Открытое логопедическое занятие с использованием ИКТ в средней группе. На тему: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Фролова Оксана Александровна

Цель: учить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

*    - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

*    Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

*    Развивать фонематическое восприятие.

*    Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

*    Упражнять в образовании родственных слов.

*    Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

*    Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

*    -воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок»

Открытое логопедическое занятие с использованием ИКТ в средней группе на  соответствие занимаемой должности

На тему:  «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях».

Выполнила: учитель-логопед Василенко Оксана Александровна

р.п. Шатки

2015г.

Цель: учить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
  • Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Упражнять в образовании родственных слов.
  • Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Коррекционно-развивающие:

  • Продолжать развивать память, мышление, внимание.

Коррекционно- воспитательные:

  • -воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Материалы и оборудование:

 игрушки: медвежонок,  змейка, лошадка, лягушка, кошка,петушок;

 ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом;

 Проектор, экран;

 тематические карточки;

зеркало

Методы и приемы:

методы

приемы

Словесный

1.Рассказ

2.Беседа

3.Создание игровой мотивации

Практический

1.Совместная деятельность детей и учителя-логопеда

2.Артикуляционные, дыхательные упражнения

Наглядный

1.Показ

2.Демонстрация

План занятия:

1.Оргмомент.

Цель: настроить детей на образовательную деятельность.

II.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).

Цель: закрепить правильный артикуляционный уклад при произношении звука [Ш]

III. Дыхательная гимнастика.

Цель: развивать правильную  воздушную  струю.

IV. Произношение звука [Ш] в слогах.

Цель: закрепить правильное проговаривание слогов прямых и обратных

V.Автоматизация звука [Ш] в словах.

Цель: закрепить правильное проговаривание звука в словах

1. Игра «Запомни и повтори»

Цель: развивать фонематическое восприятие

VI. Физ.минутка.

Цель: снять эмоциональное напряжение детей

1.Игра «Рифмы» (чистоговорки)

Цель: закрепление правильного произношения звука [Ш]

2.Игра «Назови ласково»

Цель: упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксам

3.Игра «Новые слова»

Цель: закрепление правильного произношения звука [Ш]

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Цель: развивать правильное проговаривание звука в предложениях

Игра «Составь предложение по картинкам»

Цель: закрепление правильного произношения звука [Ш]

VIII. Итог занятия. Игра «Лабиринт» (картинка на ПК)        

Цель: закрепление правильного произношения звука [Ш]

        

Ход занятия.

I.Оргмомент.

Логопед: 

-  Здравствуйте рябята!

- Сегодня к нам в пришли гости. Что нужно им сказать?

Дети: Здравствуйте!

Логопед:

Сегодня я вам  расскажу одну историю. В волшебном лесу, в самой чаще под сосной, жил в своей берлоге медвежонок Мишутка. как-то раз Мишутка вышел из домика и посмотрел на крышу. На крыше он увидел маленькую змейку. Она лежала на осенних листьях и плакала. Сначала Мишутка испугался змейки. Но она так горько плакала, что медвежонку стало её жалко. Мишутка спросил змейку : «Почему ты плачешь?». Змейка ответила: «Со мной никто не дружит! Все меня боятся». Медвежонку было очень, очень жалко змейку, и он предложил ей дружить. «Как тебя зовут?» - спросил Мишутка змейку. «Шуша» - ответила змейка. «А меня Мишутка» - сказал медвежонок. « А почему ты всё время шипишь?» - спросил Мишутка. «Это мой любимый звук» - ответила Шуша. « А ты умеешь шипеть?» - спросила Шуша. « Нет» - ответил Мишутка. Тогда Шуша предложила: «Давай я тебя научу шипеть!» «Давай» - обрадовался Мишутка и попробовал пошипеть. Но у него ничего не получилось, только: «С-с-з-с-з» Шуша рассмеялась. «Повторяй за мной Мишутка» - сказала змейка.

II.Артикуляционная гимнастика.

Логопед:    ребята, вы сегодня делали зарядку?

Дети: ДА!

Логопед: А ваш язычок, делал зарядку?

Дети: нет.

                                                  - Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

- Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дети: (произносят Ш-Ш-Ш)                                          Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Упражнения для губ.        

Логопед: А губки ваши, делали зарядку?        

Дети: да!

«Улыбка»

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Логопед:                          Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

        И нисколько не устану.        

