Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Весна идет, весне дорогу!»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Костыгова Екатерина Александровна

Название: «Весна идет, весне дорогу!»

Цель: Развитие и совершенствование речи детей.

Задачи:

1.Образовательные:

Продолжать формировать представления детей о характерных признаках весны. Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, загадками).

2.Воспитательные

Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

 3. Развивающие:

Развивать умение последовательно излагать свои мысли, делать выводы. Развивать память, логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать свободное общение со взрослым и детьми.

 Предварительная работа: заучивание стихотворений о весне, беседа по теме, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, знакомство с жизнью лесных животных весной, рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: магнитофон, аудио запись «звуки леса», письмо от зайца, картинки, иллюстрации с изображением весны, весеннего леса.

Организация детей: Общегрупповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное                                учреждение  детский сад № 24 Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей подготовительного возраста

Тема: «Весна идет, весне дорогу!»

Воспитатель

Костыгова Екатерина Александровна

Используемые технологии:

  • Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Технология деятельностного подхода;
  • Игровые технологии;
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Санкт-Петербург

2020 год

Название: «Весна идет, весне дорогу!»

Цель: Развитие и совершенствование речи детей.

Задачи:

1.Образовательные:

Продолжать формировать представления детей о характерных признаках весны. Чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, загадками).

2.Воспитательные

Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого. Воспитывать дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание прийти на помощь. Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

 3. Развивающие:

Развивать умение последовательно излагать свои мысли, делать выводы. Развивать память, логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Развивать свободное общение со взрослым и детьми.

Предварительная работа: заучивание стихотворений о весне, беседа по теме, загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, знакомство с жизнью лесных животных весной, рассматривание иллюстраций, проведение дидактических игр.

Материалы к совместной непрерывной образовательной деятельности: магнитофон, аудио запись «звуки леса», письмо от зайца, картинки, иллюстрации с изображением весны, весеннего леса.

Организация детей: Общегрупповая.

Примерный ход  совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Приветствие, эмоциональный настрой.

Все встаем в круг и вместе повторяем:

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

-Здравствуйте, ребята! У вас сегодня хорошее настроение? Давайте поздороваемся со всеми!

- Доброе утро, солнце!

- Доброе утро, небо!

- Доброе утро, всем нам!

-Ребята, а вы знаете, о чем мы сегодня будем говорить? Отгадайте загадки, которые я вам приготовила и узнаете.

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечнику летят.

Звенят под крышами капели,

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает.

Кто это время знает?

Солнце ярче светит. Дует теплый ветер. Птицы с юга прилетели. Звонко капают капели. Вот и кончилась зима. К нам опять пришла…

-Молодцы!

Речевая игра на развитие общей моторики «Заботливое солнышко»

Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик.
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи.
Летом нежно согревает
Щечки, щечки, щечки.
А весной на носик ставит
Точки-точки-точки.
Золотят веснушки деток.
Очень нравится им это!

А теперь, детвора,

Наступает тишина.

Мотивация.

Стук в дверь (послышался стук, принесли письмо).

 Ребята, вы слышали? Давайте посмотрим, кто к нам пришел.

Нам принесли письмо. Интересно от кого оно?

Читаю:

Дорогие ребята, помогите мне, я никак не пойму, пришла ли весна или все еще зима продолжается? Пора ли мне менять белую шубку насерую? Буду ждать ответа!

 Подпись: С уважением. Заяц.

-Ну, что ребята, поможем Зайцу?

-А вы чувствуете приближение весны?

-Кто какие приметы весны заметил?

А вот что о ранней весне в стихотворениях говорится, послушайте:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора —
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон —
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет,
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет,
И пуще лишь шумит…

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя…

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Ф. Тютчев

«Весенние воды»
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод,
Толпится весело за ней!..»
Ф. Тютчев

- Ребята, какое стихотворение вам понравилось больше? (повторить понравившееся)

- Обратите внимание на необычные сравнения: весна – прекрасное, умывшееся снегом счастливое дитя; зима – злая ведьма, она еще не готова уступить место весне и злится на нее.

- Поэтическая речь складная и звучная, она красива и образна.

- Уметь писать хорошие стихи – редкий дар. Хорошие стихи живут долго. И эти весенние стихи написаны очень давно.

Основная часть.

-Ребята, предлагаю отправиться в лес? Не за грибами, не за цветами, а за лесными чудесами!

-Отправимся вот по  этой тропинке.

-Согласны? Тогда в путь!

Физминутка «В путь».

В лес весенний мы шагаем 

Ноги выше поднимаем.

Топают ножки по прямой дорожке.

По узенькой дорожке 

Пойдут тихонько ножки.

Друг за дружкой побежали.

В лес весенний прибежали.

-В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Звучит музыка (звуки леса).

-Какое время года изображено на картинках? Почему вы так решили? На этой картине лежит снег. Я думаю, что это зима. А здесь я вижу цветы. Может быть, это лето?

С чего начинается весна? Произошли ли какие-то изменения со снегом по сравнению с зимой? Изменились ли деревья?

- Вы заметили, как изменилась ночь (она как черный кот или уже нет?), а как выглядит день (как серенькая мышка или..?).

-А вы знаете, сколько месяцев продлится весна?

-Давайте поиграем:

Дид. Игра «Доскажи словечко».

Прошла зима

И каждый рад.

Спешит весна,

И месяц ... (март)

За ним другой стучится в дверь, Он называется ... (апрель)

И третий месяц вспоминай,

И называется он... (май).

- Предлагаю вам поиграть еще.

Дид. Игра «Скажи ласково». Солнце -(солнышко), ветер-(ветерок), сосулька-(сосулечка), ручей-(ручеек), ночь-(ноченька), лист-(листик), трава- (травинка), дождь - (дождик), снег - (снежок), лужа - (лужица).

