Конспект индивидуального занятия с ребенком средней группы на тему «Автоматизация звука Л на уровне слова»
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Дигель Евгения Викторовна

Конспект разработан для ребенка с речевоым нарушением-ламбдоцизм.Автоматизация звука на уровне слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_konspekt.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком старшей группы на тему «Автоматизация звука Л на уровне слова»

Цель:   продолжить автоматизацию звука [л] в словах .

Задачи:

- уточнить правильную артикуляцию звука [л]; повторить правильное произношение звука [л] изолированно

- упражнять в правильном произношении звука [л] в  словах; продолжать учить дифференцировать интонации на слух.

- развивать артикуляционную моторику; развивать память, внимание, мышление

- воспитывать осознанное отношение к необходимости исправления звукопроизношения, навыки самоконтроля

Оборудование: карточки для артикуляционной гимнатики, зеркало, дыхательный тренажер ,предметные картинки, цветик семицветик, персонаж(кукла девочка), картика к упражнению № 5 «на полочке лежит»

ХОД ЗАНЯТИЯ 

(Появляется кукла Лиза,в руке у нее цветочек без лепестков. Лиза очень расстроена)

   ЛОГОПЕД: « Анечка, посмотри, к нам в гости пришла кукла Лиза. Она почему то расстроена. Давай спросим ,что у нее случилось?»

Спрашивает Анечка сама или при помощи логопеда.

Кукла рассказывает, что нашла красивый Цветик – семицветик , и хотела загадать у него желание -  научиться говорить звук «Л», но так сильно дунула на лепесточки, что они все разлетелись.

   ЛОГОПЕД: « Анечка ,давай поможем Лизе вернуть лепестки обратно. Для этого нам нужно выполнить интересные задания и тогда лепесточки прилетят обратно.

   ЛОГОПЕД: «Научим Лизу плавно дуть , чтоб в следующий раз такой беды с ней не произошло».

1)Дыхательная гимнастика ( Подготавливаем дыхательный аппарат к правильному произношению звука Л. Тренируем плавный выдох.)

См. готовое пособие «Полянка с воротами»

!!!ПРИЛЕТАЕТ ОДИН ЛЕПЕСТОК,Анечка прикрепляет его к цветочку!!!

ЛОГОПЕД хвалит Анечку и предлогает пройти следующее задание -вспоминаем правильную артикуляцию при произнесении звука Л.

  2) Артикуляция при произнесении звука Л. Артикуляционная гимнастика.

-Широко открыть рот

-Сделать язык узким,напряженным.

-Кончик языка поднять к альвеолам

-Отчетливо, длительно произнести звук Л

-Приблизить ладонь ко рту ,почувствовать движение воздуха

«Вкусное варенье» (высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу ,убрать язык вглубь рта. Повторить 5-6 раз.)

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

«Грибок» (Широкий язык присосать к небу.Рот раскрыть как можно шире, так ,чтобы уздечка натянулась.)

Под березой, у дорожки

Гриб растет на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

«Лошадка» ( присосать язык к небу, щелкнуть языком;щелкать медленно, сильно; тянуть подъязычную связку. Проделать 5-6 раз.)

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

«Моляр» (Рот широко открыть. Узкий язык поднять вверх,коснуться «бугорков» за верхними зубами. Двигать кончиком языка по поверхности неба вперед-назад)

Мы покрасим потолок,

Моляром стал язычок,

Будет чистым(вот дела!)

Все до дальнего угла!

ЛОГОПЕД хвалит Анечку. !!!ПРИЛЕТАЕТ ВТОРОЙ ЛЕПЕСТОЧЕК!!! Анечка его прикрепляет к цветочку.

3) «Нелепицы» (Упражнение на развитие слухового внимания ,слухового восприятия и слуховой памяти)

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия.

-Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик в это время мирно плавал в океане.

-Ялик ползал на поляне,

Ежик лаял на диване,

Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.

-Ялик лаял на диване,

Пудель ползал на поляне,

Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.

ЛОГОПЕД хвалит Анечку. ПРИЛЕТАЕТ ТРЕТИЙ ЛЕПЕСТОК!!!

ЛОГОПЕД: « Следущее задание очень смешное!!! Слушай внимательно  и скажи ,что перепутано местами»

4)Рифмовки-перепутанки (Упражнение для развития фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков речи)

Ребенок внимательно слушает рифмовки-перепутанки и заменяет перепутанные слова.

-У Тани голубые …ЛАПКИ

Когтистые у кошки…ТАПКИ

-Положу рядом с печкой …КОЛЕНО

И помажу зеленкой …КОЛЕНО

-Попал в тарелку черный …ГОЛОС

Но тут раздался громкий …ВОЛОС

ЛОГОПЕД хвалит Анечку. ПРИЛЕТАЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ ЛЕПЕСТОК!!!

ЛОГОПЕД показывает Анечке картинку и просит ответить на вопросы «Что где лежит?»

5) «Что где лежит». (Дидактическая игра ,направленная на развитие внимание, закрепление  обобщающих понятий, ориентацию в пространстве и автоматизация звука «Л» в словах)

 На полочках лежат предметы.

 - Что лежит на верхней полке? (лук, яблоко, колбаса), как назвать одним словом?

 - Что лежит на нижней полке? ( стол, стул, кресло), как назвать одним словом?

 - Что лежит на средней полке? ( кукла, юла, лопатка), как назвать одним словом? – Что находится справа от молока? – Что находится слева от стула? – Что находится между куклой и лопаткой?

ПРИЛЕТАЕТ ПЯТЫЙ ЛЕПЕСТОК!!! Анечка прикрепляет его к цветочку.

ЛОГОПЕД : «

6)  «Доскажи словечко».(упражнений по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия)

Угадай по смыслу слово.

