Тема: Автоматизация произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Зима».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Тема:   Автоматизация произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях.

Лексическая тема: «Зима».  

с приложением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 комбинированного вида поселка Уразово Валуйского района Белгородской области

Тема:   Автоматизация произношения звука (С), в слогах, словах и предложениях.

Лексическая тема: «Зима».

                                                      Учитель-логопед:

                                                       Комаристпя Н.В.

2016

Группа компенсирующей направленности

Старшая группа

Цель: Закрепление правильного произношения звука (С), в слогах, словах и      предложениях.

Развивающие:  Развивать речь, мышление детей, обогащать активный

словарь, развивать связную диалогическую и монологическую речь, формировать звуковой анализ, как предпосылки обучения грамоте. Формировать и развивать умение участвовать в совместной игре, владеть речью как средством общения и культуры.

Образовательные: Закрепить знания о механизме образования звука, его акустических особенностях, формировать умение строить связное высказывание при анализе звука, закрепление словаря по теме «Зима», формировать окончания существительных в косвенных падежах.

Воспитательные: Воспитывать умение детей общаться друг с другом в игре, развивать творческую активность. 

Взаимодополнение образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Культурные практики: совместная игра, общение и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками.

Методические приемы: показ, вопросы, сравнения, речевые и дидактические игры, художественное слово, поощрение.

Предварительная работа: Артикуляционная гимнастика для постановки звука (С). Упражнения в произношении звука (С) в слогах, словах, во фразах, предложениях, чисто - говорках, стихотворениях, загадках.

Оборудование: Индивидуальные зеркала; Демонстрационная карточка буква (С); Касса букв; тетради; цветные карандаши; звуковые символы (фишки); предметные картинки (Снег, снежинка, сосулька, санки, снегопад, снегоход, самокат, самолет, пылесос, мясорубка, соковарка); сюжетная картинка «Зима, снеговик, Дед Мороз, Снегурочка); конверты с снеговиками; логопедические матрасы, шары  (пластмассовые), дерево, дуги, домик.

Список литературы: «Веселая артикуляционная гимнастика». Н.В. Нищева, «Детство-Пресс». «Развитие звуковой культуры речи у дошкольников» О.А. Новиковская Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002. «Упражнения для развития речи». Л.Г. Парамонова, Дельта Санкт-Петербург 1999. «Формирование звукопроизношения у дошкольников. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова «С» 1993. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». Е.В. Колесникова Москва 2000. «Ступеньки к школе» Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Е.В. Кузнецова. И.А. Тихонова Москва 1999.

«Формирование мелкой моторики рук, игры и упражнения». С.Е. Большакова Москва 2005. «Игры в логопедической работе с детьми» (пособие для логопедов). В.И. Селеверстова Москва «Просвещение» 1979. «Учите детей отгадывать загадки». Ю.Г. Илларионова Москва «Просвещение» 1985.

«Читаем детям». З.Г. Сахипова, А.Ш. Асадулин, С.Г. Сулейманова Ленинград «Просвещение» Ленинградское отделение 1987. «Большой букварь» (в играх, сказках, стихотворениях, загадках). Л.П. Савина, Т.В. Крылова Москва 1999. «Учите играя». (Игры и упражнения со звучащим словом). А.И. Максаков, Г.А. Тумакова Москва «Просвещение» 1983.

Разработки сайтов.

1. организационный момент.

                                               

Артикуляционная гимнастика:

Если в сказку всем сердцем поверить,                                              

В мир волшебный раскроются двери!            (приоткрыть рот «Птенчик»)

Вы туда без труда попадете,                    (удерживать широкий расслабленный язык на 

На волшебном ковре - самолете,              нижней губе на счет от 1 до 10 «Лопатка»)

             

На летучем большом корабле,                 (поднять боковые края и кончик языка 

                                                                                                                                       «Чашечка»)

Или с Бабой-Ягой на метле,                      (кончик узкого языка ритмично движется 

                                                                                                               вправо – влево «Часики»)

На плоту по молочной реке,                      (широкий расслабленный язычок «Лопатка»)

И верхом на Коньке – Горбунке,             (поцокать языком «Лошадка»)

Можно в сказку влететь на Жар-птице,  (широкий язык движется вверх – вниз

                                                                                                                                          «Качели»)

Можно на Колобке закатиться,                (круговые движения кончиком языка по

                                                                                                              губам «Вкусное варенье»)

Можно въехать, как слон на Еже             (пожевать язычок, слегка прикусывая)

Ой! Мы кажется в сказке уже….  