Дид. Игра «Один – много». Проталина –проталины, сосулька-сосульки, и т. д. луч, почка, подснежник, ручей, месяц - много месяцев, лужа, льдина,гнездо, птица, листья, трава, подснежник, поле, сад, грядка, дерево...

Дид. Игра «Скажи наоборот».

Тепло - холодно, сыро-сухо, грязно-…, пасмурно-..., светло -… день -.., утро -…, дождливо...

Ребята, а вы стихи о весне знаете?

Март.

Треплет ветер за окном

Дерево без листьев,

Воробей сидит на нем

Перышки почистив

Погляжу на воробья

Весело качается

Понимаем он и я

Что зима

кончается!

Апрель.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи

А сегодня прямиком

Шлепает по лужам,

Гонит талые снега

С гомоном и звоном

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

Скоро, скоро быть теплу! Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапойверба.

Май.

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь в уединенье!

Улыбнется ветерок

И с тобой играет

Солнце целый день тебя

Весело ласкает.

Отгадывание загадок.
- Ребята, какая птица открывает весну, как вы думаете?

-Отгадайте загадку:

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Целый день на пашне вскачь

И зовется птица... Грач.

Каких весенних певцов вы знаете еще? Отгадайте загадку:

На шесте - дворец, во дворце-певец, а зовут его...Скворец.

-А как меняется жизнь у животных весной? (У них появляются детки) - Давайте поиграем в игру.

Дид. Игра «Назови детеныша».

- Я буду называть вам животных, а вы их детенышей.

(Весной у лосихи появился...(лосенок),

У волчицы...(волчонок),

у зайчихи ...(зайчонок),

у медведицы...(медвежонок),

у лисы...(лисенок),

у белки...(бельчонок),

у барсучихи....(барсучонок).

-Напоследок давайте расскажем стихотворение о весне, которое мы с вами выучили.

В марте снег холодный тает, и подснежник расцветает, Пробуждает ото сна лес, красавица – весна.

Просыпаются мышата, барсуки и медвежата. Набухают соком почки, чтобы выпустить листочки.

На деревьях там и тут птицы радостно поют. Скоро станут гнезда вить, чтобы там птенцов кормить. Наступает праздник мам,

Этот праздник самый главный, В этот день по всей планете мам своих целуют дети.

Итог занятия.

Ребята, наше путешествие в лес подошло к концу, пора возвращаться.

Что нового вы узнали?

Что запомнилось?

Ребята вы молодцы, все очень старались. Показали свои знания,

были дружными и помогли зайцу понять, что наступила весна!

Давайте напишем ему ответное письмо.

Приветствие сопровождается движениями детей.

Дети встают в круг, берутся за руки и выполняют действия под приветствие.

Дети поднимают руки, затем опускают.

Аналогичные движения.

Разводят руки в стороны, затем опускают.

Дети садятся на стульчики.

Ответы детей.

Дети отвечают (Весна).

Дети повторяют слова и  ритмично скрещивают руки над головой.

Плавно покачивают руки вверху.

Ритмично потирают щеки.

Ритмично постукивают пальцем по носу.

Дети отвечают.

(Да).

(Конечно, поможем!)

Дети отвечают.

Дети внимательно слушают стихотворения.

Дети отвечают.

Дети слушают. Проговаривают хором вместе с воспитателем понравившееся стихотворение.


Дети идут маршевым шагом.

Идут топающим шагом.

Идут на носках.

Бегут на носочках.

Дети подходят вместе с воспитателем к картинкам.

Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети доказывают, что на картинах изображена весна, называют весенние признаки.

Ответы детей: (Солнышко стало пригревать сильнее. Стало тепло.

Да, снег стал темный, рыхлый, появились первые проталины, ручейки побежали. Деревья стоят голые, но снега на них нет. На ветках можно заметить набухшие почки…).

Дети играют в дид. Игры.

Дети называют слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Дети отвечают во множественном числе.

Дети проговаривают стихи (вместе с воспитателем).

Предполагаемые ответы детей.

Дети отгадывают загадки.

Дети отвечают на вопросы воспитателя, играют в игру.

Дети рассказывают стихотворение о весне, используя мнемотаблицу. Это стихотворение взято из видеофильма «Уроки Тетушки Совы», в нем много весенних примет, что позволяет закрепить полученные знания и подвести итог занятию.

.

Ответы детей.

Детиколлективно, вместе с воспитателем, составляют письмо для зайца, предлагают разные варианты оформления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" для детей подготовительной группы. Тема "Чаепитие у Веселого Колобка".

Занятие по развитию речи - составление описательного рассказа с использованием опорных схем, Цель занятия: обучение детей старшего дошкольного возраста умению составлять описательный рассказ о чайной ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна идет, весне дорогу".

Возраст: подготовительная к школе группа.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:Образов...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: «Весна шагает по планете» Возрастная группа: подготовительная

Конспекторганизованной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Раздел «Развитие речи»Тема: «Весна шагает по планете»Возрастная группа:...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Весна идет, весне дорогу»

Занятие по развитию речи в подготовительной группе«Весна идет, весне дорогу» Цель: развитие звуковой культуры и связной речи у детей.Задачи: закреплять с детьми характерные признаки в...

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Весна»

Конспект занятия по образовательной области речевое развитие для детей старшего дошкольного возраста  Тема: «Весна»Цель: Закрепить и уточнить знания воспитанников   о в...

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Весна идет! Весне дорогу!»

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Весна идет! Весне дорогу!»Цель: расширять представления о весне, как времени года.Задачи:Образовательная:обогащать активный словарный з...