Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Заюшкина избушка»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Баранова Анара Рахметулловна

Одной из ведущих задач,которые решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx465.71 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.

Задачи:

1. Образовательные:

учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь, учить умению соотносить знаковые символы с образами, называть отличительные признаки диких животных.

2.Развивающие:

развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику.

3.Воспитательные:

воспитывать любовь к русским народным сказкам, доброе отношение к животным.

Оборудование:  декорации (деревья), фонограмма «Звуки леса», коррекционная дорожка (для профилактики плоскостопии), канат, мнемотаблицы.

Предварительная работа: Чтение сказки «Заюшкина избушка»

Наблюдения в природе

Дидактические игры «Кто в домике живёт?», «Кто что ест?», «Кто как кричит?»

Пение песен про животных

Рассматривание книг про животных

Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных

Чтение потешек «Зайцы скачут, скок, скок», «Сидит, сидит зайка»

Работа с мнемотаблицами.

Ход занятия:

1.Организационный момент

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: Вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.

- Ребята, вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие. Знаете куда? В сказочный лес, он волшебный. А путь наш очень сложный, мы пойдём по болоту, нужно наступать строго на камешки (идём по коррекционной дорожке, между деревьев).А вот и волшебная река течёт представьте, пройдём по мосту (по скамье), а теперь по узкой тропинке ( приставным шагом)Вот мы и в лесу.(звучит фонограмма «Звуки леса»), послушайте, как птицы поют.

2.Беседа

Воспитатель: А теперь, ребята, присаживаемся на пенёчки (стульчики). Ой, смотрите, кто-то спрятался за ёлкой. (из-за ёлки виднеется лисий хвост)Чей это хвост? (лисий) Как вы догадались, что это лиса? давайте попытаемся описать ее (у неё длинный , пушистый, рыжий хвост)

-Ваня, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

-Хорошо Андрюша, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

-Леня, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)

-Хорошо Даниил, а что ты нам расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка у лисы острая, хитрая, ушки острые, похожи на треугольники.)

-Молодец, а Эмир расскажет нам о хвосте лисы. (Хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)

- Саша, а как ты думаешь, зачем лисе такой пушистый хвост? (Хвост у лисы длинный и пушистый, чтобы заметать свои следы.).

3.Сюрпризныи момент

Лиса выходит из-за елки.

Лиса: Здравствуйте, ребята. Вы молодцы, меня угадали. Я прибежала сюда из сказки.

Воспитатель: Ребята, а в каких сказках мы с вами встречали Лису?

-Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка.)

Лиса: А вы знаете, как меня в сказках называют? (лиса-Патрикеевна, лисичка-сестричка, лисонька, лиса - всему лесу краса)А , если бы это был хвост моего соседа зайца? Чей это был бы хвост?(заячий), а если бы моей соседки белки? Чей это был бы хвост?( беличий)

Воспитатель: Лисичка, а наши ребята умеют по схемам описывать животных.

hello_html_m1d5a9518.png

(Один ребёнок рассказывает)

Лиса – это дикое животное. Она живёт в лесу. У неё 4 лапы. Тело покрыто рыжей шерстью. Хвост - пушистый. У лисы есть детёныши – лисята. Лиса – хищное животное, она ест: кур, мышей.

Лиса: а вы только обо мне умеете рассказывать?

Воспитатель : нет лиса, ребята умеют про разных животных рассказывать. Вот послушай про зайца.

Заяц – это не домашнее животное, а дикое. Он живёт в лесу. У него 4 лапы. Тело покрыто зимой белой шерстью, а летом – серой. У него два длинных уха. У зайца маленький хвостик. Мама-зайчиха своих детёнышей выкармливает молочком. Когда вырастет, заяц ест морковку, капусту

hello_html_m3ddd0941.jpg

Лиса: Мне очень понравились ваши рассказы, вы молодцы.

4. Загадки.

 - Ребята, а лисичка принесла нам с собой загадки. Давайте послушаем их внимательно и отгадаем. Сначала слушаем загадку и лишь потом говорим отгадку.

1)Он любитель грызть морковку,

Ест капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По полям и по лесам

Серый, белый и косой,

Кто, скажите, он такой?