Логопед:

Дети:

«Трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Логопед:                              Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

Логопед:

Дети:

«месим тесто»

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя… О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

 «Чашечка»

Логопед: 

Дети:

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Логопед:                                Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

«Вкусное варенье»

Логопед:

дети

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

«Лошадка»

Логопед:

Дети

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!

Логопед:                                 Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

Логопед:

Дети:

«Бабочка»

К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.

Логопед:                               Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

Логопед:

«Смотри как у нас здорово, получается» - воскликнула Шуша. Мишутка засмеялся, а потом спросил: «А что ты ещё умеешь Шуша?» «Я умею петь слоги. Давай споём вместе» «Давай, ты начинай, а я буду повторять за тобой» - сказал медвежонок.

(логопед предлагает детям тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)

IV.Слоговые ряды:        

Логопед:        

Дети:

А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша                                                             Аш – аш –аш

Шо – шо – шо                                                          Ош – ош – ош

Шу – шу – шу                                                          Уш – уш – уш

Ши – ши – ши                                                          Иш – иш – иш

Ша – ша – шо                                                           Аш –ош – аш

Ши – шу –шу                                                           Уш –аш – уш

Шо –ши – шо                                                           Ош – иш –ош

Шу – ша – ша                                                           Аш – иш – иш

Логопед: 

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши

В) с изменением ударения

Ша-ша-ша                                                              Шо-шо-шо

Ша-ша-ша                                                             Шо-шо-шо

Ша-ша-ша                                                             Шо-шо-шо

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

Шу-шу-шу                                                            Ши-ши-ши

«Мишутка ты очень хорошо поёшь, а теперь повторяй за мной слова» - предложила Шуша.

Логопед:

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).

Логопед: 

Дети:

Шапка,                    шахта,             шайба,

шампунь,                шакал,             шалун,

 шахматы,               шуба,               шашки,

 шишка.

Логопед: 

«Как я устал!» сказал Мишутка, и упал на ворох сухих листьев. «Мишутка вставай, сейчас мы с тобой сделаем зарядку, и твою усталость как рукой снимет» воскликнула змейка Шуша и стала поднимать медвежонка.

«Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить.»

Игра «Запомни и повтори»

Логопед: 

Уши-мыши-лапша-каша

Логопед: 

Шуба-шило-афиша-шипы

Дети:

VI.Физкультминутка.        

Логопед:

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

Логопед:  «Шуша, я никогда так не веселился! Давай ещё поиграем» - попросил медвежонок. « С радостью! Мишутка я буду произносить слова, а ты их должен запомнить и повторить несколько раз меняя порядок слов»

Игра «Рифмы»

«Мишутка послушай и повтори начало предложения, а в конце дополни его»

Логопед:

Дети:

Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)

Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)

Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)

Игра «Назови ласково»        

Логопед:

Лошадь –

Корова –

Кошка –

Петух –

Игра «Новые слова» Замени в словах первый звук на звук Ш.

Логопед:

Тапка –

Губы –

Топот –

Мыло –

Споры –

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Составь предложение по картинкам»        

Логопед:

Картинки:   Паша – шорты, лошадка, машинка.

Предложения:

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

VIII. Игра «Лабиринт»         

Логопед:

Проведи пальчиком по дорожке, произнося отчётливо звук Ш-ш-ш (Картинка на ПК)

-Какой мы сегодня звук учились произносить?        

Дети:

Мы сегодня учились произносить звук [Ш]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие в подготовительной группе, 2-й год обучения. Тема "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях"

Конспект мультимедийной разработки логопедического занятия в подготовительной группе с ОНР, 2-й год обучения. Тема: "Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах и предложениях". Дети вместе с шаловливым ...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня Тема: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико – грамматических категорий».

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком ОНР 3 уровня для детей 5-7 лет  на  тему: « Автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях в процессе закрепления лексико...

Тема: Автоматизация произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Зима».

Тема:   Автоматизация произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях.Лексическая тема: «Зима».  с приложением....

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

Открытое логопедическое занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и предложениях.

Открытое логопедическое занятие по автоматизации звука Ш в слогах, словах и предложениях....

Конспект подгруппового открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях и чистоговорках в подготовительной группе

Этап коррекционной работы: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях и чистоговорках.Цель: создание условий для продуктивного и эффективного закрепления звука [Р] в слогах, словах, предло...

Конспект подгруппового открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях и чистоговорках

Конспект подгруппового открытого логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях и чистоговорках...