 

 Приложение №1  

 Логопед: - Вот мы и попали в «Белую сказку». Здесь все волшебное. Волшебный белый снег, совсем не холодный, но вдруг, во всем этом волшебстве мы почувствовали что замерзли  и съежились.      (Съежиться).

Давайте погреемся и слепим снеговика.

2. Снеговик. (Воспитание, координации слова с движением, плавной, напевной речи).

  Сегодня из снежного мокрого - кома     (идут по кругу наклонившись: катят перед      

                                                                                          собой воображаемый ком)

 Мы Снежную Бабу лепили у дома         (ставить воображаемый ком друг на друга)

Стоит эта Баба у самых – ворот,                 (разглаживая руками снег на бабе)

Никто не проедет! Никто не пройдет!     (грозят пальцем правой руки, потом левой)

Знакома она  уже всей детворе, а

Жучка все лает: «Чужой во дворе».            («Лопатка»)

Приложение №2

3. Сообщение темы занятия. 

 Логопед: Вы узнаете, какие звуки мы будем изучать, если отгадаете эти загадки. Эти звуки есть в отгадках:

 Одеяло белое не руками сделано.

 Не ткалось и не кроилось,

 С неба на землю свалилось?                                    (Снег)

С неба звезды падают на поля,

Пусть под ним скроется черная земля,

Много - много звездочек, тонких, как стекло,

Звездочки холодные, а земле тепло?                      (Снежинки)

 

Белая морковка зимой растет,

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою,

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет?                                              (Сосулька)

Кто скатится к нам без смеха,

Бала сделана из снега.

С Дед Морозом в Новый год,

Дружно водит хоровод?    

                                                                                    (Снегурочка)

Логопед выставляет на панно картинки отгаданные загадки детьми.

Приложение №3

Логопед: Какой звук слышится в начале слова в отгадках?

Ответы детей.

4. Тема: Звук (С). Буква С. «Зима».

Характеристика звука (С) по артикуляционным и акустическим признакам.

* не поется - согласный

* голос не звенит глухой

* губы в улыбке, зубы видны, зубы не совсем сомкнуты, остается щелочка

* язык широкий, спокойно лежит внизу за нижними зубами.

Логопед выставляет на доску демонстрационную карточку с буквой С.

 5. Произнесение звука (С) в слогах, словах.

 Определение позиция звука (С). Выкладывание цветного символа звука в нужное окошко звукового домика.

 Логопед: Санки, снежинки, сугробы, лиса, колос, насос, пылесос.

а) Какой звук слышится в этих словах? (твердый согласный звук (С).

б) Печатание буквы (С) у доски, в тетрадях. Прорисовывание в воздухе.

в) Работа с кассой букв.

г) Печатание слогов СА; СО; СУ; СЫ.

д) Печатание слов: Сад, сок, сук, сыр.

е) Который звук по счету (1,2, или какой?)

ж) Разделите слова на слоги (сугробы, лиса, санки, насос, пылесос).

з) В котором слове находится звук?

Приложение №4

Игра: «Поймай звук» (Дети хлопком ловят звук (С)).

Игра:  «Наоборот» АС-СА; ОС-СО; УС-СУ; ЫС-СЫ; ЭС-СЭ.

             Я « бросаю» вам звуки, а  вы мне «возвратите» слоги. С - А - СА; С-  

             - О – СО; С – У – СУ; С – Ы – СЫ; С – Э – СЭ.

Игра: «Запомни, повтори»  

            Сом, маска, лиса, бабочка (менять порядок слов).

Игра: «Назови ласково»

            Санки - саночки.

            Сугробы - сугробики.

            Снег – снежок, снежочек.

            Снежинка - снежиночка.

            Сосна - сосенка.

            Снегирь - снегирёк.

            Сосулька - сосулечка.

6. Подбор родственных слов (Словообразование)

    Логопед: Назовите слова, похожие на слово СНЕГ

    Ответы детей  (снегири, снежок, снежинки, снежки,  снеговик).

    Логопед: (логопед выставляет на панно картинки)

    - Я вам скажу два слова, а вы из них составите одно слово.  

