ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
консультация

Екатерина Владимировна Криваненкова

В настоящее время проблема восприятия художественной литературы  по-прежнему актуальна.

Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО п.2.6) направлен на восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений

ФГОС ДО (п.4.6) в качестве целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования  относит знакомство с произведениями художественной литературы [10].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vosptiyatie_hudozhestvennoy_literatury_i_folklora.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №1 «РОДНИЧОК» г. ЮХНОВ, ЮХНОВСКОГО РАЙОНА КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ Калуга, 2020 Подготовил: воспитатель Криваненкова Е.В. -СЗД

Слайд 2

В настоящее время проблема восприятия художественной литературы по-прежнему актуальна. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО п.2.6) направлен на восприятие художественной литературы, стимулирование сопереживанию персонажам художественных произведений ФГОС ДО (п.4.6) в качестве целевого ориентира на этапе завершения дошкольного образования относит знакомство с произведениями художественной литературы [ 10 ] .

Слайд 3

Цель: Выявить особенности восприятия художественной литературы и фольклора детьми старшего дошкольного возраста Задачи: 1. Изучить психолого - педагогическую литературу по восприятию художественной литературы и фольклора детьми старшего дошкольного возраста. 2. Выявит особенности восприятия художественной литературы и фольклора детьми старшего дошкольного возраста. 3. Подобрать диагностический материал для выявления уровня восприятия детьми художественных произведений и фольклора.

Слайд 4

Изучением литературного восприятия детей старшего дошкольного возраста занимались такие исследователи как Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, О. М. Дьяченко, Н. М. Аксарина, М. М. Алексеев, В. И. Яшина, М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко, А. К. Бондаренко и др. [ 3 ] . Такие исследователи, как Л.С. Выготский, Е.А. Корсунский, О.И. Никифорова, Ю.Н. Емельянов, З.Л. Рез - отмечали огромную роль художественной литературы в нравственном и эстетическом развитии молодого поколения [ 1 ]. Н.С. Карпинская считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка [ 5 ] . Е.А. Флерина называла характерной чертой восприятие художественных произведений детьми единство «чувствующего» и «мыслящего» [ 8 ].

Слайд 5

Восприятие художественной литературы и фольклора – форма активности ребенка, предполагающее не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в «мысленном действии», в результате чего возникает эффект присутствия, личного участия в событиях [ 2 ] .

Слайд 6

Восприятие рассматривается как система приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире [ 7 ] . Восприятие художественной литературы и фольклора - один из видов деятельности обеспечивающий развитие во всех образовательных областях и часть задач этого вид деятельности будет решать напрямую, а часть, только при определенных условиях. Восприятие художественной литературы и фольклора способствует присвоению моральных и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе [ 7 ] .

Слайд 7

Мышление Память Ощущения и эмоции Внимание Воображение Социально-коммуникативное развитие Восприятие художественной литературы и фольклора Художественно-эстетическое развитие Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие Обеспечивает развитие во всех образовательных областях

Слайд 8

СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГ: Приобщает ребенка к усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; Развивает общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками; Развивает социальный и эмоциональный интеллекта, эмоциональную отзывчивость, сопереживание; Формирует готовности к совместной деятельности со сверстниками; Формирует уважительное отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в Организации; Формирует е позитивные установки к различным видам труда и творчества; Формирует основы безопасного поведения в быту, социуме, природе. ДЕТИ: У детей дошкольного возраста формируются: элементарные представления нормах общения со взрослыми и сверстниками: элементарные нормы поведения и правила в разных видах деятельности; соблюдение правил поведения; способность к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 9

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГ: Приобщает ребенка к восприятию текста через диалог и комментированное чтение; Создает условия для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений; Формирует элементарные представления о различных видах искусства; Стимулирует сопереживание персонажам художественных произведений; Создает условия для становления эстетического отношения к описанному в произведении окружающему миру ДЕТИ: У ребенка формируются элементарные представления о различных видах искусства: Музыка : ребенок выражает отношение к герою через песню, танец Изобразительное искусство: ребенок иллюстрирует сказку или рассматривает иллюстрации к тексту Театр: ребенок инсценирует произведение

