Восприятие художественной литературы и фольклора детьми в детском саду
статья по развитию речи (старшая группа)

Темина Инна Валерьевна

Восприятие художественной литературы и фольклора в режимные моменты. Формы работы. Технология проведения ситуативного разговора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_hudozhestvennoy_literatury_i_folklora.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие художественной литературы и фольклора детьми в детском саду

Задачи:

  • Обогащать опыт слушания литературных произведений за счёт  разных жанров фольклора (прибаутки, загадки, заклички, небылицы, сказки), литературной прозы (сказка, рассказ) и поэзии (стихи, авторские загадки, весёлые сказки в стихах; и т.д.);
  • Развивать умения воспринимать текст: понимать основное содержание, устанавливать временные и простые причинные связи, называть главные характеристики героев, мотивы их поступков, сочувствовать и сопереживать героям произведений;
  • Способствовать освоению  художественно - речевой деятельности на основе литературных текстов: пересказывать стихи и рассказы, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывать поэтические рифмы, короткие описательные загадки;
  • Поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисовании, изготовлении фигурок и элементов декораций для театрализованных игр, в игре-драматизации;
  • Обогащать читательский опыт детей;
  • Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи.

Восприятие художественной литературы и фольклора в режимные моменты:

Утренний отрезок времени:

Непрерывно – образовательная деятельность

Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми

Режимные моменты

- слушание (чтение);

- обсуждение (рассуждение);

- рассказывание (пересказывание);

- разучивание литературного материала;

- ситуативный разговор (беседа).

-  обсуждение (рассуждение);

-  рассказывание (пересказывание);

-  разучивание литературного материала;

- ситуативный разговор (беседа).

Приём детей:  рассказывание, (пересказывание), разучивание;

Умывание: обсуждение, разучивание;

Приём пищи: ситуативный разговор;

Раздевание: ситуативный разговор.

Подготовка ко сну: слушание (чтение).

Вечерний отрезок времени

Непрерывно – образовательная деятельность

Подгрупповая и индивидуальная работа с детьми

Режимные моменты

- слушание (чтение);

- обсуждение (рассуждение);

- рассказывание (пересказывание);

- разучивание литературного материала;

- ситуативный разговор (беседа).

  •  обсуждение (рассуждение);
  •  рассказывание (пересказывание);
  •  разучивание литературного материала;
  •  ситуативный разговор (беседа).

Умывание: обсуждение, разучивание;

Приём пищи: ситуативный разговор;

Одевание: ситуативный разговор.

Самостоятельная деятельность: рассказывание (пересказывание).

Прогулка:  обсуждение (рассуждение), рассказывание (пересказывание), разучивание, ситуативная беседа

Формы восприятия художественной литературы и фольклора:

  • Слушание (чтение);
  • Обсуждение (рассуждение);
  • Рассказывание (пересказывание);
  • Разучивание;
  • Ситуативная беседа.

Ситуативный разговор – специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на формирование коммуникативных способностей.

Материал, данный в беседе, должен опираться на дальнейший опыт ребенка. Чтобы это произошло, необходимо предложить ребенку активную позицию, когда он не только наблюдающий, слушающий, иногда отвечающий, но и действующий, активно общающийся. Поэтому другой важной формой речевой работы с детьми дошкольного возраста по освоению образовательных областей основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются ситуативные разговоры.

Важно недопустимость сведения задач ситуативного разговора только к освоению простой вопросно-ответной формы.

Ситуативные разговоры могут возникать естественно – воспитателю важно увидеть их и, не нарушая деятельности детей, использовать для решения воспитательных обучающих развивающих задач. В каждой ситуации перед детьми возникает та или иная проблема, требующая решения. Воспитатель направляет детей на поиски ее решения, помогает приобрести новый опыт, активизирует самостоятельность, поддерживает положительный эмоциональный настрой. Во время участия в ситуативном разговоре у ребенка совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщений. От ребенка требуется непрерывная умственная активность: надо внимательно слушать, соображать и достаточно быстро отвечать. Вместе с тем совместное участие сверстников в ситуации связано и со способностью к известной сдержанности: уметь внимательно слушать других; воздерживаться от высказываний, пока говорят другие; удерживать в памяти то, что хотел сказать, – все это, несомненно, нелегко для ребенка дошкольного возраста.

Особенности ситуативного разговора как формы работы с детьми

  • Участие в ситуативном разговоре (добровольное, основанное на интересе детей);
  • позиция взрослого как партнера по общению;
  • изменение стиля взаимоотношений педагога и детей: взрослый уважает право ребенка на инициативу, его желание говорить на интересующие его темы, уходить от неприятных ситуаций;
  • планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки;
  • длительность ситуативного разговора от 3–5 до 10 мин в зависимости от возраста детей;
  • предполагается участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуативного разговора.

Технология проведения ситуативного разговора

Ситуативный разговор как нетрадиционная форма речевой работы представляет для воспитателя некоторые трудности, так как имеет свои специфические особенности, связанные с поставленными задачами, содержанием деятельности.

Воспитателю нужно хорошо продумать логическую структуру ситуативного разговора: последовательно расположить весь материал, преподносимый детям; подготовить соответствующие вопросы и объяснения, наглядный материал, уточняющий отдельные моменты ситуации и позволяющий сконцентрировать внимание детей. Кроме этого, педагогу необходимо знать индивидуальные особенности детей и дифференцированно подключать их к активному участию в ситуации общения. Ситуативные разговоры могут быть реально-практическими и игровыми. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. При организации ситуаций педагог чаще всего «идет от детей», т.е. подмечает их в детской деятельности. Например,в младшей группе целесообразно проводить ситуативный разговор, побуждающий ребенка искать и устранять причину, мешающую ему действовать и лежащую на поверхности (например, что-то мешает открыть или закрыть дверь). В старшем дошкольном возрасте специально планируемыми ситуативными разговорами могут быть игры викторины: «Из какой сказки эти вещи», «Магазин волшебных вещей».

Пример ситуативного разговора:

«Волшебное слово» по произведению Осеевой В. (старшая группа)

Цель: расширить знание детей о культуре поведения.

Место в режиме дня: одевание после тихого часа.

  • Что такое волшебное слово?
  • Какие волшебные слова вы знаете?
  • Почему  вежливые слова называются волшебными?
  • Как надо произносить вежливые слова?

                В процессе беседы воспитатель подводить детей к выводу, что вежливые слова помогают людям общаться, поднимают настроение, помогают лучше понимать друг друга, внимательнее и бережнее относится к друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Восприятие художественной литературы и фольклора Заучивание потешки «Мыши водят хоровод»

Программа указывает на необходимость знакомства детей с родной культурой, заучивание с детьми потешек, песенок, закличек, формирование у детей интереса к детскому фольклору. У большинства детей ...

Система работы с детьми в детском саду по приобщению к восприятию художественной литературы и фольклора

Ракрываются цели, задачи, формы работы по приобщению детей к чтению. Как проходят занятия в разных возрастных группах. А также работа с родителями....

"Проектная деятельность в музыкально-литературном кафе по восприятию художественной литературы и фольклора дошкольниками"

  Наш педагогический коллектив уделяет большое внимание знакомству дошкольников с лучшими произведениями художественной литературы и фольклора для детей и на этой основе решает целый компл...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.

Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время проблема восприятия художественной литературы  по-прежнему актуальна.Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО п.2.6) направлен...