупные настольные конструкторы, мозаика, цветные палочки.  
  • Сенсорная коробка.
  • Массажные мячи.
  • Верёвки  разной толщины и фактуры.  
  • Игры с крупами.
  • Игры с прищепками.
  • «Сухой бассейн»  
  • Пальчиковый театр
  • Мелкий волчок
  • Рисование по трафаретам, штриховка, раскраски.
  • Матрешки с вкладышами разной формы
  • Разного вида мозаика крупная
  • Пирамидки
  • Настольно – печатные игры
  • Природный материал
  • Пальчиковые игры сопровождаемые стихами
  • Игры:  «В поисках клада», «Снежки» (с бумагой), «Найди выход из лабиринта».

Средняя группа (4-5 лет):

  • Шнуровки
  • Прищепки
  • Природный материал: камешки, желуди, ракушки, шишки.
  • Глина, пластилин, тесто.
  • Формочки для работы с тестом.
  • Ножницы.
  • Бусы.
  • Игры, в которых собирают мелкие части в единое целое: пазлы, некрупные настольные конструкторы, мозаика, цветные палочки.  
  • Сенсорная коробка.
  • Массажные мячи.
  • Верёвки  разной толщины и фактуры.  
  • Игры с сыпучими материалами: крупы, макароны, горох, фасоль, семечки.
  • Пальчиковый театр.
  • Раскраски, рисование по трафаретам, штриховка.
  • Матрешки с вкладышами разной формы,
  • Разного вида мозаика средняя, мелкая, пирамидки, настольно – печатные игры.
  • Игра «Волшебный мешочек».
  • Игры со счетными палочками «Выложи картинку»
  • Игры с резинками, шнурками, пуговицами;
  • Аппликации  (коллекция бумаги, коллекция тканей).
  • Разрезные картинки
  • Пальчиковые игры

Например
1. Рисование - радостный, вдохновенный труд, к которому ребенка не надо принуждать. Можно предложить ребенку необычную форму рисования - без кисточки. Для вовлечения детей в деятельность можно рассказать историю, о том, как "Мышка очень любила рисовать кисточкой, что даже прибежала и забрала наши кисточки. А мы детки добрые и не будем расстраиваться, что наши кисти у мышки, пусть рисует на здоровье. Мы будем творить пальчиками, которые на время превратятся в волшебные кисточки". Такое оригинальное рисование расковывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

2. «Пальчиковые бассейн» - в контейнер, любой формы насыпать бусины либо крупу (горох, фасоль) высотой не меньше 6 см. Проведение пальчиковой гимнастики в таком «бассейне»  способствует активизации двигательной кинестезии, праксиса позы, улучшает динамику праксиса. Дополнительно, поиск предметов различной формы, величины, фактуры позволяет максимально активизировать пальчиковый гнозис, ощущения.

http://detsad6.tomsk.ru/images/01-11.png

3. Игры с бусинами: «Нанизывание на нить» - можно использовать и задавать определенный рисунок последовательности бусин непосредственно на нити. 
Игра: «Выложи бусины по контуру» - предложить ребенку взять любую фигуру, которая нравится и обвести ее карандашом на листе бумаги, потом

брать по одной бусине и выкладывать по обведенному контуру (можно взять крупу).

4. Игра: «Шнуровка» - берется картонная фигура или карточка, на которой находятся отверстия (можно изготовить самим такую карточку, сделать отверстия и окрасить их в разные цвета, чтобы позже при выполнении задания менять направления нитей). Предложить ребенку взять шнурок (длинную толстую нить) и продеть его через отверстия в фигуре или карточке. Так же можно использовать фигуры разной фактуры и материала.

5. Игра: «Составление фигур из счетных палочек» - ребенку предлагается выложить на столе перед собой по образцу, затем по памяти и наконец самостоятельно, по представлению разные фигуры.

                            http://detsad6.tomsk.ru/images/06.pnghttp://detsad6.tomsk.ru/images/07.png

6. Игра: «Составление из частей, целого» - это могут быть пазлы из разных материалов. Использование разных материалов способствует развитию тактильных ощущений, терпения, внимания. Расширяет кругозор детей о многообразии материалов,

из которых люди делают предметы.

http://detsad6.tomsk.ru/images/08.png

Все эти предлагаемые варианты для развития мелкой моторики плодотворно влияют не только на развитие мелкой моторики, но и развитие общей моторики. Которая,  в свою очередь,  влияет на развитие правильной речи у дошкольников.
Используемая пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики рук устанавливает тесную связь между речевой функцией и общей двигательной системой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит управлять своим дыханием, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихотворного текста.

Варианты пальчиковой  гимнастики:

1. «Шарик».
Надуваем быстро шарик -
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул,
воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.


Все пальцы обеих рук - в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них - при этом пальцы принимают форму шара.
Воздух «выходит», и пальцы принимают исходное положение.


2. «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.



Пальцы обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок.
Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца.


3. «В гости».
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний,
Сам мизинчик - малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья,
Друг без друга им нельзя!



Выполняется движение пальцев согласно тексту (загибаем пальцы).

4. «Замок».
На двери висит замок
Кто открыть его бы мог?
Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли!

Пальцы ритмично соединяются в замок несколько раз.

Руки тянуться в разные стороны.
Ладони трутся друг о друга.
Основания ладоней стучат друг о друга.
Пальцы расцепляются.


5. «Пальчики».
Большой пальчик сливы трясет,
Второй их собирает,
Третий в дом несет,
Четвертый высыпает,
Самый маленький - шалун все, все съедает.



Сгибать пальчики по очереди, начиная с большого.

Так же, для развития общей и мелкой моторики можно использовать упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Это перекрестные упражнения для рук. При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию высших психических функций. Для развития межполушарного взаимодействия можно предложить следующие перекрестные упражнения:

1. «Кулак - ребро – ладонь».
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямленная ладонь на плоскости стола. Предложить ребенку выполнять сначала вместе с инструктором, затем - самостоятельно. Сначала выполнять правой рукой, затем левой, потом - двумя руками одновременно. Для усвоения данного упражнения, рекомендуется произносить команды вслух. Усложнение данного упражнения состоит в ускорении смены положения рук.

2.«Зеркальное рисование».
Положить на стол чистый лист бумаги; взять в обе руки по карандашу или фломастеру; начать рисовать одновременно обеими руками зеркально - симметричные рисунки. К примеру: круги, квадраты, линии и др. При выполнении этого упражнения ребенок чувствует, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обеих полушарий синхронизируется, заметно увеличивается эффективность работы всего мозга. 

3. «Ухо – нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпускать ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук (с точностью до  наоборот). Усложнение упражнения состоит в увеличении темпа смены рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Оригами как средство развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР

Презентация.   Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Оригами, как вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать ...

Развитие мелкой моторики у дошкольников.

Развивая детские пальчики и кисть руки , мы тем самым способствуем речевому развитию ребёнка....

Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала

Все мы педагоги знаем закономерность, установленную ученными всего мира:если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норм...

Информация для родителей. Развитие мелкой моторики у дошкольников

Практический материал для родителей и педагогов по развитию мелкой моторики у дошкольников по лексическим темам....

Развитие мелкой моторики у дошкольников при подготовке руки дошкольника к письму

При поступлении ребенка в школу, навряду с общей физической развитостью, к детям дошкольного возраста предъявляется еще одно  особенное требование: желательно, чтобы у них хорошо была развита мел...