    Снег падает – снегопад;

    Ходит по снегу - снегоход;

    Сам катится – самокат;

    Сам летит – самолет;

    Пыль сосет – пылесос;

    Мясо рубит – мясорубка;

    Сок варит - соковарка.

Приложение №5

7. Физкультминутка.

   Логопед: - Вы хотите сходить в гости к Деду Морозу?

  А вот и он, ему очень хочется с вами поиграть:

 Дед Мороз:

  Разыграйтесь метели

  Гнитесь ниже сосны, ели,

  Все, что  есть в моем лесу

  Все засыплю, занесу.

 Мы ему ответили:

- Не боимся мы пороши,

 Любим снег - хлопок в ладоши,

 руки в стороны, по швам,

 хватит снега нам и вам!

 Мы теперь метатели - бьем по неприятелю!

 Размахнись рукой - бросок!

 Прямо в цель летит снежок  (метание шаров в цель. «дерево»)

Приложение №6

8.  В гости к Снегурочке. Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики.

Пройти по дорожке (руки - ноги- дуги) до домика, в домике найти следующее задание   которое приготовила Снегурочка.

Приложение №7

Дети находят в домике – конверты, в которых находятся вырезанные  из бумаги детали: 3 белых круга; красная морковь; желтое ведро; коричневая метла; 2 черных кружочка (глазки).

 А теперь каждый из вас слепит свою маленькую бабу. Проведем соревнование «Кто быстрее?» Молодцы!!! Быстро справились с заданием, самым быстрым сегодня был….

9. Обучение умению отличать белый цвет от других цветов, согласование прилагательных  с существительными в роде, числе, падеже.

Снегурочка: - Какого цвета ваши снежные бабы?

Дети: - Снежные бабы белые.

Снегурочка: -  Какие ведра у них на головах?

Дети: - Желтые ведра.

Снегурочка:- Какой у снежной бабы  нос?

Дети: - Красные носы.

Снегурочка: - Какие у них глаза?

Дети: - Черные глаза

Снегурочка: -  Какие у них метла?

Дети: - Желтые.

Снегурочка: -  Вы хорошо потрудились ребята, слепили снеговиков, рассказали мне про них, а сейчас немного отдохнем.

Приложение №8

10. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.

Снегурочка: Снег в нашей сказке не холодный, поэтому нам на нем можно полежать, как на перине. Ложитесь на спинки, руки свободно положите вдоль тела ладошками вверх, ножки расслабьте, закройте глазки и послушайте волшебное стихотворение.

Утром кот принес на лапах,

Белый снег, белый снег.

Он кружится, легкий новый,

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый, расстелить на мостовой.

Он улегся вдоль забора,

Прикорнул на фонаре,

Значит, скоро, очень скоро

Полетят салазки с гор;

Значит, снова можно будет строить крепость во дворе.

11. Итог занятия. Поощрение детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на логопункте по теме: «Автоматизация звука [Р] в прямых слогах, словах и предложениях»

Цель: Закрепить навык правильного произношения звука [Р]Программное содержание:Задачи:а) образовательная: способствовать обогащению словарного запаса; образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ...

Автоматизация произношения звука [ш] в слогах, словах и предложениях.

Конспект логопедического занятия «Путешествие гномика Пашки». (Автоматизация произношения звука [ш] в слогах, словах и предложениях.)...

Конспект индивидуального логопедического по автоматизации звука [ч] в слогах, словах и предложениях по теме «Лето. Насекомые»

Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи, развитие предпосылок к обучению грамоте, автоматизация звука [ч] в самостоятельной речи.Задачи:Образовательные: расширять словарный запас,...

«Автоматизация звука «р» в слогах, словах и предложениях по теме «цирк».

Цель: автоматизация звука «р» в слогах, словах и предложениях.Образовательные задачи:-закрепить правильное произношение звука «р» в слогах, словах и предложениях;-закрепить нав...

Конспект индивидуальной ООД по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях на тему «Путешествие в страну Смешариков»

Цель: автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях. Задачи:Коррекционно-обучающие:- закрепить навыки правильного произнесения звука Ш в слогах, словах и предложениях; - активизирова...

Конспект индивидуальной ООД по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях на тему:«Путешествие в страну Смешариков»

Конспект индивидуальной ООД по автоматизации звука [Ш] в слогах, словах и предложениях на тему: «Путешествие в страну Смешариков»...