Слайд 10

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГ: Приобщает детей к беседам на духовно – нравственные темы; Стимулирует речевую активность с опорой на литературные произведения и фольклор; Учит детей опираться на личный опыт (реальные ситуации детского общения); Знакомит детей с книжной культурой (рассматривая книгу). ДЕТИ: Развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь ребенка,; Ребенок овладевает речью, как средством общения; Развивается звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух ребенка; Формируется звуковая аналитико – синтетическая активность, как предпосылка обучения ребенка грамоте; Формируется элементарное представление о детской литературе и ее жанрах; Формируется восприятие текста на слух, а на рефлексивном этапе дети воспроизводят (инсценируют) произведение.

Слайд 11

ДЕТИ: Формирует познавательные действия и становления сознания; У ребенка формируются первичные представления: - о себе, других людях; - об объектах окружающего мира; - о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; - о планете Земля, как общем доме людей; - об особенностях ее природы; - о многообразии стран и народов мира. ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГ: Создает условия для восприятия художественной литературы и фольклора; Знакомит детей с объектами окружающего мира; Дает представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; Дает представление о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Слайд 12

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Иллюстрирование Лепка Аппликация Решают задачи мелкой моторики рук Инсценированние Танцы Подвижные игры Решают задачи крупной моторики, координации движений, равновесия Все движения, которые выполняют дети, не должны наносить им ущерб, одна из задач физического развития Для рефлекторного этапа лучше предлагать детям те формы работы, которые им хорошо знакомы и уже отработаны.

Слайд 13

Для детей старшего дошкольного возраста характерно следующее: пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей; формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы; рост внимания к выразительным средствам языка; герои произведения становятся им ближе и понятнее; сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер; понимание сложных скрытых мотивов поведения героев; чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего); продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение; способность к элементарному анализу литературных произведений [5] . ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ФОЛЬКЛОРА

Слайд 14

ЭТАПЫ ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ФОЛЬКЛОРА ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА понимание текста, эмоции рассматривание книги обсуждение прочитанного чтение текста воспроизведение и осмысление Смысловая сторона понимания текста воображение творческий процесс логическое осмысление Техническая сторона чтения

Слайд 15

Этапы читательской деятельности Методические приемы Рассматривание книги обсуждение названий текста, иллюстраций; беседа (какие вопросы возникли); главный результат – желание прочитать книгу Чтение книги Чтение текста взрослыми в режиме медленного чтения Задача: помочь детям «войти» в текст Важно: характер чтения текста, первичное чтение Обсуждение прочитанного предложить детям коротко рассказать о чем текст; предложить выразить свое отношение к прочитанному с помощью мимики, жестов, красок Воспроизведение и осмысление прочитанного с помощью специальных заданий разыграть рассказ в лицах; нарисовать мультфильм (с помощью взрослого); Пересказ с использованием иллюстраций, свободное рассказывание; Стихотворный текст: декламация, хоровое чтение Техническая сторона ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ДЕТСКОМ САДУ

Слайд 16

Смысловая сторона СТРУКТУРА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Мотивационный этап Включение мотивов, формирование целей Ориентировочно – исследовательский этап Прогнозирование и планирование Исполнительский этап Воздействие на эмоции, включение воображения, смысловая обработка текста Рефлексивный этап Фиксация эмоций, смысла текста, творчество Главный критерий для выбора приемов и методов при организации детской деятельности восприятии художественной литературы и фольклора – это ориентир на наиболее активную в данный возрастной период сферу читательской деятельности и на задачи того или иного этапа деятельности

Слайд 17

ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ: Чтение не должно быть однообразным и неинтересным; Необходимо стараться избегать пассивного созерцания и слушания; Нужно дать ребенку высказать свое мнения, проявить эмоции; Важно внимательно относится к проявлению коммуникативной инициативы и поддерживать ее.