(Заяц)

А кто назовёт мне всю семью зайца? (мама – зайчиха, детёныши –зайчата, папа – заяц)

2) Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны.(медведь)

3) Посмотрите по дорожке,
Ходят маленькие ножки.
На головке гребешок.
Кто же это? (петушок)

Назовите всю его семью.

4) В тени под деревом лежит

И двор, и сад наш сторожит.

Не то, что настоящий вор -

Прохожий не зайдет во двор.

А нас он любит, признаёт,

Учтиво лапу подаёт. (Собака)

Как называют детёнышей собаки?

-Ребята, подумайте, а в какой сказке живут все эти животные (перечислить).

Дети отвечают.

-Правильно, «Заюшкина избушка». А давайте расскажем эту сказку нашим гостям и Лисичке, но перед этим немного разомнемся.

5. Физминутка.

 Хотите поиграть с лисой?

-Тогда встаем в круг.

Мы заходим с вами в лес

(Дети маршируют на месте.)

Сколько здесь вокруг чудес!

(Удивились, развели руками.)

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов.

(Раз, два, три.)

Сколько здесь у нас игрушек,

Столько сделаем прыжков.

(Раз, два, три ...)

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса.

Мы лесу обхитрим,

На носочках убежим.

(Бег на носочках.)

Всё вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели

6. Моделирование сказки.

 -Вот мы  поразмялись, а теперь давайте вспомним сказку «Заюшкина избушка». Но мы не просто расскажем, а еще и покажем всех героев сказки. На нашем столе лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры, какие?(дети отвечают)

- Правильно. В этих кружочках мы с вами изобразим всех персонажей нашей сказки, я буду рисовать а вы будете мне подсказывать.

hello_html_228c6a72.jpg

- Саша, расскажи, как можно начать сказку?

- Молодец. Скажи, что отличает лису от других животных?

-Давайте в первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.

-А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?

-Конечно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.

-Варя, что же произошло дальше?

-А что отличает собаку в нашей сказке?

-Правильно, давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.

-Расскажет нам сказку дальше Кристина.

-Кристина, что мы дорисуем, чтобы показать, что это медведь?

-Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.

-Продолжит сказку Даниил.

-Дима, а что есть у петушка особенного?

-Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно подрисовать клюв.

-Какими словами можно закончить сказку?

7. Подведение итогов.

-Молодцы, ребята, вы хорошо помните сказку «Заюшкина избушка». А чему она нас учит? (быть добрыми, честными, учит дружить со всеми)

Лиса: я всё поняла, я стану лучше, я буду дружить со всеми зверями.

- Мы рады встрече с тобой Лиса, рады что ты все поняла. Ну а нам с ребятами пора возвращаться в Детский сад. До свидания, Лиса! Ребята, а вернуться обратно нам помогут волшебные слова, повторяйте за мной: «Раз,два,три в Детский сад опять вернись!».

-Наше занятие подошло к концу, что вам понравилось? (ответы). А что у вас не получилось (ответы). Мне тоже понравилось… Вы молодцы, а то, что не получилось, мы с вами обязательно поправим.


Используемая литература:

1. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

2. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. Гербова В.В.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: "Звуковая культура речи: звуки р, рь"

ЦЕЛЬ: упражнять детей в четком и правильном произнесении звука Р  изолированно, в чистоговорках, в словах и предложениях.ЗАДАЧИ:- подготовить артикуляционный аппарат детей к работе через артикуля...

непосредственная образовательная деятельность по речевому развитию в средней группе тема "Осень"

Образовательная деятельность  - закрепление представлений детей о времени года – осень; о животных и их образе жизни...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема : «Звук Д»

Предоставлен конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитиюв средней группе : «Звук Д»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: Насекомые

Цель: Продолжать развивать навык составления рассказа-описания.Задачи:1.     Обогащать активный словарь, закреплять название насекомых, расширять представления о частях тела насеко...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе. Тема: пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка» по серии сюжетных картинок

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе.Тема: пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Умная галка»по серии сюжетных картинок...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе: Тема: « День Защитника Отечества.»

Цель: составление описательного рассказа о людях военных профессий.Задачи:Образовательные: формировать умение описывать человека военной профессии с опорой на вопросы и картинки;​ Развивающи...