Сшил себе котенок тапки,

 Чтоб зимой не мерзли … (лапки).

 Нам темно. Мы просим маму

 Нам включить поярче … (лампу).

 Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось … (мыло)

ПРИЛЕТАЕТ ШЕСТОЙ ЛЕПЕСТОК!!!

                                           

7) «Один-много». ( Задания на количество/счет)

 Лампа – лампы, лапа – лапы, пила – пилы, лось – лоси, лодка – лодки, лупа – лупы, лыжа – лыжи, пчела – пчелы, малыш – малыши.

ЛОГОПЕД хвалит Анечку и предлогает посчитать лепесточки!

ПРИЛЕТАЕТ СЕДЬМОЙ ЛЕПЕСТОК!!!

ЛОГОПЕД: «Анечка посмотри все лепесточки прилетели обратно и цветочек наш стал таким красивым! Давай его вернем обратно Лизе , она будет так рада. Наконец загадает свое желание и научится выговаривать звук Л.»

Анечка отдает цветочек Лизе. Лиза отрывает листочек, загадывает желание!

Мы все вместе хлопаем в ладоши!!!

ЛОГОПЕД: « Анечка , ты такая молодец, давай теперь проверим, подействовало ли волшебство и научилась ли наша Лиза выговаривать звук Л.

Я сейчас буду произносить слова  и если в них будет звук Л , Вы с Лизой хлопайте в ладошки. Только будьте внимательны сначала хлопаем если звук в начале слова, потом в середине и в конце.»

8) «Хлопни в ладошки» ».(упражнений по развитию фонематического слуха и фонематического восприятия)

Ребенок хлопает в ладошки , когда слышит звук «Л» :в начале,в середине, в конце слова.

Примеры: лак, лань, лыжи, лукошко, мочалка, галка ,метелка, елка, пол, укол, футбол и т.д.

ЛОГОПЕД:«Молодец, а теперь скажи ,какие ,которые начинались со звука Л слова ты запомнил? Где звук Л в середине слова? Где в конце слова?»

Анечка с куклой Лизой поочереди называют слова.

ЛОГОПЕД: «Давай теперь повторим вместе некоторые из них! Будем повторять все вместе»

 Автоматизация звука «Л» в словах

Автоматизаия звука [л] в словах, звук в начале слова

ЛА: лак, лань, лам-па;

ЛО: лоб, ло-коть, ло-шадь;

ЛЫ: лы-жи

ЛУ: лук, лу-кош-ко.

Автоматизация звука [л] в словах, звук в середине слова

ЛА: ю-ла, де-ла, пи-ла,

АЛ:  фи-ал-ка, мо-чал-ка, гал-ка  

ЛО: мы-ло, де-ло, стек-ло,

ОЛ: волк, вол-ны, пол-ный

ЛЫ:  кук-лы, сто-лы, ос-лы,

ЫЛ: мыл-ся, бу-тыл-ка, по-сыл-ка.

ЕЛ:  бел-ка, мел-ко, у-зел;

ЁЛ:  ёл-ка, тёл-ка, ме-тёл-ка,

ЯЛ:  бо-ял-ся, сме-ял-ся.

Автоматизация звука [л] в словах, звук в конце слова

АЛ: бал, мал, дал, у-пал, ка-нал, бо-кал

ОЛ: гол, пол,фут-бол

УЛ: мул,  ки-нул, стул,.

ИЛ: мил, пил, ку-пил

ЕЛ: пел, дя-тел, Па-вел.

ЁЛ: ко-тёл, , по-шёл, ко-зёл.

ЯЛ: мял, го-нял, ме-нял

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Кукла Лиза благодарит Анечку за помощь. Теперь девочки умеют произносить правильно звук Л!

Лиза Дарит Анечке раскраску !

 !!!ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!

Проводится между упражнениями ,если видим,что ребенок устал, потерял внимательность,неусидчив

(Ребенок повторяет слова и движения за логопедом)

В лес пришёл волшебник злой.
Он ужасный и большой.

Он руками замахал
И зверей заколдовал.
Но пришли друзья-детишки,
Озорные шалунишки,
Стали думать и решать,
Как задания выполнять.
Наконец, они решили
И зверей освободили.
А теперь, друзья,- плясать,
Нам не надо унывать.

Шагают на месте

Показывают злость на лице и обводят руками большой круг

Машут руками, будто колдуют 

 

Весело шагают вприпрыжку 

 

Показывают, что думают 

 

Показывают, что решили задание 

 

Берутся за руки и пляшут 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие с использованием ИКТ в средней группе. На тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Цель: учить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.Задачи:Образовательные:    - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш]....

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему «Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья»

Конспект логопедического занятия в смешанной группе на тему "Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах, словах. Деревья"...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие» для детей подготовительной группы на тему: «Автоматизация звука Л в слогах, словах»

Опытный ты специалист или молодой, но порой очень трудно составить конспект занятия учителя-логопеда для открытого занятия. Ведь хочется, чтобы было интересно всем: детям, педагогам! Представляю вашем...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Автоматизация звука ш в слогах, словах и предложениях.»

Данный конспект разработан для учителей-логопедов коррекционных групп для детей старшего дошкольного возраста, целью , которого является автоматизация звука  {ш} в слогах, словах и предложениях в...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме _автоматизация звука [С] в слогах, в словах

Организация непосредственно образовательной  деятельности детей в средней группепо теме _автоматизация звука [С] в слогах, в словахПриоритетная образовательная область:  речевое развитиеПред...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с воспитанниками старшей группы на тему «Автоматизация звука [с] в трёхсложных словах»

Конспект коррекционно-развивающего  занятия с воспитанниками старшей группы  на тему «Автоматизация звука [с]  в трёхсложных словах»...