Слайд 18

3. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ФОЛЬКЛОРА Методика «Дорисование фигур» О.М. Дьяченко Цель: Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы. Уровни: Низкий уровень дети фактически не принимают задачу Средний уровень дети дорисовывают большинство фигурок Высокий уровень дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки Методика «Сочинение сказки» (модифицированный вариант методики О. М. Дьяченко) Цель: изучить особенности воображения ребенка на словесном материале Уровни : 1. наличие и устойчивость замысла; 2. ребенок следует замыслу; 3. принятие задачи, оригинальность содержания 4. разнообразие персонажей и их действий; 5. структурная организованность сказки; 6. детализированность сказки

Слайд 19

Методика "Дерево желаний" В.С. Юркевич Цель : изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации). Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов. – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная. Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов. – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д. Методика "Как спасти зайку« (методика развития творческих способностей детей) Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. Первый уровень оценка – 1 балл Второй уровень оценка – 2 балла Третий уровень оценка – 3 балла

Слайд 20

Заключение В ходе работы анализ литературы показал, что в исследования А. В. Запорожца, посвященных проблеме восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения, четко выделена идея о неоспоримой роли искусства, в частности, художественной литературе. Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Художественная литература рассматривается как средство нравственного и эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Дети познают точность и выразительность языка, новые слова, образные выражения. Восприятие художественной литературы способствует познанию ребенком объективной действительности. Также были выявлены особенности восприятия детьми старшего возраста литературных произведений и фольклора: пристальный интерес к содержанию произведения, формирование умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы; рост внимания к выразительным средствам языка; герои произведения становятся им ближе и понятнее; Сочувствие персонажам, волнение за их судьбу приобретают осознанный характер; понимание сложных скрытых мотивов поведения героев; чувства и переживания детей при слушании произведений уже достаточно глубоки и устойчивы, разнообразны и способы их выражения: в одних случаях ребята улыбаются, громко смеются, поворачиваются друг к другу, в других же – их внешняя активность тормозиться (они затихают, сидят неподвижно, напряженно слушают читающего); продолжает развиваться воссоздающее и творческое воображение; способность к элементарному анализу литературных произведений. Был подобран диагностический материал для выявления уровня восприятия детьми художественных произведений и фольклора: • Методика «Дорисование фигур» О.М. Дьяченко; • Методика «Сочинение сказки» (модифицированный вариант методики О. М. Дьяченко); • Методика "Дерево желаний" В.С. Юркевич; • Методика "Как спасти

Слайд 21

Список литературы Дунаев, Н.О. Значение художественной литературы в формировании личности ребенка [ Текст ] / Н.О. Дунаев Н.О. Дошкольное воспитание. 2007, №6. С.35-40. Дыбина, О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ [Текст] / Дыбина О.В. – М.: Мозаика – Синтез, 2014, С. 12 – 23. Запорожец, А. В. Психология восприятия ребенком дошкольником литературного произведения [ Текст ] /Избранные Психологический труды [ Текст ] /А. В. Запорожец - М.: Педагогика, 2009. - 128 с. Запорожец , А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов [ Текст ] /А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин – М.: Просвящение 1964 – 672с. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) [ Текст ] / Н.С. Карпинская - М.: Педагогика, 2012. - 143с. Немов, Р.С. Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики [Электронный ресурс] //[Немов Р.С.— Электронные текстовые данные — М.: Владос, 2008.— 631 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14189.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Педагогический словарь [Текст]/ [Электронный ресурс] http://enc-dic.com/pedagogics/Vosprijatie-309 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2т. — Т.1. [ Текст ] /С.Л. Рубинште, йн. — М.: Просвещение, 1989. — 374с. . Титаренко, Т.И. Факторы, влияющие на восприятие художественного текста детьми-дошкольниками: Автореферат диссертации канд. филол. Наук [ Текст ] / /Т.И. Титаренко - М. 2010. - 48с. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [ Текст ] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 248 Электронный ресурс https://e.lanbook.com/reader/book/70400/#book_name Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155). Электронный ресурс [http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/] Информационно-правовое обеспечение «Гарант».